• РЕГИСТРАЦИЯ

Фрагменты славянского язычества. - Ч. II. Бог Велес и бог Перун

64 6167

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем рассматривать образ бога Велеса и те особенности, которые связывают его образ с образом другого славянского бога – Перуна.

Вначале кратко рассмотрим ту информацию, которая содержится в источниках о боге Велесе. Начнём с самого его имени. Стремление польского языковеда Л. Мошинского постулировать независимую от балтской этимологию праславянского *velesъ, аргументируя свой тезис отсутствием в праславянском и балтском лексическом фонде иных примеров суффиксальной вариантности *–esъ/*-sъ, не подтверждается. О.Н. Трубачёв, отстаивавший иное мнение, резонно привёл следующие примеры: ятвяжское balsas – ´белый´, литовское Bilsas – название озера (´Белое´), и праславянское *bĕlesъjь, русское белёсый. Немногочисленность же подобных примеров легко может быть объяснена спецификой самого языкового материала, относящегося к сакральной сфере (1). Велес – «скотий бог», в противоположность скандинавскому Одину и богу континентальных германцев Водану, которые никогда таковыми не являлись. Подобный факт признавали и норманисты, стремившиеся искать «истоки» якобы заимствованного восточными славянами Велеса в Древней Скандинавии (2). Интересно, что образ змеев, пригоняющих из-за реки (водная граница между мирами) себе скот на месячный праздник, сохранили и русские сибирские сказки (3), что глухо намекает на представление о Змее как хозяине скота, «скотьем боге». Едва ли вслед за М. Фасмером следует выводить Велеса из древнеисландского Вулси. Данное мнение резонно критиковал уже М.Н. Тихомиров (4).

Велес – исконное славянское божество, хотя и отдалённо «родственное», как показывает С.В. Алексеев, изначально хтоническому Одину (Водану) (5). Попутно добавим, что образ изучаемого славянского бога, впрочем, как и литовского Вяльняса, в целом, по нашему мнению, более архаичен, чем образ германского «отца дружин», который являлся порождением совершенно иного мировидения, чем то, которое отразилось в сохранившихся «чертах» Волоса-Велеса.

На определённой стадии развития у славян основным богатством был скот. Отсюда чеш. dobytek, болг. добúтък, с.-хорв. благо – `скот`. Являясь богом скота, представляв-шего собой значительную ценность, так что и само слово скотъ в древнерусском обозначало деньги (6), а скифское заимствование (*gъpanъ<*gu-pana ´охраняющий крупный скот´), от которого происходит позднейшее славянское «пан», первоначально обозначало богатого скотом человека (7), Велес являлся и богом богатства вообще. Вслед за Д.А. Мачинским полагать, что Велес был богом животных, а не богатства, оснований нет. Таким же существом, дарующим богатство, в литовском фольклоре выступает и его балтский аналог. «Животные Вяльняса приносят удачу, – отмечал в данной связи Н. Велюс, – с их помощью человек быстро богатеет». В русской сказке медведь якобы «на память» приносит Маше золотые и серебряные монеты (8). Восприятие Велеса как одного из богов Солнца, который лишь потом стал преимущественно богом скота и богатства, и то, в основном, под финским влиянием (9), сейчас имеет разве что историографическое значение, по крайней мере, если иметь в виду Дневное Солнце.

Но является ли название Волосъ иным именем Велеса? М. Фасмер и Г. Ловмяньский производили его от имени св. Власия. Первое упоминание о Волосе в договоре с Византией датируется 971 г. «Это наверняка был новый культ, – пишет Г. Ловмяньский, – так как предыдущий договор не упоминал о Волосе, что опять же подтверждает византийское, а не славянское происхождение этого культа». Власий на Руси – покровитель скота (скот – «Власьев род»). Но их точка зрения нуждается в дополнительном обосновании. Наиболее серьёзным аргументом польского исследователя является следующий. Дело в том, что св. Власий считался покровителем скота также и в Византии, и в Западной Европе, что, разумеется, требует дополнительного разъяснения. Но и вне Руси, если вспомнить индоевропейские представления о мире мёртвых как о пастбище, некогда мог быть распространен образ некоего божества, аналогичного Велесу, и имеющего отношение к скоту. В других странах он исчез, а на Руси сохранился. По созвучию имён св. Власия могли сблизить с ним и в других регионах Европы. Но волохатость – характерная черта медведя, черта очень важная для континентальных кельтов (здесь matu – `медведь`, букв. `волохатый, со спутанной, смотанной шерстью`) и балтов. У последних все названия медведя, так или иначе, исходят из *tlāk- (отсюда и др.-прусск. *tlokis) при слав. *dlāk- `волосы, шерсть`. Это легко объяснимо, учитывая магическую значимость волос у индоевропейцев, в том числе и у славян (10). Но данное обстоятельство является, по сути, аргументом, хотя и косвенным, в пользу того, что Волосъ (`волохатый бог`) и Велесъ всё же единое божество, а не «образы двух различных мифологических персонажей, имена которых случайно оказались схожими», как полагал Г. Ловмяньский (11).

Обратимся теперь к образу противника Велеса – Перуна. Но вначале сделаем несколько предварительных замечаний. С.М. Соловьёв полагал, что вторым именем этого бога было «Сварогъ». У восточных славян последний, судя по Ипатьевской летописи, был связан с возникновением кузнечного дела (12). Этимология имени Сварога однозначно указывает на него как на божество Неба. Это не иранизм, как полагал Д.М. Балашов, а слово, взятое из индоарийской среды Северного Причерноморья, ибо оно имеет параллель в санскрите (svargā – `небо`), на что резонно указал О.Н. Трубачёв и с чем согласился Б.А. Рыбаков. Таким образом, это не бог творческих сил природы, как полагал в своё время М.С. Грушевский (13). Г. Ловмяньский и А.Л. Топорков считали его «призраком славянского Олимпа», полагая, что в народе не было распространена вера в Сварога и его культ. Но полагать так, особенно после исследований М.Л. Серякова, нельзя. Разумеется, мы отдаём себе отчёт в том, что упоминание в Ипатьевской летописи – действительно единственное. Но сохранившиеся до нашего времени источники были написаны духовными лицами. Над ними же тяготел запрет упоминать имена древних богов, недвусмысленно отражённый в самой Библии. Так справедливо считал ещё Е.В. Аничков. «Вся, елика глаголахъ вамъ, сохраните, именъ же боговъ инехъ не поминаите, ниже да слышатся изо оустъ вашихъ», – читаем в книге Исход. «Яко да не внидете во языки оставшыяся сия, и имена боговъ ихъ да не возименуются въ васъ, – го-ворится в книге Иисуса Навина, – ниже да кленетеся ими, ниже да по-служите имъ, ниже поклонитеся имъ» (14). Г. Ловмяньский выдвигал, од-нако, следующий аргумент против мнения Е.В. Аничкова. Он писал о том, что древние летописи не употребляли имён языческих богов, а более поздние стали употреблять их. По мысли польского историка, составители ранних сводов просто не знали имён данных божеств (15).

Но, как мы видели, в восточнославянской среде язычество сохранялось достаточно долго, и имена древних богов, разумеется, не были секретом ни для кого. Таким образом, Сварог – вовсе не «призрак», а реальное явление культуры. Но Перуну он не тождествен. Нельзя и вслед за М.Б. Свердловым и Я.Н. Щаповым считать наряду с аналогичными, но разновременными и имеющими разное происхождение Сварогом, Хорсом и Ярилом Перуна солнечным богом (16). Не будучи у восточных славян богом Неба или, тем более, Солнца как таковым, Перун, разумеется, был близок к нему и был, кроме того, связан с огнём, впрочем, как и обожествлённое у изучаемых нами восточных славян Небо. Так, в одной из русских сказок, где царевича несут птицы, про небесный огонь читаем следующее: «Они его подняли так, что на голове волосья погорело…» (17). Ничего невероятного, по нашему мнению, нет в сообщении о двух верховных богах восточных славян в Густинской летописи. «Вопервыхъ Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у нихъ старейшый богъ, – читаем в источнике, - созданъ на подобие человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху, и огонь неугасающий зъ дубового древия непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нерадениемъ служащаго иерея, безъ всякого извета и милости убиваху. Вторый Волосъ, богъ скотий бяше у нихъ во великой чести» (18). Данное свидетельство, несмотря на его позднее происхождение, вслед за М.В. Ломоносовым (19) следует принять. Дуб же вообще был деревом Перуна, поэтому, в частности, памятный знак на вершине знаменитой Чёрной Могилы из него (20) как-то был связан с этим божеством. Обращаясь к литературе вопроса, можно отметить, что постепенно распространилось мнение, согласно которому у восточных славян, по крайней мере, в IX-X вв., язычество постепенно превращается в раннеклассовую религию. Так, Г.В. Вернадский писал, что примерно в это время происходит деление на народное язычество без священнослужителей и храмов, и религию высших классов с храмами (21).

Перун, по мнению ряда авторов, стал богом княжеско-дружинной верхушки, воинов-профессионалов, а Велес – божеством простого народа или же купечества, как у Б.Д. Грекова. Так полагал, кроме того, Б.А. Рыбаков и некоторые другие учёные (22). Ситуация на Руси указанного времени, таким образом, напоминала положение дел в Древнем Риме, где Юпитер являлся богом патрициев, противопоставленным «хтоническим богам плебса» (23). Другие исследователи, но исходя из иной логики, также писали о том, что в Киеве культ Перуна был чужим для большинства населения Руси, в частности, для простонародья. Так, «перунство», по мнению А.А. Синягина, совершенно чуждо солярному славянскому язычеству. Этот бог, по мысли Л.Н. Гумилёва, – балто-скандинавский, требовавший, к тому же, человеческих жертв (24). Однако, мы не можем согласиться с такой точкой зрения. То, что Перун у славян, в том числе и у восточных, считался и военным богом, несомненно. Tiarnoglofi как бог победы каких-то западнославянских племён, о котором говорится в «Knytlingasa» XIII в., написанной Олафом Тордарсоном, – несомненный факт (25), но видимо, это местное божество, так что данное сообщение источника не может поколебать данных о военных функциях славянского громовержца. Общие истоки образов бога грозы у индоевропейцев несомненны, на параллели между Перуном и литовским Перкунасом, в частности, указывал уже М.С. Грушевский, но Перун – собственно славянский, что, к примеру, специально отмечали Г.В. Вернадский и Б.Д. Греков (26), а не заимствованный (скандинавский, кельтский, арийский, балтский или какой-либо иной) вариант общеиндоевропейского бога грозы, и не громовержец финно-угров.

Едва ли следует согласиться с тезисом о серьёзном влиянии на культ Перуна культа другого божества – Тора, о чём писал М.С. Грушевский, ибо данное предположение не согласуется с достаточно слабым влиянием древних скандинавов на восточных славян, что доказали многие исследователи, в частности, С.А. Гедеонов и В.В. Фомин. Как минимум, требует дополнительного обоснования и гипотеза Г.В. Вернадского, согласно которой восточнославянские князья-скандинавы и их окружение «в Перуне» «чтили собственного скандинавского бога – Тора» (27). Специально отметим, что образ славянского бога Перуна достаточно полно отразился в фольклоре восточных славян (28). Известен был он и южным славянам (29).

Неверно, по нашему мнению, и противопоставление данных двух божеств в социальном плане. Скорее следует согласиться с тем, что данные божества противопоставлены скорее в территориальном отношении, хотя и данный тезис, по нашему мнению, далеко не бесспорен и нуждается, таким образом, как минимум в дополнительном обосновании. Перун, как полагает ряд исследователей, – бог, в первую очередь, Южной Руси, а Велес – Руси Северной. Близкие мысли высказывают С.В. Цветков и С.В. Алексеев. А.В. Лонгинов считал, что культ Волоса, в первую очередь, был распространён в Северо-Восточной Руси и, может быть, в Тмутараканской земле. Н.А. Криничная, надо отметить, считает Волоса общерусским богом, ибо его идол стоял и в Киеве, и в Новгороде (30). Против же точки зрения Б.А. Рыбакова о Перуне как о боге княжеско-дружинной верхушки свидетельствует и анализ текстов договоров Руси с греками X в. Обратимся же к этим договорам. В 944 г. русы-язычники клялись одним Перуном (31). Это обстоятельство, может быть, действительно говорит в пользу гипотезы о том, что Перуна полянская община решила (неудачно) провозгласить верховным богом всех восточных славян, как полагал И.Я. Фроянов. Но даже если это и так, то и в данном случае он представлялся не как единственное божество, а лишь как бог над богами, о чём писал И.Н. Болтин (32). У Прокопия Кесарийского бог – изготовитель молний (в источнике – так!) является верховным властелином всего. Но лучшие рукописи, како том писал О.Н. Трубачёв, дают нам чтение «υεών μέν γάρ ένα», т.е. «одного из богов», что предостерегает против признания у славян монотеизма. В крайнем случае можно говорить лишь о тонком монотеистическом слое в культе Перуна, как о том писали Я.Н. Щапов и М.Б. Свердлов. Следует особо отметить, что усиление роли бога грома и молнии – не изначалие, как у М.С. Грушевского. Перун не стал богом грозы из верховного единственного божества, владыки всего в результате специализации, как полагал последний (33). Наоборот, усиление значения данного бога – результат достаточно долгого развития.

У балтов, живших на Севере Восточной Европы, в частности, у литовцев, видимо, именно Вяльняс, а не Перкунас, как полагал, правда, с некоторыми колебаниями, С.В. Алексеев, явно был основным объектом поклонения, если судить по необыкновенной популярности в литовском фольклоре и топонимике этого персонажа, хотя верховным божеством действительно являлся бог грозы, как и полагали, в частности, Р.К. Батура и В.Т. Пашуто (34). Что же касается русов, то и в 907, и в 971 гг. они клялись обоими богами, причём как княжеские «мужи» (дружинники) или «бояре», так и «вся Русь», т.е. всё остальное войско как представители Руси, вопреки В.Н. Топорову и С.Д. Домникову. Последний, в частности, утверждал, что Перуном клялась княжеская дружина (варяги-русь), а Велесом – рядовые славяне-воины. Так же неправ был и Б.Д. Греков, для которого это была клятва «двум богам – одному княжескому, дружинному, военному, другому купеческому» (35). «И роте заходившее межи собою, целовавшее сами крестъ, – читаем в «Повести временных лет» под 907 г., – а Ольга водиша и мужи его на роту по Русскому закону, кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и оутвердиша миръ» (36). «Да имеемъ клятву от Бога, в неже веруемъ – в Перуна, и въ Волоса, бога скотья», – клялся в 971 г. Святослав, а также окружавшие его «бояре и Русь вся» (37). Если же согласиться с мнением Б.А. Рыбакова, совершенно неясно, почему древнерусская знать унизилась до клятвы Велесом, божеством простонародья, а простые воины-общинники, в свою очередь, клялись чужим для них «аристократическим» богом, или же, если принять иную точку зрения, богом какой-либо неславянской этнической группы. Простые же воины, по логике Б.А. Рыбакова, вообще недостойны быть допущенными к данному обряду. Нельзя согласиться и с иным разделением функций божеств у славян, предложенным В.Н. Топоровым. По его мнению, с магико-юридической сферой был связан Триглав, с воинской – Перун, а с природно-производительной / хозяйственно-экономической – Велес. Подобное членение, в конечном итоге, восходит к теории Ж. Дюме-зиля о трёхчастном делении индоевропейского общества. Однако, как мы показали в одной из предшествующих работ, славянское общество было более архаичным, и здесь построения французского учёного неприменимы (38). Таким образом, согласиться с В.Н. Топоровым не представляется возможным.

Подведём, однако, определённые итоги. Одним из главных богов восточных славян являлся противник бога грозы – Велес. Второе его название – Волос, не было искажением имени св. Власия, покровителя скота, а имело собственные древние корни, связанные, видимо, с культовым значением волос как таковых и древнейшим культом медведя, что имеет параллели в языке континентальных кельтов, а также западных и восточных балтов. «Велес / Волос» и «Змей» – синонимы, подразумевая одного из этой пары, мы обязаны как минимум иметь в виду и второго.

Предположение, согласно которому в позднем язычестве восточных славян Перун стал богом княжеско-дружинной верхушки, а Велес – простонародья и / или купцов, не подтверждается. В договорах Руси с империей и народное войско, и знать во главе с князьями одинаково клянётся обоими основными богами. Клятва же одним Перуном в 944 г. объясняется, видимо, тем, что тогда полянская община решила, пусть и неудачно, провозгласить этого бога верховным божеством всей Руси. Возможно, культ Перуна был более распространён на Юге Руси, а его противника – на Севере, хотя почитание Велеса известно в пределах всех регионов страны.

Как же, однако, следует определить отношение Велеса к государственной власти в ранних восточнославянских государствах?

Об этом – в следующем посте.

Примечания

1. Мошинский Л. Современные лингвистические методы реконструкции праславянских верований// Этимология. 1994-1996/ Отв. ред. О.Н. Трубачёв. М., 1997. С. 19. Примеч. 7. Ср.: Трубачёв О.Н. Продолжение диалога// Там же. С. 26.

2. Сказание о построении града Ярославля// Краеведческие записки. Вып IV/ Отв. ред. М.Г. Мейерович. Ярославль, 1960. С. 90; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск, 1996. С. 87; Фомин В.В. Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005. С. 126.

3. Русские народные сказки Сибири о богатырях/ Сост., вступ. ст. и комм. Р.П. Матвеевой, отв. ред. Л.Е. Элиасов. Новосибирск, 1979. № 2.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 3-х томах. Т. I/ Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. М., 1986. С. 343, 287-288. Ср.: Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. С. 301.

5. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 124; Алексеев С.В. Славянская Европа V-VI веков. М., 2005. С. 55.

6. Трубачёв О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 1. М., 2004. С. 315, 317-318; Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. I. М., 1962. Стб. 143; Т. II. М., 1962. Стб. 130-131; Т. 38. Л., 1989. С. 62; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ Под ред. и с предисловием А.Н. Насонова (НПЛ). М., Л., 1950. С. 177; Памятники русского права (ПРП). Вып. 1/ Сост. А.А. Зимин. М., 1952. С. 113; Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка: В 3-х тоиах. Т. III. Ч. 1. М., 1989. Стб. 388; Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. Киϊв, 1913. С. 254-255; Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VII-XII вв.). СПб., 2003. С. 90.

7. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х томах. Т. II. Тбилиси, 1984. С. 579, 580; Алексеев С.В. Указ. соч. С. 112, 352. Примеч. 336.

8. Велюс Н. Velnio banda: ´стадо вяльняса´// Балто-славянские исследования. 1980 год/ Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М., 1981. С. 262; Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века/ Сост., вступ. ст. и комм. Н.В. Новикова. М.; Л., 1961. № 27. Ср.: Мачинский Д.А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии// Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора/ Отв. ред. К.В. Чистов, Т.А. Бернштам. Л., 1981. С. 127.

9. Соловьёв С.М. Соч.: В 18-ти книгах. Кн. I. М., 1993. С. 267. Примеч. 79; Ключевский В.О. Соч.: В 9-ти т. Т. 2. М., 1987. С. 132-133; Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 321.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I. С. 287-288, 343; Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. С. 366. Примеч. 229; 88-90. Ср.: Иванов Вяч.Вс. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка// Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1975. № 5. С. 406; Топоров В.Н. Кельтиберская надпись из Боторриты в свете балто-славянского сравнения// Балто-славянские исследования. 1984 год/ Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М., 1986. С. 219-224. См. также: Толстой Н.И., Усачёва В.В. Волосы// Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах/ Под ред. Н.И. Толстого. Т. 1. А-Г. М., 1995. С. 420-424. О скоте как о «Власьеве роде» см., напр.: Топоров В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы)// Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор/ Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов, Т.Н. Свешникова. М., 1993. С. 89.

11. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. С. 367. Примеч. 229.

12. Соловьёв С.М. Соч. Кн. I. С. 70, 266. Примеч. 74; ПСРЛ. Т. II. Стб. 277-278.

13. Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпоса// Русский фольклор (РФ). Т. XV. Социальный протест в народной поэзии/ Отв. ред. А.А. Горелов. Л., 1975. С. 33; Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991. С. 47; Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 13. Примеч. 7. Ср.: Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 318.

14. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. С. 413. Примеч. 584; Топорков А.Л. Творческий путь А.Н. Афанасьева и «Поэтические воззрения славян на природу»// Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. С. 435. Ср.: Серяков М.Л. Сварог. М., 2005; Алексеев С.В. Указ. соч. С. 115, 121. См. также: Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 107; Исх. 21:13; Иис. Нав. 23:7.

15. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. С. 371. Примеч. 245.

16. Свердлов М.Б., Щапов Я.Н. Крестьянство Древнерусского государства (IX – середина XIII в.)// История крестьянства СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции: В 5 т. Т. 2. Крестьянство в периоды раннего и развитого феодализма/ Отв. ред. Н.А. Горская. М., 1990. С. 53.

17. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII века)/ Вступ. статья, подг. текста и комм. Н.В. Новикова. Л., 1971. № 7.

18. Густинская летопись// ПСРЛ. Т. II. СПб., 1843. С. 257.

19. Ломоносов М. 1). Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб., 1766. С. 98; 2). Полн. собр. соч. Т. 6. М.; Л., 1952. С. 34.

20. Щавелёв А.С., Щавелёв С.П. Черная могила// Вопросы истории (ВИ). 2001. № 2. С. 135.

21. Рыбаков Б.А. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве// Всемирная история. Т. III/ Отв. ред. Н.А. Сидорова. М., 1957. С. 249; Vernadsky G. V. Kievan Russia. New Haven; London, 1976. P. 49-50; Головко А.Б. Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика древней Руси в IX – первой трети XIII века// ВИ. 1988. № 9. С. 62.

22. Мавродин В.В. Очерк истории древней Руси до монгольского завоевания// История культуры древней Руси. Т. I/ Под ред. Н.Н. Воронина, М.К. Каргера и М.А. Тихановой. М.; Л., 1951. С. 97-98; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 387; Рыбаков Б.А. 1). Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. С. 249; 2). Язычество древних славян. М., 1994. С. 356, 418; 2). Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 254; Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси. (До конца XIII в.)// Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989. С. 10, 12; Свердлов М.Б., Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 53; Топоров В.Н. 1). Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х томах. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 503, 521; 2). Предыстория литературы славян: Опыт реконструкции. Введение в курс истории славянских литератур. М., 1998. С. 70.

23. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. С. 9.

24. Синягин А.А. Два христианства на Руси// Абаев В.И. Избр. труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 600; Гумилёв Л.Н. 1). Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. С. 240; 2). От Руси к России. М., 1992. С. 52-53; 3). Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 544.

25. Мошинский Л. Указ. соч. С. 15; Трубачёв О.Н. Продолжение диалога. С. 97.

26. Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 319; Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь; М., 1996. С. 332; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 124, 456.

27. Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 319. Примеч. 1; Vernadsky G. V. Op. cit. P. 54. Ср.: Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х частях. М., 2004; Фомин В.В. Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

28. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. С. 4-30.

29. Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 317; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. С. 417.

30. Фроянов И.Я. 1). Об историческом значении «крещения Руси»// Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. К 80-летию проф. В.В. Мавродина/ Под ред. И.Я. Фроянова. Л., 1987. С. 50. Примеч. 98; 2). Древняя Русь// Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 196-197; Цветков С.В. Кельты и славяне. СПб., 2005. С. 100; Алексеев С.В. Указ. соч. С. 55; Лонгинов А.В. Мирные договоры русских с греками, заключенные в X веке. Историко-юридическое исследование. Одесса, 1904. С. 109. Ср.: Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов: В 3-х т. Т. 1: Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». СПб., 2001. С. 378.

31. ПСРЛ. Т. I. Стб. 47-48, 54; Т. II. Стб. 36, 41, 42; Т. 38. С. 28.

32. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995. С. 227. См. также: Болтин И. Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка: В 2-х томах. Т. I. СПб., 1788. С. 72.

33. Свод древнейших письменных известий о славянах: В 2-х томах. Т. I (I-VI вв.)/ Отв. ред. Л.А. Гиндин, Г.Г. Литаврин. М., 1991. С. 182; 221-222; Соловьёв С.М. Соч. Кн. I. С. 69; Ключевский В.О. Соч.: В 9-ти томах. Т. 1. М., 1987. С. 133; Трубачёв О.Н. Продолжение диалога. С. 22-23; Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси. С. 14; Свердлов М.Б., Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 53. Ср.: Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 317, 318-319.

34. Велюс Н. Указ. соч. С. 260; Батура Р.К., Пашуто В.Т. Культура Великого княжества Литовского// ВИ. 1977. № 4. С. 110. Ср.: Алексеев С.В. Указ. соч. С. 55.

35. Фроянов И.Я. Об историческом значении… С. 50. Примеч. 98. Ср.: Топоров В.Н. Боги// Славянские древности. Т. 1. С. 210; Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 305; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 387.

36. ПСРЛ. Т. II. Стб. 23; Т. I. Стб. 32; Т. 38. С. 20.

37. Там же. Т. II. Стб. 61; Т. I. Стб. 73; Т. 38. С. 37.

38. Топоров В.Н. Предыстория литературы славян. С. 241. Примеч. 44. См. также: Лисюченко И.В. К вопросу о происхождении этнонима «Русь»// Вестник Южно-Российского университета. 2007. № 1. С. 234-235.

 


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

    Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

    Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

    Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

    В Берлине горит оборонный завод, где производят системы ПВО. Часть города накрыло ядовитым дымом

    В Берлине горит оборонный завод, где производят системы противовоздушной обороны. Внутри находится большое количество опасных химикатов, часть немецкой столицы заволокло ядовитым дымом....

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      80
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      52
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      652
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      94
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      520
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      79
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      142
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      76
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      85
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      84
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      60
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      669
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      119
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      221
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      65
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      432
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      270
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      111
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика