"Снайпер пера и карандаша" художник Леонид Сойфертис

1 645

Искусство этого художника невозможно представить без всепроникающей улыбки, обнажающей его «редкостное умение показать, как много интересного и смешного в обыкновенных человеческих действиях: в том, как люди едят, пьют, загорают…»

Леонид Сойфертис. «Арбузы». 1979

Леонид Сойфертис (1911-1996) прошел цельный, интенсивный и последовательный в своем профессиональном совершенствовании путь. Перебравшись в 1930 году в российскую столицу из Харькова, он еще до войны зарекомендовал себя как талантливый художник газет и журналов, неутомимо оживлявший своими рисунками такие популярные издания, как «Комсомольская правда», «Прожектор», «Огонек», «Смена» и «Крокодил».
Удивительно «живые» работы значительно превосходили формат «агитки на злобу дня»!
В годы Великой Отечественной войны Леонид Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя.

Леонид Сойфертис. «Городки». 1969

В своем творчестве Леонид Сойфертис оказывается приверженцем как бы сформулированного им самим строгого графического кодекса, который, по верному замечанию одного из критиков, «определяется пластической достоверностью жеста, образа, а не литературной интригой».

Упорно отстаивая принципы человечности, которой порой так не хватает современному искусству, Сойфертис выглядит подлинным аристократом графического мастерства, настоящим убежденным рыцарем своей профессии.

Леонид Сойфертис. «Вундеркинд». 1952

Улыбка и тонкая ирония не только определяет пластические и сюжетные нюансы произведений Сойфертиса, но и отражает саму эволюцию его творчества, отличаясь большей карикатурной остротой в 1930-е годы, становясь тоньше и лиричнее в сериях военной графики, претерпевая некую романтизацию повседневности в работах 1950-х-1970-х годов.

Леонид Сойфертис, «Маникюр». 1938

«…Хотя „Крокодил“ собрал очень мощных и разнообразных художников, там всякое встречается — есть и комиксы, есть некарикатурные рисунки, есть великолепная графика и, наконец, есть просто гениальные зарисовки жизни. При всем вранье и пропаганде, журнал очень точно отражал свое время. То есть почти всю советскую жизнь. Это — довольно жуткая, хотя местами и смешная летопись» — так охарактеризовала «Крокодил» Светлана Дорошева, художник-иллюстратор, принимавшая участие в подготовке проекта «История глазами Крокодила. ХХ век». Говорит Светлана и о художниках, создававших работы… 

Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 13, 1953 год

Способность Леонида Сойфертиса постоянно внутренне улыбаться всему происходящему наделяет его графические композиции такой свободой и непосредственностью воплощения, которые воспринимаются завидной визитной карточкой искусства этого московского художника.
На фоне насыщенного и динамичного развития отечественного графического искусства в ХХ веке творчество Леонида Сойфертиса уже давно вызывает заслуженный интерес.

Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 4, 1936 год

Вот что писал о Леониде Сойфертисе в своих «Литературных портретах» его современник, писатель Валентин Катаев:
«Народ знает и любит Сойфертиса.
Прежде всего, он очень оригинален.
Его индивидуальность неповторима.
Сойфертиса всегда можно узнать среди десятков других мастеров. Тонкая, гармоничная линия.
Скупость, лаконичность и много воздуха.
Простая, как бы эскизная и вместе с тем очень законченная композиция.
Острый карандаш.
Перо.
Легкая акварель.
Излюбленная форма художника — жанровые зарисовки.
Сойфертис никогда не расстается с блокнотом.
Он рисует всегда и везде».

Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 7, 1936 год

Сойфертис рисовал много и увлеченно.

Большинство его миниатюр печаталось в "Крокодиле", интересно, что Сойфертис был одним из немногих (а, быть может, и единственным сотрудником редакции), кому разрешалось приносить свои работы без подписи.
Юмористические комментарии к ним придумывали уже в редакции, хотя, справедливости ради, стоит признать, что сами по себе эти зарисовки выглядят куда более многозначно.
Например к миниатюре в овощном магазине была придумана такая подпись:
"Как видите, и среди высшего сорта удалось найти хорошее яблоко". А для уборщиц, моющих полы, подошла такая реплика:
"Наверное, это докладчик. Вот уже все по домам разошлись, а он все говорит и говорит…".

Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 10, 1946 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 18, 1973 год
Леонид Сойфертис, «На пляже»
Леонид Сойфертис, «На скамейке»
Леонид Сойфертис, «Коляски»
Леонид Сойфертис, «Защитники»
Размер воротничка
Леонид Сойфертис, «Уборка эскалатора»

artchive

"Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
  • sam88
  • Вчера 06:28
  • В топе

Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
  • pretty
  • Вчера 12:28
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
  • pretty
  • Вчера 06:28
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...

Обсудить
  • Больше всего понравилась работа «Вундеркинд». 1952 Так мало линий и такая передача