• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор - Русские драконы — правда или вымысел?

4 4485


Современность и усечение в ней традиционного восприятия мира, в чём же заключается истинная опасность нашего с вами забытья?

Видимо, такова человеческая природа – осуждать всё и каждого вокруг него, говорить о том, что настала критическая точка, и дальше всё будет только хуже. Но кто из нас в действительности задумывался об истинных причинах происходящего?

А дело на самом деле вот в чём.

Человек – творец пространства, в котором он обитает, как пространства географического, информационного, так и психоэмоционального.

Ранее, находясь в лоне традиции, человек старался всегда помнить о том, что передача базисных культурных особенностей его народа – есть основа, фундамент жизни последующих поколений. Так, к примеру, с самого раннего детства человека приучали к молитве, обрядам, традиционным знаковым , текстовым и мелодическим основам, которые и составляли ту духовную крепу традиции, на которую в дальнейшем человек опирался. При малейшем отхождении от основы традиции человека тут же ставили на место – украл – получил розог, хулишь Бога – получил епитимью, не исполнил традиционные обрядовые действия – не получил обереговой составляющей. Исходя из этого, народ рос духовно и креп в своем развитии.

Основополагающим для любой проторелигии, религии или веры, было существование не только божеств, но и хтонических существ, именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Согласно современной терминологии - хтонические существа, или хтонические чудовища (от греч. χθών «земля, почва»), во многих религиях и мифологиях, — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничество.

К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперничающие с Демиургом властители преисподней.

В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, одним из самых известных мифологоческих гадом у русского народа, стал дракон.

Согласно мифологическим представлениям, дракон выглядит как чудовище с головой (или головами) и туловищем пресмыкающегося и крыльями птицы. Пресмыкающиеся и птицы в мифологии — представители нижнего и верхнего миров, поэтому дракон, змея-птица — хозяин подземного и небесно-воздушного пространств. Ему также подвластны стихии огня, который он извергает из пасти, и воды – это место его обитания.

Подобное существо, под именем змeя, или змеи, часто встречается и в жанрах русского фольклора. Это персонаж эпоса и сказок. В каждом из этих жанров образ змея имеет свои особенности.

Наиболее часто дракон фигурирует в эпосе. Змей- дракон, появляется в сюжетах нескольких былин. Наиболее любимой и часто встречающейся в записях этнографов — фольклористов стала былина «Добрыня и Змей». Ее сюжет является древним и одним из самых любимых: он известен в более чем ста записях. Он был особенно распространен на Севере.

Сюжет этой былины это наиболее полное описание битвы Добрыни со змеем. Она происходит дважды, в двух разных эпизодах. В начале былины Добрыня нарушает наказ матери не купаться в «свирепой Пучай-реке», и во время купания на него налетает змей. Победить змея Добрыне удается ударом колпака или шапки «земли греческой», весом «в три пуда», отчего змей падает в траву. Это первый бой, он короткий и не окончательный. Поверженный змей предлагает Добрыне «положить заповедь великую», по которой он обязуется не летать больше на святую Русь, а Добрыня не въезжать в его владения. Поверив змеиному обещанию, Добрыня отпускает его, и змей тут же нарушает соглашение: летит в Киев и похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня в ответ вторгается в змеиные владения, и здесь у него со змеем начинается «кровопролитная бой-драка». Победив змея, богатырь освобождает не только Забаву, но и множество другого народа, похищенного змеем.

Змей в этой былине имеет все признаки дракона. Он огнедышащий и живет в реке с огненными струями. Он летает «под облаками». В сюжете былины это враг Киева, русских людей и христианской веры: он падает от удара шапкой «земли греческой» - символа, монашеского головного убора в форме капюшона, происходящего из Византии, откуда было принесено на Русь христианство.

Более редкий, но близкий былине «Добрыня и Змей» сюжет, где этот образ приобретает другие очертания — былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В одной из двух известных ее версий Алеша едет по чистому полю и видит Тугарина, который летит под облаками. Алеша молится о том, чтобы пошел дождь и размочил бумажные крылья, чтобы ему с Тугарином «посъехаться». Начинается гроза с дождем, и Тугарин спускается на землю. Алеша выезжает ему навстречу и благодаря своей хитрости и ловкости убивает его.

В другой версии действие происходит на пиру князя Владимира, где находится и Тугарин, который ведет себя как хозяин. Алеша оскорбляет Тугарина, после чего между ними происходит бой, во время которого Алеша убивает его.

Тугарин — двойственный персонаж. В связи с его именем упоминают исторический персонаж – половецкого хана Тугоркана. Но черты человека в Тугарине соединяются со змеиными. Он носит «змеиное» имя (хотя иногда называется и просто Тугарином). Перед боем он угрожает Алеше «спалить его огнем» или предстает как всадник на коне, извергающем огонь. Он летает; интересно, что в этой былине Алеша дает Тугарину «птичий» эпитет — «гагара безногая». Но в отличие от змея из предыдущей былины, способность Тугарина летать оказывается уязвимой: под дождем его «бумажные крылья» бездейственны. Стихия воды оказывается чуждой ему.

Это две былины, где змей или персонаж со змеиными чертами – один из центральных. В русском эпосе есть и другие былинные сюжеты, где черты змея приданы персонажам эпизодическим.

Такова былина «Добрыня и Маринка». В ней Добрыня освобождает Киев от колдуньи, которая очаровывает богатырей, а затем превращает их в животных. В этой былине появляется «мил дружок» Маринки, которого Добрыня случайно убивает. Об этом персонаже в былине говорится вскользь, а о его змеиной принадлежности можно догадываться только по его именам в разных вариантах — Туга Змеевич, Горынище.

В былине «Волх Всеславьевич» змей представлен в качестве отца главного героя, и о нем говорится только вначале. Эта былина — один из самых древних сюжетов, известная в малом количестве записей. Способности, приписываемые змею, — способность к оборотничеству, мудрость — раскрываются здесь в Волхе, великом охотнике, единственном в русском эпосе богатыре-оборотне и волшебнике. В былине о Волхе отразились мифологические представления, согласно которым рожденные от змея дети обладали волшебными свойствами.

Змей в былинах — один из главных персонажей, враг главного героя. Его образ в них – это образ мифологического змея или получудовища-получеловека. Он может быть и второстепенным персонажем, в котором некоторые признаки змея только проглядывают.

Как один из главных персонажей змей появляется в жанре духовных стихов о Егории – святом Георгии. Духовные стихи о Егории существуют в двух сюжетах — это «Мучения Егория» и «Егорий и Змей» («Егорий и Олисафия»). Их источники — фольклор и апокрифы. Во втором из этих сюжетов змей напоминает змея в былине.

Царство Рахлинское (город Рохлим) постигла беда — змей, поедающий людей и скот. Чтобы остановить эту беду, для определения жертвы змею брошен жребий, который пал на царя. В качестве подмены на съедение «лютой змее» решено отправить царскую дочь Олисафию. Подчеркивается, что Олисафия придерживается иной веры, чем жители царства, она христианка. Ее отвозят к озеру (морю), где живет змей, и оставляют на берегу. Здесь появляется святой Егорий, «добрый молодец на добром белом коне». Когда из озера поднимается змей, Егорий подчиняет его себе, уперев копье в его пасти: «Будь смирна, змея, яко скотинина у крестьянина». Привязав змея на шелковый пояс, Егорий отдает его Олисафии с повелением отвести в город. Жителям города ставится условие: они должны принять христианскую веру, или змей будет вновь освобожден. Жители принимают это условие, и в финале стиха Егорий уничтожает змея, ударив его шелковым поясом, отчего змей распадается на «мелкие части», на змеенышей.

Змей в этом духовном стихе сохраняет типичные черты. Но есть особенность, связанная с его образом в этом эпическом жанре. Его побеждает христианский святой, и змей в финале не просто побежден — он служит средством для того, чтобы жители царства-города приняли христианство. В свете этого само его появление в начале стиха как страшной напасти можно увидеть как часть некоего замысла, который осуществился с участием святого. Интересно, что у одной из исполнительниц змей назван «милостью Божьей».

Отголосок образа змея с отдельными чертами дракона есть и в духовном стихе о муках Егория. Этот сюжет был более широко распространен и популярен, чем первый. В полной редакции этого стиха Егорий сначала подвергается мучениям за веру и успешно противостоит им, а во второй части путешествует по святой Руси в качестве распространителя христианства и/или как мстителя за свои мучения. Змея появляется в этом втором эпизоде как одна из «застав» — препятствий, которые святой преодолевает во время выполнения своей миссии. Она обвилась кольцом вокруг царства, в котором живет мучитель Егория «царище Кудриянище». Из змеиной пасти пышет пламя «от земли до неба» и «от востока до запада». Здесь, как и в сюжете о Егории и Олисафии, эта змея покоряется Егорию — его приказу превратиться в отдельных змей и «порастронуться, пораздвинуться по сырой земле».

Наконец, как фольклорный персонаж змей есть и в волшебных сказках. Сказочных сюжетов со змеем много. Например, в известном трехтомном сборнике сказок А.Н. Афанасьева их около трех десятков. Поэтому образ змея в сказках, в зависимости от того, в каком сюжете он появляется, имеет больше разновидностей.

Самая типичная из них – та, что и в эпосе, где змей выступает в роли похитителя женщины – матери или невесты героя, которую тот освобождает. Эта группа сказок самая многочисленная. Некоторые из них напоминают духовный стих «Егорий и Олисафия», повторяя в точности детали его сюжета. Как признаки жанра, важные эпизоды сказки (борьба со змеем) удваиваются или утраиваются: вместо одного змея в сказке их два или три, и с каждым из них герой бьется по очереди («Иван-царевич и Марфа-царевна»).

Змей в сказках реализует и свою функцию охранника подземного царства. Шестиглавые змеи стерегут вход в медное, серебряное, золотое и бриллиантовое царства, которые проходит герой на своем пути за невестой. Но змеи в роли охраняющих подземелья – эпизодические персонажи; герой легко усмиряет их, и больше о них в сказке не вспоминается 

Если сравнивать образы змея в былинах, духовных стихах и сказках, большее сходство, безусловно, существует между змеем в былинах и змеем в духовных стихах. С наибольшим постоянством этот образ сохраняет свои типичные черты в духовных стихах. В былинах некоторые из этих черт могут исчезать или трансформироваться. И наибольшие изменения змей-дракон претерпевает в сказочном жанре, где его облик может принимать самые разные формы, вплоть до доброго помощника.

Нельзя так же оставить без внимания образ змея внутри традиционного жанра народной прозы - «быличке». Былички — это короткие рассказы о встрече человека с нечистой силой. Рассказы эти, достаточно подробны, и вполне архаичны по своей внутренней структуре, так как именно в них отражена память о низшей мифологии древних славянских народов.

Как правило сюжеты быличек в которых главным действующим лицом становится змей, не однотипны, но сводятся к одному, огненный змей спускаясь с небесно-воздушного пространства, навещает вдову, и либо та ему подчиняется, либо избавляет себя от мук общения с ним. Зачастую характер их общения может быть различен — женщина может оказаться во власти змея — искусителя, забеременеть от него, родить или вовсе погибнуть. Но в ряде сюжетов, все же вдова находит силы чтобы побороть «окоянного», в таком случае вдовушка либо вовсе губит змея, либо выведывает способ избавления от мифического любовника, разоблачая его, применяя ли оберег, убеждая его в том,что само его появление в мире живых, абсурдно, или просто отвергает его.

Интересно, что как правило, в змеевом облике является вдовушкам, их собственный неупокоенный муж. Тем самым, мы лишний раз подтверждаем образ змея-дракона как хтонического существа, в архаичном воззрении славянских народов.

Подводя короткий итог настоящей статье, хотелось бы привести пример, из собственной фольклорно-этнографической практики, когда будучи в экспедиции в Волгоградской области, задавая вопросы живущему в тех краях старожилу, знатоку быличек, сказок, корпуса традиционного песенного фольклора, заострив внимание на обычном и простом вопросе «..., когда же наконец ,добро победит?», получил вкрадчивый, тихий и видимо важный для самого информанта ответ. «Да ты шо сынок, бат добро победит, победит и кончится..».

Продолжение следует...


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Аве!

    Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

    Учительница жалела избивавшего каждый день русских детей Ахмада (имя изменено), тем, что сама разнимала драки и не вызывала полицию, теперь "в благодарность" она стала фигурантом уголовного дела о побоях.

    Учитель преподает в младших классах, в школе номер восемь в свердловском городке Березовский. Педагогический стаж – больше 20 лет, это значит она давно профессионал своего дела. — На самом деле, ...

    Записки застрявшего в лифте.

    Застрял в лифте сегодня. Связи не было, от скуки стал писать жене о своих переживаниях. В лифте просидел почти час.  Врем...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 6 мая 18:45

      Река Смородина в русской культуре

      Рассматривая вопрос о реке Смородине в русской культуре, следует воспринимать её как реку между мирами. Здесь видны зловещие атрибуты иного мира как мира смерти: Как у той ли-то у грязи-то у Черноей, / Да у той ли у берёзы у покляпыя, / Да у той ли у речки у Смородины, / У того у креста у Левонидова, / Сиди Соловей разбойник во сыром дубу, / Сиди Солове...
      92
      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      96
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      55
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      659
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      97
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      525
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      86
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      146
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      78
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      87
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      90
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      65
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      679
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      120
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      229
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      69
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      434
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      272
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика