Аквила и аналоги из совсем других времён

22 3039

Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.

Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь.

Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K

Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.

Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыльями, сидящего на шесте, и являлась штандартом легиона.

Римский орнамент с аквилой (100-200 г.)

Орёл считался одним из главных атрибутов Юпитера (и Зевса, кстати). Название аквила происходит от латинского "aquila", т.е. "орёл". Родственно слову Аквилон, обозначавшему северный и северно-восточный ветер (является аналогом греческого северного ветра Борея). Это важно, так что запомним.

"Aquila" происходит от "aquilus", т.е. "черноватый, цвет тьмы". А оно происходит из слова "aqua", т.е. вода. Дальше вглубь языка не пойдём, так как и этого вполне хватает.

Динарий Марка Антония с аквилой Третьего легиона.
Септимий Север выпустил вот такой динарий в честь XIV Парного легиона

Во-первых, хочу акцентировать ваше внимание на орлах и шестах. Просто запомните их.

Во-вторых, обратите внимание на динарий в честь Парного легиона (Legio XIV Gemina). Здесь надо отметить, что "gemina" означает ещё и "близнецы". В данном случае скорее даже "божественных близнецов". Это мы можем увидеть на самом динарии - ниже орла по его сторонам под штандартами видны олени. Это и есть самое древнее представление о "божественных близнецах" в праиндоевропейской культуре, когда боги уже стали зооморфны, но ещё не стали антропоморфны. Более того, это представление ещё тех времён, когда под близнецами понимались именно олени, позже они будут заменены на коней (после одомашнивания лошади в причерноморских степях), а ещё позже на всадников на конях (Ашвины, как один из вариантов).

Вернёмся к нашим орлам. Точнее, к воде.

В праиндоевропейской мифологии солнце садится на западе в воду. (Не буду спойлерить, говоря о возможности идентификации исторической прародины на основании мифологии.) Именно на западе, за водой, находится место, через которое уходят души в потусторонний мир. Но души уходят не просто так, а в виде птиц или с помощью птиц. Вот такая длинная связь от загробного мира, к орлу.

Север (северный ветер) ассоциируется у индоевропейских народов с зимой и с полночью. Об этом я писал в Место времени. А зима и полночь с подземным (читай загробным) миром. Тут можно отметить, что непосредственно загробный мир в разные периоды связывался или с подземным (нижним) миром, или с верхним. Возможно, это отражалось ещё и в обряде - ингумация или кремация.

Всё, про Аквилон можно забыть. Двигаемся дальше.

Продолжу про орла.

В Англии и Дании в средние века казнили за убийство орла, тогда же бытовало поверье о связи между орлом и ветром. Ветры изображались с головами хищных птиц.

Герб города Ольвия

Хищные птицы - частые гости в скифских мотивах. Иногда их отображают терзающими свою добычу. Предполагают, что так показывают связь между жертвой и загробным миром.

Орёл у многих евразийских народов и выходцев из Евразии (это я сейчас на Древний Египет намекаю) ассоциируется с верховным божеством, и привязывается обычно к Небу или Солнцу. Через такое понимание орёл становится и символом власти в разных государствах. (Греб России же все помнят?) В индийских ведах орёл является самим Солнцем, а под именем Гаруды становится ездовой птицей Вишну.

На самом деле, народы часто смешивали хищных птиц, наделяя их одинаковыми мистическими свойствами. Это отображается, например, и в монгольской поэме, про которую говорил в Золотоордынская рукопись на берёсте.

Кречет и ястреб, наряду с орлом, соколом и копчиком, являлись довольно распространенными тотемами и иногда онгонами у тюрко-монгольских народов. С другой стороны, человеческая душа в мировоззрении многих народов Евразии, в том числе у тюрок и монголов, представлялась в виде птицы. В этой связи "взлёт" сына является ничем иным, как полётом его души.

В некоторых культурах считается, что не аист, а ястреб приносит в семью младенцев. У других, выпавшего из гнезда птенца пустельги забирают в бездетную семью — он поможет рождению детей. Орла молят бесплодные женщины о детях. Получается, что орлы могут не только относить душу в потусторонний мир, но и приносить оттуда новую в наш бренный мир.

Таким образом, орёл способен посещать все три уровня миров - верхний, наш и подземный.

Ладно. Закончим с орлами и перенесемся на несколько тысяч километров от родины аквил - к тюркоязычному племени долган. Вот такие рисунки они имеют:

Как можно заметить, долганское изображение довольно схоже с отображением римской аквилы. И вряд ли это просто так.

У долган это изображение Мировой оси - на шесте с перекладинами сидит птица. Мировая ось соединяет верхний мир и нижний через земной. Представление о делении всего мира на 3 части является очень древним. В зависимости от культуры, это визуально развилось в разные представления, из которых можно выделить следующие:

- у степных народов в мировой шест (как у долган). Предполагается, что центр мира степного кочевника там, где он поставил этот шест - ось мира. Это используется в случаях, когда у них нет другого ориентира для образа оси. В случае длительного пребывания шест мог быть заменен каменным столбом.

- у (при-)горных народов в образ горы. Так это Алтынту у алтайских народов, Меру в индуизме, буддизме, Куньлунь у китайцев, Олимп у греков.

- у лесо-степных и лесных народов ось мира слилась с культом дерева и превратилась в мировое дерево.

Предлагаю перенестись теперь и в пространстве и во времени.

Знаменитое изображение из пещеры Ласко. 15-18 тыс. лет назад

Изображения из пещеры Ласко широко известны. Мы остановимся на одном из них, которое вы видите выше. Сейчас дам схематическое изображение интересующей части.

Сцена с быком и человеком

Здесь мы видим итифаллического (т.е. с фаллосом) человека с птичьей головой у ног поверженного быка. Ниже них располагается шест с птицей и перекладиной, а рядом еще один шест с перекладинами (это уже одна из трактовок). Вот некоторые исследователи полагают, что это одно из древнейших изображений мировой оси в виде шеста с перекладинами, но в сломанном состоянии.

Как мы можем видеть, изображение птички на шесте здесь очень схоже с изображением мировой оси у долганов и аквилы римлян.

К рисункам из пещеры Ласко я вернусь как-нибудь в другой раз. А пока, чтобы вы не думали, что это всё случайность, покажу вам ещё картинку:

Египетская статуэтка Осириса с фаллосом и амулетами

Что же может означать это конкретное изображение из пещеры Ласко, вы можете накидать в комментариях.


Источников не будет. Все равно из никто не читает. Но готов предоставить под конкретные вопросы :)

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

США конфискуют Российские активы, но последствий для них НЕ будет, расслабьтесь!

24 апреля 2024 года помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в ходе брифинга заявил, что Соединенные Штаты и их союзники в Европе продолжают разработку механизма по использо...

Обсудить
  • Как отдаленное эхо древних представлений - может быть, "аквила" и связана с Древом. Но тогда желательно понять, в каких еще памятниках эпохи Древо отражено. Потому что штандарт появился довольно поздно. Значит, до этого идея хранилась законсервированной в др. объектах. А в целом - интересная мысль!
  • Так, что за доеб до имперской аквилы? Ты ксенос, еретик или мутант?
  • короче, я ничего не понял. Но фараонов, получается, придумали не славяне, а французы. Славяне лишь украли палку и сделали из нее восьмиконечный крест. https://www.youtube.com/watch?v=mMM3f2vblLw
  • К последнему фото со статуэткой Озириса. Современные альтофреники: В древности люди были мудрыми и высокодуховными, знали все тайны бытия и мироздания, жили в гармонии с природой и с самими собой и т.д. Древние люди: Ну вот, нате вам. Смотрите, пожалуйста - пиписька с лапками и крылышками. :laughing: (кубок, романо-бритты, I-V вв)
  • :boom: :hand: