Пока российских педиатров не просят выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но похоже, это счастливое время не за горами. В России в 2016 году киберспорт официально был признан спортивной дисциплиной, а с зимы 2018-го мы начали присваивать разряды, например, мастера или кандидата в мастера по киберспорту. Все это ставит новые вопросы и вызовы медицинскому сообществу. О реакции врачей на стремительный рост империи киберспорта мы поговорили с педиатром, кандидатом медицинских наук Марией Корневой.
- Насколько стремительно меняется мнение медицинского сообщества о вреде компьютерных игр?
- Компьютерные игры пришли в нашу жизнь достаточно давно, но до последнего времени у детских врачей не было повода сомневаться в необходимости ограничения времени взаимодействия ребенка с компьютером. Но прямо сейчас наступила новая эра, которая штурмует классические представления о пользе и вреде компьютера для детей.
- Почему?
Школьники проводят все больше и больше времени за компьютерами, у них вся жизнь там. Они выполняют школьные тесты и олимпиады, создают проекты, презентации, занимаются в кружках по программированию. Что уж говорить о компьютерных играх, к которым неминуемо тянет каждого ребенка ( https://sport-in.ru/article/ki... ) И вот теперь официальное признание киберспорта полностью узаконило чрезмерное потребление компьютеров. Все это превратило слова детских врачей, что "необходимо ограничивать ребенку время за компьютером" в пустой звук. Хорошо это или плохо - пока не знаю. Но уже однозначно можно говорить: у мирового медицинского сообщества нет методов борьбы против настоящей империи киберспорта с многомиллионными доходами и гигантской аудиторией.
Мария Корнева, кандидат медицинских наук, педиатр с 22-летним стажем
- Насколько часто к вам приходят родители и жалуются: мой ребенок все время сидит перед компьютером?
- На приеме у педиатра родители озвучивают подобные жалобы постоянно. Естественно, они волнуются, не наносит ли компьютер вреда детскому здоровью. Пока мы не сталкиваемся с просьбами родителей выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но, вероятно, это время не за горами.
- И что же нам делать?
- В первую очередь, надо понимать вот что: в настоящее время нет полного понимания физических и психо-неврологических изменений, которые происходят в организме ребенка при длительном взаимодействии с цифровыми технологиями, в частности, с компьютерной игрой. Сейчас только ведутся исследования в области когнитивной психологии и нейронауки. Да, есть работы, свидетельствующие о положительном влиянии ряда компьютерных игр на умственные способности ребенка.
- Но, видимо, есть и прямо противоположные исследования?
- Точно. Например, Марк Д. Гриффитс - английский психолог, профессор Ноттингемского университета, один из ведущих мировых специалистов по изучению поведенческой и игровой зависимости в своих работах поднимает много интересных проблем. Он утверждает, что как на психологическом, так и на поведенческом уровне азартные игры и видеоигры имеют много общего. Механизм получения удовольствия ("вознаграждения") при этих играх совершенно другой, чем, например, при занятии классическими видами спорта. Он более возбуждает нервную систему и потенциально ведет к формированию зависимости. Кто хочет разобраться, может почитать про дофаминергический механизм получения удовольствия нашим мозгом.
- Противники видеоигр и киберспорта кричат о том, что “стрелялки” сильно калечат детскую психику.
- Могу подтвердить это большим числом исследований. Они связывают злоупотребление играми с такими расстройствами, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, тревожное расстройство, депрессия, повышенная агрессия и психоз. Патологический гейминг был включен в раздел III последнего издания Американского диагностического и статистического руководства по психическим нарушениям DSM-5 под названием Internet gaming disorder. Пока еще не как заболевание, но как состояние, требующее внимания и изучения. Врачи и исследователи всего мира всерьез озабочены проблемой по предотвращению чрезмерного игрового поведения в уязвимых группах населения, в первую очередь, среди детей. Но при этом страшно рады тому, что киберспортивное сообщество является отличной модельной средой и поставляет концентрированный материал, на котором можно исследовать влияние компьютерных технологий на мозг человека.
- Еще раз: я правильно понимаю, что исследования противоречивы? Одни говорят, что компьютеры развивают мышление, а другие, что от них один вред.
- Да. Пока я скажу так: если кто-то вас будет убеждать в исключительной полезности компьютерной игровой деятельности для вашего ребенка, вы должны включить критическое мышление. Помните, что доказательных научных работ на этот счет никак не больше, чем тех, которые указывают на негативное влияние чрезмерного гейминга. Слишком молод еще этот вид спорта, чтобы делать какие-то кардинальные выводы. Это нам не легкая атлетика со времен Древней Греции или шахматы с тысячелетней историей.
Киберспорт - это многочасовое, напряженное и по большому счету, малоподвижное взаимодействие с компьютером. Мы сами с вами прекрасно представляем, как чувствуем себя после рабочего дня. Поэтому какие бы выдающиеся когнитивные (мыслительные) способности мы в ходе этой деятельности не развили у ребенка, следует внимательно взвесить все "за" и против" погружения в эту деятельность.
- Представим, что ребенок уже занялся киберспортом. К чему готовиться родителям?
- В первую очередь, к низкой двигательной активности ребенка, следите за этим! Да, в фотоотчетах с киберспортивных соревнований мы видим некоторых ребят с телосложением культуристов. И сейчас ведущие киберспортсмены уделяют очень много внимания физическим упражнениям, чтобы восстановиться после нагрузок и улучшить кровоснабжение всего организма. Но это, скорее, аргумент в пользу классической физкультуры, которая дает киберспортсменам возможность функционировать на более высоком уровне.
Наш организм эволюционно устроен так, что для гармоничного развития ребенку нужна значительная физическая активность, в ходе которой созревает нервная система, да и все основные системы детского организма. Имейте в виду, что карьера профессионального киберспортсмена мимолетна. Пик активности и высших достижений здесь - это 19-20 лет. А годы активных многочасовых тренировок как раз приходятся на детско-подростковый период, когда идет активное формирование нервной системы.
- Итак, хотим мы этого или не хотим, а киберспорт официально признан Министерством спорта России, по нему можно получить спортивный разряд, а в Российском государственном институте физической культуры, спорта и туризма открыт факультет «Теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий». Это хорошо?
- Да, перевод киберспорта на официальный уровень и применение к нему требований классического спорта имеет положительные моменты. Это обеспечит, во-первых, обязательный медицинский контроль за физическим и психическим состоянием игроков с разработкой программ реабилитации и соблюдения оптимального режима тренировок, не вредящих здоровью в целом. Далее позволит контролировать психическое здоровье геймеров, проводить психологическое консультирование. Ну и позволит ввести полный запрет на применение допинга. И тогда поживем – увидим! Если профессиональные киберспортсмены согласятся соблюдать эти дисциплинарные основы классического спорта, при этом не снижая накала борьбы, тогда, наверное, в ближайшем будущем мы сможем увидеть идеальных людей новой эры когнитивных спортсменов – с выдающимися умственными способностями, здоровыми телами и психикой.
Оценил 1 человек
1 кармы