• РЕГИСТРАЦИЯ

ЗАКОНОУЧИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕТЫ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО СОВРЕМЕННЫМ ПЕДАГОГАМ Часть 2. Как преподавать Закон Божий

4 1870

Недопустимо низводить Закон Божий до уровня одного из учебных предметов

Отец Иоанн хорошо сознавал отличие Закона Божия от остальных предметов: «Закон Божий не есть предмет умствования и преподавания, а закон жизни, данный Богом, чтобы напечатлеть его более не в умах, а в сердцах детей». Вот как он определяет место своего предмета среди других школьных наук: «Во главе наук стоит Закон Божий; дети, по силе своей, при учебных занятиях исполняют христианские обязанности», а «наибольшая часть времени, конечно, отдается земной учености, также необходимой. Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая, христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное, христианское образование, при котором наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение, и обществу на пользу»[1].

«Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, кроме как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы о предмете, называемом Законом Божиим. Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания – и все. Результаты такой постановки учения поистине чудовищные»[2].

При этом отец Иоанн резко выступал против формализма в преподавании Закона Божия: «Берегись делать из Евангелия учебную книгу. Это грех. Это значит в ребенке обесценивать книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством всецелой жизни. Страшно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступать с речами о евангельских словах к детям и вызывать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифровые отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятные ребенку, вызывая волнение и слезы, грех принимают себе на душу экзаменаторы, и можно сказать о них: не ведают, что творят с душой ребенка»[3].

Исходя из принципа «приоритетности воспитания над обучением», отец Иоанн говорит в своей актовой речи в гимназии: «Всякою наукой дорожите, всякую науку любите, потому что всякую науку открыл людям Господь Бог, Источник разума и премудрости. Учитесь охотно и прилежно. Когда будет вам трудно или скучно, обращайтесь смело с верою к Господу Иисусу Христу, любящему вас, и Он тотчас поможет вам. Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы»[4]. Для отца Иоанна учеба неразрывно связана с молитвой и с воспитанием сердца. Христианское воспитание сердца есть, прежде всего, научение любви.

О воспитывающем характере преподавания Закона Божия

Закон Божий должен действовать не только на ум детей, передавая им знание христианских догматов, но еще более на их религиозно-нравственные чувства и быть средством воспитывающего обучения. В воспитательной стороне преподавания Закона Божиего заключается главная цель его изучения, где знание подчиненно и служит воспитанию, а воспитание – процесс созидания нравственной и духовной основы будущей жизни человека. Им, как регентом, задается тон, направленность, содержание и качество характера отношений с Богом, людьми, природой, к себе, к окружающему миру на всю последующую жизнь, ибо вся земная жизнь лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитания и самовоспитания – как школа подготовки к жизни вечной. «Для человека земная жизнь, жизнь в теле служит только приготовлением к вечной жизни, имеющей начаться после смерти тела, поэтому надо неотложно пользоваться здешнею жизнью для приготовления к другой и, работая больше в будни для земной жизни, в воскресные и праздничные дни работать всецело Господу Богу, посвящая их богослужению, чтению слова Божия, богомыслию, душеспасительным разговорам, добрым делам, особенно милосердию»[5].

Преподавание должно святыми образами впечатлять души учащихся

Преподавая Закон Божий, отец Иоанн все свое внимание направлял не столько на то, чтобы учащиеся могли запомнить материал урока, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами и впечатлениями, какими была полна его душа. Прежде всего, учитель должен иметь ясный и простой взгляд на свой предмет. «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя как несвойственное ее природе, как бесполезный сор»[6]. Отец Иоанн советовал учителям не задавать слишком сложных и мучительных вопросов детям, особенно когда речь идет о живом и животворящем душу слове Божием.

Искусство правильно задавать вопросы

Учителю важно овладеть искусством правильно задавать вопросы детям сообразно их возрасту, живо и с интересом беседовать с ними, а для этого необходима мудрая и чуткая душа, понимающая простоту и светлость детской души. Учителю важно воспитать в себе особую чуткость. Усвоение знания происходит в сердце, а сердце сложного не принимает, так как все сложное не только порождает умственный хаос, но может также разрушить прежнюю основу духовной жизни. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело будет светло (Мф. 6: 22). Учитель, по слову отца Иоанна, и есть светильник для учеников. «Итак, если око его – взгляд на свой предмет и метод преподавания будет прост и доступен, то все ученики, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания: в их умах все будет светло»[7].

Простота и цельность преподавания

Многие современные методы сильно грешат надуманностью, искусственностью и сложностью. Часто в них не может разобраться сам педагог, а дети часто не могут понять смысл того, что от них требуют. Цельность преподавания должно осуществлять на основании веры, а предмет, связывающий и питающий все науки, – Закон Божий. Проиллюстрируем наши выводы словами, сказанными отцом Иоанном в речи перед учениками и учителями Кронштадтской гимназии: «Позаботимся о возможной простоте и немногосложности преподавания… Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно и безжизненно? Область знаний безгранична, достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему»[8].

Воодушевление педагога и характер преподавания Закона Божия

«Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству»[9]. У самого отца Иоанна уроки Закона Божия носили не столько сухой информативный, сколько пламенно-благодатный, перформативный характер. Основание к такому подходу в учительной деятельности Спасителя мы находим в Евангелии. Один из ключевых жанров проповеди Иисуса Христа – притчи. Они не столько информативны, как перформативны; они не описывают устройство Царства Божия, но побуждают здесь и сейчас откликнуться на призыв, воспламенеть желанием приобщиться к этому Царству.

Живое одухотворенное слово – основное средство преподавания

О силе слова отец Иоанн писал: «Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе данным давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно»[10].

Подготовка к предстоящему уроку или занятию

Следует не только проверять свое собственное знание материала, который будет излагаться, но при этом не забывать и о «вопле» к Богу, чтобы Он взял на Себя руководство преподавательским процессом, помог отличить главное от маловажного, помог найти точные, правильные и доходчивые живые слова, чтобы озарил мысль и душу учителя ясным пониманием предлагаемой ученикам темы, новой и интересной для них.

Преподавать детям жизненно необходимые, душеполезные знания

Неправильно, если преподавание знаний становится самоцелью, главным смыслом и основной задачей в учебном процессе, а воспитанию, богослужению и молитвенно-трудовой деятельности уделяется мало внимания.

Область знаний безгранична, но область душеполезных знаний ограничена. «Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, сообразную с количеством других предметов, которые ученики должны изучать, и с качеством их преподавания. В противном случае мы будем разрушать труды один другого»[11]. Как это актуально звучит! Особенно сейчас, когда школьные программы катастрофически перегружены, а наши дети буквально задыхаются от объема домашних заданий общеобразовательных школ.

Величайшая тайна учительства

«На Законе Божием, – говорит отец Иоанн, – нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренне священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Един есть Учитель ваш – Христос, – говорит Сам Господь (Мф. 23: 8). Бог един учит человека разуму (ср.: Пс. 93: 10) как Бог разумов (ирмос 3-й песни канона Пятидесятницы, глас 4-й). Сам Бог священнонаучает. Вновь приходит мысль о сходстве, сродстве учительства с духовничеством, со старчеством! Педагог, детоводитель только посредник между Богом – Истинным Учителем – и учеником»[12]. Этот духовный принцип можно считать одним из основополагающих и отличительных в воспитательной системе кронштадтского пастыря.

Важно сообразовать жизнедеятельность и законоучительство со Христом и Церковью

Нет полноты жизни без Бога, а полноты богообщения и богопознания вне Церкви и благочестивой церковной жизни, в которой раскрывается благодатно личность наставника и ребенка, обретается их духовная близость и родство, поэтому в основе христианской педагогики лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели воспитания, как и цели самой жизни, невозможно. Достижение их тесно взаимосвязано и происходит не внешними, формальными способами, но подвижнической христианской жизнью человека, проникнутой духом Церкви, духом Православия, ибо воцерковление и означает одухотворение с последующим преображением жизни и природы человека силою и действием Святого Духа.

Всецелую и непоколебимую преданность Святой Церкви и ее уставам имел кронштадтский пастырь. «Братия, други! – говорил он. – Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека»[13].

Сообразование своей жизни с Церковью должно происходить в процессе христианского воспитания и самовоспитания всю земную жизнь как приведение внутренней жизни души, а затем и всей жизни во всем в согласие и соответствие с жизнью Церкви. Для того же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви есть противление Духу Святому и желание солгать Ему (ср: Деян. 5: 3).

«Для того и теперь стоит в мире Церковь святая со всеми ее учреждениями, для того Богослужение, таинства, обряды, для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с Оным всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым»[14].

Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение святой Матери-Церкви. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось тело, зачиналась жизнь души, подобно этому в утробе Матери-Церкви (в лоно которой мы входим от купели Крещения), под ее благодатным водительством, в течение всей земной жизни должно идти наше воспитание и самовоспитание, некое «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Воспитательное значение молитвы, богослужения и причащения

Богослужение отец Иоанн называл «сладостью и блаженством для сердца» и советовал никогда не преподавать его сухо, так как оно должно найти отклик в детских сердцах, «ибо наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением»[15]. Ученики отца Иоанна вспоминают необычайно радостный духовный трепет, который охватывал всех от его благоговейных и восторженных слов: «В храме вы – пред лицом Божества!» На своих уроках по литургике он в первую очередь старался воспитать любовь к Церкви и к Божественной литургии, а о молитве говорил так: «Молитва – вода живая, душа ею утоляет жажду свою!»[16] Причащение детей отец Иоанн считал краеугольным камнем христианской педагогики, кульминацией благодатного единения со Христом и в духе Его любви со всеми людьми. «Чрез единый Дух Свой, живущий в Тайнах Тела и Крови, совершаемых во всех церквах мира, хочет Он соединить с Собою нас, отпадших через грех и покорность диаволу от соединения с Ним, и то, что во всех нас есть разъединяющего с Ним и между собою, отсечь и очистить да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17: 21). Вот цель причащения!»[17]

Для отца Иоанна «Литургия – все на свете», поэтому, по его учению, таинство Евхаристии является альфой и омегой не только спасения отдельного человека, «благопоспешения живым, оставления грехов и упокоения со святыми, всем в вере, покаянии и уповании вечной жизни преставльшимся», но и благополучного существования всего мира. В каждом его слове, проповеди, его знаменитых дневниках – везде он все христианство сводит к одному знаменателю: Евхаристии, причем Евхаристию он считал «пробным оселком для многих христиан, на котором испытывается вера или неверие христиан»[18].

Деятельность отца Иоанна Кронштадтского на педагогическом поприще оказалась необычайно плодотворной, что неоднократно подчеркивалось его современниками и духовными детьми, среди которых были именитые люди, как император Александр III, адмирал Российского флота Макаров, церковные иерархи, выдающиеся ученые и множество будущих святых из числа священнослужителей, монашествующих и мирян, вошедших в Собор новомучеников и исповедников российских. Его пример призван вдохновлять и нас, ибо без вдохновения любое, даже самое благое, дело превращается в обузу.

В приветственном адресе от родителей и педагогов гимназии, поднесенном отцу Иоанну по случаю 25-летия его законоучительства в Кронштадтской гимназии, говорилось: «Не сухую схоластику ты детям преподавал, не мертвую формулу – тексты и изречения – ты им излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; в светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего глагола Божия»[19].

Николай Васильевич Суровецкий, один из учеников отца Иоанна, вспоминает о его преподавании: «С первого же дня отец Иоанн внушил всем нам серьезное отношение к Закону Божию… Ясно и с сердечной убедительностью говорил он о важности для нас, детей, уроков Закона Божия для сохранения веры, чистоты сердца и влечения к молитве… и это осталось навсегда… Поучения батюшки дышали силой такой веры, что каждое его слово глубоко проникало в душу. Его наставления, полные отеческой любви, принимались сразу, с сердечной готовностью следовать им. И мы наставлялись в своих отношениях к родителям, к Церкви, к старшим лицам в добрых поступках. Вся детская жизнь освещалась батюшкой. Объяснения уроков были понятны и ясны. История еврейского народа показывает, что залог благоденствия всякого народа – это Богопочитание, уклоняясь от которого евреи терпели беды»[20].

Начало этой судьбоносной добродетели закладывается в раннем детстве, воспитывается до зрелости и совершенствуется всю жизнь, а основой ее служит пятая заповедь о безусловном почитании, а значит, предпочитании себе родителей, затем образа Божиего в другом и Самого Бога, в Троице прославляемого.

«Нужно было видеть, с каким воодушевлением, с какою удобопонятностью и ясностью отец Иоанн передавал нам свои познания христианского учения. Так и представляется глазам его доброе лицо с ясным, любящим взором, обращенным на нас. И во всю жизнь впечатление этого взгляда и этой любви не изгладится из нашей памяти»[21]. «Объясняя жизнь Христа Спасителя, Его заповеди и чудеса, отец Иоанн преисполнялся весь духовным подъемом; вдохновенным взором он смотрел на нас, слова его умиляли и несказанно трогали, согревали той теплотой, которой была полна его душа. Румянец оживления на лице его становился ярче. Пламенная вера, дышавшая в каждом его слове, и трепетная восторженность рассказа передавались нам. И такими недавними казались нам жизнь Спасителя, Его проповедь и общение с народом. Слезы выступали на глазах батюшки во время рассказа о крестных страданиях Спасителя. Грусть проникала и в наши сердца. Мы сидели потрясенные, притихшие. А когда учили это и рассказывали, мы глубоко, по-детски все это переживали»[22].

«Мое же детское общение с батюшкой Иоанном и встречи в юности моей, – вспоминает Н.В. Суровецкий, – дали столько светлого и незабываемого, что память о нем осталась у меня на всю жизнь»[23]. А все «бывшие ученики отца Иоанна, которых мне приходилось встречать на моем жизненном пути, были люди набожные и хорошие»[24].

***

В педагогических воззрениях отца Иоанна можно выделить пять важнейших факторов воспитания христианина, где Закон Божий является одним из этих средств:

личный пример учителя, старших и всех окружающих ребенка;

благодатная помощь от Бога по молитвам Церкви и участие в церковных таинствах;

духовническое, родительское и педагогическое руководство воспитуемого в духе христианской любви;

душеполезное обучение, прежде всего, Закону Божиему, а также общение, чтение, наставление от старших и более опытных;

благотворная христианская среда, которую представляет церковная семья, церковная община, в том числе и детская; также важна книжная среда. В современных условиях очень важна положительная аудиовизуальная среда, верно питающая ум и сердце ребенка; требуется постоянная нравственная фильтрация того, что дети видят, слышат и запечатлевают. Душа ребенка через органы чувств буквально насыщается как губка всевозможными впечатлениями – духовными, словесными и образными, имеющими различное духовно-нравственное содержание, а значит и влияние, которое может быть благотворным или злотворным.

Да поможет Господь Бог и нам, по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, душеспасительно совершать дело духовно-нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения детей, чтобы возрастали чада во славу Божию, на благо Церкви, родителям на утешение, на пользу людям и нашему Отечеству.

Протоиерей Александр Зелененко

29 декабря 2016 г.

[1] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2013. С. 26.

[2] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995. С. 72.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 92.

[5] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 2. № 878.

[6] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. С. 90.

[7] Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей. Полное собрание сочинений (далее ПСС). Т. 3. СПб., 1994. С. 289.

[8] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2011. С. 23.

[9] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 283.

[10] Там же. № 4.

[11] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2011. С. 24.

[12] Цит. по: Там же. С. 36.

[13] ПСС. Т. 4–5. С. 396.

[14] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 591.

[15] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Творения. Дневник. М., 2012. Т. 3. С. 316.

[16] Стрижев А.Н. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания. М., 1999. С. 231.

[17] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 222.

[18] Сергиев И.И., протоиерей. Путь к Богу. Т. 4. СПб., 1905. С. 259–260.

[19] ПСС. Т. 3. С. 291.

[20] Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2011. С. 38.

[21] Там же. С. 45–46.

[22] Там же. С. 40.

[23] Там же. С. 45.

[24] Там же. С. 48.

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Гордон Шамуэй 4 марта 23:38

      Вспомнился бравый солдат Швейк.

      Парализованного украинца мобилизовали в Закарпатье.У Александра Мартыненко из города Хуст паралич правой части лица и правой руки, но сотрудники ТЦК насильно доставили его в военкомат. У него отобрали документы и мобильный телефон, а затем сильно избили.Медицинское освидетельствование показало, что парализованный годен к военной службе. Сейчас он находи...
      222
      Гордон Шамуэй 22 февраля 14:26

      Ответ пользователю ZAR о гениальном режиссёре.

      Как вы думаете, откуда, к примеру, явился на страницы совершенно фантастической книжки «Золотой ключик или Приключения Буратино» Карабас-Барабас, владелец театра и ближайший друг Тарабарского короля? Оказывается, Алексей Толстой списал его с этого самого Мейерхольда. У него были причины придать самому гнусному герою своего произведения черты этой знаковой фигуры своег...
      225
      Гордон Шамуэй 6 декабря 2023 г. 21:35

      В Америке сатанисты открыли центр абортов.

      В Америке сатанисты открыли центр абортов. Я не шучу. В Нью-Мехико, штате, известном своим благосклонным к абортам, законодательством, Церковь Сатаны открыла "клинику", где они делают различные виды абортов, от медикаментозных до хирургических.  Также, в клинике сатаниста Самуэля Алито работает горячая линия психологической поддержки дет...
      341
      Гордон Шамуэй 26 октября 2023 г. 16:26

      О США.

      В новостной ленте постоянно отчитываются о том, сколько и кому выделяет денег на войну США. Без их денег ни Израиль, ни Украина, ни террористические ячейки воевать не могут. То есть, что бы были везде войны нужны деньги из США. И ты вспомнил Максима Горького. Его цитата - "Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет" Горький, 1934 г.Судя по тому,...
      214
      Гордон Шамуэй 2 января 2023 г. 13:30

      Нас к чему-то готовят или уже все свершилось ?

      Накануне Нового года гуляли по торговому центру в поисках подарков.Занесла нелегкая в магазин "Твоё". Сказать, что поражён - ничего не сказать. Из интереса потратили гораздо больше времени на осмотр товаров, чем планировали. То, что это не "моё" - точно.Я не понимаю, неужели у нас в России , до такой степени распространен культ смерти ??? 90 % принтов на верхней одежд...
      341
      Гордон Шамуэй 25 апреля 2022 г. 16:19

      ДЛЯ ЕВРОПЫ

      Вы пробовали топить печь листьями? Нет? Тогда из нашего рассказа вы узнаете, как сделать топливный брикет, который горит лучше, чем дрова и уголь.Листья жгут, листья жгут как прощальный салют. Кто не слышал этих строчек? Мы уже рассказывали пользователем forumhouse.ru о том, как с помощью одной свечи можно приготовить ужин и отопить дом, а теперь настал черёд рассказ...
      475
      Гордон Шамуэй 14 июля 2021 г. 14:46

      «Володя плакал и плакал»: Панкратов-Чёрный рассказал случай из жизни Владимира Меньшова

      Литературный критик Олег Пухнавцев на своей странице в соцсети рассказал, как прощался с Владимиром Меньшовым артист Александр Панкратов-Чёрный.«Сегодня на прощании в Доме кино Панкратов-Чёрный сказал о Меньшове: «Он так любил народ! И страдал за него! Страдал!» И могло показаться — дежурная фраза, пафос по случаю. Но… Панкратов-Чёрный вспомнил, как однажды Меньшов це...
      507
      Гордон Шамуэй 10 июня 2021 г. 00:31

      ДИКТАТУРА БЕЗУМИЯ. ЧАСТЬ 2

      ГРУППА ПОДДЕРЖКИМы уже неоднократно писали, что многие явления современной жизни, кажущиеся хаотичными и абсурдными, обретают логику в контексте глобализма. Проект создания всемирного государства предполагает не только отмену границ и единое экономическое и информационное пространство, но и отрыв людей от национально-культурной почвы, традиционной морали, традиционных...
      649
      Гордон Шамуэй 10 июня 2021 г. 00:27

      ДИКТАТУРА БЕЗУМИЯ. Часть 1

      Очень многие вещи, о которых мы сейчас пишем, стали нам понятны далеко не сразу, порой через годы после какого-то первого импульса. Что это был за импульс, трудно объяснить, но как правило все начиналось со смутного чувства: неловкости, беспокойства, внутреннего протеста... Логически мы обосновать этого дискомфорта не могли, а в случае, о котором сейчас...
      850
      Гордон Шамуэй Свет Христов
      29 февраля 2020 г. 00:05

      Меня очень зацепило. Татьяна Маругова. Нерожденные голоса.

      ...
      761
      Гордон Шамуэй 25 ноября 2019 г. 01:08

      ГОСУДАРСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ

      Казалось бы, какое отношение друг к другу имеют два этих понятия?Если государство для нас – лишь машина насилия, работающая ради «принуждения одного класса другим», а целомудрие – лишь некоторое отрицательное состояние человека по отношению к разврату, то да, разумеется, два этих понятия несоединимы.Однако если мы все-таки допустим, что государство, пом...
      1008
      Гордон Шамуэй 21 ноября 2019 г. 10:24

      Что-то запредельное. "Ты в рамках свиньи живёшь": Гай Германика жёстко отшила Собчак, навязывающую ей разрешённые аборты

      В интервью "Осторожно, Собчак" телеведущая поговорила с режиссёром Гай Германикой о суррогатном материнстве и абортах. Но Гай Германика жёстко отшила Собчак, которая пыталась доказать, что аборты - это нормальное явление. "Ты в рамках свиньи живёшь", - парировала Германика.Зашёл разговор в интервью о суррогатном материнстве. Гай Германика заявила, что это "за гранью е...
      1062
      Гордон Шамуэй 1 ноября 2019 г. 13:06

      Православный писатель Василий Ирзабеков о защите русского языка.

      По случаю начала учебного года предлагаем вниманию читателей несколько глав из книги известного православного писателя и публициста Василия Ирзабекова, посвященных необходимости защиты русского языка.ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИПроблема чистоты русского языка – это не только проблема культуры, эстетики. Это еще и проблема национальной безопасности государства Росс...
      1047
      Гордон Шамуэй 5 октября 2019 г. 17:13

      Вопрос к Хакамаде.

      Ирина Муцуовна, вы до сих пор так думаете ?...
      1095
      Гордон Шамуэй 20 июня 2019 г. 00:31

      Как к этому относиться ? Петербургский школьник голодает, требуя запретить «Юнармию».

      Уже третий день в Санкт-Петербурге голодает 16-летний учащийся 622-й гимназии Леонид Шайдуров. 17 июня Леонид стоял у здания комитета по образованию Санкт-Петербурга в одиночном пикете с плакатом «Голодовка», пока его не забрала полиция. «Почему конкретно голодовка? — написал в соцсетях Леонид. — Потому что реакция на разного рода обращения, буквально с воплями о том,...
      4232

      Незаметный геноцид. Тысячи христиан истребляют по всему миру. Но Запад этого не замечает.

      История христианства знает множество мучеников за веру: в какой-то степени вера в Христа строится на готовности принести себя в жертву. Но никогда еще христиане не подвергались таким гонениям, как в наше время. При этом европейцы старательно не замечают этого геноцида из-за своей приверженности к политкорректности — даже страшные теракты с множеством жертв не получают...
      1625
      Гордон Шамуэй 24 мая 2019 г. 22:52

      Учитель

      В старших классах историю нам преподавал Шадур Иосиф Гелевич.Во всей его внешности было столько комичного, что, казалось, сама природа сделала его таким, чтобы показать, каким не должен быть облик человека. Низкорослый, кругленький, коротконогий и короткорукий, с укороченными негнущимися пальцами почти без ногтей. Большая вытянутая голова без шеи словно насажена на эт...
      1599
      Гордон Шамуэй 11 апреля 2019 г. 21:05

      Этот испанский художник - единственный в мире, кто умеет рисовать свет. Смотрите сами

      Висенте Ромеро Редондо, испанский художник, который родился в 1956 году в Мадриде. Из-за работы своего отца, он рос во многих разных городах по всей Испании. Семья вернулась в Мадрид, когда ему было 15 лет.В детстве его родители думали, что он посвятит свою жизнь живописи. Так как его карикатуры на одноклассников и учителей были известны в каждой школе, где он учился,...
      7387
      Гордон Шамуэй Свет Христов
      5 апреля 2019 г. 13:47

      Ожившие картины Караваджо

      Живые картины (фр. tableaux vivants) — вид пантомимы, композиции, представляемые позирующими людьми в подражание известным художественным произведениям или же воображаемым картинам и скульптурам. В этом ролике – постановка итальянского Ludovica Rambelli Teatro, в которой воспроизводятся картины Караваджо. ...
      1554
      Гордон Шамуэй 5 апреля 2019 г. 11:41

      Американский АТАШЕ, выступая в Китае, получил по морде за свои слова о Сталине.

      ...
      1764
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика