• РЕГИСТРАЦИЯ

Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

3 3050

Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнению, как писал И.Я. Фроянов, в определённой степени продолжая мысль С.В. Юшкова, «не шло дальше выработки отдельных казусов, дополнявших обычное право» - примерно, как в древнем Поморье времён Оттона Бамбергского . Подобное неудивительно, ибо это былаэпоха жёсткого господства традиций и локальных мирков, которые и сами могли справляться с нарушением общепринятых норм, как мы видим то в Древней Скандинавии . Здесь, в частности, в Норвегии, чтобы заложить основы своего, королевского законодательства, правители, вплоть до Магнуса Исправителя Законов, идут через насаждение церковных законов, ибо само христианство в этой стране насаждается конунгами .

Существует, правда, мнение, что аналогичной ситуация была не во всех архаичных государствах. В Хазарии, по мысли Т.М. Калининой, судил именно царь, а не закон. Оставляя этот каганат в стороне, отметим, что, по крайней мере, в индоевропейской и в иной, нехазарской тюркской среде 'судья' – это, скорее, 'толкователь (права)'.Потому, как писал В.И. Абаев, значения «'судья' и 'переводчик' представляются одинаково древними» для слова тархан, изначально скифского, которое имеет санскритские, хеттские, славянские и фракийские (в последнем случае – в личных именах) параллели. В тюркской же среде вследствие важности общественных функций подобного лица произошёл сдвиг семантики в сторону 'свободное от налогов, привилегированное лицо' > 'господин', 'эмир', 'князь' и т.п. Данное слово могло быть и именем собственным . Иное мы видим в тех «варварских» государствах и «варварских» системах права, где существовало серьёзное влияние императорского Рима – пусть даже тогда, когда Римская империя давно уже стала прошлым. «В VII веке утвердился взгляд, что король – творец права, - пишет С.Н. Медведев о вестготской Испании. – Ещё ранее, в Бревиарии Алариха II было включено положение римского юриста Павла о том, что император – создатель законов» . Но и прерогатива толкования права чрезвычайно важна в любом обществе, живущем на традициях. В таком случае, по словам А.Я. Гуревича, относящимся к «варварским» королевствам, «с записью обычаев делалось невозможным их дальнейшее интерпретирование знатоками права из народа – «законоговорителями», «лагманами»; отныне начиналось «от-чуждение» обычного права от народа, его породившего» .

Продолжая в данном случае мысль И.Я. Фроянова, отметим также следующее. Необходимо отрешиться от взгляда современного человека на создание письменных сборников права. Обычно считается, что это свидетельствует о чём-то положительном. Напротив, перед нами симптом серьёзнейшего сбоя и в области правоприменения, и в области осмысления права вообще, отражение мучительной перестройки общественных отношений и связей, тогда как ранее неписаное обычное право (точнее говоря, мононормы) вполне удовлетворяло потребностям общества .

Специально отметим, что даже уравнение статуса русина, т.е. жителя «Русской земли» в узком смысле, словенина, жителя складывавшейся в то время Новгородской земли, дружинника новгородского князя – гридина, купца, ябедника, мечника и изгоя в ст. 1 Краткой Правды (КП) , по нашему мнению, воспринималось тогда как более чем смелая инновация, соответ-ствующая новым реалиям очередного, хотя и не прочного, объединения ги-гантских пространств Восточной Европы в относительно единое государ-ственное образование, даже если принять мнение, согласно которому перед нами – своего рода благодарность князя Ярослава Владимировича за воен-ную помощь . Проблема порой состояла не в том, что сталкивались не интересы лиц или даже групп – традиционные нормы, как нам кажется, иногда могли решить данные противоречия (вспомним полюдья, пиры и дары, князя как отдельного фактора социального мира и социальногоже арбитра), - а несколько традиций. А.А. Горский, в частности, обратил внимание на тот факт, что древние книжники, повествовавшие о кровавых событиях 1015 г. в Новгороде, «не осуждали действия ни горожан, ни Ярослава; можно было, казалось бы, хотя бы умолчать о лицемерных словах князя при приглашении новгородских мужей с целью их убийства». Однако, по резонному предположению учёного, «из рассказа о совершенном Ярославом вытекало понятное читателям без лишних пояснений оправдание: князь мстил тем, кто совершил вероломное убийство варяжских дружинников, - людей, доверившихся ему, находившихся под его правовой защитой. Убийство же новгородцами варя-гов оправдывалось местью за чинившиеся ими бесчинства» . Именно для разрешения или же смягчения конфликта не столько между людьми или со-циальными группами, сколько между традициями, - по крайней мере, если судить с точки зрения человека того времени, - и было создано, в первую очередь, писаное право, по сути своих норм выходившее за рамки неписаных мононорм. Подобное имеет не только явные и несомненные отличия, но и параллели с ситуацией в «варварских» королевствах Западной Европы во времена раннего Средневековья. Так, по словам А.Я. Гуревича, «в крайней суровости и разорительности штрафов и возмещений, характерных для всех записей народного права, по-видимому, можно усмотреть тенденцию подавить своеволие, от кого бы оно ни исходило, восстановить нарушенное равновесие между обществом и личностью, заявляющей о себе преступлениями и неуважением старинного права». Подобное следует оценивать, конечно, как стихийную тенденцию , а не сознательное дело.

Создание же единого для всей страны - огромной и полиэтничной - судебника – Русской Правды – при всей ограниченности затрагиваемых в ней в началеXI в. вопросов поразительно, если посмотреть на неё не со стороны современного юриста, а с точки зрения человека того времени. Так, первое общенорвежское законодательство было составлено конунгом Магнусом Хаконарсоном только в 1270-е гг., хотя этнически Норвегия была относительно однородна, а по территории и населению вообще совершенно несопоставима с Древней Русью. Что же касается Швеции, то здесь первый из областных судебников (Старший Вестгёталанд) был записан лишь в 1220-х гг., а первое общешведское законодательство, впрочем, не до конца вытеснившее местные судебники (!), было создано лишь около 1347 г. конунгом Магнусом Эрикссоном . Иными словами, нам необходимо объяснить не те черты княжеского управления и судопроизводства, которые кажутся нам архаичными (вспомним, к примеру, что и гораздо позже свод (извод) на Руси не идёт в чужую землю, о чём нам сообщает ст. 39 Пространной Правды (ПП) ), а, напротив, успехи государственно-правового строительства уже к XI в.

Рассматривая историю восточных славян в VI-X вв., следует удивляться не тому, почему киевские правители не смогли к концу вышеуказанного периода достичь прочных успехов. Скорее, напротив, определённого удивления достойны достижения восточных славян, балтов и финно-угров в государственно-правовом строительстве, охватившем колоссальные территории, не сопоставимые ни с одной из европейских стран, исключая Византию. Подчеркнём, что сравнение Руси со странами Скандинавии и Славянского Мира эпохи раннего Средневековья порой некорректны: каждая из них может быть сопоставлена с какой-либо одной землёй древнерусского государства, но не со всей Русью.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    "Сбивают сразу 36 ракет". В России нашлось противоядие от ATACMS

    МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Российская армия способна уничтожать американские оперативно-тактические ракеты ATACMS. Аналитический центр по вопросам воздушно-космической обороны (АЦ ВКО...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      85
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      53
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      653
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      94
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      520
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      82
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      144
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      78
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      86
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      86
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      61
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      670
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      119
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      221
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      66
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      433
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      270
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      112
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика