• РЕГИСТРАЦИЯ

Дайте нам идею - и мы перевернем мир ч.3

2 524

Предыдущую публикацию мы закончили высказыванием историков и видных политических деятелей о русских бунтах, имеющих свое специфическую направленность, в отличие от массовых выступлений народа в западных странах. Что же касается пугачевщины, историк Ключевский дважды и весьма развернуто осмыслил ее причины.

Основное можно вкратце изложить следующим образом. До Петра I включительно крестьянство «служило» дворянству, а последние – царю, то есть государству.                                                                                          Но ко времени Екатерины II дворянство, в сущности, перестало быть «служилым» сословием, и, как писал Ключевский: «Крепостное право… потеряло прежний смысл, свое главное политическое оправдание»; новое положение вещей воспринималось населением как «незаконное» и подлежащее исправлению путем также «незаконных восстаний», хотя, конечно, немаловажное значение имело объявление Пугачева, сумевшим спастись от гибели, законным царем Петром III, который и призван покончить с «незаконностью».

Вполне естественно, что в «марксистских» комментариях к цитируемому изданию 1950-х годов Ключевский был подвергнут весьма жесткой критике за непонимание «социально-экономических «причин болотниковщины, разинщины, булавинщины и пугачевщины".                                                                                                          Но Ключевский обосновал свои выводы многочисленными и многообразными фактами, и, как уже отмечено, вряд ли можно доказать, что именно в канун всех этих бунтов «эксплуатация» и «гнет» приобретали крайний характер.

Величайший наш поэт-мыслитель Тютчев дал полную глубокого значения «формулу»: «В Россию можно только верить» (при цитировании тютчевский курсив часто неоправданно игнорируют).

Обычно эту «формулу» воспринимают в чисто духовном аспекте: в отличие от других стран (Тютчев, без сомнения, имел в виду страны Запада), совершающееся в России нельзя объяснить рационально («умом») и остается только верить (или не верить) в нее.

Но, как мы видели, Ключевский, по сути дела, толковал мощные бунты как плоды именно утраты веры в наличную Россию. И, конечно, особенно важен и впечатляющ тот факт, что в нашем столетии, в 1917 и в 1991 годах, страна претерпела крах не из-за каких-либо мощных бунтов (кровавые конфликты имели место позднее, уже при «новых» властях), а как бы «беспричинно».

Это уместно истолковать следующим образом. Если при всей мощи бунтов XVII–XVIII веков веру в наличную Россию утрачивала тогда определенная часть ее народа, то в XX веке это произошло с преобладающим большинством населения страны, притом во всех его слоях.

Ничего подобного нельзя обнаружить в истории Запада, как не было там и мощных «бессмысленных» бунтов. Тем не менее многие идеологи, закрывающие глаза на эти поистине уникальные «феномены» истории России, пытаются толковать ее согласно европейским «формулам».

Восстания и революции на Западе, о чем уже говорилось, преследовали, как правило, конкретные практические цели.                                                 Вот чрезвычайно показательное сопоставление:                                             в 1917 году российского императора побудили отречься от престола уже на третий день после начала переворота. А между тем во Франции после мощного восстания 14 июля 1789 года, поскольку определенные прагматические требования восставших были выполнены, король оставался на престоле более трех лет – до 10 августа 1792 года.

Нынешние «идеологи» (закавычил это слово потому, что по конституции нам не положено иметь идеологию) считают Россию вообще «ненормальной», «нежизнеспособной» страной, что, мол, и выразилось в мгновенных крушениях 1917 и 1991 годов. Однако нет оснований относиться к подобным воззрениям как к чему-то серьезному.

Россия - страна, чья государственность возникла на рубеже VIII–IX веков, то есть существует 1200 лет, страна, которая уже при Ярославе Мудром, то есть в первой половине XI столетия, занимала территорию, почти равную всей остальной территории Европы.                Только Россия могла породить преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева, воплотивших в себе то, что с полным основанием зовется «Святой Русью».

Она победила захвативших ранее почти всю остальную Европу армады Наполеона и Гитлера; создала одну из величайших мировых культур (вспомним хотя бы несколько имен творцов русской культуры, которые обрели наивысшее признание во всем мире: Достоевский, Толстой, Чехов, Шолохов, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский, Менделеев, Иван Павлов, Капица, Владимир Соловьев, Бердяев, Бахтин).

Как же может подобная страна может предстать «нежизнеспособной» с точки зрения чисто «западнических» идеологов?                                    Россия не являет собой некое отклонение от западной «нормы»; ее история, по слову Пушкина, «требует другой формулы»; в России, по определению Чаадаева, «другое начало цивилизации».

Иначе, собственно, и не могло быть. Разве можно в силу поистине уникального характера фундаментальных основ бытия России, «жить по-европейски в русский мороз?».                                                            Во-первых, в тех географических и геополитических условиях, в которых сложились наши государственность и культура, не возникла ни одна другая цивилизация мира.                                                                              Во-вторых, только Россия с самого начала своей истории являет собой евразийскую страну.

Между прочим, уже Чаадаев осознал, что «оригинальная Русская цивилизация» – плод слияния «стихий азиатской и европейской» и что монгольское нашествие из Азии «как оно ни было ужасно, оно принесло нам больше пользы, чем вреда. Вместо того чтобы разрушить народность, оно только помогало ей развиться и созреть» (см. Чаадаев «ПСС и писем». М., 1991, т. 2, с. 161, 541).

Нам особенно сегодня ценно мировосприятие русских классиков - Чаадаева и Пушкина, сложившееся, в частности, до раскола русских идеологов на славянофилов и западников. Оно имеет во многом утраченный впоследствии целостный, не деформированный противостоящими пристрастиями характер.

Ни Пушкин, ни Чаадаев не впадали в тот – по сути дела, примитивный – «оценочный» спор, который начался в «роковые сороковые годы» (по выражению Александра Блока), длится до сего дня и сводится в конечном счете к решению вопроса: что «лучше» – Европа или Россия? Чаадаев и Пушкин, как ясно из всего их наследия, полагали, что Россия не «лучше» и не «хуже». Она – другая.

Конечно, если мерить Россию с точки зрения европейских «норм», она неизбежно предстанет как нечто «ненормальное».                                        Так, например, в Англии еще с XIII (!) века существовал избираемый населением парламент, по воле которого принимались законы, а на Руси слишком многое зависело от воли – или, как обычно говорится, произвола – великих князей и, позднее, царей, в особенности, конечно, Ивана IV, получившего прозвание «Грозный».

В новейших тщательных исследованиях Р. Г. Скрынникова «Царство террора» (1992) и

  Д. Н. Алыиица «Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного» (1988) доказано, что при этом царе была казнено от 3 до 4 тысяч человек, преобладающее большинство которых– новгородцы, обвиненные в измене, так как обнаружилась «грамота», согласно которой Новгородская земля намеревалась отдаться под власть короля Польши Сигизмунда II. 

Скрынников полагает, что это была фальшивка, изготовленная «за рубежом то ли королевскими чиновниками, то ли русскими эмигрантами», но Иван IV поверил ей, и по его повелению началась расправа над новгородцами.

И вот многозначительное сопоставление. Как раз накануне царствования Ивана Грозного в Англии правил король Генрих VIII, получивший прозвание «Кровавый» (хотя английские историки почти не употребляют это прозвание).                                                           При нем, в частности, 72 тысячи человек были казнены за бродяжничество, которое тогда приобрело массовый характер, ибо многие владельцы земель сгоняли с них арендаторов-хлебопашцев, чтобы превратить свои земли в приносящие намного более значительную выгоду овечьи пастбища.

Эти казни не были проявлением королевского произвола: закон, по которому пойманного в третий раз бродягу немедля вешали, принял избранный населением парламент, и, как говорится, суров закон, но закон…

Можно, конечно, согласиться с тем, что произвол чреват более тяжкими последствиями, чем закон, ибо с легкостью может обрушиться на ни в чем не повинных людей. Но ведь и людей, ставших бродягами из-за «перестройки» в сельском хозяйстве Англии, уместно счесть ни в чем не повинными…

https://www.livelib.ru/charact...

А между тем по одному только закону о бродяжничестве за 28 лет правления Генриха VIII было казнено примерно в двадцать (!) раз больше людей, чем за 37 лет правления Ивана IV (притом количество населения Англии и Руси было в XVI веке приблизительно одинаковым).

Поэтому есть достаточные основания признать, что власть закона нельзя рассматривать как своего рода безусловную, непререкаемую ценность, хотя многие люди убеждены в обратном и видят абсолютное превосходство Запада в давно утвердившейся там власти закона.

При этом многие полагают, что именно «дефицит» законности, присущий с давних времен России, привел к громадным жертвам в годы революции. Но это несостоятельное мнение, ибо любая «настоящая» революция означает откровенный отказ и от законов, и от моральных норм.

И из объективных исследований Английской революции XVII века и Французской VIII – начала XIX явствует, что их жертвы составляли не меньшую долю населения, чем жертвы Российской.

Столь же несостоятельно очень широко пропагандируемое (этим еще с 1960-х годов занимались так называемые правозащитники) мнение, согласно которому утверждение власти закона в нашей стране само по себе сделало бы ее подобной Западу.

В действительности все обстоит гораздо сложнее. Самое, пожалуй, главное отличие России от Запада заключается в том, что в ней отсутствует или, по крайней мере, очень слабо развито общество как самостоятельный и в определенной мере самодовлеющий феномен бытия страны.

На Западе, помимо государства и народа, есть общество, которое, несмотря на то что в него входят различные или даже противостоящие силы, в нужный момент способно выступить на исторической арене как мощная, вобравшая в себя преобладающую часть составляющих его членов и более или менее единая сила, способная заставить считаться с собой и правительство, и население страны в целом.

Это утверждение, как нетрудно представить, вызовет возражения или даже недоумение, ибо не только у нас, но и на Западе считается, что именно для России характерна «общинность», «коллективизм», постоянно и ярко выражающиеся в непосредственных взаимоотношениях людей, между тем как люди Запада гораздо более сосредоточены на своих собственных, частных, личных интересах, им в гораздо большей степени присущ всякого рода «индивидуализм».

И суть дела в том, что общество, существующее в странах Запада, не только не противостоит частным, личным – в конечном счете «эгоистическим» – интересам своих членов, но всецело исходит из них. Оно предстает как мощная сплоченная сила именно тогда, когда действия правительства или какой-либо части населения страны угрожают именно личным интересам большинства.

Так, например, в ходе начавшейся в 1964 году и продолжавшейся около десяти лет войны США в Индокитае американское общество пришло к выводу, что эта война не соответствует интересам его сочленов и в сущности бесперспективна, организовало массовые протесты и заставило власти прекратить ее.

Подобных примеров «побед» общества над правительством в странах Запада можно привести множество.                                                                    При этом необходимо только ясно осознавать, что дело идет о чисто прагматических интересах членов общества.                                                    В начале упомянутой войны общество США (за исключением отдельных, не очень значительных его сил) отнюдь не возражало против нее и позднее начало активно протестовать не из каких-либо идеологических (например, «гуманных» и т. п.) соображений, а потому, что война предстала в качестве «невыгодной» для населения США.

https://news2.ru/story/615293/

Приведу еще один характерный пример. В 1958 году генерал де Голль был избран президентом Франции, а в 1965-м переизбран на второй семилетний срок.                                                                                                        При нем страна во многом возродила свой статус великой державы, но именно из «прагматических» соображений считавшийся «отцом нации» де Голль был фактически свергнут французским обществом в ходе референдума 28 апреля 1969 года.                                                              И был свергнут по причине того, что  большинство населения требовало тогда сокращения рабочей недели до 40 часов, пенсионного возраста – до 60 лет и увеличения минимальной зарплаты до 1000 франков (см. Молчанов Н. «Генерал де Голль». – М., 1980, с. 473).

Именно воля общества определяет на Западе деятельность парламентов и других избираемых институтов.                                        Между тем уже упомянутый французский посол Палеолог утверждал, что в «самодержавной» России «вне царского строя… ничего нет: ни контролирующего механизма, ни автономных ячеек, ни прочно установленных партий, ни социальных группировок».

Это может показаться безосновательным диагнозом, ибо к 1917 году в России имелись и партии, и даже парламент – Государственная Дума, существовавшая с 1906 года.                                                                                    Но с западной точки зрения Палеолог все же вполне прав, ибо и Государственная Дума, и политические партии, по сути дела, выражали волю  большинства населения общества, а интеллигенции – этого специфического российского феномена.

А, как известно, русская интеллигенция состояла после 1917 года почти исключительно из бывших «рэволюционеров- богоизбранных».              Да и сегодня эта категория в культуре и искусстве (я уже не говорю о науке и социально-политическом управлении) России составляет львиную долю.                                                                                                            Отсюда все эти специфические черты нынешней государственной политики. Эдакая смесь русского крестьянства с чертами западного предпринимателя, который, если он увидит, что зажимают его «прибыток», сделает всё, чтобы навредить власти…

Именно поэтому интеллигенцию России можно понять, как явление, в известной степени аналогичное обществу Запада, но именно аналогичное, а по сути своей принципиально иное, несмотря на то что большинство интеллигенции вдохновлялось западными идеалами.

 Иное потому, что одновременно с западными идеалами в его корни вживлено древнее русское понятие – привязанность к семейному очагу и к земле, на которой этот очаг стоит.

Интеллигенция – чисто российское явление; даже сам этот термин, хотя он исходит из латинского слова, заимствовался другими языками из русского.                                                                                                                    К интеллигенции нередко причисляют всех людей «умственного труда», но в действительности к ней принадлежат только те, кто так или иначе проявляют политическую и идеологическую активность (и, естественно, имеют живой и постоянный интерес к политике и т. п.).

Такие люди действительно образуют своего рода общество внутри России. Но оно кардинально отличается от того общества, которое существует на Западе, в качестве членов которого, в нужный момент выступает преобладающее, или даже абсолютное большинство населения страны.                                                                                                   Могут возразить, что мы, мол, еще «нагоним» Запад и то меньшинство населения, которое являет собой интеллигенция, станет большинством.

Однако общество Запада – совершенно иное явление, чем наша интеллигенция; помимо прочего, принадлежность к нему ни в коей мере не подразумевает причастность к политике, идеологии и т. п., ибо, как уже сказано, это общество основывается на сугубо частных, в конце концов, «эгоистических» интересах его членов, которые сплоченно выступают против каких-либо политических и т. п. тенденций лишь постольку, поскольку эти тенденции наносят или способны нанести ущерб их собственному, личному существованию.

Можно с полным основанием утверждать, что в России (по крайней мере на сегодняшний день) создание общества западного типа немыслимо.                                                                                                                   Ибо ведь даже российское интеллигентское «общество» – при всем его пиетете перед Западом – всегда выдвигало на первый план не столько собственные интересы своих членов, сколько интересы народа (пусть по-разному понимаемые различными интеллигентскими течениями), то есть имело, употребляя модный термин, совсем иной менталитет, чем общество Запада.

Правда, ныне есть идеологи, призывающие строить будущее на основе «эгоистических» интересов всех и каждого, но для этого пришлось бы превратить страну в нечто совершенно иное, чем она была и есть.

В силу уникальных географических и геополитических условий и изначальной многонациональности и, более того, «евразийства» (также уникального) России, государство не могло не играть в ней столь же уникально громадной роли, неизбежно подавляя при этом попытки создания общества западного типа, основанного на «частных» интересах его членов.

И «осуждение» «деспотической» государственности России, которым занимались и занимаются многие идеологи, едва ли основательно. Тогда уж следует начать с осуждения тех наших древнейших предков, которые двенадцать столетий назад создали изначальный центр нашего государства – Ладогу (впоследствии Петр построил поблизости от нее Петербург!) – не столь уже далеко от Северного полярного круга, а несколько позже основали другой центр – Киев около Степи, по которой народы Азии беспрепятственно двигались в пределы Руси…

Продолжение читайте в следующей публикации…

    Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

    В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      danila 18 декабря 19:03

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания. Условия проникновения сущностей Паразита в наше сознание. Виды сущностей. Одержимость. Места Силы

      «…Речь пойдёт об условиях и моментах, при которых происходит проникновение в нас сущностей, внедрение и активация программ паразита…1. Основным проводником внедрения в нас сущностей является ДЫМ        .В том числе, это является и способом Паразита по активации уже установленных в нашем Теле программ.        &nbs...
      297
      danila 13 декабря 18:38

      Древний Рим – Русский Мир

      В Турции раскопали фрески «древнего Рима» и обнаружили надписи на Русском! Древний город Zeugma расположен берегу реки Евфрат в 10 км от Газиантепа (Турция).                                                        &n...
      413

      Национальная идея. Почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации? Часть 5

      Первыми начали отрицать наличие древнерусского института княжеской власти до призвания Рюрика «русские» историки Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер. Их выводы, послужившие началом русофобской историографии, ставшей русским национальным наукообразным феноменом с времён «подкидного» русского царя Петра Первого, - не являлись результатом скрупулезного анализа мат...
      386

      Национальная идея. Почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации? Часть 4

      В научной литературе известна попытка русскому «коло» подобрать такой санскритский эквивалент как «кала» – «смерть».                       Это отождествление хорошо известно, что позволяло некоторым исследователям проводить параллели между именем Колы и мрачной, жаждущей крови тёмноликой богине...
      258
      danila 30 ноября 17:32

      Национальная идея. Почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации? Часть 3

      Есть параллели для древнерусской Колы в санскрите. По мнению известного индолога Н.Р. Гусевой, древнерусское солярное коло сближается с санскритскими "кхала" – «солнце», а также с гол – «солнечный шар» и гола – «круг, сфера».                                    &nbs...
      186

      Национальная идея. Почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации? ч. 2

      Дальнейшее развитие подобных представлений об этнической карте Восточной Европы в древности, порожденных в лоне мифологизированной шведской мы видим в деятельности крупных финских филологов и фольклористов, таких как М.А. Кастрен, Д. Европеус и др. Заслуги названных учёных, а также их коллег перед мировой наукой бесспорны, но образование они получали в ...
      299
      danila 24 ноября 14:09

      Одной ногой над «бездной небытия»…

      Почему безнаказанно и с таким усердием «гопники США» продолжают участвовать в геноциде украинцев и русских посредством снабжения первых сметоносным оружием? Почему израильский упырь «без страха и упрёка» мочит арабов-палестинцев налево и направо – всех подряд – и стариков и женщин, и детей? Почему европейский Парламент плюет с высокой колокольни на все ...
      337
      danila 21 ноября 16:10

      «Сделать хорошо не кому-то ещё, а только себе» - нынешнее кредо Трампа

      Все его назначенцы оказались настолько радикальными, что для представителей глубинного государства, сторонников Демпартии и всей Европы с её антитрамповской политикой осталось только одно слово: «КАРАУЛ!»                                          &nbs...
      488
      danila 18 ноября 20:18

      Будут ли на Марсе «яблони цвести»?

      Как то в один из первых майских дней 1945 года, заметив американского солдата, брат и коллега Вернера фон Брауна Магнус догнал его на велосипеде и обратился на ломаном английском:«Я Магнус фон Браун. Мой брат – изобретатель Фау-2. Мы бы хотели сдаться».Сохранился близкий фрагмент интервью Вернера фон Брауна, которое он дал после своего пленения: «Нам из...
      648
      danila 14 ноября 00:13

      Диктовать могут только победители

      То, что президентом США с Нового года будет Трамп, знают уже все, и он уже много чего наговорил.                                                                          ...
      833

      Национальная идея. Почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации?

      Любой историк, неравнодушный к своему национальному самосознанию, вполне критически и реально приходит к выводу, что национальная идея всегда присутствует практически во всех Западных странах. Например, Италия в эпоху Возрождения, из хаоса, из крови, в которой она находилась, помогла выбраться идея светлого прошлого.          &n...
      250
      danila 9 ноября 09:44

      Честно признать проблему — это первый шаг к тому, чтобы начать ее решать

      Самое главное в речи Путина на «Валдае» было в самом конце. Это были революционные слова.                                                               Услышать от президента, что он не хочет воз...
      352
      danila 7 ноября 15:42

      «Бесновались - веселились, подсчитали - прослезились..»

      https://dzen.ru/a/ZLy5m2pm2w-6VHDiГаввах… Слово, знакомое всем страдающим и обездоленным , нещадно эксплуатируемых и отдающим энергию западным Гопникам. Слава Господу - нет в Русском миpe такого явления, потому и слова такого нет. Все чуждые и, зачастую, враждебные нам явления неспроста названы словами инородцев.           ...
      418
      danila 31 октября 21:04

      "Голем-перестройка" ударит по США

      В XVI начале XVII века в Праге жил раввин по имени Йехуда Лёв бен Бецалель, позже прозванный Махараль.                                                             Он трактовал Тору, проповедовал в син...
      815
      danila 23 октября 15:25

      Сколько верёвочке не виться…

      В минувшую неделю в зоне СВО заметно ускорилось наше наступление по всей линии фронта.                                                                            &nb...
      779

      Русская история и чёрный пиар. Ч.3

      https://nardar.ru/articles/ekonomicheskiy-podem-v-rossii-nakanune-pervoy-mirovoy-voyny-chem-byl-vyzvan                                                          Исследуем Миф о промышленной и прочей отсталости ...
      219
      danila 19 октября 22:12

      "Гельманы" и "познеры" возвращаются

      https://komandorva.livejournal.com/2297892.htmlИноагента Познера знают все завсегдатаи интернетовских социалок. Его русофобия всегда на виду Но кто такой Марат Гельман?                        Я, например в курсе, что это  — российский коллекционер, галерист и публицист, арт-менеджер.&...
      908
      danila 16 октября 16:35

      Кац предлагает сдаться

      Нынешние Кацы - президент США Джо Байден, госсекретарь Блинкен и советник по нацбезопасности Салливан проиграли «игру в цыплёнка», которую они затеяли против нашего президента. Если коротко, «игра в цыплёнка», которая популярна в США, – это движение навстречу друг другу двух автомобилей на максимальной скорости до лобового столкновения.    &nb...
      368
      danila 14 октября 18:37

      Исторический циклизм. Наши войска форсируют Днепр.

      https://may9.ru/history/articles/bitva_za_dnepr/После падения крепости на юге ДНР – Угледара и с учётом нарастающего тяжёлого положения ВСУ на покровском направлении, в Торецке, на подступах к Северску и Купянску, в западной блогосфере и прежде всего в США началось активное гадание на кофейной гуще: чем это закончится для группы Зеленского? В смысле – к...
      462
      danila 13 октября 09:21

      Поскреби русского…

      Мы постоянно слышим, что русские — не народ, спаянный кровью, родственный по крови, а конгломерат людей, объединенных общностью культуры и территории.                                                          &n...
      387
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика