• РЕГИСТРАЦИЯ

БЕЛАЯ (РУССКАЯ) ИДЕЯ: ПРИНЦИПЫ И СМЫСЛЫ

2 168

Русская консервативная идея насчитывает уже третий век. Значимой её частью является, безусловно, идея Белая. Русское белое зарубежье дало нам целую плеяду замечательных консервативных мыслителей, сформулировавших руководящие идеи русской жизни. Руководящие – для нас.

«В императорской России понятие «монархизма» отождествлялось с понятием «Родины». Революция разорвала эти два исторически неразрывных понятия, и в настоящее время понятие о «монархизме» связано не с понятием о «Родине», а с принадлежностью к определенной политической партии.

Нужна длительная работа, чтобы в народном сознании оба эти понятия вновь слились воедино. Пока этот неизбежный процесс завершится, причем вне всякого со стороны насильственного воздействия, пока оба эти понятия не станут вновь однородными, пока понятие «монархизма» не выйдет из узких рамок политической партии, армия будет жить только идеей Родины, считая, что ее восстановление является реальной первоочередной задачей».

Это отрывок из письма Петра Николаевича Врангеля Петру Николаевичу Краснову. Врангель был не только блестящим военачальником и государственным деятелем, но и идеологом, мыслителем. По существу, именно он первым из белых вождей сформулировал Белую идею как таковую. «Белая борьба – это честное возмущение русского человека против наглого насилия над всем для него святым: Верой, Родиной, вековыми устоями государства, семьи. Белая борьба – это доказательство, что для сотен тысяч русских людей честь дороже жизни, смерть лучше рабства. Белая борьба – это обретение цели жизни для тех, кто, потеряв Родину, семью, достояние, не утратил веры в Россию. Белая борьба – это воспитание десятков тысяч юношей – сынов будущей России – в сознании долга перед Родиной». Барон Врангель говорил о необходимости кропотливого проникновения в психологию масс с чистыми национальными лозунгами «при сознательном отрешении от узко партийных, а тем более классовых доктрин и искренности в намерениях построить государство так, чтобы построение удовлетворяло народным чаяниям». Проникновение в психологию масс – это, по сути, есть то самое русское просвещение, которое столь необходимо сегодня нашему народу.

Когда мы говорим о катастрофе 17-го года, мы понимаем, что первопричина её заключена не во внешних аспектах, как бы важны они не были, а в духовном растлении, которое поразило русское общество. Великий русский поэт в 19 веке написал «не плоть, а дух растлились в наши дни». Наши противники всегда знали и знают, что, чтобы сокрушить Россию, русских, нужно перво-наперво растлить души и умы. И, к сожалению, им это очень хорошо удавалось. Да и теперь удаётся. Понимая это, очевидным представляется, что для того, чтобы восстановить Россию, которую мы потеряли, нужно перво-наперво восстановить дух. Душу народную. Обратить её к тем истокам, которые так старательно затоптали. «Нам нужно возрождение духа, остальное приложится!» - утверждал пришедший к консервативным убеждениям от юношеского увлечения социализмом соратник барона Врангеля, философ Пётр Бернгардович Струве.

В предреволюционные годы в России наблюдался упадок веры, охлаждение религиозного чувства. Даже в Императорской армии, в офицерской среде глубокая религиозность, набожность, церковность были не столь уж частым явлением. Об этом писал, в частности, генерал Краснов в своём романе «Единая и Неделимая»:

«Вспомнил Морозов, как пришли новобранцы и в полку служили молебен. Жаром пылали свечи перед иконами. Шли к ним люди, еще в своей деревенской, вольной одёже. Лица масляные, волосы по-мужицки в скобку стрижены. Громыхались на колени, стояли долго, лбом в пол били, крестились, волосами мотали. Боялись службы военной. У Бога заступы просили, как учили их отцы и матери. Матушке Царице Небесной Скоропослушнице, Заступнице молились. Николая Угодника просили, Серафима Саровского, да Ивана Воина! Они верили. Они алкали Бога и Церкви. Почему же теперь их надо чуть не силой загонять в церковь? Кто виноват? "Образованные очень стали!" – встали в его голове слова вахмистра. И в них он почувствовал почему-то упрек себе».

Именно поэтому весьма набожный, соблюдавший все посты и прочие церковные установления генерал Дитерихс воспринимался даже в своей среде, как какой-то фанатик и странный человек. Между тем, Михаил Константинович был крупным мыслителем, и его «Завещание» замечательно актуально и в наши дни. Будучи убеждённым монархистом, Дитерихс, однако, не считал должным строить иллюзии и чётко указывал болевые точки современного ему монархического движения.

«Еще Достоевский говорил: "были бы братья, а братства, (то есть объединения), явятся сами собой". Вот видите, у нас до сих пор в белых движениях, братьев-то и не было, то есть таких людей, (конечно, в широком масштабе), которые объединялись бы во имя однородных, глубоких идей чистого порядка и проникнутых Святым Духом от начала и до конца. Нет нужных братьев и в современных монархических организациях и различных объединениях. И это особенно ясно в текущем движении по фиктивному объединению. Ведь ищут объединения не во имя создания однородных идей, не вокруг однородных монархических принципов, а опять-таки вокруг личностей, деятелей, не стремясь устранить основные причины, обусловившие нелепое существование огромного количества разноименных монархических организаций.

В чем же дело? Да в том, что все те, кто называет себя ныне монархистами, причисляют себя к таковым не по исповеданию принципов, понятий и религии монархизма, как идеологически мощного, объединяющего массу, общественность, государство – начал, а лишь по форме, по внешним осязаемым материальным проявлением его. При этом форма и внешность обращаются ими в сущность, исчерпывая всю содержимость их монархического чемодана. Отсюда понятие ими идеи возрождения в России монархизма является для них только в формально-аксессуарном восстановлении трона, возведении на него того или другого из Романовичей, занятие при троне определенного придворного или административного положения и приведение всех прочих граждан России к "поднози трона" путем тех же чекистских мероприятий, изменив лишь название органов: охранка, жандармерия, гвардия и так далее. Вот, мне кажется, весь запас их идеологии и все их мировоззрение на монархизм вообще и в частности – на современные задачи монархического объединения и движения. Такой идеологией предполагается победить мировое большевицкое движение и дать России мир и благоденствие, а себе…

После осатаневшего всем чесночного духа, конечно, русского человека можно увлечь любым другим. Поэтому в ходе нашей смуты от современного монархического движения я предвижу, быть может, в недалеком будущем, появление Шуйских, Самозванцев, Петров, Тушинских воров, но не национальной работы. Как таковое, оно столь же вредно, как и работа большевиков, но, по-видимому, это движение неизбежно.

Что антихристово царство падет, я в этом ни минуты не сомневаюсь. Что оно, может быть, уже падает и наши монархические организации совершат свое торжественное шествие к Москве и достигнут кремлевского трона – я допускаю. Но это не то. Это не воссоздаст истинной России Христа с ее религиозной идеологией и ее предопределением от Бога. Не вижу и не чувствую я всем моим существом, сердцем, душой и пониманием в массе ныне шумящих монархических организаций, не только идеалов любви по заветам Христа, но даже простой человеческой любви по долгу друг к другу, как к братьям по несчастью и судьбе.

Вражды же много, внутренней, да и внешней. И страшно, страшно в преддверии новых испытаний и страданий русского народа».

Генерал Дитерихс считал, что Россия может быть возрождена только, когда во главу угла будет поставлена не та или иная личность владыки земного, но единственно – владыки небесного. Когда бесконечные раздоры партий сменятся единением во Христе, когда мы поймём, что возрождать мы должны не Россию, выражаясь образно, павлову или аполлосову, но единственно – Россию Христа.

Михаил Константинович указывал на отсутствие у Белого Движения внятной позитивной идеи, как на одну из причин поражения оного. Т.е. белые правительства очень долго не могли сформулировать то, что в 20-м году первым попытался сформулировать Врангель в своём знаменитом воззвании: «Слушайте, русские люди, за что мы боремся».

Белая идея, как таковая, выросла уже в эмиграции. И, конечно, главным провозвестником и жрецом её был величайший русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Как бы отвечая на слова Дитерихса о том, что Белая Борьба основана была на отрицании, он писал:

«Белое Дело отнюдь не исчерпывается отрицанием; собрав свои силы в Гражданской войне, оно отнюдь не питается Гражданскою войною, не зовет к ней во что бы то ни стало и не угасает вместе с нею; пробужденное революцией, оно отнюдь не сводится к «контр-революции»; борясь против гибельной химеры коммунизма, оно отнюдь не выдыхается вместе с этой химерой; восставая против интернационала и его предательства, оно имеет свой положительный идеал Родины. Поэтому, неправы все те, кто думает или говорит, что Белое Дело есть то же самое, что «вооруженная контрреволюция».

По глубокому смыслу своему Белая Идея, выношенная и созревшая в духе Русского Православия, есть Идея религиозная. Но именно поэтому она доступна всем Русским - и Православному, и протестанту, и магометанину, и внеисповедному мыслителю. Это есть Идея борьбы за дело Божие на земле; идея борьбы с сатанинским началом, в его личной и в его общественной форме; борьбы, в которой человек, мужаясь, ищет опоры в своем религиозном опыте. Именно такова наша Белая Борьба. Ее девиз: Господь зовет, сатаны убоюсь ли?

Поэтому, если Белые берутся за оружие, то не ради личного и частного дела и не во имя свое: они обороняют дело духа на земле и считают себя в этом правыми перед лицом Божиим. Отсюда религиозный смысл их борьбы: она направлена против сатанинского начала и несет ему меч; но внутренно она обращается к Богу и возносит к Нему молитву. Господь не влагает нам в руки меч; мы берем его сами. Но берем его не ради себя и сами готовы погибнуть от взятого меча. И из глубины этой духовной трагедии мы обращаем к Нему наш взор и нашу волю. И в жизни наша борьба и наша молитва являются единым делом. Девиз его: моя молитва, как мой меч; мой меч, как молитва.

Это означает, что Белая Идея есть идея волевая. Пассивный мечтатель, колеблющийся, сентиментальный, робкий - не шли и не пойдут в Белые ряды. Белый - человек решения и поступка, человек терпения, усилия и свершения. Жизнь есть для него действие, а не состояние; акт, а не стечение обстоятельств. Ему свойственно двигаться по линии наибольшего, а не наименьшего сопротивления. Ему свойственно не созерцать свою цель и не мечтать о ней, а пробиваться к ней и осуществлять ее. Поэтому его девиз: умей желать, умей дерзать, умей терпеть. И еще: в борьбе закаляюсь, в лишениях крепну.

Наше достоинство в том, что мы блюдем в себе нашу святыню. Она наш духовный Кремль; в служении ей слагается наша жизнь; к ней мы обращаемся в трудные минуты нашей жизни; она дает нам уверенность и силу. Она дает нам способность быть, а не казаться; и этому девизу мы должны быть верны до конца. Святыня Веры и Родины - вот наше достоинство и честь. И тот, кто имеет ее, тот блюдет себя и свое уважение к себе, тот сохраняет свое благородство во всех жизненных положениях: и в изгнании, и в черной работе, и в нищете, и в опасности. Ему дорога его честь, а не почести; таков его девиз и искушения честолюбия не уведут его на кривые пути.

Россия для нас не просто «территория», и не просто «люди», и не только «быт», «уклад» и «мощь». Но это прежде всего, Национальный сосуд Духа Божия; это наш родной алтарь, и храм; и освященный им, кровный, дедовский очаг. И поэтому «Родина» есть для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная религиозная святыня. Борясь за Родину, мы боремся за совершенство, и силу, и свободу Русского Духа; а для его расцвета нам нужна территория, и быт, и государственная мощь. И потому - не бытовой, а религиозный смысл имел для нас всегда наш кличущий девиз: все за Родину, все за Родину.

Да, Белое Дело состоит в том, чтобы бороться за Родину, жертвуя, но не посягая; утверждая народное спасение и народное достояние, но не домогаясь прибытка для себя; строя Национальную власть, но не подкапываясь под нее; служа живой справедливости, но не противоестественному равенству людей. И мы знаем, что на этих основах будет строиться грядущая, новая Россия. Русский в Русском опять научается видеть брата по крови и духу, а в России единую и общую мать. Близится тот час, когда все поймут, что у Родины нет и не может быть пасынков; что у нее не должно быть обездоленных, безправных, беззащитных и угнетенных; что Русским становится всякий, кто огнем своей любви и воли говорит «Я - Русский!» И когда придет этот час, тогда все почувствуют и поймут, что в единстве Русского лона - все остальные деления второстепенны и несущественны; что все «классы» и все «партии» - для России, что Россия существует не для классов и не для партий. И тогда победят наши девизы: первый - сыны и братья; второй - один за всех, все за одного.

Мы верим, что править Россиею и вести ее должны ее лучшие сыны. Отсюда наш девиз: дорогу честности и таланту; и еще: нами правит лучший. Будет ли это Русский Государь? Доживем ли мы до этого счастья, чтобы Его благая и сильная воля всех примирила и объединила, всем дала справедливость, законность и благоденствие?.. Будет, но не ранее, чем Русский Народ возродит в себе свое древнее умение иметь Царя…»

Таким образом, как и Дитерихс, Ильин утверждал первоосновой Белой Идеи идею религиозную. Некогда Иван Александрович назвал генерала Врангеля, к коему был близок, человеком с ясновидящей интуицией. Подобной же интуицией обладал он сам. Обладая громадной работоспособностью, он почти никогда не ошибался в оценках текущих явлений, людей, перспектив. И исполнение ряда его прогнозов мы, к нашему несчастью, наблюдали уже в наши дни. Ответы на многие вопросы, которые сегодня возникают у нас, мы легко можем найти в книгах Ильина. И ответы эти будут исчерпывающе точными.

Правда, находятся критики и у Ивана Александровича. К недостатку его трудов они относят то, что Ильин главным образом обращается к понятиям духовным, идеологическим и, декларируя предметность, сам, однако, не даёт каких-то предметных рецептов обустройства России, наших действий. Кроме опять-таки моральных оснований.

Это, пожалуй, свойство большинства трудов наших белых мыслителей. Они главным образом не про устроение земной жизни, но про восстановление духа. К таковым, разумеется, относится и наследие столпов Русской Зарубежной Церкви. Они также не писали о том, как практически возрождать поруганное Отечество, полагая, что возрождение это невозможно, пока не будет, по слову митрополита Виталия (Устинова), исцелено русское сердце, пока народ русский не возвратиться на свой исторический путь. Какой это путь? Какова его цель? Архимандрит Константин Зайцев отвечает следующее:

«Наше национальное миссионерство должно быть не рекламным, выставочным, а показом жизнью, пропитанной православной церковностью. Наша жизнь - бытовое исповедничество, которым мы держимся, и вне которого нельзя себе даже представить подвиг православной русскости. А за ним стоит целостное мiровоззрение: "внешнее" являет "внутреннее" в его ни с чем несравнимой убедительности.

Апостасия основное свое выражение имеет в экуменичности, т. е. в единении всех по признаку отрицания абсолютной истинности, в атмосфере лжи. Экуменическое единение имеет своим центром будущего антихриста. Экуменизм отрицает принцип абсолютности веры. Наше единение должно происходить по признаку отталкивания от всех проявлений Апостасии по принципиальному противопоставлению всей ее стихии.

Исповедничество - наша миссия, наше задание, наше послушание. Общее правило таково: или мы будем продолжать свое исповедничество во весь голос открыто, или будем вынуждены уйти в подполье. Третьего не дано. Только тогда мы можем претендовать быть последними православно-русскими и уповать на всесильную помощь Божию. Всякая двусмысленность, всякое соглашательство с апостасийной стихией лишает нас этой помощи. Подвиг православной русскости, который до недавнего времени был подвигом и православно-патриотическим и церковно-государственным, включавшим в себя подвиг стояния в церковной истине, для нас теперь превращается в особый подвиг верности Богу и Его Церкви. Здесь нет "политики", а есть наша верность Богу в качестве русских людей, являющихся чадами Русской Церкви. Только тех, кто подвизается исповедничеством Его правды, Господь покрывает Своей силой.»

Таковы вкратце основные принципы и смыслы Белой (Русской) Идеи. Подвиг православной русскости, дерзание и воля, отрешение от узких партийных интересов во имя служения Родине, понимание России, как России Христа, блюдение своих святынь и возрождение духа, кропотливое проникновение в психологию масс, не созерцание, а действие, не уныние, а вера и борьба. Вот, что такое Белая Идея. Идея Мужества и Действия, Веры и Верности, Долга и Чести.

Елена Семёнова

Русская Стратегия

    Удивительный человек, этот Тимур Иванов! Своим арестом устроил праздник стольким людям...

    «...Удивительный он ещё и тем, что никто из его знакомых ничего хорошего про него в кулуарных разговорах мне не говорил. Никто и ничего. Ни один человек! На фронте радуются, как будто крупный населённ...

    Чем и как Россия может помочь Гагаузии

    Политолог и публицист Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», прокомментировал обращение властей Гагаузии к Москве в поисках защиты от Кишинева, а также р...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елена Семёнова 3 августа 2022 г. 22:09

      О Русской Победе. Размышления в годовщину начала Второй Отечественной войны

      Минула очередная годовщина начала Первой мировой войны. Войны забытой, войны оклеветанной, войны, в которой украдена была у нас та Русская победа, какая с той поры никак уже не дается нам. Словно приговорены мы февральским бесивом и брест-литовским позорищем к тому, чтобы раз за разом исполнялось похоронно горькое:…даже подвиги светлые – это только ступ...
      174
      Елена Семёнова 3 августа 2022 г. 22:07

      Казак и богомаз-левша. К 265-летию В.Л. Боровиковского

      Казак, иконописец, один из родоначальников русской портретной живописи, благотворитель… Владимир Лукич Боровиковский был истинным русским самородком. Он родился 4 августа 1757 года в Миргороде в семье казачьего старшины Луки Ивановича Боровика. Лука Иванович был «важным живописцем» в родном краю. «Малевали» и братья его, и сыновья. Артель Боровиков труд...
      150
      Елена Семёнова 29 июля 2022 г. 04:52

      "Флаг Петропавловского порта будет свидетелем подвигов чести и русской доблести!" К 240-летию адмирала Завойко

      «Быть тебе моряком!» - таков был приговор отставного штабс-лекаря Николаевского морского госпиталя Степана Осиповича Завойко, когда после двух дней безуспешных розысков и материнского плача по «сгинувшему» отпрыску добрые люди привезли последнего домой живым и здоровым: маленький искатель приключений уплыл по Днепру в рыбацкой лодке.Дело происходило в с...
      218
      Елена Семёнова 29 июля 2022 г. 04:50

      Злоба дня. Елена Семенова. О хлебе и бриллиантах

      Для начала несколько новостей.- Сбербанк открыл в Дербенте самый большой в России «интерактивный» фонтан, расположенный на площади 4715 кв. метров. Фонтан в Дербенте стал 23-м (двадцать третьим) в линейке интерактивных фонтанов, которые банк по воле Грефа построил в Петергофе, Саратове, Ярославле, Калининграде, Воронеже, Владимире, Рязани, Перми, Новоси...
      281
      Елена Семёнова 29 июля 2022 г. 04:47

      Русская защита. В ПОДДЕРЖКУ АЛЕКСЕЯ СЕЛИВАНОВА

      Прошла неделя после появления на личной странице Алексея Селиванова в телеграме его обращения, в котором он опроверг свой арест и заверил обеспокоенных друзей, что был болен и уже идет на поправку. Поскольку это заявление было единственный официальной информацией из первых уст, «Русская Стратегия», постоянным автором которой является Алексей Сергеевич, ...
      284
      Елена Семёнова 22 июля 2022 г. 10:24

      «И в страхе бродит племя Каина по русской авельской земле». Владимир Смоленский

      Солдат ребенка хлещет по лицу,А у ребенка щечка золотая.Забудь, забудь... Но как забудешь тыУвиденное этими глазами, —Небесный луч, срываясь с высотыЗемными преломляется слезами. Есть вещи, которые не дай Господь увидеть никому, которые не должно видеть человеческим глазам, а уж паче того – глазам ребёнка. К примеру, ужас братоубийственной войны, в кото...
      637
      Елена Семёнова 22 июля 2022 г. 10:19

      ПРЕМЬЕРА ПРОЕКТА! БОГ ВОЙНЫ. РАССКАЗЫ О ГЕНЕРАЛЕ МАРКОВЕ. 12. КОРЕНОВСКАЯ

      К станице Кореновской, что в семидесяти верстах от Екатеринодара, большевики стянули порядка 12 тысяч человек, два бронепоезда и многочисленную артиллерию. Численностью красные вчетверо превосходили Добровольцев, количеством оружия – в десять раз. На массированный огонь красных бронепоездов Армии было практически нечем отвечать – снаряды закончились.Ген...
      679
      Елена Семёнова 14 июля 2022 г. 08:16

      Хронограф. "Мы всего лишь часовые". Памяти П.С. Нахимова

      Осенью 1853 года эскадра адмирала Нахимова ушла искать в по-осеннему бурном море турецкий флот. Уже при первых залпах войны почувствовал угрозу Наместник Кавказа князь Воронцов. Еще не сломленным окончательно шамилевским бандам довольно было оказать достаточную помощь, и весь этот край мог отпасть от России – в руки давно рвущимся в эти края «помощникам...
      166
      Елена Семёнова 14 июля 2022 г. 08:14

      «Квест на выживание» и надменный нейтралитет

      - В этом конфликте, где оба режима антирусских, я избираю нейтралитет, - заявляет мне мой добрый приятель с видом драматическо-усталой мудрости. Дескать, он не позволит себя втравить в «нехорошее», сделать себя жертвой пропаганды, он выше этого, он над схваткой. И нервы зазря он тоже портить не будет – глянет поверх, речет надменно, что, вот, мол, народ...
      277
      Елена Семёнова 6 июля 2022 г. 06:36

      Хронограф. "Но нет! Еще жива Россия!" К 45-летию памяти поэта-воина князя Василия Сумбатова

      В 1947 году итальянцы экранизировали пушкинскую «Капитанскую дочку». Трактовка была весьма вольной, и сам фильм не заслуживает значимого внимания. Но, вот, в кадре появляется «кривой старичок», поручик Игнатьев, бросающий в лицо Пугачеву памятное: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!..» В роли поручика – русский князь, георгиевский кавалер, поэт Василий Сумб...
      253
      Елена Семёнова 6 июля 2022 г. 06:33

      Расчленители. В США представили очередную концепцию раздела России

      23 июня в США прошло довольно примечательное мероприятие, которое осталось малозамеченным в России, хотя напрямую касалось её судьбы. Комиссия правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) провела брифинг под названием «Деколонизация России», на котором было прямо заявлено о необходимости раздела России по «моральным и стратегически...
      337
      Елена Семёнова 2 июля 2022 г. 04:19

      БОГ ВОЙНЫ. РАССКАЗЫ О ГЕНЕРАЛЕ МАРКОВЕ. 11. ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ

      Село Лежанка простиралась в низине. Бескрайняя равнина на подступах к ней гребнем вздымалась вверх. Эту возвышенность от селенья отделяла небольшая, заболоченная речушка Средний Егорлык, перегороженная плотиной с дамбой, находившейся чуть западнее, возле кирпичного завода. Позади селения также наблюдалась возвышенность, поросшая деревьями и кустарником....
      212
      Елена Семёнова 2 июля 2022 г. 04:15

      Маковские. Певцы жизни, любви и красоты

      Это была необычайно талантливая семья. Пожалуй, единственный случай, чтобы в одной семье четверо детей как один посвятили себя живописи и достигли на оном поприще больших высот. Начало всему положил отец – Егор Иванович Маковский. Известный коллекционер и большой ценитель живописи, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Св...
      231
      Елена Семёнова 2 июля 2022 г. 04:12

      В защиту армии

      1918-1919 годы… Плохо вооруженная и обмундированная армия, весьма малая числом, изо всех сил пытается противостоять полонившей Россию красной нечисти. Гибнут изо дня в день в сражениях доблестные офицеры, гибнут мальчишки-юнкера. А позади истекающей кровью армии – тыл. Огромный тыл, в котором расположилось множество молодых, здоровых мужчин, и в том чис...
      228
      Елена Семёнова 17 июня 2022 г. 22:43

      Е.В. Семёнова. РОССИЯ И АНГЛИЯ: ХРОНИКА ТРЕХВЕКОВОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ. 10. АНТАНТА ПРОТИВ БЕЛОЙ АРМИИ

      Само собой, в планы «союзников» отнюдь не входило торжество красного Ваала. Цель была – ослабить слишком усилившегося соперника, взять его под контроль и, понятно дело, хорошенько поживиться его богатствами. Точно также «февралисты» никак не грезили о красном терроре и прочем кошмаре. Им виделся «демократический» переворот, удовлетворение личных амбиций...
      326
      Елена Семёнова 17 июня 2022 г. 22:37

      БОГ ВОЙНЫ. РАССКАЗЫ О ГЕНЕРАЛЕ МАРКОВЕ. 10. ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ

      В станице Ольгинской собралось 3000 штыков – юнкеров, кадетов, гимназистов и кадровых офицеров. Да ещё обоз с тыловыми, с членами семейств – со всеми, кого нельзя было оставить в Ростове на верную смерть. Прежде чем отправляться в поход проводили смотр наличных сил, строили кое-как сколоченные части… Выстроился и образцовый Офицерский полк. Полк, в кото...
      205
      Елена Семёнова 17 июня 2022 г. 22:35

      Потомству в пример. К 225-летию капитана Казарского

      «Казарскому. Потомству в пример». Эта надпись на каменной пирамиде не всегда говорит что-либо гостям Севастополя. Какому ещё «казарскому потомству» и что именно в пример? Да и сам памятник кажется далекому от знания классицизма человеку непонятным. Откуда знать ему, что венчающая пирамиду деталь – это античная трирема. Что помещенные на подиуме изображе...
      254
      Елена Семёнова 10 июня 2022 г. 23:32

      Княжна Милосердия. К 125-летию Цесаревны Татьяны Николаевны

      «Сегодня я перевязывала в лазарете этого несчастного солдата с отрезанным языком и ушами. Он молодой и очень хорошее лицо, Оренбургской губернии говорить он совсем не может и потому он написал, как всё это с ним случилось. И Мама просила это Тебе послать. Мама ему сказала, что пошлёт его записку к Тебе, он был очень доволен. Княжна Гедройц надеется, что...
      283
      Елена Семёнова 10 июня 2022 г. 23:30

      «Лучше ли мы обыкновенных сатанистов?»

      В последнее время все чаще приводится слышать вопрос: если мы восстанавливаем советскую топонимику и символы, если по обе стороны фронта воры и русофобы, если среди наших военных тоже случаются противоправные деяния, если от наших обстрелов тоже гибнут мирные люди, то… чем мы лучше? Отрицать болевые точки, вызывающий подобный вопрос, глупо. Становиться ...
      252
      Елена Семёнова 4 июня 2022 г. 05:25

      Премьера! Прилагаюсь к Русскому народу. К 195-летию К.П. Победоносцева

      Документальный фильм Русского просветительского общества им. Императора Александра IIIНад фильмом работали: Елена Семенова, Виктор Правдюк, Виталий Даренский, Александр ЧереминПоддержать съёмки новых фильмов можно любой посильной лептойКарта ВТБ: 4893 4704 9797 7733Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689 (Елена Владимировна С.)Яндекс-деньги: 41001639043436...
      212
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика