Рукопись на берёсте

64 5962

Берестяные грамоты давно уже в нашем сознании ассоциируются с Великим Новгородом, как основным местом находок этих исторических источников.

Что такое берестяная грамота, где и когда использовали. Наиболее интересные грамоты. Первая найденная на территории России рукопись на берёсте. Про это (и немного другого) будет рассказано ниже в статье.

Следует начать с того, что первую подборку берестяных грамот собрал новгородский коллекционер В.С.Передольский еще в дореволюционое время. Однако мало кто верил, что они являются "письменами предков наших", и в итоге эта коллекция была безвозвратно утеряна после национализации.


Что такое берестяная грамота

Верхняя (наружняя) часть коры березы, называемая берёста или береста́, на Руси активно использовалась в хозяйстве - в строителестве, при изготовлении домашней утвари, для художественных поделок, как материал для письма.

Вот такие свидетельства письменности Древней и Средневековой Руси до XV века, сделанные на бересте, называли берестяными грамотами. Дискриминация, однако. Письменные документы на бересте другого происхождения обычно берестяной грамотой не назвали, хотя есть предположения, что корой деревьев в качестве писчего материала могли начать пользоваться еще в мезолите или неолите, и использовали ее практически по всему миру.

К примеру, использовали кору березы и других деревьев использовали в Древнем Риме (записные книжки у императоров). Во времена присутствия римлян в Англии использовали и тонкие деревянные таблички, которые сейчас известны как таблички из Виндоланды. Была в Таллине берестяная рукопись на немецком языке 1570 года. Сообщается также, что шведы использовали бересту для письма в XV веке и позже.

В Индии еще до нашей эры использовали древесное лыко. Бересту там прекратили использовать примерно во времена нашествия монголов. Из найденного в прошлом веке можно отметить санскритскую рукопись VII века н.э., ряд буддистских текстов, например, V века.

На территории Тувы в 1960 году нашли тибетские средневековые письмена с магическими текстами. Стоит отметить, что и в Тибете и в Индии записи на бересте обычно носили сакральный характер.

Есть упоминание, что американские индейцы тоже знали письменность на бересте.

Если вернуться к европейской части России, то берестяные записи у нас начали находить массово после первой находки в Великом Новгороде, которая произошла в 1951 году 26 июля на Неревском раскопе. Теперь в Новгороде эта дата празднуется как "День берестяной грамоты".

В Великом Новгороде находили берестяные грамоты на карельском, немецком, греческом, латыни. Находили там даже русско-карельский словарик для сборщиков дани. В Смоленске нашли бересту с руническим древнескандинавским письмом. В настоящий момент найдено уже почти 1200 грамот при раскопках древнерусских городов. Большая часть из них, почти 11 сотен, найдена в Великом Новгороде, остальные в небольшом, а иногда и единичном, количестве в Старой Руссе, Торжке, Вологде, Смоленске, Москве, Пскове и некоторых других городах России, Украины и Белоруссии.

Перед употреблением кору березы обычно сначала обрабатывали. Могли ее нарезать в листы одинакового размера. Потом такие листы могли даже сшить в книгу. Знаки на бересту наносили разными способами. В древнерусских грамотах буквы обычно процарапывались, реже наносились чернилами. В Индии, к примеру, могли буквы сначала процарапать, а потом замазать специальным составом.

В XV веке в связи с широким распространением бумаги, которая подешевела к этому времени, береста как писчий материал, выходит из употребления, хотя отдельные случаи применения встречались и в XX веке. До появления бумаги серьезные документы обычно писали на пергаменте, который был весьма дорог. Возможно, что именно это повлияло на то, что берестяные грамоты в большинстве своем отражают именно разговорный язык, или же (в других случаях) литературные произведения низких слоев общества.


Наиболее интересные грамоты

На всякий случай оговорюсь - упомяну несколько берестяных грамот, которые показались интересными мне. Естественно, что наши вкусы могут серьезно отличаться.

Начну с той (точнее тех), которая явно известна всем.


Грамоты и рисунки Онфима

В июле 1956 года археологи наткнулись на настоящий клад - на площадке в 10 квадратных метров обнаружили почти 20 берестяных листов. Привязав находку к дендрохронологическим данным мостовой, оценили время, когда охапку листов бросили в землю, как промежуток 1234-1268 годов. Т.е. им сейчас более 750 лет.

На одной из берёст было написано - "Поклон от Онфима к Даниле". Так и выяснился автор этих потеряшек - мальчик по имени Онфим (народная версия греческого имени Анфимий). В этой надписи заодно мы можем увидеть характерное явление - начало письма практически всегда начиналось от кого и к кому, зачастую выраженное с "поклоном". Интересно, это у мальчика подражание взрослым или часть обучения? Авторство Онфима было подтверждено одним из рисунков - автопортрет с подписью "Онѳиме".

Характер грамот не оставлял сомнений, что мальчик обучается письму, т.к. основная их масса относится к учебным записям. Заодно по этим записям видно, что пишет буквы Онфим уже четко, а написание им азбуки и складов (имевший место способ обучения "по складам") относится скорее к закреплению навыков письма именно на бересте. В.Л.Янин полагает, что изначально мальчик писал на восковой табличке, где для письма требуются все же другие навыки.

На рисунке выше изображено донышко берестяного туеска. Точнее, это было донышком, пока Онфим на нем писать и рисовать не начал. Поэтому теперь это полноценная берестяная грамота. На одной стороне как раз видны упражнения по написанию азбуки и складов, а на другой стороне рисунок, подписанный "я зверь" и "Поклон от Онфима к Даниле". Кстати, надписи на других его грамотах показывают, что упражнения при обучении включали в себя и некий набор "стандартных" текстов.

Вот из-за того, что Онфим рисовал людям грабли вместо нормальных рук (точнее из-за количества пальцев, конечно), предполагается, что считать его еще не обучали. Такое предположение лично мне кажется странным - скорее всего он еще просто не осознает необходимость рисовать столько пальцев, сколько должно быть на самом деле (сужу по своим детям - считать умеют, но пальцев могут нарисовать сколько угодно). Да и вообще, кто сказал, что не может быть людей с количеством пальцев отличных от 5?

Основная ценность находки, конечно, заключается в том, что это свидетельство начального образования в Древней Руси и его особеностей.


Московская берестяная грамота №3

Да, именно под таким названием известна эта береста, найденная в Тайницком саду Московского Кремля при раскопках в 2007 году. Считается самым длинным древнерусским текстом на бересте, из имеющихся. По совокупности показателей документ датировали рубежом XIV-XV веков.

Эта берестяная грамота примечательна по многим причинам:

1) Самая большая по количеству слов русская грамота - вдвое превышает объем самой большой из известных ранее берестяных грамот. Содержит около 370 слов.
2) Первая грамота из Москвы, содержащая связный текст. До того находили лишь небольшие фрагменты.
3) Первый хозяйственный документ конца XIV - начала XV в. из Московского Кремля, дошедший до нас в оригинале.
4) Демонстрирует развитую богатую и дифференцированную древнерусскую терминологию по коневодству.
5) Берестяная грамота написана чернилами. Это вторая, из найденных русских грамот, написанных чернилами.
6) Строки на бересте сделаны поперек волокон, как и на предыдущих московских грамотах. Это означает, что в Москве, скорее всего, практика написания отличалась от Новгорода, где писали вдоль волокон.

По сути документ представляет собой опись имущества некоего Турабея, составленная, вероятно, управляющим его хозяйством. Скорее всего, что опись была составлена уже после смерти Турабея (предположение сделано по совокупности данных грамоты). Исходя из контекста документа и места его находки, можно полагать, что Турабей - состоятельный представитель московской знати, выходец из Орды (судя по имени), владелец двора на Подоле Московского Кремля, имеющий также земли под Суздалем. Автор описи подробно перечисляет зависимых людей, находившихся на службе у Турабея ("молодые люди"), и выданное им за службу серебро, зависимых крестьян ("страдников"), домашний скот, некоторые предметы обихода, использовавшиеся, вероятно, для приготовления пищи и питья для общих трапез ("котёл пивной железен", "котел медян ведра в два"). Особенно подробно описаны лошади, принадлежавшие Турабею и представлявшие, вероятно, важную часть его имущества. Составитель документа разделяет ездовых лошадей, использовавшихся для верховой езды, и "страдных", использовавшихся для полевых работ.

Грамота вводит нас в мир повседневной хозяйственной жизни московской знати конца XIV-XV веков, показывает сложную организацию хозяйства, требовавшую продуманного управления и точного учета имущества, и знакомит с именами людей, населявших Москву в эпоху Дмитрия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича. Примечательным образом, заметную часть среди этих имен составляют имена мусульманского мира - тюркского или арабского происхождения (что не удивительно, учитывая происхождение "виновника" грамоты). Это, прежде всего, центральный персонаж грамоты Турабей и главный носитель властных полномочий Елбуга. Кроме того, это Байрам, Ахмед и Жалорь в группе "молодых людей". Присутствие в грамоте восточных имен вполне объяснимо и свидетельствует об "отъезде" выходцев из Орды на службу московским князьям в конце XIV в.

(Подробнее про эту берестяную грамоту можно почитать здесь.)


Грамоты бояр Мишиничей

В августе 1953 года была найдена берестяная грамота, получившая номер 94, которая положила начало целой детективной истории. Впрочем, обо всем по порядку.

"Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу о ключнике, потому что, господин, не можем ничем ему угодить. Того, господин, с села ... , господин, гонит, а себе, господин, ...?"

Историкам хорошо известен один Юрий Онцифорович - боярин из рода Мишиничей (Анциферовичей), посадник Новгородской республики, избранный в 1409 году, и пробывший на этой должности до своей смерти в 1417 году. Он упоминается в летописях и различных документах с 1376 года, где его впервые упоминают в числе других новгородских бояр. Регулярно ездил с посольством по соседям, заложил город Ямы (ныне Кингисепп), возглавлял новгородские войска, строл множество церквей в Новгороде... В общем, очень известная личность в истории Великого Новгорода.

Юриев, конечно, было в Новгороде много, но вот отчеством Онцифорович могли похвастать лишь единицы. К тому же обращение "господин" в грамотах встречается не часто. Примечательно и то, что береста была найдена в слое шестого яруса Неревского раскопа, т.е. это рубеж XIV-XV веков, поблизости от Козмодемьянской улицы (древней, естественно), где проживал тот самый Юрий Онцифорович. В общем, все складывалось так, что адресатом была известная историческая личность. Но ведь могло быть и совпадение...

Чуть позже, рядом с найденной берестяной грамотой №94, раскопали усадьбу с остатками фундаментов каменной постройки. Это само по себе уже примечательное событие - как посчитали позже, одно единственное каменное здание на 1100 деревянных на этом раскопе. Вот на территории этой усадьбы обнаружили еще одну бересту(номер 97), где адресатом выступает Юрий, названный господином - "Господину Юрию челом бее Ортьмъка и Деица. Рожь продають по..." Дата этой бересты определена как начало XV века.

Еще позже из двух фрагментов бересты складывают надпись - "Поклон от Нуфрея ко пос(аднику господину Онсифору) и Смену. Господине Онсифоре, роба и холопо твои, дете мои. У мене Неверовици д..." (одна из версий перевода).

В списках новгородских посадников есть только один Онцифор - Онцифор Лукинич, отец Юрия Онцифоровича. Что характерно, тоже известнейшая личность в истории Новгорода. Все в том же 1953 году найдено было еще 2 грамоты с именем Онцифора на территории этой усадьбы.

В 1955 году поблизости была найдена береста, получившая номер 157, со следующим текстом - "Господину Михаилу Юрьевичу бьют челом крестьяне черенщане. Ты, господин, велел нам переставлять (т. е. ставить заново) двор, а ключник нам, господин, велит переставлять ..." Вот так обнаружилось уже третье поколение - внук Онцифора Лукинича, сын Юрия Онцифоровича. Такой вывод был сделан и по характерному уважительному "-вич" в отчестве, что было привилегией бояр, и по именованию "господином". То, что у Юрия был сын Михаил известно было и по летописным данным. А позже была найдена грамота №301 уже прямо указывавшая именно на это родство - "Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему, слуга твой Кля челом бьет...".

В итоге, после нескольких лет раскопок, можно с уверенностью сказать следующее - берестяные грамоты позволили связать 6 поколений бояр Мишиничей, а также раскрыть историю двух усадеб, им принадлежащих. И это были не просто бояре - это был род, который играл значительную роль в жизни Великого Новгорода в XIII-XV веках, являясь одной из основных политических группировок, при этом как минимум 4 представителя этого рода выбирались посадниками.


Какую же рукопись на шли в России первой, из сохранившихся до наших дней? Об этом расскажу в следующий раз.


А пока напоминаю, что "Как раскрывают берестяные грамоты" было в одной из предыдущих статей.


Оригинал статьи в ЖЖ http://paulus-raul.livejournal...



Ну и анекдот - просто для поднятия настроения:

- Изя, скорее сюда, помогите! Тут бабушке Саре плохо, вы же доктор, сделайте что-нибудь!

- Я таки извиняюсь, но я доктор археологии!

- Так и бабушке Саре уже давно не 18...


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Обсудить
  • +++!
  • Гуд, очень гуд.
  • Спасибо!
  • + в жж у вас сегодня уже прочел. )))
    • KAMAS
    • 5 апреля 2017 г. 10:20