О проекте "история в картинках".

6 4442
          

   Как мы любим поговорить об истории! Порассуждать: кто и на каком этапе пошёл не тем путём; а что было бы, если…

На своём примере могу свидетельствовать, что все директора школ и техникумов, где пришлось сеять разумное и вечное, с большим энтузиазмом при очередной проверке посещали уроки истории и, наоборот, математика, сопромат вызывали у них почтительный ступор. Я бесконечно удивлялся, тому с какой лёгкостью мои контролёры судили об исторических коллизиях, не видя препятствий там где Наука пасовала. В 90 –е годы история (особенно в бывших советских окраинах) из науки стала превращаться в реконструкцию. Сначала робкую - в виде реконструированных Золотых ворот в Киеве, Тракайского замка в Литве, а потом - понесло: трипольская цивилизация, путь из ариев в укры, запорожье - колыбель демократии, казахи-продвинутые наследники золотой орды, литовцы - строители восточного вала европейской цивилизации… Схема построения новых исторических баек оказалась простой- огульной критикой разрушить приоритет исторического факта над вымыслом и дать волю фантазии. Каждый сомневающийся записывался в ретрограды, а позже в слабоумные. Для новых геродотов умный исследователь становился вредным знатоком. А по логике времён «больших перемен», озвученной Остапом Ибрагимовичем: «…убивать таких знатоков надо!»

Результат пришёл не сразу- лет через 25. Но эффект был поразительным. Миллионы нормальных людей вычеркнули своё прошлое и стали податливым материалом для всевозможных гуру. Прибалтийские юноши все как один возомнили себя наследниками рыцарских орденов и лесных братьев, украинские-запорожских казаков на бандеровский манер.

Союз папахи и кепки стал антиправославным

Самыми продвинутыми оказались молдаване - нашли истоки в Римской империи и ДНК любвеобильных императоров. Наследники новой мифологии стали уничтожать старую. Поскольку эта старая продолжала жить в среде неперестроившихся, то им была объявлена война. Культура вековых устоев общежития сгорела в плавильном котле идей глобализации.

Что делать? Руки не опускаем. Вспоминаем, чем мы были сильны в славные прошлые времена. Правдой! Ведь отечественная историческая наука со времён В.Н.Татищева накопила замечательные кладовые знаний о том, откуда пошла земля русская. Историки масштаба Н.М.Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О.Ключевского и многих других, включая советский период, славно потрудились над источниками, проанализировали тенденции развития исследований. Для читающей аудитории, сегодня, нет проблем познакомиться с любым эпизодом прошлого отчизны. Однако, есть барьер в постижении летописей прошлых лет. Не всякий читатель может представить события в реальных образах. Визуализация истории всегда была «ахиллесовой пятой» науки, которой покровительствовала Клио. Попытки проиллюстрировать историю России предпринимались в 1 9 веке В.О. Ключевским, а после него десятками серьёзных исследователей и энтузиастов - популяризаторов, которые стремились донести до широкой публики образ, рассматриваемых эпох. Прекрасные, с точки зрения иллюстративности, учебники по истории для учащихся средних школ времён СССР не только знакомили читателя с картинами прошлого, но и побуждали тысячи школьников посвятить себя науке.

В. Пикуль среди своих друзей- книг

Страна зачитывалась книгами В. Пикуля, часто оставляя критиков в недоумении: в чём секрет популярности писателя, не обладающего изысканным слогом? Ответ дал сам Автор в предисловии, где честно признался, что основой его литературных трудов является картотека изображений героев, описываемых событий. Поэтому герои Пикуля такие живые, осязаемые. Можно представить насколько сложно было В. Пикулю коллекционировать историю в картинках в те непростые времена, когда часть источников была под запретом, а качество добываемых репродукций вызывало вздох разочарования.

Век компьютера и Интернета изменил наши представления о границах возможного. То, что было недоступно оказалось на расстоянии нескольких кликов, то что требовало многих лет сбора информации - стало реализовываться в течение нескольких месяцев. Благодаря энтузиастам появились прекрасные иллюстративные материалы по отдельным эпизодам истории. Но по-прежнему белым пятном остаются визуализации длительных исторических событий - эпох. Более того почти нет работ, которые рассматривали бы событие не само по себе, а в канве общеисторического тренда, культурных трансформаций.

Учитывая данный пробел, я решил создать электронный вариант «истории в картинках», ограничивая себя периодом царствования Алексея Михайловича.

Почему меня заинтересовал данный период и конкретная личность? Ответ не поместится в одно предложение. Прежде всего события «бунташного века» во многом перекликаются с современностью. Тогда и сейчас вопрос относительно судьбы Малой Руси становится узловым для генезиса цивилизаций на пространстве Евразии. Погружаясь в подробности событий 17 века, удивляешься насколько похожи поведении отдельные персонажи тех и наших дней. Здесь присутствует полный спектр человеческих страстей- от наивности до спланированного предательства, от трусливых сомнений до отважной целеустремлённости. Даже время года, происходящего исторического сдвига, одно и тоже - весна. 

Русская весна! Это не я, безвестный сепаратист, вспоминаю о том, что здесь русский дух, здесь Русью пахнет… Это Богдан, прижатый движением тектонических плит русской и европейской цивилизаций, будто прозрев, пишет царю Алексею Михайловичу: «Я, Богдан, князь русский, бью тебе челом…»

Россия времён Алексея Михайловича не была идеальным государством. Последствия Смуты напоминали о себе утраченными западными границами, слабостью южных рубежей, толпами гулящих людей. Да и в центре Московского царства хватало проблем: боярское своеволие, скрытое за ширму подобострастия, крестьянская привычка срываться с насиженных мест в поисках справедливого барина, слабая торговля… Но нельзя было не заметить, что Великая Русь сосредотачивается и становится более сильной. Первые Романовы не были тихими сидельцами. Они осознавали свою миссию- строителей новой возрождённой Руси, которую в мире всё настойчивее звали Россией. Следы той гигантской работы видны до сих пор, но мы привыкли их не замечать. Одна Белгородская засечная черта, чего стоит. Это же русская «китайская стена». Данное сооружение даже видно из Космоса! А ведь помимо неё строили Симбирскую (200 км.) и Закамскую засеки (300 км.), продвигались по Сибири к Тихому океану.

Заволжский вал. Современное фото.

Так уж получилось, что личности той эпохи нам известны слабо. Фейерверк петровских реформ ослепил зрителей исторического театра. Они знают, что до Петра жизнь была, но как-то ею пренебрегают: мол все равно, что отцы построили, то дети в пух и прах разнесли. Герои царствования Алексея Тишайшего многим представляются людьми из разряда «как бы чего не вышло…» На самом деле по яркости образов люди сер.17 века не уступали ни предшественникам, ни потомкам. Среди них были: отец русского законодательства боярин Никита Одоевский, бесстрашные полководцы- боярин Василий Борисович Шереметев, князь Семен Пожарский, князь Иван Хованский, непримиримые защитники и противники Никоновских реформ, плеяда ярких дипломатов- Афанасий Ордин-Нащёкин и Артамон Матвеев… Это только по верхам прошлись, а если пониже: первопроходец Семён Дежнев, бунтарь Стенька Разин, торговые люди Строгановы, иконописец Симон Ушаков и многие, многие другие.

Сюжет палехской миниатюры – сказка А.С. Пушкина «Сказ о царе Салтане и сыне его, князе Гвидоне».

В центре событий- царь Алексей Михайлович. Настоящий сказочный персонаж. На мой взгляд именно он стал прообразом для плеяды сказочных царей в русской народной и писательской традиции. Александр Сергеевич Пушкин уж точно своего героя- царя Салтана списал с натуры: по светлицам ходил, невест выбирал, мог сгоряча любого опале предать и в раскаянии по-царски одарить. Мы упрямо его называем Тишайшим, а современники величали «Царь-Солнце». Ничего не напоминает? А ведь так его прозвали до европейской премьеры придворного славословия в адрес Людовика XIV «Короля- Солнце».

Сдаётся мне, что потомки солнечного царя решили притушить свет его царствования, прозвав дедушку тишайшим, чтобы не раздражать французскую монархию упрёками в плагиате.

Проект «История в картинках» должен содействовать возвращению в центр внимания забытых героев, забытого века. Я не стал изобретать велосипед и воспользовался текстовыми материалами широко известными читателю, но каждый лист текста расцвёл благодаря сотням подобранных иллюстраций и авторским комментариям. Ясно, что не все события возможно полноценно и исторически точно подтвердить видеорядом картинок, но там, где нет буквальной визуализации - есть аналогии. Очень надеюсь на обратную связь с читателем и дополнение и исправление определённых мест в публикации. Помним, что нет предела совершенству.

На мой взгляд такой комплексный подход станет основой для настоящей русской Википедии, компьютерных учебников, для множества идей художников, писателей и др. творческих людей, вдохновлённых богатством нашего наследия. Знания полученные от знакомства с материалами "История в картинках" будут провоцировать  читателя на то, чтобы заглянуть дальше…

Читайте материалы из проекта "История в картинках" на страницах КОНТа:

Хмельнитчина.

http://cont.ws/post/220605- часть 7

http://cont.ws/post/218284-часть 6

http://cont.ws/post/217413- часть 5

http://cont.ws/post/216256 - часть 4

http://cont.ws/post/215537 - часть 3

http://cont.ws/post/214908 - часть 2

http://cont.ws/post/214522- часть 1

Боярыня Морозова

http://cont.ws/post/219212

Степан Разин

http://cont.ws/post/212465-часть 1

http://cont.ws/post/213642- часть 2

http://cont.ws/post/213565- часть 3




Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

Обсудить
  • Уважаемый Борис, у вас прекрасные тексты и отлично подобранные иллюстрации! Спасибо за подборку ссылок, для экономии времени.
  • вот еще
  • С удовольствием прочту всё. Современная историческая наука держится на таких энтузиастах как Борис. К сожалению государство самоустранилось от этой темы, так как все ресурсы на других фронтах, а в различных институтах просиживают штаны престарелые поклонники марксистского подхода к науке. Удачи Борис!!!
  • +++
  • :collision: :thumbsup: :raised_hand: