Церковь Спаса Нерукотворного Образа из Зашиверского острога

83 4659
«Скромными средствами из дерева и щепки творили строители Зашиверского храма своё прекрасное произведение. В тоске по далекой родине они вложили свою русскую душу в постройку, и здесь в „Юкагирской землице“ они создали памятник для себя — о Руси, потомкам — о себе и своих славных подвигах».

Официальное название уникального храмового памятника деревянного зодчества времён освоения Сибири утвержденное Московской Патриархией: «Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа из Зашиверска».

Зашиверск располагался в лесотундровой зоне, в окружении гор кряжа Андрей-Тас и Момского хребта, на полуострове реки Индигирки, в среднем её течении.

 Индигирка, называвшаяся в то время Собачьей рекой, здесь судоходна, имеет быстрое течение и водовороты.

 Значительно выше по течению Индигирки — шиверы на порогах Бусика. В прошлом река неоднократно затапливала город. Полуостров ныне около 5 км в длину и до 1,5 км в ширину, являлся естественной защитой от врагов. На противоположном берегу расположены отвесные скалы высотой до 400 метров с причудливым узором, с обратной стороны покрыты хвойным лесом.

 История Зашиверска берёт начало с 1639 года, когда отряд енисейского казака Посника Иванова после столкновений с юкагирами вышел на берег Индигирки ниже порогов (шивер) и 11 октября того же года соорудил зимовье, позднее получившее название Зашиверск.

Юкагирская землица людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть.

Основан как зимовье за порогами-шиверами (отсюда название города).В XVII — начале XIX веков являлся местом сбора ясака, крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки, с населением до 500 человек.


Зашиверск выполнял роль стоянки и снабженческой базы для путешествующих казаков, служилых и «охочих людей». 

Здесь они заправлялись продовольствием, снаряжением и боеприпасами. В этом месте побывали землепроходцы Семён Дежнев, Селиванко Харитонов, Михаил Стадухин. Содержались магазины и склады.

Строились и ремонтировались кочи. Город населяли чиновники и сборщики ясака, купцы и промышленники.

Сборщики ясака

В Зашиверск свозился ясак, сюда приезжали с податной пушниной юкагиры, обитавшие в окрестностях, эвенки с верховий Индигирки и даже охотские тунгусы

. В 1665 году зашиверцы послали челобитную с жалобой на сына боярского Андрея Булыгина, притеснявшего юкагир: «Он же Андрей всякими обидами их обидит и приметываетца своими бездельными приметы и побрал у них юкагирей всякие последние животишка и олени и ясаку-де им промышлять не на чем и жить-де им стало не можно». 

Юкагиры и эвены отказывались платить ясак, в 1666 году напали, а в 1679 году осадили Зашиверск.

Из-за постоянной угрозы осады в 1676 году в центре Зашиверска была построена деревянная крепостная стена, сделавшая город единственным укреплением на Индигирке с постоянным гарнизоном казаков и центром огромных территорий от реки Яны на западе до Колымы на востоке.

Спасская церковь, строительство которой завершилось в 1700 году, была встроена в стены острога.

 А. Л. Биркенгоф так отзывался о зодчих Спасской церкви («Потомки землепроходцев», 1972): «Скромными средствами из дерева и щепки творили строители Зашиверского храма своё прекрасное произведение. 

В тоске по далекой родине они вложили свою русскую душу в постройку, и здесь в „Юкагирской землице“ они создали памятник для себя — о Руси, потомкам — о себе и своих славных подвигах».

Зашиверская церковь или Церковь Спаса Нерукотворного образа была построена в 1700 г. в городке Зашиверске, который находился за полярным кругом на реке Индигирке (ныне это территория Республики Саха Якутия).

 Конечно, строительство церкви никак не было началом города, в Сибири все начиналось с острогов или зимовий. И тут все началось как обычно.

 В 1639 г. отряд служилых людей поставил зимовье, а руководил им Постник Иванов, которого можно считать основателем города. Затем построили острог, окружавший немногочисленные селения.

 Они стали расти, а затем - только через полвека, - когда сюда пришла бригада плотников во главе с Андреем Ховаровым (Хабаровым), поставили шатровую церковь, которую мы и видим перед собой.

 Церковь была единственная на всю округу, так что сюда стали съезжаться все окрестные православные люди. 

Планировочно церковь состоит из трёх помещений, находящиеся на единой оси: церкви, алтаря и трапезной. Трапезная в форме квадрата, имевшая мирское назначение, имела наибольшую площадь — 6,17 на 5,99 метров. 

Не имеет фундамента, держится на окладных венцах, установленных на глубине 30—40 см от поверхности. 

Церковь имела размеры 5,3 на 4,35 м. Тепло зимой достигалось за счёт низких двойных потолков (высота помещения в трапезной составляла 3,14 м) и двойного пола, маленьких слюдяных окон, размещённых на южной стороне: так, в самой церкви имелось три окна размером 51 на 49 см, в трапезной — два совмещённых окна размером 52 на 49 см.

 Печь располагалась в трапезной, откуда тепло поступало в церковное помещение. Церковь имеет два яруса: четверик (церковное помещение) и восьмерик, над которым поднимается шатёр с шейкой и главкой луковичной формы.


В 8 метрах западнее церкви находилась колокольня того же года постройки, высотой до креста 12,5 м.

 

В 1721 году Индигирский острог получил название Зашиверска. За 1769 год в Зашиверском приходе числилось 922 исповедовавшихся, в том числе 33 ссыльных. 

Среди постоянных жителей, потомки которых до сих пор живут в Русском Устье и на Колыме, были фамилии Посников, Тарабукин, Хабаров, Синицын, Берёзкин, Лебедев, Шелканов и другие. Часть населения Индигирки были выходцами из Русского Севера.

В 1783 году Зашиверск с учётом наличия в нём крепости и церкви получил статус города и административного центра Зашиверского уезда, в составе Якутской области Иркутского наместничества.

 Здесь разместился градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины.

Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием. На конец XVIII века приходится появление церковной утвари, украшенной золотом и серебром. Церковная библиотека располагала справочными книгами по морскому и военному делу.

Среди горожан было немало юкагиров, эвенов и якутов, работавших в домах русских. Жили здесь ремесленники и купцы. Военный гарнизон в 1799 году насчитывал 33 человека. На протяжении XVIII века Зашиверск переживал расцвет. 

Согласно преданиям, число домов и юрт в городе доходило до 270. Численность населения, видимо, никогда не превышала 500 человек.

 С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Г. Зашиверск исчез с лица земли более ста лет тому назад, потому что черная оспа годы уничтожила население города. 

Единичные обитатели на месте бывшего поселения оставались ещё в 1920-е.

 Его обходили стороной, и вскоре он был забыт. Только случайные охотники посещали те далекие труднодоступные места, пробраться в которые и в наше время не так-то легко и можно лишь по воздуху — вертолетом или вниз по Индигирке и вверх из Чокурдаха по большой воде.

И теперь здесь практически ничего не напоминает о той жизни.

 Лишь вместо церкви теперь поставлена часовня, как памятник небольшому городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к государству Российскому огромные территории. Проезжающие по Индигирке люди иногда заходят сюда, чтобы почтить память предков. 

Город на Индигирке исчез, но Спасо-Зашнверская церковь, шедевр русского деревянного зодчества церковь Спаса Нерукотворного образа из Зашиверского острога, построенная в 1700 г. мещанином Андреем Хабаровым, дошла до нас в своем первозданном виде, что очень важно для изучения истории деревянной архитектуры вообще и практики реставрации древнерусского деревянного зодчества. 

Уцелели Спасская церковь и колокольня, которые были вывезены в музей Новосибирска во время археологической экспедиции 1969—1971 годов.

Зашиверская церковь, как показало ее исследование, имеет общие черты с традиционными шатровыми храмами, широко распространенными на Руси. 

Являясь воплощением архитектурно-строительных традиций деревянного зодчества Московской Руси XVII — начала XVIII в. Этот архитектурный памятник имеет и некоторые особенности, появившиеся в результате воздействия ряда специфических факторов и в первую очередь - природно-климатических.

 Причина сохранения этого уникального сооружения в первоначальном виде (не считая изменений, произошедших в течение веков в интерьерах церкви) наряду с особыми климатическими условиями отчасти лежит в трагической судьбе города.

Этот памятник позволяет судить о строительных и архитектурных приемах наших далеких предков, искусном мастерстве безымянных русских плотников.

В литературе называется заполярный Китеж.


 Создание музея

«Мой истинный дом и моя крепость – это Север с большой буквы. Тянет меня туда, а объяснить не знаю».А.Ополовников

Есть в России имена, которые не очень-то известны широкому кругу людей. Вместе с тем дела, сотворенные ими, радуют всех, кто постигает историю и культуру России.

Создания музея под открытым небом возникла в 1960-е гг., вскоре после организации Института истории филологии и философии СО АН СССР. За неимением площадей первые экспонаты свозились во двор коттеджа по ул. Золотодолинская, 32, где жил академик А.П. Окладников.

 Здесь были организованы хранение и временная экспозиция будущего музея, пользовавшаяся большой популярностью у жителей и гостей Академгородка. Первым архитектурным объектом явилась колокольня церкви, привезенная в Академгородок в 1969 г. в результате экспедиции Института. В 1971 г. была перевезена и сама церковь. 

Только в 1981 г. Совет Министров РСФСР принял решение о выделении участка для музея под открытым небом. Осенью того же года А.П. Окладников организовал перевозку всех археологических объектов на отведенную территорию. Такая поспешность была связана с угрозой захвата земли дачниками под самовольную застройку, и, по существу, так сформировалась первая экспозиция археологических памятников музея.

Площадь территории музея составляет 46,5 га. На ней расположено несколько рекреационных зон, археологические, этнографические, архитектурные памятники, экспериментальная площадка, административный корпус, в котором размещена одна из экспозиций.

В зоне архитектурных памятников центральным экспонатом является шедевр русского деревянного зодчества церковь Спаса Нерукотворного образа из Зашиверского острога, построенная в 1700 г. мещанином Андреем Хабаровым.

Церковь действующая (как и положено – с иконостасом!), когда приезжает священник (по праздникам), и в тоже время музей – представлены портреты и сведения о русских исследователях и покорителях.

Вокруг церкви, как «в посаде» расположены старинные образцы деревянного зодчества русского и якутского народов: балаган – зимнее жилище якутов, эвенкийский чум, осадные амбары князей, охотничья изба, дом купца Басова, ветряная мельница, ураса – летнее жилище якутов, а также макет судна российских землепроходцев – ленский казачий «Коч» 17 века.

В музее также можно познакомиться с субарктической культурой народов Севера Якутии – эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. Здесь широко представлена экспозиция деревянной кумысной посуды якутов, женских украшений и национальной одежды XIX-XX веков.

На территории музея имеются старинные погребальные сооружения Якутии. Таинственны и необычны могилы на древнем кладбище. Гид-экскурсовод интересно расскажет об обычаях при захоронении народа саха.

На территории музея частично экспонируется Юильский (Казымский) острог из Нижнего Приобья – памятник эпохи освоения Сибири русским населением. Третий архитектурный объект – крестьянское подворье русских Восточной Сибири.

Выделена зона археологических памятников, в которой представлены каменные стелы и изваяния различных эпох от палеолита до средневековья. Здесь же расположен полигон с реконструкциями орудий и приспособлений для ловли животных и охоты. Этнографическая зона представляет собой реконструкцию родового святилища манси.


Выделена зона археологических памятников, в которой представлены каменные стелы

 и изваяния различных эпох от палеолита до средневековья.

 Здесь же расположен полигон с реконструкциями орудий и приспособлений для ловли животных и охоты.

 Этнографическая зона представляет собой реконструкцию родового святилища манси.

Некоторые сведения о Зашиверске и его основании приведены в широко известном, но тоже теперь библиографически редком труде В. И. Огородникова «Из истории покорения Сибири. Покорение юкагирской земли»(Чита, 1922), а также у С.В.Бахрушина в его известной кни- ге «Открытие Якутии русскими в XVII веке и присоединение ее к России» (см. сборник «Якутия в XVII веке».

P.S. Благодарю блогера, Наталью Храмову, которая подарила мне эту тему:

 "Пихтовая, Когда Вы увидите эту церковь -Вы увидите маленькую сказку в живом воплощении, Жаль, что не сможете побывать внутри, там всё потрясает воображение" .

Источники:

http://godsbay.ru/slavs/yasak.html

http://art-science-world.com/s...

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой
  • voenkorr
  • Сегодня 11:59
  • В топе

Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

Обсудить
    • Vik
    • 20 июня 2017 г. 16:53
    Красота какая !
  • Бальзам! Обожаю такие вещи, спасибо, Нина!
  • Красота необыкновенная! :thumbsup: Спасибо, Нина! :rose:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • +++