• РЕГИСТРАЦИЯ
paulus
14 апреля 2017 г. 10:57 3467 138 114.84

Золотоордынская рукопись на берёсте

Статьей ранее пообещал рассказать про первую выкопанную берестяную рукопись на территории России. Выполняю обещание (по крайней мере, еще более ранней бересты я не нашел).


"8 сентября 1931 года я, по просьбе директора Энгельского музея, т. Хютц, был командирован Саратовским областным музеем для вскрытия и обследования могилы, найденной в с. Терновке, в которой землекопы, готовившие силосную яму, обнаружили погребение с сопровождавшими его предметами: берестяной книжечкой карманного формата, бронзовой чашечкой и костяным желобчатым острием ... Книжечка, обломанная по углам и весьма плохой сохранности действительно оказалась сшитой из бересты и на ней мною были обнаружены письмена, схожие с арабскими и частью сирийскими или уйгурскими буквами, бронзовое блюдечко сильно окислено, вне сомнения, было ни что иное, как чернильница для туши, а костяная пластинка с заостренным концом и желобком на нижней стороне – пером для письма.
... Здесь же нашли довольно много черепков красноглиняной, хорошо обожженной посуды, несомненно относящейся к з.ордынскому времени. При этом Коробко заявил, что здесь он нашел три медных небольших монетки, которые к сожалению он затерял. Судя по его описанию, эти монетки принадлежали к джучидским. Это еще более убедило нас, что мы имеем здесь дело с каким-то золотоордынским кишлаком и погребение в могиле имеет связь с этим поселком и может быть приурочено также к XIII–XIV веку... Из сопоставления остатков от гробовища с другими таковыми же из определенно з.ордынских могильников, плюс к этому близость от погребения з.ордынского поселка все это склоняло меня к тому, чтобы признать данное погребение з.ордынским, о чем я и поместил в своем отчете Энгельскому музею."
Из отчета А.А. Кроткова по обследованию в с. Терновке – Подгорном АССРНП могилы с берестяной книжкой.

В 1931 году землекопы случайно обнаружили на левом берегу Волги, в округе бывшего золотоордынского города Укек (Увек), близ деревень Подгорное – Терновка погребение, из которого происходили: берестяная книжечка, бронзовая чашечка, костяное писало и другие вещи. Землекопы - люди простые. Поэтому останки они перезахоронили, а землянку, в которой было сделано захоронение, разрушили, так как она мешала работам. При этом перезахоронили останки так, что не осталось не то что ни одной целой кости, а даже фрагмента больше 5 см - только костяная труха. Так как в гости к землекопам приехали все же ученые, то они смогли даже в этих условиях найти дополнительно пряжку, фрагменты ножа, наконечник стрелы и еще немного берестяных фрагментов в добавок к тем, которые им передали.

Сотрудники Государственного Эрмитажа предприняли попытку реставрации полученных берестяных фрагментов рукописи - очистили их от земли, расправили и закатали в целлулоид. Сделанные с рукописи фотографии были переданы специалистам, для определения языка и дальнейшего перевода. Сотрудники Эрмитажа сначала определили рукопись как уйгурскую, т.к. написана она была уйгурским шрифтом (уйгурский язык относится к тюркским). Однако увидевшие фотографии тюркологи смогли найти уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, а значительная часть текста была ими признана как не уйгурская. В итоге дело дошло до ...

... дело дошло до специалистов из отдела монгольских исследований в Институте востоковедения Академии наук СССР. И уже они определили, что непонятный текст, написанный уйгурским шрифтом, является монгольским. Т.е. данная рукопись была написана уйгурским шрифтом и на уйгурском языке и на монгольском.

Где тут свидетели отсутствия письменности у дикого монгольского народа, которые упорно игнорируют факт использования монголами чужих букв?

Дальше - больше. Подробное изучение фрагментов Институтом востоковедения позволило установить, что из 25 фрагментов на монгольском языке написано только 6, но зато наиболее сохранившихся. Остальные содержат текст преимущественно на уйгурском языке. Преимущественно, т.к. на одном из фрагментов одна (!!!) строка написана знаками квадратного письма. Для альтернативно одаренных подчеркну - монгольского квадратного письма. Именно это позволило уточнить датировку написания как начало XIV века (монгольское квадратное письмо использовалось недолго). Позже было обнаружено, что на фрагментах имеются явные следы того, что листы были сшиты в книгу, и что книга эта пересшивалась заново.

Из этих 25 фрагментов лишь 3 листа более-менее сохранились, от остальных сохранилась лишь часть, в которой можно разобрать только от одной до четырех строк. В связи с этим, полное восстановление текста невозможно. Однако, т.к. текст имеет явную стихотворную форму, которая у монголов была достаточно своеобразна, специалистам удалось восстановить и перевести на русский по крайней мере часть текста, на основании которого уже можно делать существенные выводы.

Первый вывод я уже озвучил - это время написания рукописи. Т.к. монгольское квадратное письмо было введено в оборот указом иператора Хубилая в 1269 году, распространялось очень медленно и ушло из употребления монголами уже в середине XIV века, то появление надписей отнесли к первой четверти XIV века.

Второй вывод заключается в том, что эта рукопись является именно уйгурско-монгольской, т.е. фрагменты не являются частями двух разных рукописей. Что особенно важно, рукопись эта была написана одним человеком.

Третий вывод - подобная рукопись, содержавшая стихи, могла иметь хождение только среди людей, которые использовали монгольский язык не только в канцелярской переписке, но и в быту. И это не пайдза, которая могла быть обнаружена у гонцов или послов, т.е. далеко за пределами распространения языка. Данная рукопись если и не была написана прямо на месте (вспоминаем чернильницу и писало), то, по крайней мере, на месте читалась. Кстати, береста имела происхождение из более северных мест - Волжской Булгарии.

Владельцем берестяной книжечки был человек небогатый, явно не из военачальников или чиновников, иначе вместо бересты использовался бы более дорогой материал. Скорее всего владелец был писцом. Этим объясняется и двуязычностью рукописи, и наличие письменных принадлежностей, и то, что в могилу положили саму рукопись, как образец его письма. Кстати, сама рукопись является редким свидетельством того, что монголы использовали бересту в качестве писчего материала. Это может пояснять редкость находок образцов монгольской письменности, т.к. береста менее устойчива по отношению к атмосферным явлениям, чем бумага.

Из вышесказанного следует вывод о присутствии монголов на территории Нижнего Поволжья, бывших землях Золотой Орды. Если учесть, что квадратное письмо имело хождение в большей степени на территории Китая (где оно было разработано) и не получило широкого распространения, несмотря на все указы Хубилая, то выходит, что писарь либо имеет происхождение из значительно более восточных территорий, либо ездил туда обучаться.

Таким образом, рукопись эта ценна по многим причинам, и возможность восстановления текста не является наиболее важной. И это первое монгольское художественно-литературное произведение, написанное знаками уйгурского алфавита, дошедшее до нас.

В заключение еще раз скажу, что по многим специфическим особенностям рукопись относится к началу XIV века. Теперь можно перейти непосредственно к восстановленному и переведенному тексту той части, которую можно связно перевести.

Римскими цифрами обозначена нумерация фрагментов, которая изначально была дана в Государственном Эрмитаже. Квадратными скобками показано восстановление текста, где количество скобок указывает на разные уровни восстановления. Многоточия - невосстановленный текст.


Начало отсутствует.

XXIа.

"Когда ты с решимостью достигнешь [[благодетельного]] властителя,

пади под перекладиной!

Зачем огорчаться

на том основании, что упал под перекладиной

[К благодетельному] прекрасному властителю

………… будешь ты взято дитя моё!"

…………………………

…………………………


XXIб.

…………………………

…………………………

[["Человеком]] [взято] ты [будешь, дитя] моё!

Когда ты с решимостью достигнешь заботливого властителя,

пади под [воротами]!

Зачем глядеть и смотреть,

оттого, что упал

под [воротами]?"


XIXа.

"Смотревшим властителем

будешь ты забрано и взято дитя моё!

Когда ты достигнешь [[с решимостью]] божественного властителя,

[пади под] порогом!

[[Затем ……… и ………

на том основании, что]] [упал под порогом]?

[[К божественному властителю

будешь ты ……… и взято, дитя моё!"]]


XIXб.

"Зачем оставаться и ………?

Приходя и ……… к омрачённому властителю, будешь ты взято, дитя моё!

О достойный и прекрасный кречет!"

Пропуск не менее одного листа.


XXб.

"Когда ты в надежде прибудешь к ………,

зачем огорчаться под дверью?

К заклятому человеку [отправишься] ты [дитя моё]!"

…………………………

…………………………


XXв.

["Когда ты достигнешь …………]

[…………] и прекрасного [властителя],

[зачем] огорчаться [под ………]?

К рабам отправишься ты в расстройстве, дитя моё!

О, ……… и прекрасный ястреб!

Когда ты достигнешь вплотную,

пади под остриём!

Зачем лукавствовать

на том основании, что упал под остриём?"


XXг.

"На службу, будучи разыскиваемо, будешь ты взято, дитя моё,

судьбою данным прекрасным властителем!"

Золотой соловушко, дитя её,

приступил к пению ответной песни

матери своей, милой матушке.

"Мать, милая матушка моя!

………… жена ………

……………твой………

…………………………


XXа.

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

сказал "Встретимся!" и отправился.

Пропуск, вероятно, одного листа.


XXIIIа.

«Отправляюсь!

О, мать моя, милая матушка!

Трава лужайки стала сочнеть,

близкие друзья стали отправляться.

Да отправлюсь я на свою приветливую родину!

…………………………

Мать моя, милая матушка!

………стали …………

достиг …………………


XXIIIб.

Мать моя, милая матушка!"

Мать [его], милая матушка

[Приступила] к пению ответной песни:

"Волосики твоей ……………

сделаю [………… золотыми]" сказала она.

"Не подвергайся нападению со стороны злого духа и ……!

Шествуй [взлети], дитя моё!

Волосики твоей груди

Я сделаю отделанным золотом!" сказала она.


XXIIа.

"Увечьям и страданьям не подвергайся!

Отправляйся, взлети дитя моё!

Волосики твоей груди

сделаю сплошь золотыми!", сказала она.

"С [напастями] и злыми духами не встречайся, дитя моё!

Волосы на твоей [голове я сделаю] рассыпным золотом!", сказала она.


XXIIб.

……………………………

……………………………

"Когда ты [[в страхе]] достигнешь

[[благодетельного]] и [прекрасного] властителя,

зачем огорчаться под тесовой телегой?

К имеющему ……… руки отправишься ты в смятении, дитя моё!

Свои ладони …………"

Пропуск одного листа.


XXIV.

"Буду питать с аил (?)!

Сделаю ……… и золотым с корзину (?)!"

Во время своего взлёта

матери своей, милой матушке

так спел он:

"Горные травы начинают становиться лужайкой,

братья начинают отправляться.

Отправляюсь я на свою родину, где проживаю, чтобы быть там!"


Сотрудники Академии наук в 30-е годы прошлого столетия пришли к мнению, что это произведение посвящено матери, провожающей сына в дорогу на службу к одному из военачальников. Так как текст песни не характерен для аристократической монгольской поэзии XIII-XIV веков, то сделан вывод о том, что это является фольклорным произведением, образцом древнемонгольской народной лирики - одним из древнейших, дошедших до нас.



Источники:

Поппе Н. Н. Золотоордынская рукопись на берёсте // Советское востоковедение. — М., Л., 1941. — Т. 2. — С. 81-159.

Малов Н. М., Пилипенко С. А., Сергеева О. В. Погребение золотоордынского писца с берестяной книжечкой около сел Подгорное—Терновка// АВЕС. Саратов: СГУ. 2013. Вып. 10. с. 382—396.


В следующий раз я покажу вам иной взгляд на значение этого текста.


Кстати, как обычно, "учОные все скрывают". Нашел только 3 научных работы, посвященных данной бересте, в одной из которых прямо утверждается, что "не все архивные и музейные материалы об этом археологическом памятнике введены в научный оборот и известны широкому кругу исследователей".


Предыдущие статьи по схожей тематике:

Рукопись на берёсте https://cont.ws/@paulus/576405

Как раскрывают берестяные грамоты https://cont.ws/@paulus/566790

И еще раз о бересте со св. Варварой https://cont.ws/@paulus/479568


Оригинал статьи в ЖЖ - http://paulus-raul.livejournal...

http://paulus-raul.livejournal.com/

"Наш журнал - это сообщество авторов и читателей, объединенных убежденностью в примате фундаментального научного знания перед пропагандой, мифотворчеством и суевериями. Критика исторических мифов и научно-популярная публицистика - основные темы журнала.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Фрагмент славянского язычества. - Ч. VIII. Перун и Велес: исконный смысл змееборчества

    Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня мы публикуем следующий пост, посвящённый змееборчеству. Наиболее простые случаи – борьба со Змеем как с воплощением Дьявола, как в «Киево-Печерском Патерике» и «Повести временных лет» (ПВЛ) (1), и как с предком (тотемом) врагов. Дьявол же, в понятиях христиан, мог быть связан и с язычеством. Кроме невров (2), кем бы они ни были на ...
    -->
    36
    water Сегодня 17:00

    ОРДЕН "КРОМЕШНИКОВ" ИВАНА ГРОЗНОГО

    При упоминании орденов на память приходят в основном сведения обо всяких тамплиерах, масонах и прочих иезуитах, но оказывается, на Руси ордена как структуры существовали с давних времен, с XI - XII века. Опричнина, оказывается, - тоже некая орденская структура, а Малюта Скуратов - не просто Малюта Скуратов, а какой-то потомственный князь. Кто же такие опричники, "кром...
    -->
    76

    Как и чем ловили рыбу древние словене и русы

    Как и чем ловили рыбу древние словене и русыПо назначению и способу применения рыболовные орудия подразделяются на 4 группы: колющие орудия, крючные снасти, сети, запорные системы.Колющие орудияВ данную группу входят остроги, гарпуны, багры, стрелы. Острога была самым распространённым приспособлением, известна с глубокой древности. Была двух типов: сост...
    -->
    97

    СлавяноАрийские Веды создали в Ватикане

     К. П. Петров    https://www.youtube.com/watch?v=nOsFYqImKas...
    -->
    51

    Фрагмент славянского язычества. - Ч. VII. Перун и Велес: парадоксы «основного мифа» славян

    Фрагмент славянского язычества.Ч. VII. Перун и Велес: парадоксы «основного мифа» славян«Основным мифом» в литературе порой называется миф о борьбе между Перуном и Велесом. Однако, тщательное изучение источников последнего позволяет нам выявить некоторую сумму фактов, которые не вписываются в этот миф. Обратимся теперь к образу восточнославянского князя языческих времё...
    -->
    443
    Галина. Тувик
    Вчера 03:59

    Как Ветхий Завет доказывает, что русские древнее евреев!!!

    ByХронографъ✔(Админ)Posted on 11.11.2018ХронографъВ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И В МИРОВОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СЛОЖИЛОСЬ УСТОЙЧИВОЕ МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО СЛАВЯНЕ И РУСЫ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ. И В ЭТОЙ СВЯЗИ СЛАВЯНОРУСЫ ВЫГЛЯДЯТ СУЩИМИ ПАЦАНАМИ ПЕРЕД ЕГИПТЯНАМИ, ИРАНЦАМИ, КИТАЙЦАМИ, ЕВРЕЯМИ. МЕЖДУ ТЕМ, ЕСТЬ ОСНО...
    -->
    1300
    Vladimir NN 9 ноября 10:42

    Лукоморье. (из цикла 34.55)

    Египет. Земля фараонов, которые с юношеских лет зная о бренности человеческой плоти собирали материальные блага, чтобы с ними переселится в иной мир. И ведь некоторым фараонам это удалось. Их тела в золотых саркофагах и по ныне путешествуют по миру.По представлениям древних египтян, земная жизнь человека не заканчивалась смертью и служила подготовкой к великому п...
    -->
    643
    Судьба Русов 8 ноября 12:39

    Фрагмент славянского язычества. - Ч. VI. Мир Велеса – Нижний Мир

    Велес, как и его различные зооморфные воплощения, является, судя по всему, связанным с Нижним Миром. Рассмотрим теперь образ этого мира в сознании восточных славян. Начнём с того, что «подземное» и «водное» у них почти тождественны друг другу. Эта черта народных представлений видимо, изначальна. Едва ли, вслед за Д.А. Мачинским, следует признать, что боги подземного м...
    -->
    772

    Элементы русского боевого пляса

    Элементы русского боевого пляса (Видео)Русский мужской боевой пляс, исполнялся перед боем, для вхождения в состояние измененного сознания. Это состояние помогало русским воинам наиболее эффективным способом расслаблять свое тело и побеждать многих врагов.Демонстрирует мастер своего дела - Медведев Александр. Это видео было снято любителя...
    -->
    551
    Sage 9 ноября 13:39

    Какие тайны скрывает Средняя Азия? Что находят археологи?

    Археологи давно обратили внимание на высокий уровень культуры, некогда процветавшей на юго-западе Средней Азии, между современным Ашхабадом и Тедженом. Здесь в конце III — начале II тысячелетия до н. э. существовали крупные населенные центры, оплывшие руины которых занимают площадь в 50—70 гектаров. Развитое гончарное ремесло и металлургия, бронзовые и ...
    -->
    2173

    Евгений Темежников - Какая религия была у монголо-татар? Кто такой пресвитер Иоанн? Какое на Востоке было христианство? Сохранилась ли память о Чингис-хане?

    КАКАЯ РЕЛИГИЯ БЫЛА У МОНГОЛО-ТАТАР?Псевдо-историк Александр Бушков: В Сарае Великом существовали христианские храмы, а при "ханской ставке" был православный епископ [9.1]. Всемирная история в 10 томах: «Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество зе...
    -->
    554
    Sage 7 ноября 18:50

    Сибирские находки, которые озадачили ученых.

    Эти пряжки были случайно найдены в 1970-х годах во время полевых работ. Возраст находок составляет примерно 2000 лет. Тогда в Китае еще не сформировался окончательно культ драконов, а значит у народов, населявших Сибирь, была своя собственная мифология.Драконы - элемент скифской а не китайской традицииРимский историк Арриан в труде «Тактика» пишет: «Ски...
    -->
    849
    Галина. Тувик
    7 ноября 01:21

    География Древней Руси. Киев=Константинополь?

    ByХронографъ✔(Админ)Posted on 06.11.2018  Удивительный материал!!!  Любителям Истории ХронографъИтак, нами обнаруживается, что окрестности легендарного Русского моря, внутреннего моря Древней Руси, некогда простирались от Дербента до Анакопии, где береговая линия проходила по отрогам Кавказских гор, а на север воды этого гигантского водоема про...
    -->
    852
    Судьба Русов 6 ноября 21:58

    Фольклор. - Часть II — Заговоры, как элемент народной традиции.

    Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если мол...
    -->
    1853
    Sage 5 ноября 17:35

    ОРИГИНАЛ ЗАПРЕЩЁННЫХ КНИГ — Т. ВОЛАНСКОГО «ПИСЬМА О СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЯХ».

    Вы видите перед собой два тома собраний запрещенных книг! Не пугайтесь, все книги Воланского в 1853 году были внесены в папский « Индекс запрещенных книг» и приговорены к сожжению. К нашему счастью папская инквизиция не все смогла сжечь.О книге Ф. Воланского " Письма о славянских древностях"Этого события, перевода на русский язык, книга ждала долгих пол...
    -->
    2243
    Sage 5 ноября 16:24

    Уникальный трубопровод средневековья поднимал воду на 200 метров без всякого насоса.

    Руины замка Аламут, которые расположены в провинции Казвин современного Ирана, давно интересуют археологов, но, как казалось исследователям, в этом здании уже ничего нельзя найти интересного. Ан, нет, как сообщает издательство TehranTimes, совсем недавно иранские археологи обнаружили здесь нечто поразительное – водопровод, которому, по меньшей мере, дес...
    -->
    6244

    Смута и Рязанский край/RP/

    Обзорная статья по участию рязанцев в  событияхСмуты. В принципе, история участия тесно переплетена с общеизвестными фактами,  но пара нюансов о роли моих земляков в Смуте, думаю будут интересны всем... Роли эти были и положительные, и отрицательные, но смотреть на одно с одобрением, а на другое -  с презрением, смысла нет, ибо это наша История, и друго...
    -->
    604

    Г.А.Артамонов. Норманская проблема: история и современное состояние

    https://youtu.be/vkJ6iVgEeB8 Вступление1:00 Художественный фильм "Викинг" - образчик норманизма. Создателей фильма консультировали историки-норманисты.4:36 Норманист Адольф Гитлер 7:01 Письмо немецкого студента9:12 ПВЛ10:18 Славяне, русь и варяги17:16 Норманисты делают вид, что всё давно уже всем понятно18:21 Позиция норманистов. Осн...
    -->
    632
    Галина. Тувик
    3 ноября 20:01

    С кем и за что на самом деле бился Дмитрий Донской.

    ByХронографъ✔(Админ)Posted on 03.11.2018 Автор: Billy Poole Победа над Мамаем на Куликовом поле 8 сентября 1380 года сделала Дмитрия Донского знаменитым как едва ли не освободителя русской земли от ордынского ига. Однако, спустя всего 2 года Тохтамыш сжёг Москву, а власть Орды над русскими землями пала лишь осенью 1480 года. Что-то тут не клеится… Что же...
    -->
    1148
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика