Остап Вишня.

6 1367


"ВЕЛИКОМУЧЕНИК" ОСТАП ВИШНЯ.

Будучи во Львове, я узнал, что украинско-немецкие националистические газеты подняли шумиху вокруг того, что якобы меня, Остапа Вишню, замучили большевики. Так вот слушайте, как это было на самом деле.

Очень сильно они его мучили. И особенно один: сам черный, глаза белесые, и в руках у него кинжал, из чистейшего закаленного национального вопроса выкованный. Острый-преострый кинжал. «Ну, — думает Остап, — пропал!» Поглядел на него тот черный и спрашивает:

— Звать тебя как?

— Остап, — говорит.

— Украинец?

— Украинец, — говорит.

Как ударит он рукояткой в святая святых его национального «я» — Остап только вякнул. И душа его чирик-чирик и хотела вылететь, а тот черный его душу за душу, придавил и давай допрашивать.

— Признавайся, — говорит, — что хотел на всю Великороссию синие штаны надеть.

— Признаюсь, — говорит Остап.

— Признавайся, — говорит черный, — что всем говорил, что Пушкин — не Пушкин, а Тарас Шевченко.

— Говорил, — отвечает.

— Кто написал «Я помню чудное мгновенье»?

— Шевченко, — говорит Остап.

— А «Садок вишневый коло хаты»?

— Шевченко, — говорит Остап.

— А «Евгений Онегин»?

— Шевченко, — говорит.

— А-а-а! А что Пушкин написал? Говори!

— Не было, — говорит, — никакого Пушкина. И не будет. Один раз, — говорит, — что-то такое будто поя­вилось, а когда присмотрелись — женщина оказалась. «Капитанская дочка» называется.

— А Лев Толстой? А Достоевский?

— Что ж, — говорит Остап, — Лев Толстой! Списал «Войну и мир» у нашего Руданского. А Достоевский — подумаешь, писатель! Сделал «Преступление», а «На­казание» сам суд придумал.

— А вообще, — спрашивает черный, — Россию при­знаешь?

— В этнографических, — говорит, — границах.

— В каких?

— От улицы Горького до Покровки. А Маросейка — это уже Украина.

— И истории не признаешь?

— Какая, — говорит, — там история, если Екатерина Великая — это же переодетый кошевой войска Запо­рожского низового Иван Бровко.

— А кого же ты, — кричит, — признаешь?

— Признаю, — говорит, — «самостийную» Украину. Чтобы гетман, — говорит, — был в широких штанах и в полуботковской сорочке. И чтобы все министры были только на «ра». Петлюра, Бандера, Немчура. Двоих только министров, — говорит, — еще могу допустить, одного на «ик», а другого на «юк»: Мельник и Индюк.

— Расстрелять! — кричит. — Расстрелять, как такого уже националиста, что и Петлюру перепетлюрил и Бандеру перебандерил.

Ну и расстреляли.

Такого писателя замордовали! Как он писал! Бож-ж-же ж наш, как он писал! Разве он, думаете, так пи­сал, как другие пишут? Думаете, он писал обыкновен­ным пером и чернилами? И на обыкновенной бумаге? Да где это вы видели? Он берет, бывало, шампур — заостренную палочку для галушек, — в черную сметану обмакнет и на тонюсеньких-претонюсеньких пшеничных кор­жах пишет. Пишет, лепешкой промокает и все время напевает: «Дам лиха закаблукам, закаблукам лиха дам». А в случае не очень уж смешно выходит, тогда как гаркнет на жену: «Жинка! Щекочи меня, чтоб смеш­нее выходило!»

И такого писателя расстреляли!

Попервоначалу ему было очень скучно.

Пока был жив, забежит, бывало, к Рыльскому или к Сосюре, опорожнят одну-другую поэму, ассонансом за­кусывая. Или они к нему заскочат, жена, смотришь, какую-никакую юмореску на сале или там на масле поджа­рит — жизнь шла!

А расстрелянный — куда пойдешь?

Одна дорога — на небо!

А там уж куда решат: в рай или в ад.

Первые сорок дней душа поблизости моталась. А когда она уже собралась в "обитель горнюю", — увязал­ся и он за нею.

В небесном отделе кадров заполнил анкету.

Зав посмотрел.

— Великомученик?

— Сильный, — говорит, — великомученик.

— За Украину?

— За нее, — говорит, — за матинку.

— В рай!

Перед раем, как водится, санобработка. Ну, там постригли, побрили.

— Не брейте, — просит Остап, — ус запорожский, а то потом, — говорит, — трудно будет национальность оп­ределить, поелику (вспомнил-таки, хвала Богу!), поелику, — говорит, — оселедец сам вылез...

— Так в какой же вас, — спрашивает завраспред, — рай? Общий? Или, может, в отдельный предпочитаете?

— А разве у вас теперь, — спрашивает, — не один рай?

— Нет. Прежде был один, общий для всех, а нын­че разные рай пошли.

— Слава тебе, Господи!-говорит Остап. — Наконец-то! А я, — говорит, — боялся, что придется в одном раю с россиянами быть. Мне, — говорит, — в наш рай. Само­стийный. Автокефальный.

— Пожалуйста! — говорит завраспред.

Приводят Остапа в самостийный рай. Взглянул — и сердце забилось-затрепетало. Сплошной вишенник и весь в цвету. Любисток. Рута-мята. Крещатый барвинок. Васильки. Чебрец. Евшан-зелье. Течет речка-ручеек. Стоит явор над водою. Над яром дуб склонился. По ту сторону гора, по эту другая. Камыши. Осока.

И в том раю на вишневой веточке соловушка щебетал.

— Кто — Курский? — спрашивает Остап.

— Курский?

— Соловей, — спрашивает, — курский?

Райская гурия в кубовой плахте сразу же подбоченилась:

— Что вы, пане, трясця вашей матери, с ума спятили, что ли? Какой-такой курский соловей? Чтобы в украинском раю да курский соловей... Да тысячу чертей в душу тому, кто только подумать так может!.. Да повылазили б у него глаза, кто это увидеть может! Да триста ему на пуп болячек-пампушек! Да...

Подбегает вторая, в китайчатой паневе, красным поясом перехваченной.

— Ой, лышенько мое, не умею так лаяться, как моя кумася...

— Наш рай, — сразу же убедился Остап.

— Да ты знаешь, бешиха /прим. рожа, воспаление / тебе в живот, что мы, как только отавтокефалились, всех курских соловьев из­ничтожили. Да ты знаешь, что в нашем раю имеет право петь только тот соловей, который вылупился не далее пяти верст от Белгорода? А ты — курский! Да сто...

— Так это я, — Остап говорит, — не с национальной, а с орнитологической стороны...

— То-то оно и есть!

Ходит Остап по раю, осматривается.

— Ну до чего ж рай! Просто тебе рай, и баста!

Все в украинских нарядах, играют на бандурах, лирах, на сопилках, в бубны бьют.

Танцуют гопак и метелицу.

Гурии живут в кладовушках; чуток какую полюбил, так и в кладовушку.

Едят галушки, вареники, сало, колбасы, капусту, лапшу, путрю из ячменя сладкого.

Пьют оковитую, варенуху и мед...

Ездят только на волах. На конях — только всадники-казаки.

Панов простолюдины в ручку чмокают. Паны простой люд канчуком вытягивают.

Национальность — только украинцы да украинизированные немцы.

— И как же это вы так, — спрашивает Вишня, — устроились? Кто вам помог?

— А это, — говорят, — друзья наши, гестаповцы. Потому как это наш рай, самостийный и ни от кого не зависимый...

— А кто ж директором у вас?

— Вакансия. Ждем нашего дорогого потомка старинного казацкого рода Гитлеренко.

— А-а, ну тогда и я здесь останусь, — говорит Остап. — Всю жизнь мечтал панам руки целовать. На земле не довелось, хоть в раю натешусь.

И живет теперь Остап Вишня в раю, в карты играет и дикую редьку-свербигу ест.

Вот самая что ни на есть правдивейшая правда о подлинном Остапе Вишне.

А что ж это за Остап Вишня, который и теперь в большевистских газетах пишет?

— Ну, ясно, это большевистская фальшивка.

По паспорту настоящая фамилия теперешнего Остапа Вишни «Павел (через ять) Михайлович Губенков». Из Рязанской области, хотя некоторые утверждают, что он в действительности из Вильнюса и что мать его — польский ксендз, а отец — знаменитый еврейский цадик. Последние сведения не проверены. Внешне он выглядит так: рыжая бородка клинышком, весь в лаптях, три раза в день ест тюрю и беспрестанно бренчит на балалайке, припевая «Во саду ли, в огороде».

Как напишет что-нибудь в газету, сразу бежит к Днепру и пьет из Днепра воду: Днепр хочет выпить.

Вот кто такой нынешний Остап Вишня.

...Выпьем... извиняйте... помолимся, господа, за упо­кой душеньки великомученика Остапа Вишни.

Да будет ему земля пером!

Самопишущим.

СТРАШНЫЙ СУД.

И заревели трубы архангельские… Разверзлись небеса… Треснула земля и раскололась… Раскрылись могилы… Повыскакивали косточки одна за другой, покрылись плотно мясом, связались… Подуло душами… Быстренько вскакивают души в тела соответствующие. Просыпается народ православный и рысцой бежит, по дороге застегиваясь… На суд страшный спешит люд божий, мужской и женский, стар и млад, бородатый и бритый, зело грешный и светло праведный и так себе средний, соглашатель, который одно воскресение — в автокефальную, а другое — в православную.

В сиянии золотом, на престоле высоком сидит грозный бог Саваоф. Одесную — Христос.

И смолкли трубы.

Встал грозный Саваоф:

— Все ли собрались? Домкомам проверить под личную ответственность!

— Все, господи!

— Судить буду вас по делам вашим. Слушай мою команду: "Которые овцы — направо, которые козы — нале-е-ев-о!"

Лавиной двинулись все в правую сторону.

Впереди всех вприпрыжку ударил, пожалуй, чуть ли не самый смиреннейший, пожалуй, чуть ли не самый святейший, по милости божьей, патриарх, раб божий Тихон, владыка и Великой, и Малой, и Красной, и Белой, и Прикарпатской…

Молнией сверкнули глаза Саваофа. Громом разорвался воздух:

— Верните Тихона!!!

В митре диамантовой, с крестом смарагдовым, в ризе, золотом вышитой, склонил голову свою перед судьей владыка и Большой, и Малой, и… и…

— Куда побежал, Тихон? Кто ты еси, Тихон?!

— Баран есмь я, господи! Овца кроткая…

— Козел еси ты, Тихон!

— Баран есмь я, господи!

— Козел еси ты, Тихон! Просили… Давал?! Умирали… Спасал?! Притесняли… Защищал?! Плакали… Утешал?!

— Да, господи… Давал, спасал, защищал, утешал… Деникину давал… Колчака спасал… Юденича защищал… Врангеля утешал… Потому "никто больше не имать… душу свою отдаст за друзи своя".

— А дети? А матери? Миллионы трупов? Тихон, забыл "легче верблюду…"?

— Не верблюд я, господи!

— Кто ты еси, Тихон?

И тихий, робкий голос из толпы:

— Позволь, господи, я скажу. Я смиренный раб, епископ Нафанаил, владыка харьковский и ахтырский. Я скажу, господи, только чтоб в газеты не попало. Никогда в газетах не выступал.

— Говори.

— С одной стороны, господи, так: помочь нужно… А с другой — великолепие твое, о господи…

— Не крути! Говори, что должны были делать?

— Господи…

Крикнул и умолк.

— Кто же вы есть?!!

…Тихой походкой подошел к престолу господнему Георгий Победоносец:

— Позвольте доложить…

— Ну?

— Я, как начветсанупр хлевов твоих, господи, обязан засвидетельствовать, что эти животные ни к одному из выше упомянутых типов не принадлежат. На основании долгих наблюдений выяснилось: поведением — лисы, характером — волки, телом — кабаны, плодовитостью — кролики, голосом — канарейки. Отец — Распутин, мать — ведьма с Лысой горы. Питаются рыбой. Сибирская язва не берет…

И отошел.

И долго, долго сидел Саваоф… И думал.

— Кто пасет?! Кто пасет?!

И встал всевышний. Махнул безнадежно рукой.

— Не могу… На землю… Пускай трибунал… Все по гробам!.. Суд потом… Назад!

1922

Перевод Е. Весенина.

Библиотека. 

Дополнительно:

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Бальмонт Константин Дмитриевич

Право читать

Марко Рубио станет архитектором цветных революций?

Функцию госсекретаря США после инаугурации 20 января будет выполнять сенатор от штата Флорида Марко Рубио. Этот 53-летний уроженец Майами и внук эмигранта с Кубы обладает бойцовским характером и амбиц...

Наследство для Трампа

Или: а причём здесь Украина и Россия? По материалам американских СМИ. Экономика находится на грани краха: рынок труда сокращается, в розничном секторе трудности, а инфляция ра...

Обсудить