• РЕГИСТРАЦИЯ

Влияют ли компьютерные игры на уровень агрессии

2 1444

Что не так с паникой вокруг компьютерных игр и чего на самом деле стоит бояться? 

Наталия Богачева — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Выступит на GEEK Picnic в Краснодаре, который пройдет 14-15 сентября.

Киберпсихология — область науки, которая исследует цифровые средства коммуникации. К ним, в частности, относят и компьютерные игры. Уже более 30 лет не утихают споры о влиянии таких игр на психику человека. Особенно общественность озабочена проблемой насилия и других антисоциальных компонентов большинства популярных игрушек.

Наталия Богачева давно изучает эти вопросы. Она рассказала стоит ли волноваться, если ребенок много играет за компьютером, как в действительности «стрелялки» влияют на агрессивное поведение в реальности и о многом другом.

Истерики, агрессия и проблемы воспитания

Компьютерные игры вызывают у детей и подростков сильные эмоции — в том числе гнев и агрессию. Они могут кричать, ругаться матом, если что-то идет не так. Со стороны это выглядит как истерика. О чем говорит такая реакция?

Активные игры действительно повышают уровень возбуждения нервной системы. Это естественно. Но, мне кажется, тут «слиплось» много вещей: статьи в СМИ, ролики с детьми, которые бьются в истерике… Словом, страшилки. А я терпеть не могу страшилки про «игры как наркотики» и готова развенчать подобные заблуждения с позиции современной науки.

Думаю, реакция человека на компьютерную игру — и вообще на все, что он делает, — обусловлена, с одной стороны, особенностями его эмоциональной сферы, а с другой — тем, как он воспитан. Вас подрезали на машине. Кто-то остановится и пойдет скандалить, а кто-то сразу успокоится. Наши реакции связаны и с индивидуальными особенностями. Истерика ребенка во время игры похожа на истерику в магазине, когда родители отказываются что-то купить. Не надо винить стрелялки или футбольные матчи: то, как мы себя ведем, — результат нашего предыдущего опыта и семейного воспитания.

Получается, компьютерная игра — такой же триггер, как любая другая бытовая ситуация?

Не любая, но та, которая связана с получением эмоций, — походы на стадионы, в кино и так далее. Впрочем, когда человек играет в компьютерную игру, вовлеченность выше: он не просто наблюдает, он сам действует. При этом я не думаю, что персональная вовлеченность настолько сильно меняет опыт.

Следует ли детям избегать такой вовлеченности?

Если ребенок не совсем адекватно реагирует на компьютерные игры, есть повод задуматься. Возможно, обратиться к психологу или психиатру. Неадекватные реакции на игры могут быть симптоматикой другого нарушения. Например, синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство контроля за своим поведением становится причиной массы проблем в жизни, и в данном случае компьютерные игры могут выявлять симптомы СДВГ. Но, конечно, не создавать их в отсутствие других предпосылок.

Для маленьких детей стоит ограничивать эмоциональные игры, поскольку они могут привести к нарушениям режима.

В сети регулярно появляются истории о том, что дети играют в приставки, «залипают» в телефоны и теряют всякий интерес к общению в реальности, отдаляются от семьи.

Думаю, истории про «отдаляются от семьи» освещают очень однобоко. Нельзя просто взять и отдалиться от родителей, если к тому нет предпосылок. Почему мы не задаем важный вопрос: что делают родители, раз ребенок все время проводит за игровой приставкой?

Помните, была история про девушку, которая играла в одну популярную сетевую игру несколько суток без перерыва и в итоге умерла? Она погибла от нервного, физического истощения (возможно, были проблемы с сердцем). Никто не знал, что она долго не вставала из-за компьютера. Это проблема только человека? Или тех, кто был рядом с ней, но ничего не сделал? Многие беды случаются при банальном попустительстве родителей. Они не обращают внимания на детей. В компьютерные игры люди часто уходят из-за проблем с семьей, школой, работой. В этом смысле жизненные проблемы зачастую первичны: не игры провоцируют уход от реальности, а реальность становится неприемлемой.

Есть исследования, которые, впрочем, показывают двустороннюю связь. Импульсивные дети не могут бросить игру и чем больше играют, тем импульсивнее становятся. Но есть и работы, которые рассматривают игры как способ терапии. Допустим, ребенок не может сосредоточиться, это мешает обучению. А компьютерные игры созданы так, чтобы постоянно привлекать внимание человека. Если делать сессии под контролем психолога и родителей, компьютерные игрушки могут научить ребенка фокусироваться.

Можно и нужно ли ограничивать количество времени на компьютерные игры для детей?

Если мы ответственные родители и у нас маленький ребенок, то наша задача — следить за его физическим и эмоциональным состоянием. Ребенок плохо спит? Надо сдвинуть время игры, ограничить, но не запрещать все и сразу, усугубляя разногласия. Забывает поесть? То же самое.

Цензура, Фрейд и стрельба в школах

Могут ли игровые особенности поведения перейти в реальную жизнь? Например, спровоцировать желание пойти стрелять по живым людям или разбить машину?

Это дискуссионный вопрос. Не начнет ли человек вести себя как персонаж игры? Обычно все исследования сводятся к знаменитой резолюции Американской психологической ассоциации по агрессии в играх. В ней говорится о негативном влиянии гейминга на человека. Главный идеолог этой истории — психолог Крейг Андерсон. В 2013 году более двухсот ученых подписали открытое письмо за отмену этой резолюции, потому что она недостаточно подкреплена научной базой. Однако документ по-прежнему действует и был обновлен как все еще актуальный в 2015-м.

На эту тему много споров, и без основ психологии тут не разобраться. Скажу так: тот, кто захочет доказать, что агрессия из игр переходит в реальность, сможет это сделать, используя научные публикации. И тот, кто захочет доказать обратное, — тоже. Чаще всего работы, утверждающие, что игры опасны, основываются на исследованиях Андерсона и его сторонников.

Многие ссылаются на теорию Альберта Бандуры: этот психолог изучал, как люди меняют поведение в зависимости от происходящего вокруг. Если в обществе поощряется насилие, мы ведем себя определенным образом. А положительный герой в играх, как правило, самый главный убийца.

Есть и противоположные теории, основанные на фрейдизме: агрессия естественна для человека, она требует выплеска в любом случае. Игры просто дают такой выплеск.

В общем, чтобы установить связь, надо провести эксперимент. Никакие другие исследования ничего не доказывают. Только его невозможно провести: это неэтично. Ученым нельзя провоцировать агрессию ради науки. Были, конечно, попытки: испытуемые играли, а потом «наказывали» других людей с помощью громких звуковых сигналов. Но можно ли считать это показательным? Даже маленькие дети способны отличить реальное наказание от звукового сигнала. Потому к работам Андерсона и его последователей есть недоверие. Если бы игры вели к агрессии, статистика бы менялась соответственно: в США множество детей и подростков играют, но там с 90-х годов прошлого века падает число насильственных преступлений, совершаемых подростками. В России такой статистики пока нет.

И нет однозначного ответа на вопрос. Думаю, вполне нормально, что Американская психологическая ассоциация настаивает на установлении возрастного ценза и призывает контролировать, что именно мы показываем той или иной возрастной группе. Но неправильно развивать теорию заговора и вешать всех собак на игры, когда существует масса других факторов, влияющих на насилие в реальности. Профессор психологии Кристофер Фергюсон говорит, что насилие в семье перевесит любой из них. Кроме того, он приводит пример: в Америке после выхода очень популярной агрессивной игры типа GTA в течение месяца падает количество насильственных преступлений. Люди выплескивают негатив и меньше впутываются в неприятности. Какую сторону принять? Мне лично компания Фергюсона ближе.

Если говорить о гонках — это отдельный блок исследований. Общий вывод: агрессивное вождение в играх может менять стиль вождения у подростков (в США права получают с 16 лет). Для других возрастных категорий риск не выявлен.

Многие считают компьютерные игры опасными с точки зрения агрессии, но мало кого беспокоят офлайновые военизированные игры типа пейнтбола или лазертага. В целом можно ли сравнивать эффект от цифровых и «реальных» игр?

Игры влияют по-разному. Задействованы разные области мозга. Но существует общий знаменатель. Если игровая активность спровоцировала что-то, она — триггер, а не причина. Связи преступлений с играми нет. Есть люди с расстройствами психики, которым вообще стоит избегать агрессивных активностей.

Возьмем тему стрельбы в школах в США: там это очень серьезная проблема. Люди имеют доступ и к играм, и к оружию. Есть отчет секретной службы США, который показал, что за анализируемый период только 12% стрелков интересовались играми с элементами насилия. Но 24% интересовались книгами про насилие, 27% — фильмами про насилие, и 37% проявляли интерес к насилию в собственном творчестве (писали стихи, поэмы, дневники).

Меняющие реальность

Существует мнение, что компьютерные игры размывают понимание реальности. Можно сохраниться, например. Влияет ли это на психику?

Ученые Шерил Олсон и Лоуренс Катнер опубликовали работу и выложили в сеть карикатуру на самих себя с подписью «Мы сделали нечто невероятное для психологии: пошли и спросили у детей, что они думают». Это правда — они опросили более 1000 подростков и их родителей. Выводы простые: дети как минимум от 10 лет прекрасно понимают, что игра — не реальность. Может быть, только совсем маленькие не понимают.

Есть интересные эффекты: опыт, возникающий у игроков, который их напугал или удивил. Был отзыв человека, который 36 часов просидел в игре «Майнкрафт» и, когда лег в постель, не смог уснуть. Шкаф в комнате стоял неровно по сетке. Другой написал, что едва не попал под автобус, испугался, а потом подумал: «Перезагружусь, все будет в порядке».

Так что любое экстремальное игровое поведение влияет на психику человека. Но эффект краткосрочный и проходит после прекращения игры.

Можно ли говорить о позитивных эффектах компьютерных игр? Какие они?

Группа под руководством Дафни Бавелье исследует такие эффекты (помимо прочего). Судя по всему, именно активные игры могут быть полезны. Есть даже научная статья о том, как игра Portal 2 реально развивает пространственное мышление и ряд других функций мозга, а предназначенная как раз для этого Lumosity не дает вообще никакого эффекта.

По стратегиям исследований меньше, но все они в позитивном ключе. Такие игрушки улучшают нейропластичность, к примеру. У геймеров зрительное внимание лучше распределяется. Они могут отслеживать больше движущихся объектов. Прокачивается память.

С другой стороны, цифровые технологии провоцируют нас на многозадачность. Переписываться, играть и одновременно смотреть фильм — уже норма. Это плохо для нервной системы. Но компьютерные игры позволяют лучше справляться с многозадачностью.

В чем именно вред для нервной системы?

Нагрузка неоправданно возрастает (по крайней мере, на этом настаивает Гэри Смолл) По факту многозадачность — это task-switching, быстрое переключение между разными делами, что приводит к трате больших ресурсов нервной системы просто на то, чтобы прервать одну деятельность и начать другую. В контролируемых условиях это может быть даже полезно, но если систематически создавать многозадачность, особенно для детей и подростков, у которых еще не до конца сформировалась нервная система — можно потенциально получить психоастению, проблемы с утомляемостью и т.д.

Многозадачность не помогает нам, не экономит время. На переключение между процессами уходит куча ресурсов, потеря времени достигает 40%. Хотя в резюме принято писать, что ты многозадачен. К сожалению, считается, что работодатель это хорошо расценивает.

Резюмируя: позитивные эффекты есть. Они не всегда полезны и чаще всего недолговечны. Я вообще не рекомендую делать из компьютерных игр ментальный тренажер. Но главное, что надо понимать: игры не разваливают мозг. От них либо нет никакого эффекта, либо он позитивный.

Игровая зависимость, чувство вины и стереотипы

Что дают человеку и что у него отнимают технологии компьютерных игр?

Если человек систематически выбирает компьютерные игры вместо социальной или физической активности, это скорее плохо. Все зависит от ситуации. Для людей с ограниченными возможностями компьютерные игры — потрясающая возможность разнообразить опыт, пообщаться.

Когда можно говорить о реальной зависимости и что с ней делать?

Многопользовательские ролевые игры в сети чаще всего вызывают зависимость. Для удержания внимания пользователей есть много приемов. Такая игра продолжает развиваться, пока ты спишь, — там происходят события, меняется мир, взаимоотношения между игроками. Это становится сильной мотивацией, чтобы проводить там много времени. Еще крючки: возможность получить редкий приз. Потому люди бесконечно долбят монстров или открывают платные сундуки (это, кажется, основная фишка мобильных игр).

С 1 января 2022 года зависимость от видеоигр будет официально признана заболеванием согласно проекту МКБ-11. Он вступит в силу для всех стран — партнеров Всемирной организации здравоохранения. Прописаны четыре диагностических критерия:

Нарушение контроля за своим игровым поведением (например, человек перестает спать, есть, ходить на работу).

Игра начинает занимать ведущее положение в мотивационном плане: все мысли — только о ней.

Поведение сохраняется или усиливается, даже когда наступают негативные последствия (уходит жена, увольняют).

Такое поведение наблюдается хотя бы в течение года.

В то же время есть люди, которые настороженно относятся к признанию игровой зависимости заболеванием. Да, у некоторых геймеров симптомы сильно выражены, но зачастую родственники просто преувеличивают.

Подчеркиваю: только психиатр вправе ставить такой диагноз. Это расстройство наряду с депрессией, булимией и так далее. Психологи тоже могут работать с зависимостями, но лечить сможет только психиатр. Лечение, возможно, будет таким же, как и при депрессивных расстройствах.

Даже если человек просто часто играет, общество не одобряет подобное поведение. В итоге он испытывает чувство вины. Почему так происходит?

Постоянное прививание чувства вины по любому поводу в России сильно развито. Съел гамбургер, полежал перед телевизором, не дочитал книгу — испытал чувство вины. Это деструктивно. Ты нормально учишься, работаешь, поддерживаешь социальные связи и общаешься с семьей? Не надо испытывать чувство вины по любому поводу.

Если игры не разрушают жизнь — это просто обычное хобби. Понятно, что критерии разрушения жизни субъективные. Жена жалуется на пристрастие мужа к играм. Мать ругает сына. Так возникает чувство вины.

Именно потому, что критерии «разрушений» настолько специфические, многие выступают против включения зависимости от компьютерных игр в список ВОЗ. Появятся возможности для злоупотреблений.

Тем более что аддикции могут возникать от любых занятий — к примеру, трудоголизм. Хотя никто в телевизоре не говорит, как вредно быть трудоголиком. Есть зависимость от спорта, от отношений с другим человеком (у женщин особенно часто бывает: муж уехал на рыбалку — жизнь закончилась). От религии даже. Просто есть зависимости, которые социально одобряемы. Игровая — социально неприемлема.

Как бы то ни было, согласно Фергюсону, подобной аддикции подвержены около 1% игроков.

Источник 

    Мариупольцы: "Лучше бы нас освободила Беларусь!"

    "Спасите от таджиков!" Город затопило нашествие. Местные уже задумываются - А что лучше? Раньше или сейчас? Мое отношение к Александру Григорьевичу - неоднозначное. Никогда не забуду, ка...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      sanyok092 10 февраля 2022 г. 09:55

      Распространенные мифы о Средних веках

      Благодаря кинематографу у многих укоренилось мнение, что Средневековье – это максимально дикое время, когда люди были глупыми и необразованными, ходили в каких-то обносках, выливали помои на улицу прямо под ноги прохожим, ели что попало и умирали не доживая до 40 лет. В действительности все было совсем не так. Кому проще смотреть - вот видео, ком...
      451
      sanyok092 13 июня 2021 г. 15:33

      В Литве за год увеличился объем грузоперевозок

      В IV квартале 2020 года всеми видами транспорта в Литве было перевезено 42,2 млн т грузов, что на 8,2% больше, чем в тот же период 2019-го.По сравнению с 2019 годом в IV квартале 2020-го грузовые перевозки литовскими авиалиниями увеличились в 3,2 раза, автомобильным транспортом – на 10,5%, морским транспортом – на 7,4%, железнодорожным транспортом – на ...
      1386
      sanyok092 13 июня 2021 г. 13:45

      Аналитики выяснили самые популярные виды активного отдыха у россиян

      Парашютному спорту и бейсджампингу отдают предпочтение лишь 4% респондентовАналитики выяснили, что топ активных видов отдыха у россиян возглавляют восхождения и треккинг, - об этом заявили 16% опрошенных.RT со ссылкой на результаты исследования пишет, что на втором месте по этому показателю расположились конные прогулки (14%). Замыкают ТОП-3 сплавы (раф...
      277
      sanyok092 8 июня 2021 г. 19:52

      Самые опасные растения мира, от которых лучше держаться подальше

      В мире есть множество растений, выглядящих безопасно и даже мило. Но будьте осторожны с тем, что можно потрогать или попробовать на вкус — существуют растения, которые способным убить за считанные часы или от одного лишь соприкосновения с ними причинить страшную, нестерпимую боль, которая может длится очень продолжительное время. Перед вами — самые опасные растения ми...
      468
      sanyok092 26 мая 2021 г. 04:32

      Стало известно, почему России нужен автодорожный мост из алюминия

      Многие знают, что алюминий нередко называют «крылатый металл» — именно из него делают фюзеляжи и крылья самолетов. Однако, легкий и выносливый сплав можно применять не только в авиации и военной промышленности, но и при строительстве зданий и городской инфраструктуры. Рассказываем, чем знаменит завод КраМЗ в Европе, и как Россия сегодня только приходит ...
      475
      sanyok092 25 мая 2021 г. 14:20

      Врач-офтальмолог рассказала, на что следует обращать внимание при покупке солнечных очков

      Врач-офтальмолог высшей категории Татьяна Шилова рассказала, что при покупке солнечных очков следует обращать внимание не только на то, насколько темными они являются. Эксперт подчеркнула, что "полностью черные", но пропускающие ультрафиолет очки могут быть вредны для глаз, поскольку это препятствует такой естественной защите, как сужение зрачков.Шилова...
      271
      sanyok092 25 мая 2021 г. 10:03

      Стали известны планы россиян на отпуск

      Большинство россиян этим летом планируют отправиться в отпуск в августе.В опросе участвовали несколько тысяч жителей России. Более половины из них (54 процента) заявили, что не собираются в отпуск этим летом. Около четверти опрошенных (26 процентов) отправятся в отпуск в июне. Еще 35 процентов респондентов планируют отправиться отдыхать в июле. Самым по...
      540
      sanyok092 24 мая 2021 г. 04:43

      Стали известны признаки банка, который вот-вот лопнет

      Существует ряд признаков, указывающих на то, что банк в скором будущем может прекратить свою деятельность. Основными из них являются получение предписания от Центробанка, неправдоподобно высокие процентные ставки, предлагаемые банком по вкладам и счетам, резкое ухудшение позиции банка в кредитном рейтинге, а также некоторые другие. Об этом рассказала ве...
      355
      sanyok092 17 мая 2021 г. 00:19

      Hugo Boss запускает интернет-магазин в России

      Hugo Boss вышел в онлайн-ритейл еще двенадцати стран, пишет Retail Detail. Немецкая модная компания рассчитывает удвоить онлайн-оборот за два года.Компания Hugo Boss продолжает расширять географию своего интернет-магазина. Бренд появился в онлайн-ритейле еще двенадцати стран: Бахрейн, Египет, Эстония, Кувейт, Латвия, Литва, Оман (государство на Аравийск...
      546
      sanyok092 14 мая 2021 г. 17:45

      Специалисты рассказали, является ли документ с электронной подписью оригиналом

      Документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручно. При этом обязательным является наличие соответствующего соглашения между участниками электронного взаимодействия. Об этом говорится в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Если электрон...
      544
      sanyok092 14 мая 2021 г. 02:27

      Россияне стали больше покупать игрушек для детей

      Локдаун и ограничения привели к перераспределению расходов семейных бюджетов: люди были вынуждены сидеть дома и в результате стали тратить больше на товары для дома, бытовую электронику, технику для удаленной работы, а также игрушки. К таким выводам пришли эксперты агентства NPD Group. За 2020 г российский рынок вырос на 1,5%, в Европе за этот же период...
      319
      sanyok092 10 апреля 2021 г. 14:21

      Эти исторические достопримечательности были уничтожены людьми за последнее столетие

      Большинство людей при виде артефактов испытывает благоговейный трепет, не говоря уже об историках и археологах, которые в прямом смысле слова сдувают с древних предметов пылинки.Но существуют люди, которых особо не волнует ценность артефактов для истории и культуры.И когда такие невежды сталкиваются с реликвиями, последние в некоторых случаях не переж...
      502
      sanyok092 27 марта 2021 г. 00:39

      Анастасия Ивлеева на свое 30-летие получила подарков на несколько миллионов рублей

      Подарки, которые получила телеведущая и блогер Анастасия Ивлеева на свое 30-летие, в общей сложности стоили несколько миллионов рублей. Некоторые из них она показала в Instagram.«Это та вещь, которую я буду носить с абсолютной гордостью. Это вещь, которая будет передаваться из поколения в поколение в моей семье», — говорила Ивлеева, комментируя подаренн...
      591
      sanyok092 24 марта 2021 г. 20:18

      Ростовская область в прошлом году показала один из лучших результатов по привлечению инвестиций

      Ростовская область в прошлом году показала один из лучших результатов по привлечению инвестиций среди российских регионов: объем капиталовложений в донскую экономику вырос на 6,2%. Об этом пишет газета «Молот». Среди ключевых регионов ЮФО это лучший показатель, обусловленный наращиванием активности в инфраструктурных отраслях.В общей сложности на развит...
      235
      sanyok092 23 марта 2021 г. 22:59

      Специалисты рассказали о разрушительном влиянии майнинга биткоина на климат

      Объем выбросов углекислого газа, поступившего в атмосферу из-за майнинга биткоина, на сегодняшний день составляет от 37 до 70 миллионов тонн, заявил РИА Новости руководитель проектного направления Инфраструктурного центра EnergyNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Борис Бокарев."Климатический след от майнинга биткоина составляет от 37 до 70...
      403
      sanyok092 20 марта 2021 г. 20:23

      Жители Крыма и Донбасса подали в ЕСПЧ восемь тысяч жалоб против Киева

      Жители Крыма и Донбасса подали в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) восемь тысяч жалоб против Киева, сообщил замглавы украинского Минюста — уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина.По его словам, в общей сложности против Украины написали 10,5 тысячи заявлений."Это со всей страны. Из них восемь тысяч — это Крым и Донбасс. Из этих восьми тысяч с...
      267
      sanyok092 19 марта 2021 г. 18:26

      Самые дорогие блюда, которые вы скорей всего никогда не попробуете

      Хотя вы вряд ли попробуете представленные в этом списке блюда, давайте все же узнаем, сколько готовы потратить люди, чтобы ублажить свой желудок.  1. Самые дорогие пельмени Самые дорогие пельмени можно отведать в районе Бронкса в ресторане «Golden Gates». Их особенность заключается в том, что в их состав, помимо телятины, лосятины и ...
      3605
      sanyok092 18 марта 2021 г. 20:03

      Роман Абрамович в 2021 году получит новую 145-метровую яхту Solaris

      Миллиардер Роман Абрамович в 2021 году получит новую 145-метровую яхту Solaris, сообщает Forbes со ссылкой на источники на яхтенном рынке. По данным издания, судно строится на немецкой верфи Lloyd Werft.На этой же верфи в 2010 году для бизнесмена была построена 115-метровая экспедиционная яхта Luna. Позже она была продана частному инвестору Фархаду Ахме...
      495
      sanyok092 17 марта 2021 г. 02:12

      Стало известно, как будет выглядеть купол над руинами Королевского замка

      Над руинами Королевского замка перед Домом Советов в Калининграде установят укрывающие конструкции. О начале разработки проекта пишет пресс-служба регионального правительства.Проектированием укрывающей конструкции над западным раскопом руин Королевского замка занимается «НПЦ по охране памятников», подведомственное Службе государственной охраны объектов ...
      420
      sanyok092 16 марта 2021 г. 16:45

      Россияне в прошлом году потратили 1,2 млрд долларов на мобильные игры

      Аналитическое агентство App Annie опубликовало подробную статистику рынка мобильных устройств и приложений в 2020 году.Так, расходы пользователей на мобильные приложения и игры в 2020-м выросли на 25% и составили 112 млрд долларов. Траты жителей России при этом составили 1,2 млрд долларов. Общее количество скачиваний мобильных приложений поднялось на 10...
      368
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика