Фамусов
Сказал, бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...
Грибоедов "Горе от ума".
В связи с тем, что последние годы стала очень популярна тема «золотого века» в лице Российской империи последних десятилетий её существования, когда все были если не веселы и счастливы, то, во всяком случае, довольны жизнью, хотелось бы сказать несколько слов о тех, кто это самое «довольство» обеспечивал. Т.е. о слугах.
Перепись населения России, проведенная в 1897 году, сообщает нам, сколько всего человек было занято в услужении в учреждениях и на дому. Всего к прислуге было отнесено 2 113 121 чел., из них: женщин – 1 336 322 человек, мужчин - 766 799. В частном услужении было занято 1 556 987 чел., из них женщин - 1 288 797 чел. Здесь следует сделать небольшую оговорку: данные показатели сильно занижены в силу того, что учитывались лишь те рабочие, для кого работа в услужении была основной. Огромная масса крестьян, занимавшаяся подобным трудом в качестве приработка, не учитывалась. Не брались в расчет и подрабатывающие студенты.
Разница в гендерном составе слуг сложилась неспроста. Дело в том, что слуги-мужчины стоили много дороже слуг-женщин, и позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый. Однако время диктовало свои условия, и мало-мальски обеспеченные люди свою жизнь без слуг уже не представляли. И там, где нельзя было взять качеством, они брали количеством.
Мужчины, в домашнем услужении, занимали, как правило, должности поваров (хорошим тоном считалось иметь повара-иностранца), кучеров или швейцаров. Женщины служили кухарками, кормилицами, няньками, горничными и чернорабочими «девками». Порой им помогали дети, работавшие за еду и крышу над головой.
Количество слуг сильно варьировалось. Бедные семьи держали в услужении не более трех-четырех человек, богатые могли позволить себе несколько десятков. Когда слуг не хватало, часть их обязанностей могла взять на себя хозяйка дома. Дети из обеспеченных семей имели свой штат прислужников.
Три человека – это тот минимум, который был необходим для нормального функционирования дворянской семьи. Рано утром кухарка должна была поставить самовар, затопить печь, подать завтрак. После этого, получив от хозяина или хозяйки распоряжения на вторую половину дня, кухарка, как правило, закупала продукты и готовила обед. Мытье посуды так же входило в ее обязанности.
Няня занималась детьми – гуляла с ними, играла, купала и одевала.
Тяжелее всего приходилось горничным, т.к. их обязанности редко когда были четко ограничены. Вот тот минимум, который они должны была выполнять: убирать комнаты, чистить одежду и обувь членам семьи, бегать в магазин, являться по первому зову, отворять и затворять двери, помогать одеваться и раздеваться хозяйке, накрывать на стол и убирать со стола после обеда. Рабочий день горничной редко когда заканчивался раньше трёх часов ночи.
До реформ 1861 года практически в каждой семье была еще одна категория слуг – те, кто уже по возрасту не мог прислуживать, но до сих пор оставался верен своим хозяевам. Такие, как правило, жили в отдельных домиках или комнатах, и либо развлекали, по мере сил, подрастающих барчуков, либо контролировали работу молодых коллег.
Отношения между хозяевами и слугами складывались по-разному. Рядовыми явлениями были как подарки «с хозяйского плеча», так и еженедельная порка с превентивными целями. Закономерность, как правило, была таковой: чем больше содержалось слуг, тем больше наблюдалось беспорядка. Свою долю хаоса вносили управляющие, на должности которых, как правило, брали иностранцев – они стремились и хозяевам угодить, и себя не обидеть.
Всё изменилось после реформ 1861 года. Отмена крепостного права не только ударила по достатку многих семей, но и способствовала созданию новых взаимоотношений между хозяевами и слугами, между работодателями и наемными рабочими. Прежде всего, под удар попали самые высокооплачиваемые категории прислуги – кучера, швейцары и повара. В тяжелом положении оказались и старики, которые, прослужив хозяевам всю свою жизнь, просто не знали, куда им теперь идти. Таковых либо отправляли к родне в деревню, либо определяли в богадельни. К оставшимся слугам стали предъявляться новые требования: прежде всего это были дешевизна и отсутствие специализации.
Изменилась и оплата труда прислуги. Если прежде она могла быть сплошь натуральной, то теперь прибавилась и денежная часть. К натуральной оплате относились кормежка, одежда и проживание – «угол».
Прислугу, как правило, было принято кормить, отдавая остатки хозяйского обеда. В иных случаях им выдавали небольшой паёк, и они должны были готовить себе сами. Настоящей находкой для хозяев считалось нанять прислугу «без стола». В этом случае кухарки и горничные кормились тем, что покупали себе сами, или тем, что им присылали родственники из деревни.
До отмены крепостного права домашняя прислуга жила в отдельном помещении, «людской». После такое проживание стало считаться роскошью. Теперь каждый, что называется, жил на своем рабочем месте: няня спала на кушетке в детской, кухарка – на лавке на кухне, рядом с плитой, а горничные – в прихожей, на полу или кушетке.
Размер денежной оплаты труда очень сильно варьировался. На него оказывали влияние, прежде всего, пол прислуги – мужчины получали больше женщин, место проживания семьи – в провинции платили меньше, чем в столице, и опыт работы – крестьянка, подрабатывающая в межсезонье, получала много меньше профессиональной няни или кухарки. Минимальная зарплата составляла пять рублей в месяц.
Впрочем, заработать деньги еще не означало их получить. Заработок, как правило, выплачивался двумя способами. В первом случае прислуга получала на руки лишь небольшую часть, «на проживание», остальное хранилось у хозяйки, и должно было выдаваться в случае увольнения или по первому требованию. Надо понимать, что это открывало перед хозяевами огромное поле для махинаций, вплоть до того, что не угодившая чем-либо служанка могла быть просто выброшена на улицу совершенно без денег. Чтобы подобного не случилось, слуги заводили расчетные книжки, где фиксировался весь порядок оплаты труда. Но это явление было мало распространено. Второй способ оплаты состоял в том, что расчет производился каждый месяц в строго оговорённый день. Такое положение вещей устраивало прислугу, т.к. защищало от произвола работодателя и позволяло положить деньги в банк под проценты, но не устраивало хозяев.
Желание хозяев сэкономить привело к тому, что нанимать начали одного слугу, но на все случаи жизни. Теперь условная кухарка должна была готовить, смотреть за детьми, чистить хозяевам одежду, ходить за продуктами на рынок, мести и мыть полы в доме и, если дело происходило в деревне, убирать скотный двор и ухаживать за животными. Подобный темп работ мало кто был способен долго выдержать. Как следствие – упала квалификация прислуги, отношения между работником и работодателем, и до того не самые лучшие, стали ухудшаться.
Усугубляло ситуацию и то, что многие деревенские жители, перебравшиеся на жильё в город, пусть даже временно, больше никогда не могли вернуться назад, в деревню, т.к. не имели больше земельных наделов. И если для мужчин всегда был открыть путь на заводы и фабрики, то женщинам приходилось много хуже. Выход, собственно, был один – идти торговать своим телом. Что многие и делали: согласно проведенной в 1889 году переписи среди официально зарегистрированных проституток, не менее 45% девушек начинали свою карьеру с домашней прислуги.
Однако не нужно думать, что «падение нравов» происходило в тот момент, когда хозяева выставляли свою прислугу за дверь без денег. Всё начиналось много раньше, с сексуальных посягательств хозяев-мужчин на прислугу. До отмены крепостного права рядовым явлением было присутствие в штате специальной «девки», как правило, из деревни, в обязанности которой входила, среди прочего, забота о моральном облике подрастающего поколения. А поскольку самым тяжким грехом среди молодежи в ту пору считался онанизм, данная прислуга должна была предоставлять барчукам свои услуги всякий раз, когда возникала такая потребность.
А вот когда служаки беременели, или вырастали, или надоедали своим хозяевам – тогда они и оказывались на улице. Дальнейшая их участь была незавидна: либо аборт с шансом выжить 50/50, а то и того меньше, уголовное преследование и публичный дом, либо рождение ребенка и нищета.
Осознавая своё незавидное положение, прислуга отвечала хозяевам «домашними войнами»: подворовывала деньги и продукты, саботировала распоряжения, исполняла приказы спустя рукава, а, порой, когда терпеть уже не оставалось сил, просто брала расчет. Не нужно думать, что для хозяев это проходило безболезненно, всегда существовал шанс, что если эта «дура и лентяйка» уйдет, её место займет такая, рядом с которой первая покажется образцом воспитания и трудолюбия.
Вот с таким клубком проблем и подошли к 20 веку хозяева и их слуги. Повторится ли эта история сейчас – зависит только от нас.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Приложение 1.
Никитенко А.В. Дневник. Том. 3.
"5 августа 1872 года, суббота.
Берите истину везде, где она есть, если только она есть. Домашняя жизнь отравляется каждый день мерзостями нашей прислуги. Ничем: ни ласкою, ни жалованьем порядочным нельзя ее привлечь к исполнению того, что она должна делать по условию. И это повсеместное у нас зло. Третьего дня я принужден был отправиться к мировому судье, чтобы спросить у него: нет ли каких средств против невыносимого самоуправства, бесчестности и пьянства этих людей? От него узнал я, что закон не представляет совершенно никакого ограждения прав нанимателя, и потому наемные люди совершенно преданы своему глубокому произволу и страстям. Он сказал мне, что практика судейская одну истину сделала для него очевидною -- что эти люди недоступны никаким внушениям своих обязанностей. Никакая кротость, никакое терпение тех, которые должны, к несчастью, иметь с ними дело, тут не помогают. И вот с такими людьми, однако, мы принуждены жить и разделять наш хлеб и деньги. Администрации нет до этого никакого дела. Она не заботится о том, чтоб наемный труд подчинить каким-нибудь правилам, равно ограждая его и тех, кто за него платит."
Приложение 2.
Проституция: по обследованию 1-го августа 1889 года.
Источники:
Проституция по обследованию 1 августа 1889 года.
Распределение рабочих и прислуги по группам занятий и по месту рождения на основании данных первой всеобщей переписи населения Российской империи 28 янв. 1897 г.
Веременко В.А., Тропов И.А. Монографии.
Дополнительно:
Манифест коммунистической партии. О браке. Читаем вместе.
Нравственное значение Октябрьской революции.
Не надоело фальшивками баловаться?
Восемь лет за помощь ближнему.
Ученые степени для русских лекарей. Елена Вишленкова
Городская повседневность России XVIII века. Александр Каменский.
Введение научных степеней в России. Елена Вишленкова.
Университетская реформа Уварова. Елена Вишленкова.
Оценили 7 человек
17 кармы