• РЕГИСТРАЦИЯ

Рукопись на берёсте

64 5963

Берестяные грамоты давно уже в нашем сознании ассоциируются с Великим Новгородом, как основным местом находок этих исторических источников.

Что такое берестяная грамота, где и когда использовали. Наиболее интересные грамоты. Первая найденная на территории России рукопись на берёсте. Про это (и немного другого) будет рассказано ниже в статье.

Следует начать с того, что первую подборку берестяных грамот собрал новгородский коллекционер В.С.Передольский еще в дореволюционое время. Однако мало кто верил, что они являются "письменами предков наших", и в итоге эта коллекция была безвозвратно утеряна после национализации.


Что такое берестяная грамота

Верхняя (наружняя) часть коры березы, называемая берёста или береста́, на Руси активно использовалась в хозяйстве - в строителестве, при изготовлении домашней утвари, для художественных поделок, как материал для письма.

Вот такие свидетельства письменности Древней и Средневековой Руси до XV века, сделанные на бересте, называли берестяными грамотами. Дискриминация, однако. Письменные документы на бересте другого происхождения обычно берестяной грамотой не назвали, хотя есть предположения, что корой деревьев в качестве писчего материала могли начать пользоваться еще в мезолите или неолите, и использовали ее практически по всему миру.

К примеру, использовали кору березы и других деревьев использовали в Древнем Риме (записные книжки у императоров). Во времена присутствия римлян в Англии использовали и тонкие деревянные таблички, которые сейчас известны как таблички из Виндоланды. Была в Таллине берестяная рукопись на немецком языке 1570 года. Сообщается также, что шведы использовали бересту для письма в XV веке и позже.

В Индии еще до нашей эры использовали древесное лыко. Бересту там прекратили использовать примерно во времена нашествия монголов. Из найденного в прошлом веке можно отметить санскритскую рукопись VII века н.э., ряд буддистских текстов, например, V века.

На территории Тувы в 1960 году нашли тибетские средневековые письмена с магическими текстами. Стоит отметить, что и в Тибете и в Индии записи на бересте обычно носили сакральный характер.

Есть упоминание, что американские индейцы тоже знали письменность на бересте.

Если вернуться к европейской части России, то берестяные записи у нас начали находить массово после первой находки в Великом Новгороде, которая произошла в 1951 году 26 июля на Неревском раскопе. Теперь в Новгороде эта дата празднуется как "День берестяной грамоты".

В Великом Новгороде находили берестяные грамоты на карельском, немецком, греческом, латыни. Находили там даже русско-карельский словарик для сборщиков дани. В Смоленске нашли бересту с руническим древнескандинавским письмом. В настоящий момент найдено уже почти 1200 грамот при раскопках древнерусских городов. Большая часть из них, почти 11 сотен, найдена в Великом Новгороде, остальные в небольшом, а иногда и единичном, количестве в Старой Руссе, Торжке, Вологде, Смоленске, Москве, Пскове и некоторых других городах России, Украины и Белоруссии.

Перед употреблением кору березы обычно сначала обрабатывали. Могли ее нарезать в листы одинакового размера. Потом такие листы могли даже сшить в книгу. Знаки на бересту наносили разными способами. В древнерусских грамотах буквы обычно процарапывались, реже наносились чернилами. В Индии, к примеру, могли буквы сначала процарапать, а потом замазать специальным составом.

В XV веке в связи с широким распространением бумаги, которая подешевела к этому времени, береста как писчий материал, выходит из употребления, хотя отдельные случаи применения встречались и в XX веке. До появления бумаги серьезные документы обычно писали на пергаменте, который был весьма дорог. Возможно, что именно это повлияло на то, что берестяные грамоты в большинстве своем отражают именно разговорный язык, или же (в других случаях) литературные произведения низких слоев общества.


Наиболее интересные грамоты

На всякий случай оговорюсь - упомяну несколько берестяных грамот, которые показались интересными мне. Естественно, что наши вкусы могут серьезно отличаться.

Начну с той (точнее тех), которая явно известна всем.


Грамоты и рисунки Онфима

В июле 1956 года археологи наткнулись на настоящий клад - на площадке в 10 квадратных метров обнаружили почти 20 берестяных листов. Привязав находку к дендрохронологическим данным мостовой, оценили время, когда охапку листов бросили в землю, как промежуток 1234-1268 годов. Т.е. им сейчас более 750 лет.

На одной из берёст было написано - "Поклон от Онфима к Даниле". Так и выяснился автор этих потеряшек - мальчик по имени Онфим (народная версия греческого имени Анфимий). В этой надписи заодно мы можем увидеть характерное явление - начало письма практически всегда начиналось от кого и к кому, зачастую выраженное с "поклоном". Интересно, это у мальчика подражание взрослым или часть обучения? Авторство Онфима было подтверждено одним из рисунков - автопортрет с подписью "Онѳиме".

Характер грамот не оставлял сомнений, что мальчик обучается письму, т.к. основная их масса относится к учебным записям. Заодно по этим записям видно, что пишет буквы Онфим уже четко, а написание им азбуки и складов (имевший место способ обучения "по складам") относится скорее к закреплению навыков письма именно на бересте. В.Л.Янин полагает, что изначально мальчик писал на восковой табличке, где для письма требуются все же другие навыки.

На рисунке выше изображено донышко берестяного туеска. Точнее, это было донышком, пока Онфим на нем писать и рисовать не начал. Поэтому теперь это полноценная берестяная грамота. На одной стороне как раз видны упражнения по написанию азбуки и складов, а на другой стороне рисунок, подписанный "я зверь" и "Поклон от Онфима к Даниле". Кстати, надписи на других его грамотах показывают, что упражнения при обучении включали в себя и некий набор "стандартных" текстов.

Вот из-за того, что Онфим рисовал людям грабли вместо нормальных рук (точнее из-за количества пальцев, конечно), предполагается, что считать его еще не обучали. Такое предположение лично мне кажется странным - скорее всего он еще просто не осознает необходимость рисовать столько пальцев, сколько должно быть на самом деле (сужу по своим детям - считать умеют, но пальцев могут нарисовать сколько угодно). Да и вообще, кто сказал, что не может быть людей с количеством пальцев отличных от 5?

Основная ценность находки, конечно, заключается в том, что это свидетельство начального образования в Древней Руси и его особеностей.


Московская берестяная грамота №3

Да, именно под таким названием известна эта береста, найденная в Тайницком саду Московского Кремля при раскопках в 2007 году. Считается самым длинным древнерусским текстом на бересте, из имеющихся. По совокупности показателей документ датировали рубежом XIV-XV веков.

Эта берестяная грамота примечательна по многим причинам:

1) Самая большая по количеству слов русская грамота - вдвое превышает объем самой большой из известных ранее берестяных грамот. Содержит около 370 слов.
2) Первая грамота из Москвы, содержащая связный текст. До того находили лишь небольшие фрагменты.
3) Первый хозяйственный документ конца XIV - начала XV в. из Московского Кремля, дошедший до нас в оригинале.
4) Демонстрирует развитую богатую и дифференцированную древнерусскую терминологию по коневодству.
5) Берестяная грамота написана чернилами. Это вторая, из найденных русских грамот, написанных чернилами.
6) Строки на бересте сделаны поперек волокон, как и на предыдущих московских грамотах. Это означает, что в Москве, скорее всего, практика написания отличалась от Новгорода, где писали вдоль волокон.

По сути документ представляет собой опись имущества некоего Турабея, составленная, вероятно, управляющим его хозяйством. Скорее всего, что опись была составлена уже после смерти Турабея (предположение сделано по совокупности данных грамоты). Исходя из контекста документа и места его находки, можно полагать, что Турабей - состоятельный представитель московской знати, выходец из Орды (судя по имени), владелец двора на Подоле Московского Кремля, имеющий также земли под Суздалем. Автор описи подробно перечисляет зависимых людей, находившихся на службе у Турабея ("молодые люди"), и выданное им за службу серебро, зависимых крестьян ("страдников"), домашний скот, некоторые предметы обихода, использовавшиеся, вероятно, для приготовления пищи и питья для общих трапез ("котёл пивной железен", "котел медян ведра в два"). Особенно подробно описаны лошади, принадлежавшие Турабею и представлявшие, вероятно, важную часть его имущества. Составитель документа разделяет ездовых лошадей, использовавшихся для верховой езды, и "страдных", использовавшихся для полевых работ.

Грамота вводит нас в мир повседневной хозяйственной жизни московской знати конца XIV-XV веков, показывает сложную организацию хозяйства, требовавшую продуманного управления и точного учета имущества, и знакомит с именами людей, населявших Москву в эпоху Дмитрия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича. Примечательным образом, заметную часть среди этих имен составляют имена мусульманского мира - тюркского или арабского происхождения (что не удивительно, учитывая происхождение "виновника" грамоты). Это, прежде всего, центральный персонаж грамоты Турабей и главный носитель властных полномочий Елбуга. Кроме того, это Байрам, Ахмед и Жалорь в группе "молодых людей". Присутствие в грамоте восточных имен вполне объяснимо и свидетельствует об "отъезде" выходцев из Орды на службу московским князьям в конце XIV в.

(Подробнее про эту берестяную грамоту можно почитать здесь.)


Грамоты бояр Мишиничей

В августе 1953 года была найдена берестяная грамота, получившая номер 94, которая положила начало целой детективной истории. Впрочем, обо всем по порядку.

"Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу о ключнике, потому что, господин, не можем ничем ему угодить. Того, господин, с села ... , господин, гонит, а себе, господин, ...?"

Историкам хорошо известен один Юрий Онцифорович - боярин из рода Мишиничей (Анциферовичей), посадник Новгородской республики, избранный в 1409 году, и пробывший на этой должности до своей смерти в 1417 году. Он упоминается в летописях и различных документах с 1376 года, где его впервые упоминают в числе других новгородских бояр. Регулярно ездил с посольством по соседям, заложил город Ямы (ныне Кингисепп), возглавлял новгородские войска, строл множество церквей в Новгороде... В общем, очень известная личность в истории Великого Новгорода.

Юриев, конечно, было в Новгороде много, но вот отчеством Онцифорович могли похвастать лишь единицы. К тому же обращение "господин" в грамотах встречается не часто. Примечательно и то, что береста была найдена в слое шестого яруса Неревского раскопа, т.е. это рубеж XIV-XV веков, поблизости от Козмодемьянской улицы (древней, естественно), где проживал тот самый Юрий Онцифорович. В общем, все складывалось так, что адресатом была известная историческая личность. Но ведь могло быть и совпадение...

Чуть позже, рядом с найденной берестяной грамотой №94, раскопали усадьбу с остатками фундаментов каменной постройки. Это само по себе уже примечательное событие - как посчитали позже, одно единственное каменное здание на 1100 деревянных на этом раскопе. Вот на территории этой усадьбы обнаружили еще одну бересту(номер 97), где адресатом выступает Юрий, названный господином - "Господину Юрию челом бее Ортьмъка и Деица. Рожь продають по..." Дата этой бересты определена как начало XV века.

Еще позже из двух фрагментов бересты складывают надпись - "Поклон от Нуфрея ко пос(аднику господину Онсифору) и Смену. Господине Онсифоре, роба и холопо твои, дете мои. У мене Неверовици д..." (одна из версий перевода).

В списках новгородских посадников есть только один Онцифор - Онцифор Лукинич, отец Юрия Онцифоровича. Что характерно, тоже известнейшая личность в истории Новгорода. Все в том же 1953 году найдено было еще 2 грамоты с именем Онцифора на территории этой усадьбы.

В 1955 году поблизости была найдена береста, получившая номер 157, со следующим текстом - "Господину Михаилу Юрьевичу бьют челом крестьяне черенщане. Ты, господин, велел нам переставлять (т. е. ставить заново) двор, а ключник нам, господин, велит переставлять ..." Вот так обнаружилось уже третье поколение - внук Онцифора Лукинича, сын Юрия Онцифоровича. Такой вывод был сделан и по характерному уважительному "-вич" в отчестве, что было привилегией бояр, и по именованию "господином". То, что у Юрия был сын Михаил известно было и по летописным данным. А позже была найдена грамота №301 уже прямо указывавшая именно на это родство - "Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему, слуга твой Кля челом бьет...".

В итоге, после нескольких лет раскопок, можно с уверенностью сказать следующее - берестяные грамоты позволили связать 6 поколений бояр Мишиничей, а также раскрыть историю двух усадеб, им принадлежащих. И это были не просто бояре - это был род, который играл значительную роль в жизни Великого Новгорода в XIII-XV веках, являясь одной из основных политических группировок, при этом как минимум 4 представителя этого рода выбирались посадниками.


Какую же рукопись на шли в России первой, из сохранившихся до наших дней? Об этом расскажу в следующий раз.


А пока напоминаю, что "Как раскрывают берестяные грамоты" было в одной из предыдущих статей.


Оригинал статьи в ЖЖ http://paulus-raul.livejournal...



Ну и анекдот - просто для поднятия настроения:

- Изя, скорее сюда, помогите! Тут бабушке Саре плохо, вы же доктор, сделайте что-нибудь!

- Я таки извиняюсь, но я доктор археологии!

- Так и бабушке Саре уже давно не 18...


http://paulus-raul.livejournal.com/

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1295

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      997

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      963
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2141
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1575
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1758
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3049
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      876
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3239
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3282
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1542
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4895
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2162
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1342
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1944
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2374
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1466
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1683
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1685
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1755
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика