![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/523543%5B1%5D.jpg)
Герой очередного выпуска Энциклопедии — выдающийся русский живописец , один из наиболее известных художников-баталистов, Василий Васильевич Верещагин.
Он оставил государеву службу для того, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.
Постигал основы художественного мастерства в Императорской Академии художеств в Петербурге, и совершенствовал своё мастерство в Парижской академии под руководством великого Жана-Леона Жерома.
Его произведения запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах, и в течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной его картины.
Выставки его работ с большим успехом проходили в Нью-Йорке, Париже, Мюнхене, Лондоне и Петербурге…
Он отказался от звания профессора, присвоенного ему Советом Императорской Академии художеств.
Его трагическая гибель на борту броненосца «Петропавловск» явилась чудовищной утратой для всей русской культуры, и наш очередной рассказ посвящён ему — Василию Васильевичу Верещагину.
Итак, мы начинаем…
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/235d6c603f6e805%5B1%5D.jpg)
«…считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от профессорского звания» (В. В. Верещагин)
Он считал бессмысленными любые картины «без идеи». Побывав на трех войнах по службе, в живописи был художником-пацифистом — показывал на своих полотнах бесчеловечность войны, при этом написав большое количество экзотических пейзажей и жанровых работ во время своих многочисленных путешествий — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/0_2006ef_4190ddac_XXL%5B1%5D.jpg)
Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье состоятельного помещика, столбового дворянина 6-й родословной книги, местного предводителя дворянства. Когда юному Василию исполнилось три года, семья переехала жить в родовое поместье, деревню Петровке, которой Верещагин-старший владел наряду с двумя другими деревнями в Новгородской и Вологодской губерниях. Семья жила на доходы от продажи местного леса и доходы от кузниц, в которых трудились местные крепостные.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/665d6c678ef33d1%5B1%5D.jpg)
Верещагин-старший был типичным домоседом, предпочитал тихую и размеренную семейную жизнь с супругой, женщиной культурной и образованной и детьми, коих в семье было четверо.
Василий рано проявил интерес к рисованию, однако родители его увлечение не одобряли, считая, что совсем не гоже сыну столбового дворянина становится художником.
Среди вологодского и новгородского дворянства военная карьера считалась не только престижной, но и обязательной.
Определять сыновей в военные моряки было здесь давней традицией, так, что судьба Василия Верещагина была определена ещё до его рождения.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/a634944595a9da51e7f6217280ecc0ed%5B1%5D.jpg)
В 1850-м году Василий был принят в Александровский малолетний кадетский корпус в Царском Селе, а еще через три года — зачислен в петербургский Морской кадетский корпус.
В 1847 году Верещагин принял участие в морском заграничном походе на фрегате «Камчатка», после которого начал задумываться над завершение своей военной карьеры.
Дедовщина и цинизм, царившие среди кадетов быстро его разочаровали, да к тому же у него обнаружилась и сильнейшая морская болезнь, фактически превратившая всё морское путешествие в пытку.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/325d6db32cd00b6%5B1%5D.jpg)
В старших классах Морского корпуса рисование уже не преподавалось, и кто-то из бывших учителей посоветовал ему записаться в рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. Преподаватели заметили природный талант нового вольноприходящего ученика и всячески старались поощрять его старание и трудолюбие.
Верещагин же твёрдо для себя решил стать художником и упорно шёл к выбранной цели.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/215d6db2b24ba11%5B1%5D.jpg)
После успешной сдачи выпускных экзаменов в Морском корпусе с лучшими оценками в своем выпуске, он подал документы в Императорскую Академию художеств, и после короткого периода службы, новопроизведённый мичман вышел в отставку и в 1860 году поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств.
Педагогами Верещагина в Академии были:
Алексей Тарасович Марков — русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств,
Фёдор Антонович Моллер — известный русский художник, академик и профессор Императорской академии Художеств,
Александр Егорович Бейдеман — русский художник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/265d6db26584dfe%5B1%5D.jpg)
Учёба в Академии не приносила Верещагину удовлетворения.
До реформы Академии было ещё далеко, а пока преподаватели-ретрограды заставляли студентов раз за разом перерисовывать античные головы и сюжеты, изучать «старых мастеров» и слепо преклоняться перед признанными авторитетами, многие из которых оставались таковыми исключительно по указке сверху.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/15d6db1f884c7a%5B1%5D.jpg)
Видя, что учёба в академии не даёт ему ничего в плане творческого роста, Верещагин принимает решение оставить стена Академии и в 1863 году, добившись для себя «творческого отпуска», отбывает на Кавказ в поисках свежих впечатлений и живой натуры.
Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/605d6db1805918f%5B1%5D.jpg)
На Кавказе Верещагин провел около года, в течение которого рисовал, писал картины, собирал этнографический материал и даже преподавал, однако, получив в 1864 году неожиданное наследство, с лёгким сердцем уехал в Париж, где продолжил своё обучение в мастерской своего кумира Жана-Леона Жерома, чьими картинами он восхищался еще в Петербурге.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/7939ff25f455d94f69865f423b69604a--moslem-oil-painting-reproductions%5B1%5D.jpg)
В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил свои работы с натурой, а уже осенью 1865 года посетил Петербург, и затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу.
Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии.
На родину в Императорскую Академию Верещагин вернулся весной 1866 года, фактически завершив своё официальное обучение.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/716e0bba70bb81870e6e9ebacadd226a--art-photography%5B1%5D.jpg)
В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года.
Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители.
Верещагин принял активнейшее участие в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса — за отвагу.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/d1c1501467e5%5B1%5D.jpg)
В 1869 году в Петербурге Верещагин организовал «туркестанскую выставку», представив на суд зрителей многочисленные картины и графику, привезенные из Туркестана.
Большинство работ были выполнены в этюдной манере.
Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им доселе Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых традиционными глухими одеяниям.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/Nishhie-v-Samarkande.-1869-1870.-Hudozhnik-Vasilij-Vereshhagin-1842-1904.-Tretyakovskaya-galereya-Moskva-768x1019%5B1%5D.jpg)
После окончания выставки Верещагин снова отправляется в Туркестан, но на этот раз через Сибирь.
Он совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю.
Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/585d6db7f0ea5ea%5B1%5D.jpg)
Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/dIVivxKLEKM%5B1%5D.jpg)
В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Наброски и зарисовки, выполненные художником во время его предыдущих путешествий , дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав большой «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе и России.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/1354983353-0677876-www_nevsepic_com_ua%5B1%5D.jpg)
В 1873 году Верещагин устраивает персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются.
В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии».
Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/505d6dacadd447f%5B1%5D.jpg)
Весной 1874 года его персональная выставка состоялась уже в Петербурге.
Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя — залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей.
Весь тираж каталогов выставки — 30 тысяч экземпляров — раскупили. Однако, государственному чиновничеству выставка не понравилась.
От художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами.
А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей.
После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/335d6dac35b15fc%5B1%5D.jpg)
Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а великий князь Александр Александрович, — будущий император Александр III, — так выразил своё мнение о художнике:
«…Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/25d6daf5537df9%5B1%5D.jpg)
Как бы там ни было, но это совсем не помешало через месяц Совету Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого он, впрочем, решительно отказался «…считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/105d6db4307de6f%5B1%5D.jpg)
Многие коллеги-художники упрекали Василия Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, что было совсем нетипично для академической живописи тех лет.
Однако Иван Крамской назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков приобрел весь туркестанский цикл за большие по тем временам деньги — 97 000 рублей.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/415d6db4a445594%5B1%5D.jpg)
Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Супруги почти два года проживут в Индии, выезжая также в Тибет.
Они также посетили Бомбей и Джайпур, Дели и Агру, области Ладак и Кашмир, три месяца путешествовали по Восточным Гималаям и Сиккиму.
Верещагин много и напряжённо работает, посвящаю большую часть своих произведений жизни и быту местного населения.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/355d6dabace2e13%5B1%5D.jpg)
Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри.
Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии — зороастризма.
Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/345d6dab0ea0fc5%5B1%5D.jpg)
Весной 1876 года художник возвращается в Париж.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/255d6db4ff3e083%5B1%5D.jpg)
Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, художник незамедлительно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую.
Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/475d6db5a7d0b79%5B1%5D.jpg)
Художник участвует в некоторых сражениях. Получив тяжелейшее ранение в бедро на борту миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае, едва не приведшее к гангрене со всеми вытекающими последствиями, Верещагин оставляет действующую армию.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/495d6daa5fcd422%5B1%5D.jpg)
Раненного Василия Верещагина отправили в Бухарест, где он провел три месяца. Но когда рана зажила, он вернулся в строй.
За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/535d6db614841ec%5B1%5D.jpg)
В декабре 1879 года в Париже с большим успехом прошла выставка с балканскими работами Верещагина.
На полотнах художника не было парадных триумфальных сцен.
В споре с Павлом Третьяковым, который придерживался традиционных патриотических взглядов на батальную живопись, художник говорил:
«…мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Передо мною как художником война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности».
Верещагин хотел, чтобы серия оставалась нераздельной, но коллекционер приобрел лишь часть полотен.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/545d6db65f503ec%5B1%5D.jpg)
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии.
В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
В этот период он создал новую серию картин — «трилогию казней»: «Распятие на кресте во времена владычества римлян», «Казнь из пушек в Британской Индии», «Казнь заговорщиков в России».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/65d6da983173cc%5B1%5D.jpg)
В 1885 году открылась европейская выставка полотен Василия Верещагина.
Один из посетителей облил полотна художника серной кислотой — испортил несколько рам, а одну небольшую картину уничтожил полностью.
Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал.
Большую часть палестинского цикла художник увез в США и после нескольких выставок продал на аукционе.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/555d6db6f3b2c6c%5B1%5D.jpg)
В 1887 году Верещагин после многих лет работы оставил свою мастерскую в Мезон-Лаффите.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/515d6db751e1b3f%5B1%5D.jpg)
В 1889 году художник побывал в США. В Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из Москвы чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина.
После возвращения в Россию художник начал совместную жизнь с Андреевской и процедуру развода со своей женой.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/715d6db87518d7b%5B1%5D.jpg)
В 1891 году Верещагин купил участок на окраине подмосковной деревни Нижние Котлы (вблизи современной Нагатинской улицы Москвы), на котором по собственному проекту построил дом для своей новой семьи и мастерскую.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/775d6db91f80e0f%5B1%5D.jpg)
Через несколько лет Верещагин начал писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года.
Всего он создал 20 полотен — сцены битв, пейзажи мест сражений.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/425d6da8211fd1c%5B1%5D.jpg)
Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествовал по Пинеге, Северной Двине, Белому морю, посетил Соловки.
Он также посетил Ростов Великий, Кострому, Ярославль, города Русского Севера.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/115d6dbab1e9848%5B1%5D.jpg)
Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали — резьбу на деревянных колоннах, иконостасах.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/235d6db9cd34c15%5B1%5D.jpg)
В 1899 году Верещагин провёл полтора летних месяца с семьёй в Крыму. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/85d6dba592fdf0%5B1%5D.jpg)
В 1903 году Верещагин прибыл в Японию. В Токио, Никко и Киото он провел четыре месяца.
Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в новой для себя манере, близкой импрессионизму, — «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие. Все работы Верещагин оформил в авторские рамы, отделанные японской парчой.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/5f2476fe27cd03ca0a98be6c879c1bfb5d6da888bffac%5B1%5D.jpg)
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт.
Он погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Из всего экипажа в 650 человек спастись удалось не более шестидесяти. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/675d6dbb31a5ba0%5B1%5D.jpg)
«Верещагина оплакивает весь мир», — писали в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
Самым убедительным доказательством правоты этих слов, пожалуй, стал некролог, опубликованный в «Газете простых людей». «Верещагин хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой», — писали в 1904 году в этой японской газете.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/725d6dbc47645ce%5B1%5D.jpg)
Память о художнике увековечена в многочисленных памятниках в различных городах нашей страны и ближнего зарубежья, в названиях многочисленных улиц и площадей.
Имя художника присвоено Николаевскому художественному музею, основанному в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
Дом-музей художника в Череповце является памятником федерального уровня.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/9/800px-Vereschagino-bust%5B1%5D.jpg)
При всём уважении к Энциклопедии мировой живописи, не могу не упомянуть о другом взгляде на личность и заслуги перед Отечеством В. В. Верещагина. Как-то:
Это для тех, кому интересен художник, человек, гражданин В. В. Верещагин.
ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. АПОФЕОЗ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ 1.
Оценили 12 человек
18 кармы