• РЕГИСТРАЦИЯ

Половая перепись московского студенчества.

2 937


Половая перепись Московского студенчества и её общественное значение.*


Предлагаемая работа представляет собою подробную общую характеристику данных половой переписи московского студенчества, организованную в 1903/1904 академическом году студенческим Пироговским медицинским обществом при Московском университете.

Половой вопрос во всех его многообразных разветвлениях в настоящее время, несомненно, представляет один из самых животрепещущих вопросов, интересующих человечество. Это обуславливается, конечно, целым рядом крайне сложных экономических, социальных и т.п. причин, среди которых на первом месте стоят резкое усложнение борьбы за существование и, в частности, обострение женского вопроса, а у нас еще - целый ряд политических моментов, крайне благоприятствующих усиленному и, во многом, ненормальному обострению интереса к половым вопросам.

Как известно, на западе движение это вылилось уже не только в теоретические, но и в глубоко практические формы. Так, с одной стороны, там появился целый ряд великолепных научных и популярных произведений, посвященных половому вопросу, и в научном сознании начинает всё более и более кристаллизоваться мысль о создании новой научной дисциплины – сексологии, т.е. науки о половой жизни. С другой стороны, на Западе это движение приняло уже и чисто практические формы, и породило целый ряд специальных или близких к нам по задачам «обществ борьбы с половыми болезнями», деятельность которых дала уже большие и ценные материалы.

У нас же, к несчастью, интерес к половому вопросу, в виду характера переживаемого нами переходного времени, принял во многих отношениях глубоко ненормальные формы и выразился лишь в нарождении уродливой, порнографической «изящной» и популярно-научной (?) литературы, и в целом ряде половых преступлений, которые дают нам полное право говорить о «половой вакханалии» нашего времени. Тем не менее, в последнее время и у нас наблюдаются уже, к счастью, отрезвление от этого полового угара и поворот в общественном отношении к героям современной литературы, а самый интерес к половому вопросу так же начинает уже принимать более культурные и научные формы.

В основу переписи были положены вопросы не одной только собственно, половой жизни, но и близко стоящие к ней и весьма важные условия нашей духовно-общественной жизни, такие как семья, школа, литература и искусство, влияние которых сказывается преимущественно в период развития личности.

Перепись поставила своей главной задачей учесть или, по крайней мере, наметить все вышеупомянутые влияния, и, вместе с тем, выяснить меру зла, господствующую в обществе в виде уклонений половой жизни и в виде венерических заболеваний.

Сами вопросы поделены на группы. На первой странице: личность и условия жизни (1-16 вопросы), наследственность (17), общее состояние здоровья (18), курение (19-21) и алкоголизм (22-29). На второй странице – влияние семьи (30-52). На третьей – влияние школы (53-92). На четвертой влияние литературы (93-103) и театра (104-112). На пятой – половая жизнь (113-116), поллюции (117-122), женитьба (123-136), внебрачная половая жизнь (137-153). На шестой странице – онанизм (154-169) и другие половые аномалии (170). На седьмой – венерические болезни: сифилис (171-173), перелой (184-195) и мягкий шанкр (196-207).

Теперь перейдем, собственно, к изложению данных переписи.

Личная жизнь и условия жизни. Наследственность. Курение. Алкоголизм.

Всего было получено 2150 ответов, т.е. почти от половины тогдашнего числа студентов. Факультеты распределились так: медицинский и юридический по 30%, естественный 19%, математический 11%, филологический – 10%.

Наиболее частый возраст студенчества (ответили 96%) – 19-21 год, возраст свыше 26 лет имеют 3%. Преобладающая народность (ответили 98%) – великороссы, преобладающие сословия (ответили 99%) – дворяне, мещане, купеческого и духовного звания. Занятие отца (ответили 91%) в большинстве случаев (78%) семейные заботы, в остальных случая – профессиональные занятия, как то учительство (6%), медицинское дело (2%) и т.п. Образование родителей, по преимуществу, среднее (у отца в 32%, у матери – в 37%), высшее образование у отца отмечалось в ¼ случаев, у матери – очень редко (в 6%), порядочное число отцов (5%) и матерей (11%) не имеют никакого образования.

Живут студенты, большей частью, в центре города, на частных квартирах, довольно часто в одиночестве (38%) в лучшем случае (65%) средне обеспечены, а часто (21%) не обеспечены вовсе, и лишь в ½ случаев получают поддержку от родителей и живут исключительно университетскими интересами, а в остальных случаях вынуждены искать себе заработок. Досуг проводят, большей частью, за чтением, в театре или обществе, кутежи и карты интересуют лишь 8%.

Наследственность у родителей (ответили 84%) отмечена в 66% случаев, падает она, главным образом, на нервные заболевания и бугорчатку. Сами студенты (ответили 97%) лишь в 2/3 случаев отличаются удовлетворительным здоровьем и часто отмечают у себя нервные заболевания, желудочно-кишечные катарры и т.д.

Курит (ответили 79%) ½ студентов, при чем в ¼ случаев (27%) много, курить начали, главным образом (72%) в возрасте 15-20 лет. Что касается алкоголизма, то пьёт (ответили 96%) 66% студентов, при чем ½ пили и раньше, и при этом начали пить (71%) в возрасте 15-20 лет, т.е. еще до университета. Огромное большинство (98%) пьет случайно, с товарищами (96%). Употребляют пиво, вино и водку, почти в ½ случаев напиваются допьяна, в довольно большом числе случаев (14%) заканчивают попойки половыми сношениями с проститутками. Алкогольная наследственность (ответили 86%) отмечена в 52% и падает, главным образом, на более далёких родственников (дяди, деды), а со стороны и матери обнимает в общем 26%.

Влияние семьи.

Переходя к обзору цифр отдела «семьи», мы видим, что семьи свои молодежь Московского Университета оставила, главным образом, в центре, а затем – на западе и юге России, при чем это, большей частью (81%) – семьи городские, больших и средних городов. Имущественное положение частью (67%) среднее, нередко (в 1/5 случаев) – ниже среднего. Дававшие сведения студенты, большей частью, были старшие в семье, росли преимущественно (92%) у родителей (если не у них, то в 38% у чужих) и не одни (90%), а с братьями и сестрами или товарищами (25%), из коих большинство (82%) были случайные, и в ½ случаев – девочки.

Начальное воспитание давалось родителями (чаще обоими или одной матерью) лишь в 71%. В 12% оно было дано не родителями, при чем очень значительное участие (более ½ случаев) принимали в нем женщины (сестры, бонны, няньки и т.д.). В 18% случаев воспитанием не занимался никто.

Нравственная близость с родителями была лишь в 60% случаев (больше с матерью, чем с отцом), в 37% ни с родителями, ни с воспитателями никакой нравственной близости не было. Духовная близость с семьёй сохранилась лишь в 75% случаев, а в ¼ случаев (ответили 89%) она порвалась. Характер воспитания был, главным образом, религиозно-нравственный, а очень часто (1/3 случаев) - неопределенный. Незамкнутым воспитание было лишь в 2/3 случаев, при чем незамкнутось выражалась, главным образом, в виде уличных игр или приёма гостей, а сам круг знакомых у семьи в 28% был неинтеллигентным. В 17% воспитание было изнеженным. В ½ случаев применялись наказания, и при этом в 58% - телесные. Сама семья в 11% случаев не отличалась нравственной чистотой (ответили 95%). Интерес к теоретическим вопросам воспитания проявлялся лишь в ¼ случаев, влияние этическое, эстетическое и т.д. семья имела лишь в 44% (при этом в 64% пассивное) и, главным образом, этическое (ответили 79%). На выработку определенного миросозерцания, главным образом – религиозно-нравственного, семья имела влияние лишь в 42% (в 57% пассивное).

Раннее появление полового чувства (во время пребывания в семье и под её влиянием) отмечено в 92%. Ему, главным образом способствовали порнографические книги и картины (24%), уличные впечатления (17%), поведение товарищей (14%), прислуги (особенно няни), братьев, отца и т.д., а затем – умственное напряжение, изнеженное воспитание и т.д. Разъяснить сущность половых процессов старались лишь в 27%, и, главным образом – товарищи, а затем отец и мать, при чем больше всего (21%) пугали венерическими болезнями, в 17% говорили о необходимости воздержания, а в 11% о необходимости половых отправлений, и при этом из выше перечисленных лиц 40% наталкивались (ответили 47%) на половые сношения (в ½ случаев отец и мать, в ¼ случаев товарищи и т.д.

Этой, в общем, довольно безотрадной картине влияния семьи вполне соответствуют и многочисленные приписки по этому отделу. Было бы слишком долго останавливаться подробно на всех их; отмечу лишь, что приписок, которые говорили бы о глубокой нравственной связи с семьёй и о благотворном влиянии последней, - немного; при этом, большей частью, отмечается благотворное влияние матери: «семья отличалась нравственной чистотой до смерти материи», «воспитывала мать, и её влияние было благотворно» и т.д.; имеется и такое примечание: «мать страстно любила, но не показывала этого и была строга, почему выучился лгать, чтобы скрывать свои поступки». Но в общем приписки указывают на глубокую рознь с семьёй. Так, многие отмечают полную заброшенность своего воспитания («отсутствие хорошего воспитания сказывается и теперь и причиняет немало страданий»; родители ограничивались в большинстве случаев постановкой абсолютов, не разъясняя их»; «семья не имела, да и не могла иметь влияния на выработку идеалов, ибо эстетика и этика в доме совершенно отсутствовали») Некоторые отмечают доброе влияние религиозного воспитания, которое долго удерживало их в нравственной чистоте, но, большей частью, это религиозное воспитание было шаблонным и чисто механическим: «самая религиозность понималась узко и односторонне, и все заботы сводились к исправному посещению церкви, соблюдению постов и т.д., при чем главным мотивом к выполнению обрядности выставлялся гнев Божий на ослушника, и стереотипная фраза: не ешь молока постом, а то тебе Бог ухо отрежет» была особенно в ходу; таким образом в мои отношения к Богу примешивалось чувство страха, и Бог представлялся мне грозным Судиёй, а не кротким и любвеобильным существом»; или: «воспитание было религиозное, но оно было обильно разбавлено элементами мещанства и рабства и т.д.

Очень большое число приписок имеется по крайне важному вопросу и раннем проявлении полового чувства. Большинство приписывает его отсутствию доброго влияния семьи («родители опоздали со своими разъяснениями» и т.п.), и развращающему влиянию товарищей («развратили старшие, испорченные товарищи», «большинство сверстников гордились своей распущенностью, а один, хвастаясь своими похождениями, совратил чуть ли не ¾ класса») и старших («положение барчука в деревне и примеры брата и дяди»), особенно прислуги, затем порнографической литературы и живописи (имеются курьёзные указания на влияние картинок в «Корнелии Непоте» издания Манштейна, стихотворения Пушкина «Вишни», популярных книжек о «сперматорее» и т.п.), уличных сцен (некоторые отмечают, между прочим, вредное влияние наблюдений над жизнью домашних животных) и т.д. Как повод к первому проявлению полового чувства, отмечается также любопытство, купание в обществе женщин, «соблазнение» зрелой женщиной, подсматривание в отдельные кабинеты «летнего сада с арфистками», курение в раннем детстве, телесные наказания и т.д.

Почти не отмечается приписок, которые указывали бы на серьёзный интерес к этим явления со стороны семьи, где о них или совсем не говорили, или отделывались такими фразами: «разве хочешь с ума сойти?», «не огорчай папу и маму» или, наоборот, так старались, что мальчики нарочно «из молодечества» бегали в публичные дома. В некоторых же случаях отмечено и полное потворство со стороны родителей в этом отношении («родители давали деньги на половые нужды», «отец не наталкивал на половые сношения, но, вообще, очень снисходительно относился к отправлению половых потребностей сыновьями и даже давал на это деньги» и т.д.)

Литература.

Переходим теперь к разбору цифр отдела «литература».

Серьезно читать большинство ответивших начало в возрасте 15 (собственно 14-16 л.), при чем в частности еще в детстве большинство (58%) читало много, но преимущественно (81%) без разбора; еще больше (69%) читали много в юношестве, но так же преимущественно (60%) без разбора. Семья руководила чтением лишь в ¼ случаев, главным образом (73%), в детстве; средняя же школа руководила чтением лишь в 15%, уже больше в юношеском возрасте (57%). До университета, главным образом, читались беллетристика и поэзия (43%); в настоящее время больше всего читаются: беллетристика (25%), социально-экономические произведения (21%) и сочинения из области естественных наук (18%). Произведения изящной литературы, посвященные половому вопросу, читались в 96%, и, главным образом, «Крейцерова Соната» Л.Н. Толстого (30%) и произведения Андреева: «Бездна» и «В тумане» (52%), при чем эти произведения в 57% оказали общее влияние на половую жизнь, но в 1/5 (20%) отрицательное. К порнографической литературе и картинкам имели склонность до университета 25%, в настоящее время – 16%. Популярно-медицинские книги читались в 63% и больше всего – об онанизме (47%), а затем – венерических болезнях (44%), при чем в 4/5 (81%) случаев они оказали на половую жизнь далеко не всегда благотворное, а в 1/3 (33%) – подавляющее или развращающее.

Что касается театра, то большинство (56%) бывало уже в театре до поступления в среднюю школу (в 8% часто); во время пребывания в средней школе бывало в театре подавляющее большинство (96%) (в 1/3 случаев часто). Из родов театральных зрелищ большинство (60%) предпочитало драму (60%) и меньшинство (40%) – оперу; в оперетке, кафе-шантанных летних садах бывали уже и в это время 29% (главным образом в оперетке – 51%). В настоящее время из 2150 приславших ответы студентов только 45 (2,1%) не ходят совершенно в театр, большинство (55%) посещает театр редко, и, главным образом, оперу (53%), а не драму (47%); в оперетке, кафе-шантанах и т.д бывают 23% (больше всего в оперетке и летних садах); в балет ходят 26%. На половое чувство театр оказывает влияние в 53%, но лишь в 82% - облагораживающее, а в 18% - развращающее.

Немногочисленные отдельные приписки по вопросу о дошкольном чтении указывают на преобладающий бессистемный характер чтения в этом возрасте. В средней школе дело обстоит плохо в виду жалкого характера библиотек; «средняя школа», - говорит одна приписка, - «относилась отрицательно к чтению книг, кроме учебников»; в другой значится: «вспоминая нашу гимназическую библиотеку, не веришь, что живешь в 20 веке; были преимущественно сочинения фон-Визина, Екатерины II и религиозные, Толстого, кроме «Войны и мира», ничего не было; Достоевского и Гончарова почти не было; Чехова и др. современных писателей не было совершенно; некоторый свет может бросить такой факт, что сочинений Дарвина не было, а «Критика дарвинизма» Данилевского была; в младших классах раздавались преимущественно детские журналы, но без системы и разрозненные, и жаль было смотреть на то, как пренебрежительно относятся к духовным запросам малышей»; в третьей приписке автор пытается установить тип чтения в средней школе, но так же указывает на плохое состояние ученических библиотек. Что касается произведений, посвященных половому вопросу, то приписки единогласно указывают на благотворное влияние «Крейцеровой сонаты». Один автор присоединяет еще к этому «Одну из многих» Ver-ы, «Перчатку» Бьернсона, произведения Мопассана и «Воскресенье» Л. Толстого; другой указывает на благотворное влияние на него «Припадка» Чехова, после прочтения которого он «дал себе сознательно слово никогда не ходить в публичные дома». Что же касается произведений Андреева, то, судя по имеющимся ответам, его «Бездна», большей частью, не произвела никакого впечатления или лишь неопределенное, но имеются и резко отрицательные отзывы.

Что касается театра, то все приписки указывают на облагораживающее влияние серьезного театра (один, впрочем, замечает, что «современный театр, кроме разврата, ничего породить не может») и сильно развращающее – оперетки (один прямо замечает, что «всякий раз, когда он бывает в оперетке, у него появляется половое возбуждение»), кафе-шантановых, летних садов, цирка и т.д.; некоторые отмечают развращающее влияние зрелища декольтированных женщин в опере и в балете.

Двое справедливо указывают на отсутствие в переписи вопросов относительно влияния живописи и музыки; оба при этом отмечают благотворное влияние серьезной музыки и живописи.

Половая жизнь.

Из данных отдела о половой жизни явствует прежде всего, что большинство студентов (66%) уже имело половые сношения до поступления в университет (ответили 100%); воздержание же от половых сношений (34%) объясняется, главным образом, нравственными соображениями (в 1/3 случаев), боязнью заразиться (27%) или нравственным отвращением к половому сношению (18%); неудовлетворительно чувствуют себя от воздержания 57%, а те или иные страдания причиняет оно в 1/3 случаев.

Поллюции (ответили 100%) отмечены у 91%; в подавляющем большинстве (95%) они случаются во сне; начались они, большей частью, в возрасте 15-16 лет, чаще всего (28%) бывают по 2 раза в месяц, часто (37%) не сопровождаются никакими последствиями, а если сопровождаются ими, то больше всего – слабостью и упадком энергии; способствуют поллюциям чаще всего возбуждающие зрелища (21%) и общество женщин (21%).

Женатых среди приславших ответы – 7% (вдовых ½%); среди них больше всего женатых 2 года (28%), 1 год (23%) или меньше года (29%); способствовало женитьбе больше всего идейное сближение (59%); неженитьба объясняется чаще всего тем, что не представилось случая (40%) или экономическими соображениями (37%); большинство считает женитьбу необходимой, но страдает от невозможности осуществить это желание меньше (1/2 (41%). Женатые имеют сношение с женой обыкновенно (66%) чаще 4 раз в месяц (3% женатых вообще не имеют сношений), при чем, большей частью (51%), сношения эти имеют случайный характер (9% имеют, кроме жены, сношения и с другими женщинами). В большинстве случаев (72%) женитьба улучшила душевное состояние и лишь в 15% ухудшила его. Против деторождения (ответили 59% женатых) принимаются меры в 57%, чаще всего путем неоканчивания сношений (25%) или при помощи кондомов (16%), и это вызывается (ответили 48%), главным образом, экономическими побуждениями (58%); дети есть у 41%, выкидыши были в 18% (почти у 1/5).

Что касается внебрачной половой жизни, то ½ начала половые сношения (ответили 45%) в возрасте 14-17 лет (наибольшее число – 22% - падает на 16 год), и, вообще большинство (77%) – до университета. 1-е сношение имели чаще всего (85%) в городах (в больших – 41%) и, большей частью, с проституткой (41%), прислугой (38%), или с замужней женщиной (10%); чаще всего оно производилось по собственному почину (40%), а затем – в следствии соблазнения женщинами (25%) или товарищами (23%), но, большей частью, в трезвом виде (82%) и не в компании (73%). В настоящее время половое влечение (ответили 67%) нормально лишь в ½ случаев (55%), в ¼ случаев оно повышено, а в 1/7 понижено. Половые сношения чаще всего бывают 1 раз в месяц (14%) или реже (38%), большей частью имеют случайный (59%) характер и почти в ½ случаев (47%) происходят с проститутками (постоянная связь отмечена в 1/7 случаев), причем в 2/3 случаев сношения имеются с несколькими женщинами. Тратят на полову. Жизнь, большей частью (28%), меньше 5рублей в месяц. Против заражения или беременности принимаются меры в 21%, чаще всего в виде антисептических обмываний (30%) или кондомов (25%); при злоупотреблении половыми сношениями чаще всего отмечают у себя общую слабость и раздражительность. К внебрачный половым сношениям относятся (ответили 78%) отрицательно в 2/3 (69%) случаев. Считают проституцию нормальным явлением лишь в 9% (1/12), а мирятся с её необходимостью ¼ (26%); в виде мер по борьбе с проституцией больше всего отмечают женитьбу (25%), распространение медицинских знаний (18%) и кружки самообразования.

В приписках по этому отделу чаще всего говорится о воздержании, необходимость которого мотивируется различными побуждениями: боязнью заразиться, «нравственным отвращением к половому сношению» без любви с той и другой стороны (большинство) или принципиальной необходимостью сохранить себя чистыми до брака; 2 приписки говорят о тяжелых нравственных муках после «падения».

Что касается вопроса о браке, то большинство приписок не признаёт разницы между ним и свободной любовью «при взаимном влечении друг к другу двух равных людей и соблюдении обязательств по отношению к детям». Из причин, удерживающих от брака, больше всего упоминаются экономические соображения, а затем уже чисто идейные, физические и эстетические; экономические же причины больше всего упоминаются и по мере против деторождения.

Что касается идейного отношения к вопросу о внебрачной половой жизни, то многие приписки говорят о «свободном союзе, основанном на взаимном соглашении» и высказываются против «института брака», а некоторые мечтают о «социальном будущем, когда союз будет заключаться лишь по свободному соглашению и будет легко доступен разрыву, а дети будут воспитываться обществом»; с другой стороны, встречаются – правда, немногочисленные – приписки, говорящие о полной законности внебрачной жизни (один даже требует от «воспитателей» организовать ему таковую «дома в виде молодой кухарки-горничной, бонны, гувернантки»; другие, правда, стараются при этом объяснить её «нелепым характером современного строя жизни»). Сообразно этому высказываются взгляды и относительно проституции; огромное большинство с ужасом говорит о ней, считает её глубоким социально-экономическим бедствием, видит причины её в «нищете крестьянства и нравственной бедности интеллигенции», другие же, таких немного, признают её вполне нормальным «институтом» и сомневаются, «может ли человечество обойтись без проституции».

Онанизм.

Переходя теперь к разбору данных об онанизме, мы видим, что в общем предавались ему (2217 ответов) 60%, предаются в настоящее время 14%. Период онанизма больше всего падает на возраст 15-16 лет (по 12%), а наиболее обычная частота онанизма (ответили 38%) – 2 раза в месяц (14%). Большей частью, (59%) онанизм развился самостоятельно (ответили 54%), а в 41% - под чужим влиянием (в 81% под влиянием товарищей); чаще всего (94%) онанировали (онанируют) сами (из остальных случаев в 1/3 служат, а в 2/3 служили объектом онанизма) и сознательно (89%; 88% онанируя в настоящее время, борются с этим. Если бросили онанировать (ответили 46%), то чаще всего за последние 4 года (больше всего – 13% - год назад) и при этом в значительном большинстве (63%) постепенно и, главным образом, под влиянием нравственных побуждений (43% и боязни последствий (37%). Если имели половые сношения, то онанировали (ответили 31%) одновременно с этим в 40% (теперь в 12%), в значительном же большинстве (68%) реже. После женитьбы (ответили 3%) продолжают онанировать 18%, чаще всего по 1 разу в месяц (42%) или реже (42%). Если онанируют в настоящее время, то чаще всего из боязни венерических заболеваний (29%) или отвращения к внебрачной связи (17%). В числе последствий онанизма чаще всего отмечают упадок энергии (22%). Из условий, способствовавших (и способствующих) онанизму, чаще всего отмечаются чисто внешние впечатления (50%).

Что касается других, более глубоких половых аномалий (педерастии и т.д.), то они отмечены в 3% случаев (ответили 56%),

Огромное большинство – активные онанисты; относительно пассивного онанизма имеются только 2 указания. Наибольшая частота онанизма обыкновенно падает на возраст 15-16 лет; потом, большей частью, под влиянием книжек об онанизме прекращают эту дурную привычку с тем, чтобы нередко обратиться к ней вновь, ибо борьба с ней очень трудна. Последствия онанизма рисуются в крайне мрачном свете: «никуда не годный человек», «жертва гнусного порока», «полутруп», «разве легко сознавать, что ты, молодой еще человек, отжил свою жизнь, и что не для тебя созданы веселье, радость и счастье?» и т.п.; при этом последствия отмечаются большей частью психические – упадок воли, потеря памяти, неспособность к умственным занятиям, и реже физические – головные боли, боли в пояснице, общая слабость. Одна приписка пытается нарисовать самый тип «онаниста»: нелюдимый, скрытный, сильно мучающийся субъект со свинцовыми глазами и всегда синеватыми руками».

Относительно педерастии имеется несколько приписок, указывающих на пассивную педерастию в руках товарищей, гимнастических учителей (2 приписки) и монаха (1 приписка), и 1 приписка говорит об активной педерастии (совокупление, из боязни заражения и по экономическим мотивам, с товарищем в бане). Одна приписка говорит о скотоложестве: «3 раза занимался скотоложеством, теперь онанирую». Что касается «садизма», то намеки на него имеются лишь в одной приписке.

Наконец, что касается крайне интересного вопроса относительно связи полового вопроса с революцией, то на эту связь в переписи, к сожалению, не было обращено соответствующего внимания, и в ней имеются лишь весьма немногочисленные приписки, интересные в этом отношении. Так, по поводу онанизма, один говорит, что «не онанируя 2 года после поступления в университет, начал вновь онанировать после сильного нервного расстройства в следствии опасной революционной работы»; другой, наоборот, отмечает, что «работая в университете для революционных партий, не вступал в связи и не занимался онанизмом»; третий так же замечает, что «просидев в 1901 году в одиночной тюрьме более 6 месяцев, онанировал всего 2 раза, не смотря на все условия, благоприятствовавшие этому, тогда как на воле онанировал бы за это время раз 6-8».

Венерические болезни.

Из данных отдела о «венерических болезнях» явствует прежде всего, всего больных на 2150 приславших ответы оказалось 543, т.е. 25,3%, из коих больше всего перелойных (77,6%), потом – с мягким шанкром (11,9%) и меньше всего сифилитиков (10,5%). Что касается в частности сифилиса (ответили 61%), то по отношению к общему числу приславших ответы (2150) больных им было всего 2,7%. 13% заразились им внеполовым путём. Приблизительно в одинаковом числе случаев он приобретен до университета и в университете (52%), в последнем случае – главным образом (43%) во второй год пребывания в университете. По возрасту частота заражения сифилисом больше всего (24%) падает на 19 лет (2% заразились однако уже в 12-летнем возрасте). Огромное большинство (77%) заразилось (ответили 84% больных) от проституток (в 2/3 случаев от одиночек (Харьковские цифры дают наоборот, 40% для публичных домов, 32% для одиночек и 14% для прислуги; Юрьевские – 30% для публичных домов и 40% для одиночек), а затем уже от прислуги (10%). По месту заражения наибольшие цифры падают на большие города вообще и Москву в частности (56%). Заражались большей частью (65%) в трезвом виде. Лечение в громадном количестве случаев (96%) было правильно; в 1/3 случаев заражение происходило одновременно (ответили 68%) с другими венерическими болезнями (поровну перелоем и мягким шанкром. Повторное заражение сифилисом отмечено лишь в 1 случае. Изменили образ жизни 73% (поровну – прекращение половых сношений и принятие мер предосторожности). Заражение других произошло лишь в 1 случае (ответили 26%).

Процентное отношение перелойных (ответили 49%) к общему числу приславших ответы (2150) выражается цифрой 19.6%, причем (ответили 4/5 больных) у огромного большинства (94%) болезнь была определена врачом. Заразились до и после поступления в университет приблизительно поровну, причем в последнем случае наибольшее число заражений падает на первый год пребывания в университете. Что касается возраста, то наибольшее число заражений падает на 19-ый (16%) и 20-ый (16%) годы. Заражались в преобладающем числе опять от проституток (70%), главным образом – тоже от одиночек (66%) (Харьковские цифры дают 40% для публичных домов, 21% для одиночек и 19% от прислуги, Юрьевские – 45% для публичных домов и 51% для одиночек), а затем – от прислуги (18%). Местом заражения служили, главным образом, большие города и Москва (59%), на деревню приходится 4%. Заражались, тоже большей частью, в трезвом виде (60%). Лечение довольно часто (28%) было неправильное; осложнения (ответили 56%) наблюдались по (отношению к общему числу перелойных) в 27%, при чем в 65% были эпидидимиты, в 29% - простатиты, и в 6% - перелойные поражения суставов. В 4,3% было, кроме перелоя, еще заражение и др. венерическими болезнями: сифилисом – 1,5% и мягким шанкром в 2,8%. После заражения изменили половую жизнь 54%: большей частью прекращали половые сношения (60%). Заражение других произошло в 4% (ответили57%).

Мягкий шанкр (ответили 55%) наблюдался в 3%, при чем несколько большее число (58%) заразилось им до поступления в университет, чем после (42%); в последнем случае, как и при сифилисе, чаще всего заражались во второй год (41%) пребывания в университете. Наибольшее число заражений мягким шанкром (23%) падает на 20-ый год. Заражались в огромном большинстве (83%) от проституток, опять главным образом (67%) от одиночек, а затем – от прислуги (10%). Местом заражения, главным образом, служили большие города и Москва (59%). Чаще всего заражались в трезвом виде (70%). Правильно лечились 92%. Бубоны наблюдались в 9%. В 84% одновременно заражались и другими венерическими болезнями – сифилисов в 7% и перелоем в 9%. 68% после заражения изменили половую жизнь, большинство (70%) прекращали половые сношения. Заражение других произошло в 1 случае (ответили 40%).

На вопрос, сколько времени потеряно было вследствие заражения венерическим болезнями, ответили лишь 29 человек (6% общего числа венерических больных), и, тем не менее, только эти 29 в общем потеряли пять лет интеллигентной работы (наибольшее число - по 14% - падает на срок 1 и 2 месяца)

Полученные нами цифры вполне соответствуют цифрам Юрьевской переписи: у нас общее число венерических больных равно 25,3%, в Юрьевской переписи – (335 больных на 1210 ответивших) – 27,6%; у нас сифилис даёт 2.7%, перелой 19,6% и мягкий шанкр 3%; в Юрьевской переписи соответствующие цифры: 2,4%, 20,4% и 4,8%. Таким образом даты обеих переписей почти совпадают, а между тем, если принять во внимание разницу в размерах Московской и Юрьевской жизни, то перепись Московская должна была бы дать цифры более высокие. Харьковская перепись, организованная В.В. Фавром (кроме университета, материал для переписи представили Технологический и Ветеринарный институты), дала гораздо более высокие цифры, а именно: 7,3% для сифилиса, 51,5% для перелоя и 10,8% для мягкого шанкра. С другой стороны, цифры Д.П. Никольского относительно горного института в Петербурге показали, что за 1899-1900 гг. из 1901 студентов венерическими болезнями страдали лишь 19, т.е. 3,2% (последняя цифра, несомненно однако, менее действительной). Что касается Западно-Европейских переписей, то они пока очень малочисленны, и, как любезно сообщил мне (год тому назад) председатель Германского Общества борьбы с половыми болезнями A. Blaschko, ему известны, собственно, только 2 немецкие переписи этого рода: Neisser-a – среди Бреславских студентов и лично его – главным образом, по вопросу о перелое. Цифры Neisser-a (2140 ответов) дали для сифилиса (43) 2,1%, для перелоя (147) 10,1% и для мягкого шанкра (26) 6,9%. С другой стороны, цифры Blaschko относительно Копенгагена (сюда входят преимущественно учащиеся высших учебных заведений) показывают, что ежегодно 1 из 4-5 молодых людей заболевает перелоем, а сифилисом – 1 из 8. Не останавливаясь на небольшой статистике Bumm-a (36 из 53-х его слушателей оказались больны перелоем) и перейдя к переписям французским, увидим, что последние дают очень высокие цифры для сифилиса: по Boureau – 15%, по Fournier – 8,2%; для перелоя статистика Fournier даёт 12,2%. Таким образом, в общем наши цифры, принимая во внимание лишь специально и широко организованные переписи, вполне соответствуют данным переписи Юрьевской, отчасти превосходят данные Бреславской и гораздо ниже цифр Харьковской. Допуская даже, что наши цифры ниже действительных, я всё же думаю, что разница эта невелика, и что различие с Харьковской переписью объясняется, быть может, различием во времени производства их: в Харькове перепись была проведена в 1902 году, т.е. в год относительного политического спокойствия в России, в Москве же (а так же и в Юрьеве) – в 1904 году, т.е. в самое бурное время предреволюционного брожения, когда выступившие на первый план политические интересы в значительной степени отстранили половые излишества, а следовательно, и ограничили почву для венерических заболеваний.

Выводы.

Переходя теперь к отдельным выводам на основании данных переписи, я считаю прежде всего необходимым остановиться на экономической характеристике московского студенчества. Последнее в 1903/1904 году состояло, по преимуществу, из бедных и необеспеченных молодых людей, вынужденных в половине случаев искать себе постороннего заработка для существования. За последние годы эти экономические условия еще более ухудшились, и у всех, вероятно, сохранились в памяти недавние студенческие публикации с предложением набивки погребов снегом, парикмахерских услуг и т.д. И, действительно, опубликованные недавно обществом взаимопомощи студентов-юристов московского университета данные по квартирной переписи московского студенчества за 1907 год обнаруживают наличность поразительной нужды среди современного студенчества, и можно лишь от всей души присоединиться к призыву, с которым составители анкеты обращаются к обществу: вдуматься в невесёлые итоги её цифровых таблиц и беглых заметок, и помочь хорошему и нужному делу улучшения экономических условий жизни студенчества.

Цифры первого отдела нашей переписи вполне подчеркивают так же и сложившееся представление о физическом и умственном типе нашего студенчества. Это – не особо здоровая, легко утомляющаяся от занятий масса, очень мало обращающая внимание, в противоположность иностранному студенчеству, на свое физическое развитие, но за то крайне редко отдающая свои досуги кутежам и картам и, большей частью, живущая чисто умственными интересами (чтение, театр и т.д.) нельзя поэтому прежде всего не отметить здесь огромную важность разумной и правильной постановки физического воспитания молодёжи, с которой, несомненно, связан ведь и самый тип будущего русского культурного общества.

Не останавливаясь теперь долго не вопросе о курении, которое однако, вопреки сложившемуся мнению, довольно сильно распространено среди студенчества и, несомненно, приносит свои немалые дурные последствия, я считаю зато необходимым уделить особое внимание вопросу об алкоголизме. В этом отношении наши цифры, как и цифры других статистик (юрьевская и т.д.), показывают, что употребление спиртных напитков довольно сильно распространено среди нашего студенчества, но в общем все же студенчество пьёт случайно, и лишь некоторая часть его уже в этом возрасте привыкает пить регулярно и постоянно, и что ждет этих несчастных в будущем, при страшной отсталости нашей общественной и умственной жизни, ясно само собой. Я думаю, вряд ли следует долго останавливаться на выяснении бесконечно горомного вреда алкоголизма для отдельного индивидуума, и для всей нации, и вряд ли следует доказывать, какую преобладающую роль играет он в деле вырождения последней.

Но мне хотелось бы здесь, кроме того, особенно подчеркнуть общеизвестную роль алкоголизма по отношению к интересующему нас половому вопросу, выражающуюся, по словам известного фанатического поборника трезвости профессора Forel-я, в следующем: «Сильное распространение венерических болезней, вовлечение обоих полов в самые нечистоплотные и вредные половые связи, произведение на свет слабого потомства, всевозможные уродливости в половой жизни, сильное содействие проституционным привычкам, повышение числа половых преступлений, соблазн к разрыву семейных уз – вот последствия алкоголизма для половой жизни»

Цифры отделов семьи и школы представляют особенное, коренное значение к разрабатываемому нами вопросу, так как именно в семье ведь и формируется, главным образом, по крайней мере – в теперешних условиях нашей социальной жизни, будущий гражданин. Между тем умственное и нравственное состояние нашей семьи, как показывают цифры нашей переписи, крайне печально, для чего достаточно привести лишь хотя бы такие данные, как отсутствие всякого воспитания в 18%, отсутствие в прошлом близости с семьёй в 25% и, наконец, отсутствие нравственной чистоты у семьи в 11% случаев. Данные эти более, чем достаточно, объясняют печальную картину этического падения современной молодёжи. И вряд ли нужно доказывать, что только здоровая и нравственно чистая семья может создать здоровое и нравственно чистое общество.

Переходя теперь к очень важным отделам литературы и театра, я должен прежде всего отметить, согласно данным переписи, поразительную заброшенность этого дела в нашей средней школе, между тем как правильная и широкая постановка его в последней могла бы дать, разумеется, лишь одни благотворные результаты.

Что касается теперь наиболее интересующего нас сейчас вопроса об отношениях литературы и театра к половому вопросу, то отношения эти очень глубоки и сложны. Bloch правильно делит такого рода произведения, так или иначе затрагивающие половой вопрос, на три категории: трактующие половые вопросы в обычной художественной форме (Мопассан, у нас – Чехов и т.д.), затем – произведения, специально посвященные тем или иным половым вопросам («Перчатка Бьенсона», «Одна из многих» Vera, у нас – «Крейцерова соната» и т.д.), и, наконец, произведения, разрабатывающие вопросы половой патологии (Теофиль Готье, Захер Мазох, Оскар Уальд и т.д.)

Для нас вопрос о порнографии в литературе и театре представляет в настоящее время особенно большую важность, для чего достаточно только вспомнить об обилии у нас порнографической беллетристики, порнографических «открыток», специальных даже порнографических журналов, газет, книжных магазинов, синематографов, фарсов, скандальных судебных процессов и т.д. Этому «половому движению в России» посвящена даже специальная статья («Die sexuelle Bewegung in Russland» в восьмой книжке «Zeitschrift fur Sexualwissenschaft» за текущий год, рисующая в весьма мрачном свете современное русское общество и в частности – молодёжь; какова, правда, ценность этой статьи, можно видеть из её слов, что столь нашумевший у нас недавно один пресловутый роман будто бы «исчерпывает современную русскую жизнь во всех её направлениях»; и тем не менее сама возможность появления такой статьи о современной России в серьёзном иностранном научном журнале глубоко знаменательна и в то же время глубоко печальна.

Переходя, наконец, к патологическим сторонам полового вопроса в связи с данными нашей переписи я должен прежде всего заметить, что о венерических болезнях, опасности которых хорошо, конечно, известны читателям, я не считаю, однако, возможным говорить здесь, как о слишком сложном и специальном вопросе, и отсылаю интересующихся к вышеупомянутым уже мною специальным произведениям, посвященным этому вопросу.

Что же касается таких глубоких патологических уклонений в области этого вопроса, как, например, гомосексуализм, альголагния (садизм и мазохизм) и т.д, то для меня является прежде всего серьезным вопросом, следует ли даже знакомить с ними нашу молодежь, среди которой, как показывают и данные переписи, подобные уклонения встречаются лишь в единичных случаях? Этого рода вопросы подлежат, по моему мнению, исключительно ведению врачей, а затем – юристов и педагогов и вряд ли могут служить объектом для научной популяризации или искусства. Вот почему следует лишь с самым суровым осуждением отнестись к некоторым современным писателям, популяризующим эти темы в своих произведениях, в виду возможности крайне вредного влияний их на неустойчивые в нервном отношении организмы. Вот почему с не менее суровым осуждением следует отнестись и к столь наводнившим наш книжный рынок популярно-научным (?) произведениям по половому вопросу, вредное влияние которых (специфический подбор наиболее отталкивающих и скабрезных случаев половых уклонений и т.д.) положительно не поддается учету.

И я позволю себе лишь закончить данный отчет следующими словами: именно теперь, в эпоху самого сложного перелома, какой переживала когда либо русская история, именно теперь, в эпоху самого напряженного государственного строительства, более, чем когда либо, нужны физические и морально сильные люди, ибо только таким людям и принадлежит будущее, и это равно относится не только к отдельным индивидуумам, но и ко всему обществу, к целой нации.


*Текст привожу с большими сокращениями.


Продолжение. Начало: 

1)  Детоубийца номер один.   

2) Проституция: по обследованию 1-го августа 1889 года.   

3)  А слуги кто? 


Мария Николаевна и Николай Лейхтенбергский.


 Балерина Николая и дядя-истеричка.


Балерина Константина и кража в Мраморном дворце.



Дополнительно:

Восемь лет за помощь ближнему. 

Матросы-балтийцы и штурм Зимнего дворца. 

"Империалистическая" или "Вторая Отечественная"? 

Ёжик читает: История России.   

Вопросы истории.

Каторга и ссылка. 




Я ОТКРЫВАЮ ТАЙНУ: что было за кулисами нашей дуэли с Иоганном Вайсом

✔ Пару месяцев назад перестали появляться статьи от одного из моих самых любимых авторов – Иоганна Вайса. Я старался отгонять плохие мысли и очень надеялся, что вскоре он вернётся из от...

"Советские" креаклы на примере Ехидного Дугласа

Есть много почитателей СССР. Многие вспоминают о нём с теплотой. Другие ностальгируют по юности или детству, пришедшимся на советский период. Нам, родившимся в СССР, есть что вспомнить....

Исторические войны

Исторические войны – это то, что давно мне интересно и важно. Собственно, я уже двенадцать лет ими занимаюсь. С тех пор, когда с нашей стороны оборону держали буквально единицы. Исторически...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Сандино Г.Е.Н.
    1 февраля 2019 г. 12:45

    DARWINews. 12 видов людей.

    12 видов людей. Друзья, в этом году мы решили выпустить антропологический календарь. Каждый месяц антрополог Дарвиновского музея Елена Сударикова будет рассказывать вам об одном из 12 видов людей, известных науке.Этот ролик - вступление, о том как 35 лет ученые подделку считали новым видом людей.Съемка и монтаж: Дмитрий Ольшанский. Неандертальцы г...
    3222
    Сандино Г.Е.Н.
    1 февраля 2019 г. 11:47

    Говорит и показывает Дробышевский.

    Лекции читает кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез. ру" Станислав Владимирович Дробышевский. Станислав Дробышевский. Происхождение человека.  Станислав Дробышевский. Когда и как появилась культура?  Станисла...
    4676
    Сандино Г.Е.Н.
    31 января 2019 г. 08:13

    ГМО и национальная безопасность.

    Очень часто, когда речь заходит о ГМ-культурах, можно услышать следующий аргумент: через создание уникальных семян международные корпорации хотят подчинить себе весь мировой продовольственный рынок: «Главная проблема генномодифицированных растений заключается в том, что они в большинстве своём не способны самостоятельно размножаться. Это означает только одно, что тот ...
    5622
    Сандино Г.Е.Н.
    23 января 2019 г. 09:32

    Предшественники Дарвина в России. Кейзерлинг А. А.

    В очерке о своих предшественниках, который Дарвин поместил в виде вступления к своему сочинению «Происхождение видов», он упомянул между прочим о русском геологе, уроженце Прибалтики, Александре Андреевиче  Кейзерлинге, который «высказал в 1853 г. мысль, что подобно тому, как некоторые болезни, обязанные своим происхождением миазмам, возникали вновь и быстро ...
    5052
    Сандино 20 января 2019 г. 16:27

    Псы и Убийцы.

    – Что это были за слова, тетя Кэти? – недовольная прерванным чтением девочка подергала Кэтрин за рукав.– Псы и Убийцы, – ответила она, не заглядывая в книгу. – На метке было написано «Псы и Убийцы», Люси. Самые что ни на есть настоящие псы и убийцы... Глушков Р.А. Эпоха Стального КрестаОколо ста лет назад, когда Россия переживала очередной кризис, один из сторонн...
    3798
    Сандино Г.Е.Н.
    7 января 2019 г. 12:12

    Религиозная мораль против гуманизма.

    Россия – светское государство. Так говорит Конституция: «Статья 141. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В статье 15 той же Конституции сказано, что: «Конституция Российской Федерации имеет высшую...
    6078
    Сандино Г.Е.Н.
    4 января 2019 г. 08:28

    Письмо к ученому соседу.

    Дорогой Соседушка.Максим… (забыл как по батюшке, извените великодушно!)Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу ...
    3287
    Сандино Г.Е.Н.
    3 января 2019 г. 08:06

    7 провалов палеонтологии. Синантроп.

    Pekin man (Пекинский человек, Синантроп)Макет, практически составленный "под честное слово сторонников Дарвина".Оригиналы костей на которых был восстановлен скелет Pekin man не существуют, т.к. были утеряны. «Тоже надо сказать и про черепа синантропа (кстати потерянные при таинственных обстоятельствах во время II мировой войны). Это были...
    6856
    Сандино Г.Е.Н.
    11 декабря 2018 г. 09:01

    Большие Дебаты. «Эволюция VS креационизм». Соколов vs Буфеев.

    Ведущий: Александр Пушной, музыкант и физик.Гости:  научный журналист, популяризатор науки, основатель и главный редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру Александр Соколов и протоиерей Константин Буфеев, настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, глава Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев». ...
    5833
    Сандино Г.Е.Н.
    7 декабря 2018 г. 18:17

    DARWINews. Приквел Санты Барбары: каменный век.

    Приквел Санты Барбары: каменный век.Недавно изученные последовательности ДНК девушки из Денисовой пещеры подтверждают, что люди издавна (если не всегда) предпочитали самых разнообразных брачных партнеров.Съемка: Дмитрий ОльшанскийМонтаж: Полина Гегельская Неиссякаемая пещера Шанидар.Одна из самых известных своими уникальными находками неандертальцев пе...
    3261
    Сандино Г.Е.Н.
    5 декабря 2018 г. 13:39

    Случай на Женевском озере.

    В летнюю ночь 1918 года, неподалёку от маленького швейцарского городка Вилльнев, рыбак, плывший в лодке по Женевскому озеру, заметил на воде какой-то странный предмет. Приблизившись, он различил кое-как сколоченный из брёвен плот; находившийся на на нём голый человек пытался продвинуться вперёд при помощи доски, заменявшей ему весло. Удивлённый рыбак подъехал к плоту,...
    6795
    Сандино Г.Е.Н.
    2 декабря 2018 г. 13:59

    Нуарный дневник [Обвинение Жертвы I Эффект Китти]

    Ко мне в руки попал видеодневник из какой-то мрачной комикс-вселенной. А нет, погодите-ка... "Когда человек хотя бы раз видит черную изнанку общества, он больше никогда не обернется к ней спиной" Re:Сами Виноваты.  ...
    2138
    Сандино Г.Е.Н.
    2 декабря 2018 г. 10:36

    Ошибка Дарвина.

    «Я уверен, что в этой книге вряд ли найдется хоть один пункт, к которому нельзя подобрать факты, которые приводили бы к прямо противоположным выводам, чем факты, найденные мною. Истинный результат может быть получен только при тщательном подсчете и сопоставлении фактов и доводов как «за», так и «против». А это пока невозможно».Чарльз Дарвин, 1859. Предисловие к «Проис...
    3841
    Сандино Г.Е.Н.
    23 ноября 2018 г. 22:05

    Методы манипуляции в лженауке.

    На парочке ярких примеров изучим методы современных демагогов.МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ в лженауке. Лженаука ощетинилась спецсредствами.В течение ряда лет в России борьбой с лженаукой занимаются в основном энтузиасты, и, хотя нам известны несколько историй, закончившихся судебными разбирательствами, противостояние с мракобесами чаще всего ограничивается переп...
    3873
    Сандино Г.Е.Н.
    23 ноября 2018 г. 13:08

    Последние дни большевизма.

    К нашим читателям.К вам, родные станичники, к вам, наши братья крестьяне, и к вам, все русские люди, проживающие на войсковой территории, или по соседству с нею, обращаемся мы с нашими словами.Мы начинаем выпускать в свет свою казачью газету, искренне желая служить вам всем, по мере сил наших, давая вам правильные и правдивые сведения о том, что происходит сейчас на р...
    6889
    Сандино Г.Е.Н.
    21 ноября 2018 г. 11:18

    Ёжик читает. Теория эволюции и абиогенез.

    А.Аристотель. О происхождении животных. Изданием произведения Аристотеля «О возникновении животных» издательство продолжает публикацию биологических произведений «величайшего мыслителя древности» (Маркс), начатую Биомедгизом (выпустившим сочинение «О частях животных», 1937) и Соцэкгизом (выпустившим сочинение «О душе», 1937). Эти биологические произведения Аристотеля ...
    9555
    Сандино Г.Е.Н.
    20 ноября 2018 г. 21:26

    DARWINews. Золотой мамонт найден в России.

    Золотой мамонт найден в России.Летом 2018 года на Новосибирских островах была обнаружена уникальная замороженная туша мамонта необычной окраски. Рассказывает палеонтолог Дарвиновского музея Ярослав Попов.Съемка: Дмитрий ОльшанскийМонтаж: Полина Гегельская #ПАЛЕОХОЛМС. Мастодонзавр: наблюдение и анализ.Об ископаемых земноводных, дедукции и не тольк...
    4952
    Сандино Г.Е.Н.
    24 октября 2018 г. 07:43

    Предшественники Дарвина в России. Дмитрий Иванович Соколов.

    К числу ранних эволюционистов додарвиновского времени надо отнести также геолога 30—40-х годов Д. И. Соколова. Дмитрий Иванович Соколов (1788—1852) в свое время пользовался большой известностью как заслуженный профессор Горного института и Петербургского университета, прекрасный лектор и автор первого русского учебника геологии. В настоящее время деятельность Соко...
    3717
    Сандино Г.Е.Н.
    23 октября 2018 г. 08:05

    Медузы поставили эволюционистов в тупик.

    Медуза с 24 глазами поставила эволюционистов в тупик В Австралии обнаружена медуза, существование которой противоречит традиционным представлениям об эволюции. Чрезвычайно сложные органы зрения могли бы сделать ее одним из самых "зорких" живых существ, если бы животное обладало достаточно развитой нервной системой.Медуза — половая фаза жизненного цикла ...
    5024
    Сандино Г.Е.Н.
    22 октября 2018 г. 08:38

    Коковин Евгений Степанович.

    Евгений Степанович Коковин родился 9 января 1913 года в многодетной семье потомственного моряка Степана Андреевича Коковина, квартировавшего в здании флотского полуэкипажа в Соломбале. Отец Евгения всю жизнь отдал морю, плавал на шхунах и ботах, ловил рыбу и добывал морского зверя в Белом и Баренцевом морях, ходил на Новую Землю и на Шпицберген. Свою любовь к морскому...
    3464
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика