• РЕГИСТРАЦИЯ

ВЕЛИКИЙ БОГ ОХОТЫ

1 1282

Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать — у него сотни, тысячи имен. Такие боги, обожествленные предки или животные, с незапамятных времен были у различных охотничьих племен в разных частях земного шара.

Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя или род вырабатывали представление о своем более или менее индивидуальном божестве или духе. Вера в них характерна для коренных народов во всех частях света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге охоте как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времен и народов.

За основу мы возьмем древнейшее изображение фантастического существа, определенно имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во всяком случае к духовному миру первобытных охотников.

Во Франции есть знаменитая пещера Ле-Труа-Фрер (Три Брата — названная в честь открывших ее трех сыновей графа Бешуана). В ней сохранились загадочные изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них выделяется один образ, получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка зверей».

В нем соединены черты человека и нескольких животных. У него рога и уши оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы, лошадиный хвост и человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и находящийся не совсем на своем месте.

Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный художник со знанием дела отразил характерные особенности человека и животных, стремясь выразить определенную идею. Странное соединение черт, не встречающееся в природе, безусловно рождено силой воображения и какими-то мыслями и эмоциями.

Очень показательно уже то, что перед нами образ «комплексный» и не имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто свое собственное как свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором роде вне или даже над природой. Он словно пожелал показать, что человеку свойственны черты самых разных обитателей Земли.

«Все это вместе, — по словам американского ученого и писателя Тома Придо, — создает существо, источающее жизненную энергию, волшебный сплав звериных и человеческих сил».

Такого ли воздействия на зрителей добивался художник? Или он просто шутил, подтрунивая над каким-то охотником? Или изобразил монстра, чтобы запугать соплеменников? Или это — детская страшилка из сказки? Или — наркотическое видение, возникшее во время шаманских камланий?

Такие предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными. Они не учитывают главное: данный художественный образ уникален по выразительности, мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен воплощать какую-то значительную, великую идею.

Есть в той же пещере еще одно изображение подобного типа — так называемая «сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень, молодой бизон (впрочем, похожий и на крупного козла), а за ними — бизон с рогами и хвостом, но стоящий на человеческих ногах. Смысл этой композиции неясен. Предположение, что показан колдун в маске или охотник, замаскированный под зверя, вряд ли убедительно: слишком уж велик бизон, чтобы человек смог надеть на себя часть его шкуры с головой, да еще и притвориться бизоном. То, что можно показать на рисунке, не всегда осуществимо в реальности.

Сказки о превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены едва ли не у всех народов Земли. Каждый из нас слышал и читал их в детстве. Животные в сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов нередко присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трех Братьев запечатлен персонаж древней волшебной сказки.

Надо только иметь в виду, что понятие волшебной сказки появилось и укоренилось сравнительно недавно. В древности люди относились к волшебству с доверием. Они еще не знали четких пределов законов природы, а сновидения толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то, что мы склонны считать волшебной сказкой, некогда было мифом — преданием, выражавшим жизненный опыт племени, его отношение к миру.

Итак, есть основания считать фантастические образы пещеры Трех Братьев мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники. Эти персонажи показывают замечательные качества и возможности великого охотника, способного справиться с любым зверем.

Как художественное и философское обобщение такой образ был вполне оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно справлялись с любыми животными-гигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким быком, огромным пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота была коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические, обожествленные.

В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей, птиц и других животных, приобретая их качества. В то же время он оставался человеком. Так считали охотники-туземцы Африки, Сибири, Юго-Восточной Азии, Австралии, Южной Америки. Отличия были непринципиальны. Если в Сибири преобладали легенды о человеке-олене, то в Австралии почитались люди-кенгуру, а в Африке — люди-леопарды.

Английские исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен отмечали, что тотемические первопредки австралийцев мыслятся одновременно и людьми и животными (реже — растениями). В мифах этих племен, записанных немецким этнографом К. Штреловым, предполагается тождество между животными и человеком, так что можно с одинаковым основанием говорить о кенгуру-человеке и человеке-кенгуру.

Советский этнограф В. Р. Арсеньев изучал быт и нравы африканских охотников на крупных животных. Этих охотников соплеменники считают магами, колдунами («симбон»). Ученый привел слова песни охотничьего племени бамбара (республика Мали):

Человек должен бояться охотника.

Охотник — это ведун,

Он знает деревья, он знает воду,

Он знает зверей, он знает лес…

…Многие носят штаны, но не все они — мужчины.

Много обладателей штанов, но мало мужчин.

Много людей, но мужчины — только охотники.

Охотник олицетворяет единство человека с природой, с животными. Он не только господствует над своей добычей, но и зависит от нее.

«Симбон в глазах его окружения, простых земледельцев, — пишет Арсеньев, — это получеловек-полусверхъестественное существо (аккумулятор, генератор и распорядитель магических сил природы), получеловек-полузверь». Эта характеристика удивительным образом соответствует сути изображения, оставленного древнейшими охотниками в европейской пещере. И то же можно сказать о вере в мистическую суть охоты, представителей различных племен Сибири или Австралии.

Можно согласиться с мнением Арсеньева: «У истоков религиозного сознания превалировало такое представление о мире, когда звери были равны богам, боги — людям, а люди — зверям. Человек в этот период сознавал себя равным с другими компонентами в системе Природы, и на путях ее познания и преобразования он сам создавал богов. При этом он уподоблял свою собственную природу представлению о природе вне себя».

Конечно, убеждение в своей сопричастности, своем единстве с окружающей природой определяет веру в одухотворенность окружающей природы и позволяет человеку жить в согласии с ней.

Но это лишь первый шаг. Мысль человека идет дальше. Он понимает и свое отличие от других созданий природы, свои необычайные возможности. В его сознании возникает образ великого охотника (обычно он ассоциируется с образом мистического предка). И если у одного племени им мог быть человек-бизон, у другого — человек-мамонт (есть и такое наскальное изображение), у третьего — человек-олень или человек-медведь, то у какого-то гениального мыслителя каменного века возникла мысль о слиянии подобных частных образов в единый обобщенный образ Великого Охотника. Это уже сверхчеловек и сверхзверь, а значит, великое божество охоты.

…До сих пор у целого ряда народов, главным образом африканских, сохраняется вера в местных богов или духов. Упоминать о таких божествах, считая их великими, нет никаких оснований. Тем более что пришлось бы говорить более о суевериях, чем о вере.

Образ Великого Охотника — нечто совсем другое. Он был порожден не только фантазией, но и выразил отношение человека-охотника к окружающему миру и своему месту в нем. Это — одна из тех общих идей, которая позволяет говорить о духовном единстве человечества.

Итак, едва ли не первым великим божеством у людей, занимавшихся преимущественно охотой, с древнейших времен было существо, воплощающее в себе человеческие и звериные качества. Оно символизировало единство человека с природой, а также — отчасти — господствующее положение охотника в мире животных, обладание им особой мистической силы. Можно сказать, что в этом случае человек, ясно того не сознавая, поклонялся всему человечеству и всей окружающей природе, в которой он существовал и единство с которой ощущал.

    Оружие для диктатуры

    Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

    «Пока радовались ATACMS»: уникальный украинский завод «Импульс» взлетел на воздух

    В ночь с 19 на 20 ноября в городе Шостка Сумской области раздался сильный взрыв, масштабы которого, судя по появившимся видеоматериалам, намного превышают обычные взрывы ATACMS. Военный...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Серж Иванов 29 января 2021 г. 13:14

      Настоящий полковник!

      https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://m.youtube.com/watch%3Fv%3DVsy2TX_dUrs&ved=2ahUKEwjl3bCV9MDuAhWyw4sKHVRSCZQQjjgwAnoECAwQAQ&usg=AOvVaw39vRth8C5feYkg0wJcJ9GQ...
      277
      Серж Иванов 31 октября 2019 г. 11:45

      Законы которые работают всегда

      ...
      682
      Серж Иванов 30 октября 2019 г. 01:41

      101 ДЗЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

      История 1.Чашка чая.Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже...
      657
      Серж Иванов 13 мая 2019 г. 06:45

      Фундаментальная ошибка Владимира Познера?

      У Павла Шипилина недавно вышла статья о Познере и его высказывании о том, что между русскими и американцами нет разницы, так как мы считаем себя народом-богоносцем, а они-исключительной нацией. И именно поэтому так трудно договариваться с американцами.    А дальше идет пояснение о фундаментальной ошибке Познера, а с ним и либералов. Т...
      1714
      Серж Иванов 29 апреля 2017 г. 03:22

      Застывшая в вечности красота

        ...
      5878
      Серж Иванов 12 января 2017 г. 19:36

      Филология и политика.

      Шокирующее падение уровня грамотности по сравнению с советским периодом вследствие успешной деятельности министерства ликвидации образования стало общим местом, и рассуждать на эту тему скучно. Тут уже давно надо действовать по совету Владимира Владимировича (я имею в виду Маяковского): ваше слово, товарищ маузер. Но в этой вакханалии сетературного олба...
      1085
      Серж Иванов 18 июня 2016 г. 01:08

      ОСИРИС И ИСИДА

      Миф об Осирисе и Исиде — один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвяще...
      2543
      Серж Иванов 18 июня 2016 г. 01:05

      Победы и трагедии Мохаммеда Али

      Кассиус Клей (Мохаммед Али) повторил достижение Джо Луиса, трижды завоевывая звание абсолютного чемпиона мира, однако потерпел за свою карьеру на одно поражение больше. Вместе с тем в отличие от Джо Луиса Мохаммед Али был еще и олимпийским чемпионом.Кассиус Клей, впоследствии принявший имя Мохаммед Али, олимпийским чемпионом был только раз в жизни – на играх XVII Олим...
      1287
      Серж Иванов 18 июня 2016 г. 01:00

      Колизей

      В I веке нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «...римлянам остается только одно – пересели...
      1822
      Серж Иванов 18 июня 2016 г. 00:54

      Китайский "Робин Гуд". Предводитель повстанцев в крестьянской войне в Танской империи.

      ХУАН ЧАО(? — 884)Китайский "Робин Гуд". Предводитель повстанцев в крестьянской войне в Танской империи.Танская империя, приходя в упадок, стала все чаще подвергаться внутренним потрясениям. Едва ли не самым губительным для нее стали не "автономии" местных губернаторов-военачальников и мятежи в императорской армии, а крестьянские восстания. В конце концов они вылились ...
      2808
      Серж Иванов 18 июня 2016 г. 00:41

      КРЫСОЛОВ ИЗ ГАМЕЛЬНА

      Много веков назад в окрестностях небольшого немецкого городка Гамельна родилось предание. Потом оно стало народной песней и обошло всю Германию, его неизменно включали во все сборники народных баллад. С детства саксонские, баварские, вестфальские, тюрингские ребятишки запоминали строки печальной истории:Большая в Гамельне тревога.Крыс развелось там страсть как много.У...
      2276
      Серж Иванов 17 июня 2016 г. 02:35

      СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД НА БАРРИКАДУ. Эжен Делакруа

       В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции». Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои желания. Проис...
      2512
      Серж Иванов 17 июня 2016 г. 02:30

      Самые дерзкие дебютанты

      Во времена Советского Союза сборная страны по хоккею была многократным чемпионом мира, Европы и Олимпийских игр, побеждала на многих других турнирах. Но самые выдающиеся победы она одержала в 1954 и 1956 годах. Впервые участвуя в чемпионате мира, проходившем в 1954 году в Стокгольме, сборная СССР сразу же заняла первое место. Два года спустя советские хоккеисты дебюти...
      1256
      Серж Иванов 17 июня 2016 г. 02:19

      Алеша Попович

      Можно предположить, что образ "меньшого брата" богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича скорее всего собирательный. В русских летописях такой герой упоминается и в самом начале XI столетия, и в его конце, и даже в XIII веке! Все же большинство исследователей истории Древней Руси сходятся на том, что прообразом Алеши Поповича являлся реальный витязь вре...
      1529
      Серж Иванов 15 июня 2016 г. 20:36

      Шок и трепет в еврокурятнике

      Русофобская истерия в странах Европы достигла невиданных величин. Мордор наступает. Русские партизаны на боевых медведях в панцирях готовятся оккупировать Таллин за трое суток. Подводная лодка в надводном положении и на буксире заставляет Швецию и Данию биться в припадке. Горячие натовские парни дрожат при виде косолапого на военных маневрах. Толкиеновские эльфы, хобб...
      1219
      Серж Иванов 12 июня 2016 г. 10:58

      С Днем России!!!

      - Россия является самой крупной страной в мире. Её площадь занимает 17, 125 миллион квадратных километров. - Россия имеет одну границу с 18 странами. - из-за большой протяженности в нашей стране 12 часовых поясов. - леса в России расстилаются на 60 % всей территории. - Россию омывает 12 мо...
      7094
      Серж Иванов 10 июня 2016 г. 01:50

      Откуда взялся Феникс?

      Действительно, почему такая птица есть в древних легендах американских индейцев, у жителей Поднебесной, у обитателей дельты Нила и на Урале? Под какими именами замаскирована она у разных народов, и есть ли у неё реальный прототип? А может быть, «птица-феникс» - это нечто иносказательное, вовсе не связанное с орнитологией? – Систематизируем свои познания, знакомимся с ...
      10447
      Серж Иванов 6 июня 2016 г. 01:03

      Русские былины. Иван - гостиный сын

      В стольном городе во КиевеУ славного князя ВладимираБыло пированье - почестный пир,Было столованье - почестный столНа многи князи, бояра,И на русские могучие богатыри,И на гости богатые.Будет день в половина дня,Будет пир во полупире;Владимир-князь распотешился,По светлой гридне похаживает,Таковы слова поговаривает:- Гой еси, князи и бояраИ все русские могучие богатыр...
      1528
      Серж Иванов 6 июня 2016 г. 00:59

      Русские былины. Добрыня и Змей

      Добрынюшке-то матушка говаривала, Да и Никитичу-то матушка наказывала:- Ты не езди-ка далече во чисто поле,На тую гору да сорочинскую,Не топчи-ка младыих змеенышей,Ты не выручай-ка полонов да русскиих,Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,Та Пучай-река очень свирепая,А середняя-то струйка как огонь сечет!А Добрыня своей матушки не слушался.Как он едет далече во чисто поле...
      1501
      Серж Иванов 6 июня 2016 г. 00:53

      Русские былины. Добрыня и Алёша

      Во стольном городе во Киеве,А у ласкового князя у Владимира,Заводился у князя почестный пирА на многи князя, на бояраИ на все поляницы удалые.Все на пиру напивалися,Все на пиру наедалися,Все на пиру да пьяны-веселы.Говорит Владимир стольно-киевский:- Ай же вы князи мои, бояра,Сильные могучие богатыри!А кого мы пошлем в Золоту ОрдуВыправлять-то даней-выходовА за старые...
      1192
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика