• РЕГИСТРАЦИЯ

Еще раз о Петре и Февронии, или Несколько слов о Любви

Семья
Вечность в Божьей душе
9 июля 23:46 0 625

К святым благоверным Петру и Февронии в нашей Церкви отношение особое. Писано и говорено о них несметное количество раз. Но мы все таки попробуем еще раз.

Редакционное задание казалось предельно простым: рассказать читателям о благоверных князьях Петре и Февронии. И вправду, задача, на первый взгляд, элементарная. Еще бы – столько уже писано-переписано статей, серьезных аналитических разведок, снято фильмов – и для взрослых, и для детворы. В соседней стране эти святые с 2008 года являются покровителями семьи и супружества, и день их памяти объявлен федеральным праздником. В сети в свободном доступе – множество проповедей на эту тему и от именитых священников, и от монашествующего духовенства.

Справедливости ради, надо заметить, что не меньше, если не больше, и аргументов от представителей противоборствующей стороны, основной посыл которых – житие Петра и Февронии – художественное произведение, далекое от реальности, а сами супруги – персонажи вымышленные. Более того – и у князя Петра (шалопут-прагматик, попытавшийся использовать смазливую девушку в своих интересах), и у его избранницы Февронии (доморощенная знахарка, разбитная бабенка, знающая, как повыгоднее устроиться в жизни), со слов авторов многочисленных публикаций, учиться нечему. Да и вообще, «история Петра и Февронии может конкурировать только с Хеллоуином, говорящими тыквенными головами и другими ужасами» (здесь и выше я цитирую), и все их «житие скорее напоминает какой-то грязный придворный роман, изложенный на манер народной сказки, чем христианскую благочестивую повесть».

Надо сказать, что в моем случае вся эта информация ложилась на достаточную базу. В силу рода деятельности я неплохо знаю житие благоверных князя Петра и княгини Февронии, в частности из книги «Избранные жития святых» в изложении святителя Филарета Черниговского (Гумилевского), блестящего богослова XIX века, весьма авторитетного историка Церкви.

Впрочем, после ознакомления с частью опусов, услужливо предложенных всеведущим гуглом на запрос «Петр и Феврония реальна история», все равно осталось неприятное ощущени

Более детальное, с яркими подробностями и деталями, описание их жизни можно узнать из «Повести о Петре и Февронии», написанной в первой половине XVI века иноком Еразмом, священником одного из кремлевских соборов. Он входил в круг церковных писателей и агиографов, сформировавшийся вокруг святителя Макария Московского. В 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы благоверные супруги, именно митрополит Макарий распорядился увековечить их имена. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

В общем, почва для всхода зерен сомнения у меня была совершенно неподходящая. Впрочем, после ознакомления с частью опусов, услужливо предложенных всеведущим гуглом на запрос «Петр и Феврония реальна история», все равно осталось неприятное ощущение – словно нечаянно прикоснулся к липучке для мух.

Предлагаю оставить «мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21) и попробовать выяснить для себя – что же в совокупности всей этой истории можно признать вполне правдоподобным с точки зрения современного православного, а что все-таки вызывает сомнения. Давность лет не предоставляет возможным проверять некоторые события и моменты с исторической точки зрения, да и вряд ли это уместно в рамках этой публикации. Моя задача как автора – дать пищу для размышлений. Раз святые Петр и Феврония пользуется такой известностью и уважением у верующих, мы не можем не признавать за тем, что известно нам, права быть источником сведений о земной жизни небесных покровителей семьи.

Моя задача как автора – дать пищу для размышлений.

Итак, ХІІІ век, град Муром. Жена градоправителя Павла, старшого сына Муромского князя Юрия Владимировича, страдает от жутких ночных явлений: к несчастной стал летать змей с целью склонить ее на блуд, причем для всех окружающих он выступал в обличье законного супруга. Оказалось, что умереть мучитель может только «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя Павла действительно был младший брат Петр, имевший с юности «обычай ходити по церквам уединяяся», человек благочестивой жизни. Как-то в храме явился ему некий отрок и указал на Агриков меч, хранившийся в алтарной стене церкви. Петр собрал все свое мужество и убил змея. «Сим победиши» – вспоминается мне тут – Божиим оружием.

Итак, ХІІІ век, град Муром. Жена градоправителя Павла, старшого сына Муромского князя Юрия Владимировича, страдает от жутких ночных явлений...

Фото: http://миамир.рф

Источник этого рассказа не вызывает сомнений, ведь поединок витязя и чудовища достаточно распространен в народных сказках: греческой – об Агриковом мече и русской – о Кощее Бессмертном. Очевидно, что инок Еразм решил восполнить недостаток сведений о молодости князя за счет привлечения фольклорных мотивов. Змей и его существование очень веселят современных скептиков, при этом надо подчеркнуть, что в 1 главе «Повести о Петре и Февронии» в центре внимания – именно сомнения и переживания князя Петра, его боязнь стать братоубийцей, ведь змей-искуситель имеет облик его родного брата. Молодому мужчине надо взять на себя ответственность за судьбу и жизнь другого человека – умение, неприсущее части наших современников.

Князь убивает змея, но заболевает проказой от брызг ядовитой крови – тело покрывается струпьями. Недуг заставляет князя искать лекаря и является завязкой «Повести…».

Особо придирчивые вменяют в вину Петру поиск исцеления народно-магическими средствами. Как по мне – князь ищет того, кто поможет ему исцелиться. Исправить такую ущербность, хоть и руками человеческими, может только Господь. С такой точки зрения поиски Петра – это поиск Воли Божией о себе, и позже в словах Февронии он таки найдет ответ.

Молодому мужчине надо взять на себя ответственность за судьбу и жизнь другого человека – умение, неприсущее части наших современников.

Феврония – дочь «бортника-древолаза» (человек, добывающий мед диких пчел) из деревни Ласки (кстати, до сих существующей под Рязанью) обещает вылечить князя, если тот на ней женится. Автор «Повести…» рисует девушку как рукодельницу, красавицу и вообще – необычную особу, используя при этом язык аллегорий.

Феврония говорит, что ее мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. И, когда ее не понимают, объясняет удивленным гостям: отец с матерью ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их, это и есть плачь взаймы. А брат – древолаз, пошел собирать мед. Он лазит по высоким деревьям и должен быть очень внимательным, чтобы не упасть: смерти в лицо глядит.

Девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что он сможет излечиться, если верен своим словам и добр сердцем.

Но Петр думает о другом – не о сердце и душе, а о неравенстве брака: «Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены!». Такие сомнения в принципе понятны и по современным меркам: как будет выглядеть простушка в высшем обществе и т. п. Князь кривит душой и обещает взять девушку в жены. «Обицянка-цяцянка», – говорят в народе. Уже по дороге домой обнаруживается, что болезнь князя – не столько в струпьях на коже, а гораздо глубже. Феврония не отказывает князю в лечении и на этот раз: в бане (как в Евангелии – в купели) больной излечивается от проказы, исцелив перед этим язвы в собственной душе.

Но Петр думает о другом – не о сердце и душе, а о неравенстве брака: «Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены!». Такие сомнения в принципе понятны и по современным меркам.

В Муром Петр возвращается вместе с молодой княгиней. «Приидоста же во отчину свою, град Муром, и живяста во всяком благочестии, ничто же от Божиих заповедей оставляюще» – фраза, не требующая особых комментариев. Жизнь молодых супругов складывалась не по житийному жизненно: они долго притирались, терпеливо привыкали к привычкам друг друга, отвыкали слушать в семейных делах кого-то третьего, смирением исправляли изъяны. Всепокрывающая любовь и обоюдное терпение – это, на мой взгляд, то, чему можно поучиться от княжеской четы.

Фото: uznavay.pro

А дальше? – спросите вы. А дальше вся сказочность событий заканчивается, даже в изложении автора «Повести…»: знать Мурома, в частности женская ее часть, восстала на свою княгиню.

Причина – не только элементарная женская зависть: «Княгини же Февронии боляре его не любяху жен ради своих, яко бысть княгини не отечества ради ея, Богу же прославляющу ю добраго ради жития ея». Бояре требуют выдворить Февронию, но Петр обращается к жене за советом. Теперь в ее воле: делить с ним все тяготы и дальше, или отойти в сторону, озолотившись.

Бояре действуют вполне в современном стиле: устраивают пир, чтобы получить у Февронии согласие покинуть город, когда она охмелеет. «Они же неистовии, – пишет Еразм, – наполнившеся безстудия, умыслиша, да учредят пир. И егда же быша весели, начаша простирати безстудныя своя гласы, аки пси лающе, отнемлюще у святыя Божий дар, его ей Бог и по смерти неразлучна общал есть». Иными словами – дерзают разлучать то, что «человек да не разлучает».

Теперь в ее воле: делить с ним все тяготы и дальше, или отойти в сторону, озолотившись.

Далее – без комментариев: «Ничто же ино прошу, – говорит Феврония, – токмо супруга моего князя Петра!» А для князя выше почестей и статуса – заповедь Христова. Так, вместе с Февронией Петр покидает Муром.

Мы видим княжескую чету, плывущую на судах по реке Оке. Красота Февронии соблазнила одного с их попутчиков, и тот посмотрел на нее с похотью. Княгиня попросила его зачерпнуть воды с одной стороны ладьи, а потом с другой, и попробовать ее. «Едина есть, госпоже, вода» – ответил мужчина. «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!». Перевод и объяснения не требуются, не так ли?

Фото: uznavay.pro

Вечер. Изгнанники готовятся к ночлегу на берегу Оки, а Петра мучают сомнения. И не удивительно: любой нормальный мужчина на его месте должен бы задуматься о том, как и на что дальше жить ему и его семье. Феврония в этот момент говорит мужу о Промысле: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленник всему, не оставит нас в низшете быти!» В одной фразе Февронии – вся она, по слову Давида: Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Словно в подтверждение слов Февронии, молодые березки, на которых повар готовил еду над костром, к утру зазеленели. А вскоре прискакал и гонец из Мурома: народ и бояре, оставшиеся в живых после междоусобиц, просили князя вернуться обратно. Интересно и то, что автор «Повести…» употребляет в речи бояр двойственное число: «Ныне же со всеми домы своими раби ваю есмы, и хощем, и любим, и молим, да не оставита нас, раб своих!» – это свидетельство признание Фефронии как княгини и целостности супругов в честном браке.

Инок Еразм описывает их дальнейшее правление как идеал христианского самодержавства: «Беху державствующе во граде том, ходяще во всех заповедях и оправданиях Господних бес порока, в мольбах непрестанных и милостынях и ко всем людем под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати. Беста бо ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богатества тленнаго щадяще, но в Бога богатеюще».

Словно в подтверждение слов Февронии, молодые березки, на которых повар готовил еду над костром, к утру зазеленели.

Еще один чудесный момент описан в эпизоде кончины княжеской четы. Петр и Феврония состарились и умолили Бога умереть в один час. Они одновременно приняли постриг (Петр был наречен Давидом, Феврония – Евфросинией) и, удалившись от княжеских забот, стали готовиться к смерти. Это нормальная практика для правителей того времени. К слову, описание их последних мгновений очень трогательно.

Перед постригом князь и княгиня завещали похоронить себя в одном гробе, но их положили по отдельности. А наутро тела Петра и Февронии нашли в соборной церкви Пречистой Богородицы опять вместе, в одном гробе с тонкой перегородкой внутри. Мощи Петра и Февронии оказались нетленными – так Господь прославил своих святых и их святое чувство.

Такая вот история. Повторюсь, я не пыталась в этой статье навязать вам единственно правильное понимание ипостаси благоверных Петра и Февронии Муромских. Для кого-то они и вправду – хранители и покровители семьи, любви и верности. Кто-то останется равнодушным как к их жизни, так и святости, и подвигу, который они совершили. Мне хотелось бы достичь другой цели – еще раз напомнить читателю о том Чувстве, Которое должно стоять во главе каждой семьи и быть ее краеугольным камнем – о Любви. Не плотском порыве во всех его проявлениях, а о Любви, которая не перестает, прощает, долготерпит, милосердствует.

Перед постригом князь и княгиня завещали похоронить себя в одном гробе, но их положили по отдельности.

…Как-то мне пришлось петь на отпевании. Умер очень пожилой мужчина, проживший долгую жизнь – 87 лет, воспитавший детей, внуков, успев даже увидеть, как пошла в школу правнучка. Все время, пока длилось отпевание, и потом, на кладбище, его жена, седая старушка, все время повторяла: «Леня, а как я без тебя?» Старческим хриплым голосом, срывающимся от горя, она, как заведенная, повторяла и повторяла эту фразу, смотря на мужа с такой надеждой, словно он мог ответить. Она смотрела на присутствующих, на нас, и задавала этот же вопрос. Мы не знали, что ответить. 80-летняя бабушка гладила холодные руки супруга, и все спрашивала: «Леня, а как я без тебя?».

Верю, что вы понимаете, о чем я. И о чем история святых Петра и Февронии – тоже. https://spzh.news/ru/chelovek-...


Вечность в Божьей душе

«Долой власть ЧКистов»

Фото № 1 https://twitter.com/i/status/1162722467519127552Уважаемые читатели, какое прекрасное видео от телеканала «Дождь». Группа несовершеннолетних «революционеров» следу...

Армия Израиля уничтожила команду боевиков на границе с сектором Газа

Поздно вечером 17 августа израильские военные сорвали попытку группы палестинских боевиков пересечь разделительный забор вокруг сектора Газа, сообщается на военном портале southfront.org. ...

Образовательная минутка для КОНТовцев или что такое «Форекс»?
  • Everardo
  • 18 августа 16:11
  • Промо

Приветствую Вас, дорогие КОНТовцы. В последнее время замечаю вокруг очень много разговоров о «Форекс», но далеко не все знают, что это такое.Форекс (англ. Forex market, FX-market) ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика