• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Образ Сокола в общемировой традиции. Часть II.

2 4627

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня я решаюсь продолжить пост об образе сокола.

Интересно, что попытка глубже разобраться в этой проблеме заставила меня задавать себе уже совсем иные вопросы, чем те, что были в самом начале.

Итак, сокол…

Начнём с того, что на поверхности: так, к примеру, соколиная охота – важное, в том числе и с чисто экономической точки зрения, дело князей: «Еже было творити отроку моему, то сам есмь створилъ дела – и на воине, и на ловехъ, ночь и день, на зною, и на зиме, не дая собе оупокоя, на посадники не зря, нϊ на биричи, сам творилъ, что было надобе, весь нарядъ – и в дому своемь то я творилъ есмь, ϊ в ловчии: ловчи нарядъ сам есмь держалъ, и в конюсех, и о соколехъ, и о ястребех тоже». Приведение такой пространной цитаты из «Поучения детям» Владимир Мономаха оправдывается тем, что здесь мы видим обобщённое описание наилучшего княжеского управления, обрисованное, к тому же, незаурядным князем интересующей нас эпохи. Как свидетельствует позднейшая народная память, в частности, сказки, такое управление считалось идеальным в народной среде и спустя много веков (1).

Образ же сокола многоаспектен.

Легче всего понять, когда сокол выступает просто как птица, то есть, в народных воззрениях, как душа мёртвого. Так, в украинском рассказе о некоем парубке, что отправился на тот свет, парень понимает, что два дерущихся сокола – это никто иные, как его же два дяди, вечно ссорившиеся между собой ещё в мире людей (2).

И вороны, и соколы – но именно как птицы! – являются посредниками между мирами, отправляя родителям молодца сосредоточие сущности их сына – печень и сердце. О том же сообщает и поздняя оренбургская казачья младшая историческая песня на сюжет «Полк Падурова в походе», записанная в 1902 г. в ст. Нижнеозёрной от 86-летней П. Белошеевой, повествующая о событиях 1829 г. Умирающий герой говорит здесь следующее: Уж вы, гой еси, чёрные вороны! / Вы не клюйте-ка мои очи ясные, / Вы раскройте лучше мою белу грудь, / Уж вы выньте-ка моё сердце с печенью, / Понесите-ка моему отцу с матерью. Те же представления мы видим и в болгарской эпике, что отражает как минимум их общеславянский характер. В одной из песен умирающий от болезни в лесу Стоян говорит двум соколам: Кога загине млад Стоян, / бели ми мяса изяжте, / чърни ми кърви изпийтя, / сърце ми цяло остайся, / та го на мама заняс, / да знае мамада помни / кога я риза кроила / на Великия четвътък, / срещу Разпетия петък(3).

В остальных случаях мы видим мужскую символику сокола у славян. Жена или девушка называла своего милого соколом или соколиком. В величальных песнях так называют жениха. Во сне перед свадьбой жениха воспринимают исключительно как явление сокола (4) – здесь традиционные славянские воззрения полностью соответствуют с представлениями «Песни о Нибелунгах», где сокол во сне Кримхильды означает грядущее явление Зигфрида (5). Иными словами, перед нами один из образов, который древнее и славян, и германцев как таковых.

Относительно же славяно-германских параллелей отметим и следующее. Не забывая находку 20 июня 2008 г. литейной формочки сокола с приподнятыми крыльями около остатков здания, датируемого около 930 г. в Ладоге и скандинавских аналогий этой находки (6), не будем забывать и то, что имя Рюрика, в частности, всё же напоминает имя змея-сокола славян Рарога. Сокол же, как известно, у славян был княжеской птицей, видимо, тоже священной (7). Сводить происхождение такого образа сокола только к экономической роли соколиной охоты (8), разумеется, оснований нет.

Вновь обратимся к славянскому свадебному обряду. В славянском свадебном поезде неженатые мужчины, в том числе и сам жених – также соколы. Образ сокола как жениха известен и в Польше, и в Болгарии. В последней известно даже мужское имя Сокол! Сокол, ловящий кукушку, в белорусских свадебных песнях, - жених, ловящий невесту. Невеста, кстати говоря, также может восприниматься как соколиха, а поезжане со стороны жениха в Болгарии заявляют, что они – охотники, которые собираются поймать своему соколу соколиху (9).

Возвращаясь же к восточным славянам, мы можем легко увидеть и «зооморфную» символику сечи, что, разумеется, в своих истоках, является более древним, чем даже символика земледельческая. И вновь здесь «всплывает» сокол – причём как в фольклоре, как и в древних письменных источниках.

Поединок богатырей в сказочной образности – поединок двух соколов (10), богатырь налетает на врагов, подобно ясному соколу на гусей-лебедей или уток (11), что отсылает к образности соколиной охоты, или, реже, подобно чёрному ворону (12) - амбивалентной в народной сознании сакральной птице. И как не два ли ясных сокола слетаются, - читаем в старине, - И не две ли сильнии горы вместо скитаются, / И как два сильных могучих богатыря сражаются. / И они съехались добры молодцы побратались, / А й у Калина царя конь на колени пал, / А й сам ли Калина царь под конём лежит, / И разбит он до конскаго седалища. / А старыя казак да Илья Муромец, / А й на кони сидит как столетний дуб. / И на коне сидит да не шатается, / А его сердечико да розгоряется. / Начал рубить тут силу всю татарскую, / И пролил он всю кровь татарскую, / Очистил он ведь славный Киев град, / Избавил от напасти он князя Владимира(13).

Обратимся теперь к «Повести временных лет». В 1099 г. половцы хана-жреца Боняка, приведённого тогдашним волынским князем Давыдом Игоревичем, наголову разбили огромное венгерское войско, но их битва даже у монаха-христианина воспринимается ещё в образности охоты, как действия соколов (это у «поганых»-то язычников-кочевников!) против галок: «Давыдъ же въ тъ чинъ пришедъ из Лѧховъ, и посади жену свою оу Володарѧ, а самъ иде в Половцѣ, и оусрѣте и Бонѧкъ, и воротисѧ Давыдъ, и поидоста на Въгры. Идущiма же има, и сташа ночьлѣгу, и ѧко бысть полунощи, и, въставъ, Бонѧкъ ѿѣха ѿ рати, ипоча выти волъчьски, и ѿвысѧ ему волкъ, и начаша мнози волци выти. Бонѧкъ же, приѣха, повѣда Давыдови, ѧко: «Побѣда ны есть на Въгры!» И завътра Бонѧкъ, исполчивъ вои свои, Давыдово – 100, а Бонѧкъ - оу 300 стѣхъ, и разлѣлина 3 полкы, и поиде ко Оугромъ, ипусти на воропъ (главный удар – И.Л.) Алтунопу въ 50, а Давыда постави подъ стѧгомъ, а самъ раздилисѧ на два полка: по 50 на сторону. Оугре же исполчишасѧ на заступы: бѣ бо Оугоръ числомъ 100 тысѧщь. Алтунопа же пригна къ первому заступу, ї стриливше, побѣгну передъ Оугры. Оугре же погнаху по нихъ, мьнѧху Бонѧка бѣжаща, а Бонѧкъ, гнаше, сѣка оу плещи. Алтунопа, взвати всѧ оуспѧть, и не допустѧху Оугоръ ωпѧть, и тако множицею избиваше ѧ. Бонѧкъ же раздилисѧ на 3 полкы, и сбиша Оугры в мѧчь, ѧко соколъ галицѣ збиваеть, и побѣгоша Оугре, и мнози истопоша оу Вѧгру, друзии же въ ану, и бѣжаще возлѣ, анъ оу гору, и спихаху другъ друга, и гна по нихъ, два дьни, сѣкущи ѧ. Ту же оубиша епископа их Купана и ѿ болѧръ. Многи ѧкоже глаголаху, погыбло, оубьено 40 тысѧщь» (14).

Славянское слово *rajь совсем не случайно связано с обозначением Мирового Древа (15). В свадебном обряде оно воплощает в себе также изобилие, как оно представлялось в охотничьем обществе (кунами обросло, соболями расцвело) (16). Но почему? Распределение общественных функций у восточных славян связано именно с ритуально-мифологическими представлениями и актуализацией их доземледельческого «ядра» в лесной зоне Восточной Европы. Сохранение за охотой некоторого экономического значения (17) и консервативность славянской культуры привели к тому, что в восточнославянской культуре продолжал сохраняться образ князя Волха Всеславьевича – лидера именно охотничьего общества, колдуна-оборотня (18), настоящий культ лешего на Русском Севере (19). Вспомним также, что и в фольклоре Русского Устья встречается убеждение, что удачу в охоте на песцов даёт сендушный (хозяин тундры) (20). Потому идеальная жена порой описывалась не через земледельческую, а через охотничью символику: очи – как у сокола, чёрны брови – как у соболя, ресницы – как у сиза бобра(21). Последнее несомненно связано с такими же древними тотемистическими представлениями, как и образ Волха, который обращался в том числе и хищной птицей.

Данные факты позволяют согласиться с Ю.М. Кобищановым и И.Я. Фрояновым, которые признавали ритуальный характер древнерусских княжеских охот (22), тогда как многие другие исследователи признавали успехи в охоте в лучшем случае как своего рода сдачу на «аттестат зрелости» в Древней Руси, приводя в пример «Поучение» Владимира Мономаха (23). Однако, подобное восприятие охоты следует признать стадиально гораздо более поздним (24). Потому-то церковное право и строжайше запрещало священнослужителям участие в охоте (25), что она была слишком связана с языческими представлениями. Перед нами, таким образом, – вовсе не благородное занятие знати (26), в противоположность Византии (27), и не личное увлечение князя Владимира, что иногда отражается в былинах. Последнее объяснение следует признать стадиально поздним (28). Интересно также, что домонгольская Русь не знала «чётких представлений об аристократических и простонародных формах охоты» (29).

Но при чём здесь, в таком случае, война? Начнём с упоминания в былине о Сокольнике и Илье о «рогатинках звериных», что само по себе чрезвычайно интересно, ибо отражает древнейшее неразличение войны и охоты, сохранявшееся, что отмечал В.В. Долгов, достаточно долго. Обращение с истории слова воевати показывает, что по типу образования данный глагол продолжает ещё дославянскую традицию, он сходен с греческими и литовскими словами. Воевати <*voiēu-a-ti, иные древнерусские глаголы, оканчивающиеся на –евати образованы по аналогии с глаголами, оканчивающимися на –овати, их сходство с воевати – мнимое. Первоначальное значение последнего - ´гнать, преследовать (охотничью добычу)´. Этот глагол родственен лит. vejù, výti - ´гнать(ся), преследовать´, авест. vayeiti- ´гонит, преследует´, лат. vēnor, -āri - ´охотиться´, древневерхненемецкому weida - ´охота´, ирл. fíad- ´дичь´ и др. Приведённые примеры из различных индоевропейских языков, количество которых может быть умножено (30), не оставляют сомнений в том, что древними индоевропейцами война первоначально воспринималась как разновидность охоты. В домонгольское время подобные идеи отразились даже миниатюрах Радзивиловской летописи. Здесь так представлена война Ярополка Владимировича с Всеволодом Ольговичем (31). Охота же – «своеобразный сакральный акт, сопровождаемый жертвоприношением» (32).

Некогда никого не удивляло и оборотничество как таковое. На этом фоне по-иному, чем у А. Косорукова, выглядит и свидетельство того же памятника об князе Игоре-оборотне. Скорее всего, и здесь перед нами отражение страшного обряда, а не поэтические метафоры. Интересно, в данном месте памятника сохранено вполне органичное описание природных катаклизмов как своего рода «реакции» природы на превращение божественного правителя в священных животных: «Князю Игорю не быть: кликну, стукну земля, въшуме трава. Вежи ся Половецкïи подвизашася; а Игорь Князь поскочи горностаемъ къ тростïю, и белымъ гоголемъ на воду; въвръжеся на бръзъ комонь, и скочи съ него босымъ влъкомъ, и потече къ лугу Донцаи полете соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди, завтроку, и обеду, и ужине. Коли Игорь соколомъ полете, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу…» (33).

И здесь особое значение имеет имя сына (и врага, в большинстве былин!) Ильи Сокольника. А.Н. Веселовский возводил имя Сокольник к `соловей`. В целом, это неудивительно, учитывая сакральный характер образа реального соловья у восточных славян. Скорее оно всё же восходит к наименованию сокола, что также можно понять, исходя из угадываемого у них образа сокола как священной птицы. Это тоже амбивалентное существо, то есть существо, соединяющее в себе и положительное, и отрицательное. В Белоруссии известен, в частности, сюжет о бое Ильи с двенадцатироговым Соколом (34).

Интересно, что дети Ильи – идеальные лидеры охотничьего общества, владыки зверей, те им повинуются. В «свиту» сына или дочери Ильи, врага Руси, а также Тугарина, входят, как известно, не только псы, но и кречет. В былине М.С. Крюковой о Сокольнике соколы, кречет и куницы спокойно сидят около белого шатра этого богатыря, ожидая своего хозяина (35). В ином случае Сокольник отпускает зверей искать себе другого хозяина (36). Понятно, что «чёрных кун», впрочем, как и соболей, нельзя воспринимать как охотничьих животных, подобно А.Н. Веселовскому, Ю.И. Смирнову, А.М. Астаховой и комментаторам новейшего полного собрания былин Печоры. Едва ли можно также согласиться с первым из них в том, что соловей и журавлёнок на руках у дочери Ильи, в частности, в сборнике А.Ф. Гильфердинга – «замена сокола на руке Сокольничка-охотничка». Можно также сказать, что объяснение этого учёного, видевшего здесь искажённое повествование «Тидрек-саги», неверно. В последней, как известно, отец встречается с сыном, который едет охотиться с двумя выжлецами и двумя соколами, но не с куницами или соболями. В другой старине в качестве выжлеца сына Ильи вообще выступает змея горыновая, что намекает на связь подобных представлений со Змеем-Велесом, и называть образ этой змеи «нелепой амплификацией», как это делал А.Н. Веселовский (37), тоже нельзя. Показательно, что иногда эта «свита» сына Ильи ограничивается одним соколом (38), что можно понять как выражение образа «внешней души» героя – Сокольника, подобной смерти Кащея.

Но подобным мифологические ассоциации, связанные с соколом, далеко не исчерпываются. Оказывается, что его образ связан не только с Верхним, но и… с Нижним Миром!

Обратимся, однако, с источникам.

«О Бояне, соловiю стараго времени! – читаем в «Слове о полку Игореве». - Абы ты сiа плъкы ущекоталъ, скача славiю по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чресъ поля на горы». Ущекоталъ (`воспел`) – гапакс (уникальное слово) «Слова о полку Игореве», впрочем, выщекотал в «Задонщине» - тоже. Однако, как справедливо отмечал Н.К. Гудзий, это не должно удивлять и, в конечном итоге, связано с очень слабой сохранностью памятников древнерусской книжности вообще. Слово щекотъ, отмеченное И.И. Срезневским, - `соловьиное пение`. Щекотати же могло иметь значение не только `издавать звуки (о соколах и ласточках на море, а также о других птицах)`, как нам показывают тексты из собраний А.Ф. Гильфердинга и П.А. Иваницкого (39), но и `шипеть по-змеиному` (40).

Подобное не должно удивлять: конь, змея и, как мы видим, сокол, первоначально связывались и с Нижним, и с Верхним Мирами. Его добрый конь да как ясен сокол, - говорит старина о хтоническом коне Алёши (41). Впрочем, аналогичным змеем-соколом воспринимался у славян и Рарог – священный змей-сокол (!), таскающий хозяину золото и иные ценности, священный персонаж (первопредок?) бодричей, которые могли называться и рарогами, культ которого, однако, сохранялся столетиями и в Чехии (42). Известен в былинах и Сокол-корабль, носом которого владел Алёша Попович млад, кормой – Многолюд богатырь, а всем кораблём – Илья Муромец (43).

Суммируя всё вышесказанное отметим, что фигура сокола у славян чрезвычайно многогранна и многоаспектна. Многие черты показывают, что основа данных представлений сложилась в те времена, когда в сознании различных групп индоевропейцев ещё не выделились Верхний и Нижний Миры. В этом отношении сокол связан не только с Небом, но и с конём – изначально хтоническим, подземным животным, змеем, в том числе «гибридным» существом Рарогом, и ещё одним «персонажем» Нижнего Мира – кораблём. Последние считались, разумеется, как и всё иное, живыми существами.

Кроме того, понятно, что символика сокола, по крайней мере, мускулинно-брачная, старше, чем славяне и германцы как таковые. Охотничьи связи образа сокола настолько велики в общественном сознании архаического сознания славян, что это объясняется только особым значением охоты, так что даже брак воспринимается как охота сокола на соколиху. Так как война воспринималась в качестве разновидности охоты, то и она могла восприниматься как соколиная охота. Идеальный лидер – тоже сокол, точнее – человек и сокол в одном лице. Подобное тоже не должно никого удивлять: разницу между человеком и животным тогда никто не улавливал.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Обзор движения фронта с 29 апреля по 5 мая. Карты

    Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.Армия России смогла устро...

    Нет войне !

    Листовки для распространения.

    «Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

    С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 6 мая 18:45

      Река Смородина в русской культуре

      Рассматривая вопрос о реке Смородине в русской культуре, следует воспринимать её как реку между мирами. Здесь видны зловещие атрибуты иного мира как мира смерти: Как у той ли-то у грязи-то у Черноей, / Да у той ли у берёзы у покляпыя, / Да у той ли у речки у Смородины, / У того у креста у Левонидова, / Сиди Соловей разбойник во сыром дубу, / Сиди Солове...
      93
      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      96
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      55
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      659
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      97
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      525
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      86
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      146
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      78
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      87
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      90
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      65
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      681
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      120
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      229
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      69
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      434
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      272
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика