• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклорно-этнографические источники: что это и зачем они нужны? - Ч. VI

3 3903

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы постараемся найти другие пути для понимания фольклора. В научной литературе они предложены уже давно.

Например, А.Н. Афанасьев и О.Ф. Миллер, совершенно по-иному воспринимали русский эпос, чем Вс.Ф. Миллер или Б.А. Рыбаков. Персонажи старин, по их мнению, – воплощения природных стихий (1). Наиболее плодотворной, на наш взгляд, является та точка зрения, согласно которой не следует возвращаться к крайностям мифологической школы, не отрицая, разумеется, её колоссальных заслуг перед наукой (2), но и нельзя воспринимать эпическое произведение как некий хроникат, лишь искажённый временем, как это делал, к примеру, С.Н. Азбелев. Особое значение в критике историко-фактографического направления в изучении фольклора играют работы И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина, позднее собранные в труде «Былинная история» (3).

По идее Н.И. Костомарова, представления о мифологических или, по крайней мере, полумифических персонажах порой переносятся на тех или иных действительных героев истории. В том же духе несколько ранее рассуждал и П.Н. Рыбников (4). Итак, у русских, южнославянских и, добавим, нартовских эпических персонажей, кроме мифологических, могли быть и реальные «прототипы» – герои и политические деятели, по преимуществу. Например, примерно так можно говорить о взятии грузинской крепости Гори в нартовском эпосе. В «Нартиаде» её (или некую крепость, называемую Хыз) берёт герой Батраз. Но последний, как убедительно доказал Ж. Дюмезиль, – персонаж, восходящий к богу грозы, известному ещё у скифов, причём крепость он захватывает, как и полагается полубожественному существу, волшебным, с точки зрения обычного человека, образом: героем зарядили метательное орудие (или пушку) и выстрелили им. Но взятие реальной крепости Гори в Грузии, о чём говорят нам другие, нефольклорные, источники, произвели аланы под предводительством Ос-Багатара – действительно существовавшего лица, выдающегося аланского военного и политического деятеля, который умер в начале XIV в., скорее всего, в 1306 г. (5). То, что «Ос-Багатар», разумеется, прозвище (букв. `Асский богатырь`), может быть, и даже, скорее всего, происходящее не из аланской, а из тюркской или же смешанной тюрко-монгольской среды, также в данном случае не должно нас смущать.

Удивляться подобным парадоксам историзма эпоса не стоит. Жизнь человека архаического общества - как языческого, так и «двоеверного», лишь формально принявшего одну из монотеистических религий (например, христианство или ислам), - строилась циклично, на мифо-ритуальной основе, как писал исследователь, занимавшийся иными проблемами истории древних культур, – В.Н. Топоров (6). Реальность, по крайней мере, сознательно, вовсе не противопоставлялась тому, что мы сейчас назвали бы вымыслом (7). Как писал в данной связи В.В. Ткаченко, «искажение исторического содержания, его обрастание несуществующими подробностями и мифологическими сюжетами также соответствовали бытовавшим представлениям о прошлом. Самые невероятные интерпретации событий могли существовать лишь постольку, поскольку они казались уместными и правдоподобными. Воплотившаяся в устном народном творчестве версия русской истории, какой бы далекой от исторической действительности она подчас ни казалась, складывалась под влиянием образа мыслей многих поколений сказителей. И одновременно с этим она же формировала представления о прошлом новых поколений, зачастую воспринимавших её как истинную «старину» (8). Любая мифологическая (да и вообще средневековая) традиция, как справедливо отмечали О.В. Белова и В.Я. Петрухин, «трансформирует факты реальности в фольклорные образы» (9), даже там, где можно было бы заметить и реальность (10). «Совсем не для всех из них мы можем установить реальные исторические прототипы, - читаем и у В.В. Ткаченко. - Более или менее четко они прослеживаются начиная с XIV в. Эпические сюжеты древнейшего периода отчасти в силу значительной мифологизации, а отчасти и из-за слишком малого числа письменных источников, с которыми их можно было бы сопоставить в поиске параллелей, практически не поддаются соотнесению с исторической действительностью» (11). Не во всём здесь можно согласиться с современным исследователем, но определённое рациональное зерно в его построениях всё же есть

Ярчайшим примером является упомянутый в первой главе настоящего исследования рассказ Гюряты Роговича в «Повести временных лет» (ПВЛ) о неолитических племенах Севера (Новой Земли?). По словам В.В. Долгова, «после того как информация, принесённая отроками Гюряты, была пропущена через книжную лабораторию летописца…, «голая эмпирика» была специально «приготовлена» для вписывания в стройную картину мира древнерусской культуры, в которой не было места случайности или «бесхозным» фактам. Место каждого известия должно было быть чётко определено и подчинено общей мировоззренческой схеме» (12). Так, на ошибку в определении имени / названия «гудьца» Сырчана в «Похвале» князю Роману Мстиславичу в Галицко-Волынской летописи (13) «могла повлиять библейская аллюзия на двух мадиамских князей Орива и Зива» (14), упомянутых в Книге Судей Израилевых (15). Наконец, в том же тексте, где рассказывается об Атраке и Сырчане, емшан (полынь) воспринимается и через библейскую образность полыни (16). Интересно, что «бесхозным фактам» не было места и в античной картине мира, сохранившей немало достаточно архаичных черт. «Так далёкая варварская Скифия, - пишет, в частности, А.В. Подосинов об этногенетической легенде скифов у Геродота, - становясь через происхождение своих первопредков от верховного бога греков частью эллинского мира, включалась в мировую историю» (17).

В таких обстоятельствах, повторим, нет ничего удивительного в перенесении черт мифологических героев на реальных лиц. Начнём с того, что лидеры и были участниками обрядов. Последние же воспринимались как мифологические персонажи. История же - как на Востоке, так и на Западе, - по крайней мере, до Геродота - очень долго изображалась в мифологическом ключе. Действия народов воспринимались, так или иначе, как действия богов и полубогов (18). История у славян также неизбежно мифологизировалась, поэтому древние великаны на определённой стадии стали отождествляться с врагами славян – псевдоабарами. Отсюда и летописное название авар - обры, тогда как польское Olbrzym, чешское Obr `великан`. Подобные примеры легко умножить (ср. также немецкое Hüne `великан`, буквально `гунн`) (19). В «Сказании Исайи пророка», согласно резонному мнению Й. Иванова, с исполинами сравниваются русы. Таким образом, данное произведение было создано или, скорее, переработано в кругах, близких к св. Петру Симеоновичу, врагу Святослава Игоревича: «а дотоли прiидоше некоторы насильныци, яко исполини, и погоубише землю Бльгарьскою по мороу…» (20).

На фоне изложенных выше фактов, в том числе и из истории раннего русского летописания, мы не можем согласиться и с мнением Ю.И. Смирнова, согласно которому эпос, по крайней мере, у славян, не мифологизирует историю (21). Подобное восприятие, назовём ли мы его фольклорным или мифологическим, в народной среде, и даже в среде высших слоёв населения, изживается чрезвычайно медленно. Понять, что из деяний того или иного лидера имело место в действительности, а что нет, порой совершенно невозможно. Иногда это признавали даже исследователи, примыкавшие к исторической школе. В частности, М.С. Грушевский так писал о Добрыне (22). Вспомним и образ Александра Великого не только в средневековых «Александриях», во множестве ходивших в том числе и по средневековой Руси (23), но и в письме патриарха Фотия к комиту Александру (24), и в так называемой саге об Александре («Alexanders saga») (25). В одном из греческих текстов, составленных на основе славянского фольклора, в личности Александра «народное сказание соединило всех врагов, в глубокой древности оттеснявших славян на Север» (26). Наиболее ранняя (хронографическая) редакция памятника появляется у восточных славян не позже XII в., сербская «Александрия» - в XV в., а западнорусские варианты были переведены с польского в XVII в. (27). В целом происхождение первой из них можно обрисовать так: «В основу Хронографической «Александрии» положена фактура «Деяний Александра Македонского» Псевдо-Калисфена (II-III в.). Русский сводчик ссылался в своем повествовании на повесть о житии Александра, написанную учеником Эпиктета Арианом, но использовал также материалы Георгия Амартола, извлечения из «Сказания об Индийском царстве», «Физиолога», «Жития Макария Римского», «Откровения» Мефодия Патарского и ряда других источников» (28). Сербская «Александрия», расцвет популярности которой приходится на XVII и XVIII столетия, появилась на Руси в конце XV в. и опиралась на южнославянский перевод XIV в. Здесь Александр Македонский предстаёт скорее как герой странствий, подвергающийся испытаниям. Соответственно, усилен фантастический, сказочный элемент, переплетённый с христианско-назидательными мотивами (29). Образ Александра (Искендера Зу-л-Карнайна) получил аналогичную, по сути, мифологическую интерпретацию и в булгарской традиции. Последний здесь имеет «лишь отношение к эллинистическому роману», а не к реальности (30).

Легендарными фигурами после смерти становятся, к примеру, остготский король Теодорих Великий, Карл Великий, Болеслав I Храбрый (Великий), Чингисхан, св. Юрий Всеволодович, сближавшийся в народном сознании с самим св. Егорием Победоносцем, Стефан Душан, Хосров Ануширван (арабск. Кисра) и даже Аббас Великий (31). Так, Кисра Ануширван, по словам аш-Шарифа ал-Идриси, якобы построил все главные города Кавказа (32), что, разумеется, в большинстве случаев не имеет никакого отношения к реальности. В преданиях сербов Стефан Душан умирает или в приготовлениях к великому походу на Царьград, или даже под стенами последнего (33). Как отмечал О.С. Воскобойников, и во времена Фридриха II в языке не было слов для обозначения индивида и характера в нашем понимании (34). Отсутствие в письменных источниках достоверных «соответствий» былинным персонажам объясняется не тем, что летописи слабо отразили историю восточных славян IX-X вв., к чему склонялся В.В. Кожинов (35), а в том, что архаическое сознание видит (может осознавать) не личность, а миф и ритуал и их «героев». И в преданиях «историческое лицо» наследует функции мифологического персонажа. Так, «взяв воды из родника, Рокаччу облил Петра в бане – и тот сразу же выздоровел» (36). И эпос, и ранняя литература, в частности, одинаково изображают эмоции через нередко ритуализированные внешние действия персонажа (37). С другой стороны, подобное «растворение в архетипе» исторической личности нельзя воспринимать прямолинейно. Так, у нас нет никаких данных о том, что герой эпоса Дитрих Бернский был обожествлён при жизни и считался воплощением бога Водана, а после смерти стал предводителем «дикой охоты» (38).

И здесь вновь вернёмся к точке зрения Н.И. Костомарова на историческую ценность сведений «Повести временных лет» (ПВЛ). Можно ли отбросить её полностью? В XX в. Д.С. Лихачёв и С.Н. Азбелев провели дополнительное исследование устных источников ПВЛ, доказав их определённое значение в складывании её текста. Но В.В. Пузанов, опираясь на материалы, полученные при изучении исторической памяти русского населения Среднего Урала середины XIX – начала XX вв., фактически снимает возражения Н.И. Костомарова тем, что историческая память людей составляет около двух веков. Следовательно, по мысли учёного, современники Нестора и его потенциальные информаторы могли передавать относительно достоверные сведения о временах Святослава и даже Игоря (39). Летописный материал также даёт глубину исторической памяти около 100-250 лет. Так, перед Липицей новгородцы ещё помнили, как их предки сто двадцать лет назад (в 1096 г.) в битве на Кулаческе бились пешими. В Радзивиловской и Московско-Академической летописях читаем: «сседоша с конеи Новгородци» (40). В 1216 г. «рекоша новгородци: «Къняже, не хочемъ измерети на конихъ, нъ яко отчи наши билися на Кулачьскѣи пешѣ». Князь же Мьстиславъ радъ бысть тому; новъгородци же съседавъше съ конь и порты съметавъше, босии, сапогы съметавъше, поскочиша; а Мьстиславъ поеха за ними на конихъ…». «Перед нами важный показатель исторического сознания народа, наличия устных исторических преданий», - резонно писал по этому поводу Д.С. Лихачёв (41). Уже в середине XIII в. летописцы (по крайней мере, летописцы!) хорошо знали походы Владимира и его великого отца. «Данилови же кнѧзю хотѧщоу, ωво королѧ ради, ωво славы хотѧ: не бѣ бо в землѣ Роусцѣи первее, иже бѣ воевалъ землю Чьшьскоу ни Святославъ хоробры, ни Володимеръ святыи», - читаем в Галицко-Волынской летописи (42).

Одним из информаторов летописца (Нестора?), возможно, был Ян Вышатич, умерший в 1106 г., если верить той же ПВЛ, в возрасте 90 лет: «В се же лѣто престависѧ Янь, старець добрыи, живъ лѣт 90, в старости маститѣ, живъ по закону Божью, не хужии бѣ первых праведник, от негоже и азъ многа словеса слышах, еже и вписах в лѣтописаньи семь, от негоже слышах». Однако, Д.С. Лихачёв высказал предположение о том, что «90» здесь – обозначение условное, ибо русские и в XVI в., как писал С. Герберштейн, считали по сорок и девяносто (43). Иными словами, хотя бы в силу возраста Ян не был настолько информирован, как может показаться из летописной ремарки. В одной из недавних работ В.А. Кучкин, правда, высказал дополнительные аргументы в пользу буквального прочтения данного летописного текста, отождествив Яна Вышатича с Иоанном, боярином Изяслава Ярославича, из Жития Феодосия Печерского (44), но, если иметь интерес не только к событиям X-XI вв., но и более раннего времени, то даже признание началом летописной традиции второй половины IX в. не спасает положение.

Кроме того, всё равно следует признать, что наиболее древние пласты летописания - летописания «донесторовых», «доиоанновых» и «дониконовых» времён (разумеется, мы сознаём условность таких определений) - сохранилось далеко не в полной мере (45). У П.С. Стефановича летописцы также постоянно «домысливают» и «реконструируют» историческую реальность (46). Подобное восприятие истории летописания по-своему логично. К тому же, экстраполировать данные XIX – начала XX вв. даже на XIV в., когда у восточных славян, по крайней мере, исчезают действующие святилища древних богов, мы не решаемся. В сознании же «двоеверцев», не говоря уже о язычниках, скорее всего, действовали совсем иные законы, потому мы не видим серьёзной разницы между мировосприятием фольклора и ранней литературы. Последнее, впрочем, признавал и В.В. Пузанов (47).

Частный случаем подобного общего вопроса об историзме фольклора является и вопрос о «времени Бусовом» в «Слове о полку Игореве». «Се бо Готскϊя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, - читаем в памятнике. – Звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ Шароканю». Первые издатели недоумевали относительно данного пассажа, в том числе и относительно того, кем был упомянутый здесь в «Слове о полку Игореве» Бус (48). В последующей науке часто принималось отождествление Буса с антским вождём Божем, распятым готами в IV в. Всё вышесказанное не позволяет согласиться с такой, по крайней мере, прямолинейно понимаемой трактовкой, правда, вовсе не потому, что в XII в. русские не помнили о поражении, понесённом от готов в IV в., как полагает Л.В. Войтович (49). Как показал последний, на юго-западе Руси остатки готов могли сохраняться ещё в том же XII в. (50), хотя обобщённое представление о готах как о серьёзных врагах седой старины могло сохраняться даже без этих этнических реликтов. Но, подчеркнём, не более того. Конкретики, факты как таковые тогда уже едва ли помнили. О готах горного Крыма и их связях с половцами на Руси, разумеется, не могли не знать, но в архаичном сознании реальность «не мешает» фантастике, а фантастика - реальности. Готы здесь, скорее, - не совсем реалистичный, обобщённый образ лютого, закоренелого врага, который всегда будет радоваться поражениям Руси. Даже если бы крымские готы к тому времени уже в действительности исчезли (чего ещё тогда не произошло), для носителя традиции они были бы вполне реальны - реальны как ужас, как кошмар предков. Возможно, Бусов-Божей (как Добрынь, Владимиров, Козаринов) было много, и традиция соединила их в одном, придав те или иные (почти не ясные для нас) типические черты. Возможно, напротив, здесь имеется в виду не Бус-Бож, а босъ - 'демон' (например, в Толковой Псалтири XI в., 118-й псалом) (51), а время Бусово, таким образом, - 'время, торжества, разгула враждебных сил', с которыми в архаическом сознании отождествлялись и враги.

«Мы часто пытаемся понять некоторые явления прошлого с точки зрения современного человека, который привык мыслить на основе голых фактов и цифр, – писал, рассматривая образ Зу-л-Карнайна в татарском фольклоре А.М. Ахунов. - Мышление средневекового человека было более образным, менее логичным, и превращение какого-то реального исторического события в легенду, в полумиф было вполне естественным явлением, тем более что большинство информации в то время распространялось изустным способом» (52). Но можно ли ограничиться подобным выводом, исследуя интересующий нас комплекс явлений? В частности, чем дальше вглубь веков, тем меньше архаическое сознание видит личность, даже если это личность могущественного правителя. Интересно, что сами архаические традиции обычно не знают деления на «собственно мифологическое» и «историческое», ибо в одну категорию с мифами обычно попадают и повествования, которые мы бы назвали историческими преданиями (53). Мифологическое же мышление не исторично в том смысле, который мы вкладываем в это понятие. Оно знает не события как таковые, а, в первую очередь, готовые схемы и модели поведения – схемы и модели именно мифологические или же восходящие к последним, под которые оно будет «подгонять» поведение конкретного «совершенно реального» лица. Так, Инглинги, как считалось, щедры на золото, скупы на еду, и Снорри, а также, похоже, сами древние скандинавы лет за двести до Снорри начинают «подгонять» под эту формулу те действия конунгов из этого рода, которые не имели никакого отношения ни к щедрости, ни к скупости, например, стремление Хакона Доброго, как ревностного христианина, ввести ещё в языческой стране постные дни и запретить работать по воскресеньям (54).

Но и такие «обобщённые» сведения о процессах, институтах и событиях весьма информативны для историка, хотя и сама эта информация, разумеется, неточна (55) и весьма специфична, но может высветить историю многовековой, если не многотысячелетней давности. Например, мы не знаем со всей определённостью, как и где умер Олег Вещий, где и как он был погребён (например, из того факта, что первую на Руси каменную крепость в Ладоге построили в его время, вовсе не означает, что он и был погребён именно здесь (56)), но можем понять, как, и, самое главное, почему представляли его смерть и погребение язычники (не исключаем даже, что в их числе были и составители источников первых летописей).

О слепоте Владимира нельзя сказать ничего определённого, ибо перед нами скорее универсальный мотив, органично присущий и христианской, и языческой культуре, имеющий, кстати сказать, параллель и в саге об Олафе Трюггвасоне (57). Такая слепота могла восприниматься и как «слепота неверия», и как тождественное смерти временное состояние неофита перед собственно посвятительными обрядами у язычников, ибо последние примерно так же понимали и Св. Крещение. Иными словами, мы едва ли узнаем со всей определённостью, действительно ли Владимир ослеп во время осады Херсонеса, но, с точки зрения и язычников, и агиографической традиции в данной ситуации ему как бы «полагалось» ослепнуть (58), как «полагалось», к примеру, ослепнуть и увидевшему прекрасный храм – данный широко распространённый сюжет, как справедливо отмечал А.Ю. Виноградов, имеет место и у Асохика (59). Пробиться же сквозь стену из штампов исследователю чрезвычайно сложно. Правда, необходимо отметить, что у восточных славян это, в первую очередь, мифологемы язычества, тогда как, к примеру, для волжских булгар – мифологемы принятой ими монотеистической религии – ислама (60). Таким образом, историк данной группы славянства, в частности, использующий фольклорные данные, кое в чём находится в более выгодном положении, чем историк Волжской Булгарии. Правда, не следует забывать и о том, что в христианской исторической литературе события сего дня очень часто воспринимались через призму библейских (61).

Как же можно пробиться, в таком случае, через настоящую «стену» из штампов, которая неизбежно встаёт перед исследователем?

Подумаем вместе – в следующем посте.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Поджигатели вертолета

    Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

    Украина атаковала Крым американскими ракетами ATACMS
    • ATRcons
    • Вчера 12:12
    • В топе

    Сотрудники информационного центра о ситуации на автоподходах к Крымскому мосту сообщили, что движение автомобильного транспорта по мосту было временно остановлено. Реклама «Движение ав...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      52
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      648
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      86
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      516
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      76
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      140
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      76
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      84
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      84
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      59
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      665
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      117
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      218
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      64
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      431
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      263
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      113
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      807
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      109
      Светославъ 23 января 19:33

      ​Новолетие в истории русского народа: о ритуале и пище.

      Дорогие друзья, близятся к своему концу важные даты календарного цикла, думаю каждый из нас с нетерпением ждал чудес и загадывал важные желания в этот период. Каждая семья и город имеют свои внутренние локальные традиции, не говоря уже о народе. А всегда ли одинаково праздновался новый год? Об этом и многом другом в нашей новой статье.Исторически русски...
      678
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика