• РЕГИСТРАЦИЯ

Сюрреалистический бал Леонор Фини

1 1225
Сюрреалистическим по духу было не только искусство Леонор Фини, но и стиль ее жизни и восприятие мира. Там, где появлялась Леонор, в воздухе веяло серой и ладаном. «Голова львицы, разум мужчины, бюст женщины, туловище ребенка, ангельская грация, дьявольский дискурс», — описывал Фини американский арт-дилер Джулиан Леви.
В средние века ее, пожалуй, отправили бы на костер: слишком много красоты, таланта, ума и неистовства! В прошлом столетии она «правила бал» в сюрреализме — в живописи, дизайне, литературе, моде… И создала костюмы к фильму Феллини «8 1/2».
Конец света. Леонор Фини. 1949. 

Детство Леонор, урожденной Элеоноры, могло послужить сюжетной канвой зажигательного сериала. Девочка родилась в Буэнос-Айресе в семействе Эрминио Фини, состоятельного и фанатично религиозного аргентинца (по другим сведениям — итальянца) с русскими корнями, и Мальвины Браун-Дубич, уроженки Триеста, в которой текла немецкая и славянская кровь.

Леонор Фини с родителями. 1907. Аргентина

Брак был недолгим: измученная деспотизмом мужа Мальвина бежала с полуторагодовалой малышкой на руках в свой родной город, где остались родители и брат Эрнесто. Кипящий от негодования Эрминио пускается по следу беглянок, пересекает океан, находит дочь — и похищает ее. В свою очередь, Мальвина, не обращаясь за помощью к полиции, ухитряется разыскать и отобрать девочку.

Борьба между родителями за право опеки над ребенком продолжается шесть лет, и все это время Леонор тщательно скрывают, одевают и растят как мальчика, чтобы сбить с толку ее осатаневшего отца. В конце концов, испытав все средства, Эрминио отступается от мысли вернуть себе дочь. Все эти события — латинские страсти, маскарад, гендерный хаос, — наложат фатальный отпечаток на весь уклад жизни Леонор.


Леонор Фини. 1913. Триест.

Девочка, обладая врожденным интеллектом, рано проявила способности настоящего вундеркинда и творческие задатки. На одном из первых своих рисунков пятилетняя Лолó, как называли ее домашние, трогательно и правдоподобно изобразила курочку, снесшую в горшочек яичко. Родные были потрясены — ведь рисовать ее никто не учил, — но возводить детские способности в культ не стали.
Леонор росла настоящей маленькой разбойницей: на пляже, например, ей больше всего нравилось рыться в песке в надежде найти вымытый морем скелетик или череп какого-нибудь животного.
Из-за вольномыслия и нелюбви к подчинению ей пришлось сменить не одну школу. Впоследствии, вспоминая отрочество, художница утверждала, что рано осознала необходимость бунтовать — ради права жить так, как ей хочется, и необходимость зарабатывать — чтобы ни от кого не зависеть.

Материнство. Леонор Фини. 1932−34

В пятнадцатилетнем возрасте Леонор перенесла конъюнктивит, из-за которого ей пришлось два месяца провести с плотной повязкой на глазах. В вынужденной темноте ее внутреннему взору являлись сонмы странных существ и невероятных сюжетов, порожденных воображением в отсутствие визуальной информации.

Леонор Фини. Кортеж. 1960, 9.5×14 см
Леонор Фини. Вечерняя химера. 1961, 81×59.6 см
Леонор Фини. Коллоквиум по минералогии. 1960, 60.3×92.7 см
Леонор Фини. Урок ботаники. 1974, 120×120 см

После болезни девочка столь исступленно запечатлевала увиденное в бесчисленных живописных работах, рисунках, скульптурах, куклах-марионетках, что ее призвание заниматься искусством стало очевидным.
По совпадению, в то же время ее выгнали из очередной школы, и дальнейшее становление Леонор происходило ценой собственных усилий при содействии и поддержке семьи.

Леонор Фини в Триесте. 1925

К счастью, с родными и местом жительства юной барышне повезло. Триест, крупный порт на семи ветрах между Балканами и Альпами на стыке латинской, германской и славянской цивилизаций, считался жемчужиной Австрийской Ривьеры. 

В начале XX века этот город обладал высоким культурным статусом и был пропитан духом космополитизма. 

В гостеприимном доме Мальвины, слывущей женщиной широких взглядов, царила богемная атмосфера. В круг общения семьи входили такие блестящие личности, как Райнер Мария Рильке, Итало Свево, Умберто Саба и Джеймс Джойс, который в то время проживал в Триесте, дописывая знаменитый роман «Улисс».


Портрет Мальвины Браун-Фини. Леонор Фини. 1925. 
Портрет жительницы Триеста. Леонор Фини. 1925. 
Портрет Итало Свево. Леонор Фини. 1929.
Портрет жителя Триеста. Леонор Фини. 1925. 

Специальное художественное образование Леонор также не стремилась получать в рамках системы. Вместо этого, будучи девчонкой неробкого десятка, она самостоятельно изучала анатомию, с 13 лет зарисовывая трупы в анатомическом театре местного морга, куда ее по знакомству пускал охранник. По мере пробуждения серьезного интереса к искусству юная Леонор подружилась с известными местными живописцами — Артуро Натаном (Арти), Карло Сбиса, Эдмондо Пассауро, — и брала у них уроки.

Искушение. Леонор Фини. 1925
Жадность. Леонор Фини. 1932

Начинающая художница приобщалась к искусству в европейских музеях и выставочных залах. А когда дядюшка Эрнесто поручил ее заботам свою обширную библиотеку, Фини с головой ушла в освоение композиционных и технических приемов, с энтузиазмом изучая альбомы с графикой Бердслея, работами британских прерафаэлитов и немецких романтиков.

Леонор страстно и на всю жизнь полюбила чтение. С трудами Фрейда она познакомилась еще до своего 16-летия, и ее захватила трактовка символики мифов и снов, созвучная собственному опыту и ощущениям. В будущем эта увлеченность сблизит Фини с сюрреалистами, почитавшими Фрейда и полагавшими, что сновидение, освобожденное от цензуры сознания, служит источником незамутненного, первичного искусства. В зрелые годы Леонор будет исследовать в своих работах темы женской идентичности, матриархата, транслируя их через хтонические образы темных богинь, наполненные эротической и гипнотической энергией.

Ангел анатомии. Леонор Фини. 1949. Частная коллекция. 
Леонор Фини. Приходи каждую ночь. 1977, 101×101 см
Леонор Фини. Скорей, скорей, скорей, мои куклы ждут. 1975, 45×57.5 см
Из одного дня в другой II. Леонор Фини. 1938.
Леонор Фини. Перекресток. 1978, 65.5×100 см

Рано созревшая чувственность, провокативное поведение, необузданный темперамент Леонор давали массу поводов к досужим сплетням. Нескладный подросток превратился в femme fatale — высокую, статную, кудрявую красотку с кошачьим разрезом глаз.

Автопортрет со скорпионом. Леонор Фини. 1938. Частная коллекция
Автопортрет с большим воротником. Леонор Фини. 1941. Частная коллекция

Как утверждала сама Фини, с 18 лет она имела обыкновение жить в подобии коммуны и редко ограничивала себя союзом с единственным партнером, предпочитая, как она выражалась в письмах, «караваны соучастий», в которых у каждого были параллельные романы. К армии ее любовников причисляют едва ли не весь золотой список художников, литераторов, мыслителей ХХ века.

Женщина, сидящая на обнаженном мужчине. Леонор Фини. 1942.

 Фини открыто признавалась в своих эротических приключениях с женщинами. Культивируя в творческих работах доминанту женской силы, феминисткой себя, однако, не считала, хотя этот ярлык ей пытались навесить неоднократно. Судя по тому, что дружеские и любовные связи Леонор длились десятилетиями, она умела не только влюблять в себя, но и по-настоящему дорожить отношениями, которые могли быть и вполне платоническими.

Леонор Фини. Поезд. 1975, 60×73 см
Леонор Фини. Пара. 1967, 29×45 см
Леонор Фини. Купальщицы. 1968, 72.3×115.5 см
Леонор Фини. Слепые. 1968, 71.3×114.8 см

Переезд в августе 1931 в Париж («мой истинный город», как называла его Фини) был авантюрой со множеством пикантных деталей; по тем временам это был очень смелый шаг для молодой одинокой девушки, одержимой творческими амбициями. Но судьба нашей героини и здесь не допустила произвола: одним из первых покровителей Леонор и первых ее парижских любовников стал Макс Эрнст, заметная персона среди авангардной богемы. Эрнст ввел свою пассию в круг сюрреалистов, где ее приняли с восторгом — хотя злые языки судачили, что обыкновение носить розовые шелковые чулки под минимумом одежды впечатляло больше, чем ее живопись.

Да, Леонор любила наряжаться, искусно подавала себя и заставляла о себе говорить — и стоит ли удивляться, что на улице ошеломленные люди расступались, чтобы пропустить эту даму?

На открытие одной из галерей она явилась в манто из меха сибирского волка, которое выменяла на свое полотно, а когда кто-то заметил, что для такой одежды слишком тепло, распахнула одеяние и оказалась под ним совершенно голой. 

В другой раз Фини пришла на встречу в кафе в алой кардинальской мантии, приобретенной в лавке церковных облачений. Леонор признавалась, что ее волновал кощунственный характер этого маскарада и странное ощущение себя как женщины, носящей одежды мужчины-священника, который никогда не познает женского тела. 

А на сюрреалистический бал-шабаш, который устроил дадаист Тристан Тцара по случаю летнего солнцестояния 1936 года, блистательная дива надела высокие белые сапоги, короткую накидку из светлых перьев, маску совы — и более ничего! Этот легендарный наряд стал прототипом костюма главной героини в заключительных эпизодах нашумевшего фильма по книге «История О».

Леонор Фини в маске совы, 1949. Фото Андре Остье. 
Брижит Бардо и Леонор Фини, «Сюрреалистический бал», устроенный Сальвадором Дали, 1972 г.

Экстравагантная Фини дружила с Эльзой Скиапарелли — «анфан террибль» мира парижской моды и вечной антагонисткой Коко Шанель. Та одалживала ей свои самые сумасбродные наряды для выходов в свет.

В 1937 Леонор разработала флакон для духов, которые решила выпускать Скиапарелли. Аромат получил название «Shocking» («шокирующий»), тот же эпитет носил пронзительно-розовый оттенок фуксии, который ввела в моду дерзкая Эльза. Флакон в виде обнаженного женского торса воспроизводил пропорции тела актрисы Мэй Уэст, а пробка была увенчана цветочным букетиком. Спустя многие годы, в 1993-м, Жан-Поль Готье выпустит оммаж этому дизайну — свой парфюм «Classique» в изящном флаконе-торсе. А в 2018 идею подхватит Ким Кардашьян, предложив отформовать собственное тело для моделирования флакона духов «KKW Body».


Леонор Фини в своей мастерской. Париж. 1946. Фото Дэмьена Хорста.
Леонор Фини в образе персонажа Обри Бердслея. Париж. 1951. Фото Андре Остье
Леонор в Венеции. 1951. Фото Андре Остье. 
Леонор Фини в монастыре Нонца, Корсика. 1967. Фото Эдди Брофферио. 

Вся жизнь обольстительной и эксцентричной Фини была театром в тотальном его понимании. Леонор увлеченно режиссировала каждую из множества собственных фотосессий — она обожала фотографироваться, благо в кругу ее друзей и поклонников вращались именитые фотомастера. Пафосно появлялась на формальных мероприятиях в эпатажных туалетах собственного дизайна. И этот ее талант оказался востребованным: к ней стали обращаться за разработкой декораций и костюмных сетов для лондонских, миланских, парижских спектаклей. «Хрустальный дворец» Джорджа Баланчина в Парижской опере и постановка с Марией Каллас в миланской Ла Скала — вот только пару примеров. А в 1969 году художница получила Приз критики за скандальные костюмы к одиозной пьесе Оскара Паниццы «Собор любви».

Леонор Фини. Швейная машинка. 1978
Кстати, одежды героев знаменитого фильма Феллини «8 1/2» — это тоже Леонор...

Фини нередко проявляла альтруизм в отношении тех, в ком видела талант. Иной раз она дарила свои иллюстрации литераторам, чтобы им было легче добиться публикации своих творений. Леонор проиллюстрировала более полусотни книг, в том числе немало резонансных с точки зрения морали произведений: «Цветы зла» Шарля Бодлера, «Жюльетта» (1944) и «Жюстина» (1950) Маркиза де Сада, «История О» Полин Реаж. Да и сама Леонор пробовала себя на поприще литературы, написав в 70-х несколько романов и сборник «Мохнатые сказки для детей».

Леонор Фини. Операция. 1939, 92×64.8 см

Испытывая принципиальную враждебность к институту супружества, в официальном браке Фини пребывала лишь единожды — с неким Федерико Венециани, любителем искусств, сыном состоятельного торговца. Брак, заключенный незадолго до начала второй мировой, был расторгнут в 1945 году, когда фактически от него остались только воспоминания: Леонор уже несколько лет находилась в отношениях со Станислао Лепри, который ради нее оставил дипломатическое поприще, занялся рисованием и стал весьма самобытным художником. Позже к этому любовному союзу присоединился Константий (Кот) Еленьский, польский литератор. Его предполагаемым биологическим отцом был Карло Сфорца, итальянский политик-антифашист. Самолюбие Фини приятно щекотал еще и тот факт, что среди амурных трофеев ее прошлого числился брат Константия по отцу, законный наследник родовитого семейства скульптор Сфорцино Сфорца.

Похоже, они прекрасно ладили и были действительно счастливы в этом нежном «менаж-а-труа» — Константий и Станислао боготворили Леонор и видели в ней источник радости и вдохновения.

Автопортрет с Котом и Серджио. Леонор Фини. 1955. Источник

Соперничать с мужчинами в сердце Фини могли только обожаемые ею персидские коты, число которых в доме всегда было не менее дюжины, а временами превышало два десятка. Леонор души не чаяла в своих питомцах, позволяя им абсолютно все — гулять по столам во время трапезы, выбирая лучшие куски, спать в постели хозяйки. Иметь собственных детей Леонор отказалась добровольно и твердо, и любовь к кошкам позволяла ей реализовывать потребность в привязанности и заботе.

Не последнее место занимают эти животные на ее полотнах, ведь и себя саму художница ассоциировала с кошкой. И еще со сфинксом — мифическим гибридом человека и опасного льва.

Горе. Леонор Фини. 1983. Гравюра. 
Воскресным днем. Леонор Фини. 1980. Литография.
Монстры. Леонор Фини. 1971. Литография. 
Пастушка Сфинксов. Леонора Фини. 1941. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Сфинкс. Леонора Фини. 1974. Литография. 

…Станислао уйдет из жизни в 1980, Кот — в 1987, сама Леонор в 1996, но все трое будут похоронены в одном склепе на кладбище в Сен-Ди-сюр-Луар, где в 60-х Лепри купил небольшую виллу. Она переживет их всех — своих любимых, друзей, единомышленников, — и в некрологе для «Гардиан» Питер Уэбб назовет ее «последней из сюрреалистов».

.
Автопортрет с химерой. Леонор Фини. 1939. Частная коллекция.

В 2018 году вновь заговорили о Леонор. Модный дом Christian Dior посвятил Фини весеннюю коллекцию линии от-кутюр. По залам музея Родена шагали модели в причудливых, словно тающих в воздухе масках, созданных по мотивам идей Леонор — ведь, наверное, никто не любил маски так, как она!..

artchive



жирное многоточие

    Иран отправил нам аналоги "Хаймерсов". Запад не хочет верить и изучает снимки
    • Beria
    • Вчера 13:51
    • В топе

    Иран отправил военную технику в Россию, что вызвало серьезные опасения у западных стран. На снимках, сделанных в порту Бендер-Энзели на Каспии, были задокументированы погрузка тактических ракетных...

    Им не страшно: Запад перестал "бояться" России

    Самая распространённая ловушка в которую попадают лжецы – отождествление себя с чужой ложью.Такое случается и на бытовом уровне, когда, например, рядовой участник очередной финансовой "...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Крещенский сочельник 18 января

      18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня или Крещенский сочельник.Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иису...
      212

      Лёба. Волшебник Василий и новая бабушка (рассказ)

      да ладно? ...
      156
      Елейная Музыка всё...
      13 января 18:32

      Лёба. Создатель причудливых музыкальных миров

      Лёба — музыкальный проект режиссера и писателя Игоря Лебедева, создателя проекта «Другое кино», автора к/ф «Закрытые пространства и книжного цикла «Сыщикъ Ардовъ» (ЭКСМО).Песни Лёбы — маленькие спектакли, полные эмоций и прикровенных смыслов. Он увлекает слушателя в причудливые миры, сотканные из нетривиальной поэзии и завораживающей музыки. Лёбе удаетс...
      474

      Как правильно встретить старый Новый год. Традиции, приметы, обряды и гадания

      Старый Новый год принято отмечать в ночь с 13 на 14 января. Праздник с таким противоречивым названием впервые появился в России в 1918 году. И с тех пор Старый Новый год считается неофициальным поводом для торжественного застолья и веселых гуляний, призванных продлить праздничное настроение и укрепить семейные и дружеские связи. Любопытно, что его отмеч...
      819

      Тайны Спящей красавицы – жуткий оригинал сказки и её реальная основа СКАЗАНИЯ

      Каждого из нас с детства сопровождают сказки. Волшебные, а порой и пугающие истории мы уже в раннем возрасте любили слушать и перечитывать. Одна из таких захватывающих сказок – о Спящей красавице. Но задумывались ли вы, почему подобный сюжет встречается в сказочных преданиях самых разных народов? А ведь действительно, и у Шарля Перро, и у нашего классик...
      2848

      Александр Блок - Скифы

      Панмонголизм! Хоть имя дико,Но нам ласкает слух оно…Вл⟨адимир⟩ С⟨оловьев⟩Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.Попробуйте, сразитесь с нами!Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,С раскосыми и жадными очами!Для вас — века, для нас — единый час.Мы, как послушные холопы,Держали щит меж двух враждебных расМонголов и Европы!Века, века ваш старый горн ковалИ за...
      361

      Саша Чёрный - Рождественское

      В яслях спал на свежем сенеТихий крошечный Христос.Месяц, вынырнув из тени,Гладил лен Его волос…Бык дохнул в лицо МладенцаИ, соломою шурша,На упругое коленцеЗасмотрелся, чуть дыша.Воробьи сквозь жерди крышиК яслям хлынули гурьбой,А бычок, прижавшись к нише,Одеяльце мял губой.Пес, прокравшись к теплой ножке,Полизал ее тайком.Всех уютней было кошкеВ яслях...
      196
      Елейная ПолитЭкономОбщесМнен
      31 декабря 2024 г. 15:23

      Борис – за победу! Когда мы станем добрее к Ельцину

      Фото © Александр Сенцов / Александр Чумир / ТАСС Андрей Перла, 31 декабря 2024, 12:00 К 25-летию новогодней отставки первого президента – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла. © Абзац / Борис – за победу: когда мы станем добрее к Ельцину«Я устал, я мухожук». Давно мне не встречались люди с доброй памятью о Борисе Николаевиче. Лет тридцать пять...
      185
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 15:03

      Новелла Матвеева – Мой сборник

      01. Караван 4.12 00:0002. Платок вышивая цветной 3.18 04:1503.Цыганка-молдаванка 3.23 07:3704. Дома без крыш 3.30 11:0405.Девушка из харчевни 3.39 14:3706. Кораблик 3.02 18:2007. Водосточные трубы 5.50 21:2508. Реченька 2.49 27:1909. Звездочка 2.45 30:1110. Баллада о розе 4.35 ...
      160
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 14:55

      Вадим Утемесов – Я сочиняю ночь (песни на стихи Григория Хубулавы) 2024

      01. Я сочиняю ночь 00:0002.  Я - мягкий воск, ты - медленное пламя  02:4803. Наша осень почти облетела  05:2604 Позови, назови  08:5405. Слова мертвы, душа устала  12:0206. Осень выкована из стали  15:3607. Когда настанет час седых камней  19:3108. Настанет истинная осень мена  24:5510. Пусть ск...
      137
      Елейная Hijo de la chingada!
      27 декабря 2024 г. 23:04

      Жиза.

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь" ...
      332
      Елейная Музыка всё...
      25 декабря 2024 г. 20:21

      Прощание с YouTube в нашей деревне...

      /?r=plwd ОСЕРЧАЛА И ОГОРЧИЛАСЬ. ЛИШИЛИ РАДОСТИ. Сегодня слушала и за и против. Говорили так, чтобы потом не в чем было оправдываться. ПрофессионалЫ...
      264

      День зимнего солнцестояния 21 декабря 2024

      Дата события уникальна для каждого года. В 2024 году эта дата — 21 декабряДень зимнего солнцестояния отмечается 21 или 22 декабря в зависимости от года.Это астрономическое событие, в настоящее время наиболее интересное астрономам, в древности считалось одним из важных в годовом цикле наряду с тремя другими такими же знаковыми астрономическими явлениями:...
      140

      Джек Лондон — Любовь к жизни (новелла)

      Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.— Хо...
      277
      Елейная Православие
      13 декабря 2024 г. 00:27

      День святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря

      Святой апостол Андрей Первозванный (Фото: pravoslavie.ru) 13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память Апостола Андрея Первозванного – одного из двенадцати апостолов. Прозвали же его так, потому что именно его Спаситель позвал первым вслед за собой для несения проповеди по городам и странам.В России память святого Андрея ...
      358
      Елейная Народный календарь
      13 декабря 2024 г. 00:24

      Андрей Зимний 13 декабря

      Считалось, что если в Андреев день пойдет снег, то он пролежит еще 110 дней (Фото: Imagentle, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 30 ноября.В этот день отмечается память апостола Андрея Первозванного — одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа и брата апостола Петра. Братья родились в Вифсаиде, городе на берегу Галилейског...
      286

      Праздники России. День медведя - 13 декабря

      Хозяин леса День медведя отмечается ежегодно 13 декабря во многих регионах России. Праздник, посвященный этому животному, не случайно появился в календаре — ведь медведь издавна почитается русскими людьми и считается символом России за свою силу и мощь.Дата же выбрана с связи с тем, что 13 декабря, как принято считать, все косолапые окончательно устра...
      315

      Эффект Моулда или фонтан из цепочки

      Длинную (минимум несколько метров) цепочку укладывают в банку, поднимают банку высоко (минимум на высоту человеческого роста), и конец цепочки перебрасывают через край. Определённые типы цепочки, выползая из банки, зависают в воздухе и начинают «фонтанировать», не опираясь на край. Если цепь достаточно длинная, а банка поднята достаточн...
      347

      Девушка и косатка

      ...
      387
      Елейная Обо всём понемногу.
      8 декабря 2024 г. 19:43

      Фёдор Тютчев — Не рассуждай, не хлопочи

      ***Не рассуждай, не хлопочи —Безумство ищет — глупость судит;Дневные раны сном лечи,А завтра быть чему — то будет…Живя, умей все пережить:Печаль, и радость, и тревогу —Чего желать? О чем тужить?День пережит — и слава Богу!<1850>...
      256
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика