• РЕГИСТРАЦИЯ

Жаловаться власти на общество — последнее дело для художника. Виталий Третьяков о цензуре и обидах мастеров культуры

31 1071

 Виталий Третьяков

http://svpressa.ru/society/art...

Слушая крики о цензуре, которая то ли уже разверзла свои хляби над свободной творческой интеллигенцией России, то ли вот-вот это сделает, задаюсь я вопросами, ответов на которые современные «мастера культуры» не дают и давать не собираются. Почему? Ответы не вписываются в парадигму неприкосновенности «творческой деятельности».

Но вопросы всё-таки задать нужно — крик-то поднялся великий, аж до кремлёвских стен и башен. И всё продолжается.

Среди этих вопросов есть и простенькие, и посложнее. Приведу и те, и другие.

Почему можно говорить, что продукция российского автопрома или, например, российского сыроварения это дерьмо, но нельзя сказать того же о продукции современного российского театра или кино?

Почему «мастерам искусства» можно «анализировать» и поносить политику России, что внутреннюю, что внешнюю, но политикам России нельзя «анализировать» и поносить романы, спектакли и фильмы «мастеров культуры»?

Почему «мастерам культуры» можно критиковать и поносить религию и церковь, а церкви и верующим нельзя поносить и даже критиковать произведения «мастеров культуры». Кто это запретил? Конституция? Но в ней церковь отделена от государства, однако не от общества. А культура — часть жизни общества.

Или критиковать, ругать, а то и поносить культуру запретил христианский Бог? Нет, не запрещал. Или Аполлон Мусагет? Тоже нет.

Между прочим, театр родился из религии. Сначала появились олимпийские боги (или мифы о них), затем религиозные мистерии, а уж потом Эсхил и Софокл. Хотя бы на правах младших в семье современные театральные деятели могли бы прислушаться к мнению тех, от кого они произошли.

Итак, почему «мастерам культуры» можно иронизировать или издеваться над всем и всеми, а всем и каждому нельзя издеваться над произведениями «мастеров культуры»?

Почему в театрах, то есть в общественных местах, актёрам со сцены можно ругаться непристойными словами и вести себя (играть) непристойно, а зрителям в тех же публичных местах нельзя непристойными словами или поведением реагировать на то, что им не нравится на сцене? Потому что есть свобода творчества? Но разве в Конституции или в иных законах написано, что эта свобода дарована только «мастерам искусства», а иным гражданам запрещена? Или там написано, что зрители имеют право только: 1) аплодировать, 2) не аплодировать, 3) молча покидать не понравившееся им зрелище?

Почему, если зритель, вышедший из театра, повторит на улице или на площади то, что он только что услышал и увидел на сцене, его заберут в полицию, а актёра и режиссёра не забрали допрежь того?

Где в Конституции написано, что свобода слова и творческого самовыражения гарантируются только актёрам, режиссёрам, писателям и художникам? Где там написано, что всем остальным она запрещена, в том числе и как реакция на то, что создают «мастера культуры»? В Конституции разве написано, что только «критики и эксперты» имеют право судить так, как они считают нужным, «художественные произведения»?

Почему ненавидеть «политику Путина» и выражать эту ненависть словами и действиями, в том числе и «художественными», можно, а ненавидеть «творческие действия», например, Райкина (называю его, ибо он вновь поднял этот замшелый вопрос) и выражать эту ненависть словами и действиями нельзя?

Разве театр является «личным пространством» режиссёров и актёров, а не публичным, то есть всем принадлежащим, местом? Не путают ли актёры и режиссёры театры, в которых они, как они же любят выражаться, «служат», со своими частными квартирами?

Почему, по меньшей мере, половина художественных руководителей театров страны, являясь демократами и даже либералами, ведут себя в своих театрах как восточные деспоты и, требуя регулярной выборности и сменяемости политиков, сами властвовать предпочитают пожизненно? Потому что есть «художественные школы» и всякое такое прочее? Но, возможно, есть и «политические школы» и всякое такое прочее. И даже, осмелюсь предположить совсем уж крамольное: есть разные «зрительские школы» — одни спокойные, другие эксцентричные, что твой экспериментальный театр. Общество ведь устроено ничуть не примитивнее самой изощрённой театральной труппы. Напротив — гораздо сложнее.

Почему актёру, который «смело» произнесёт со сцены в переполненном зале «А пошёл ты… !», нужно аплодировать или застенчиво промолчать, а если точно такой же репликой на это отреагирует хотя бы один из зрителей, то нужно вызывать полицию и кричать, что зритель не дорос до искусства? Потому что актёр сделал это «творчески», а зритель — просто адекватно отреагировал на публичное хамство? А может, это как раз зритель искушённый, рафинированный и он посчитал, что режиссёрский замысел именно на такую реакцию кого-то из зала и рассчитан? Может, этот зритель просто «продолжил, углубил и расширил» плодотворную идею режиссёра, который и сам-то ещё не поднялся до понимания того, сколь горячий отклик находит его искусство в массах?

Почему, наконец, «люди искусства» могут покушаться на любые святыни, а все остальные люди не могут покуситься даже на одну «святыню» в виде конкретного спектакля или конкретной выставки? Чем зрители хуже? Кто поразил их в их гражданских и творческих правах?

Да и кто такой и что такое «мастер культуры (искусства)»? Тот, кто работает в театре по творческой части? А если он бездарь, идиот, хулиган, сознательный провокатор или даже «расхититель капиталистической собственности»? Или такие могут быть только среди всех остальных граждан страны, но не встречаются в той же пропорции среди «мастеров культуры»?

Кто объявил «деятелей искусства» неприкосновенными? Они сами? А почему я должен с этим согласиться? В какой Конституции это написано? Если равенство, то равенство. Для всех и для каждого.

Уразумейте, наконец, вашими «творческими» мозгами, что все ваши привилегии существуют только на основе негласного договора общества с корпорацией «деятелей культуры» в целом, а не с каждым из вас в отдельности. И общество в любой момент своё согласие под этим договором может отозвать.

Наконец, не тряситесь от страха и не стыдите других, когда поднимается вопрос о вашем финансировании из бюджета, о ваших зарплатах, о ваших доходах. Вы же требуете в ресторане или в магазине вернуть деньги за «осетрину с душком», а почему зритель, читатель, слушатель — гражданин и налогоплательщик, не может потребовать назад деньги за «творческое произведение с душком», а точнее — не может потребовать просто не давать на такое казённых денег? Или вы считаете, что все ваши запахи являются ароматами? А может, вы просто принюхались к дерьму и вам даже невдомёк, что человека, пришедшего со свежего воздуха, тошнит от вашего «творческого амбре»? И это является нормальной реакцией здорового человеческого организма на зловоние, которое только вам, вашим родственникам и вашей клаке кажется благовонием.

Вы уже не замечаете, что при любом упоминании о выделяемых вам из казны денег вы начинаете вести себя, как голубой воришка Альхен при бесцеремонных, но вполне законных вопросах Остапа Бендера. Вспомните гениального Олега Табакова в соответствующем эпизоде соответствующей экранизации соответствующего романа — портрет многих из вас.

Поносить Россию можно, а поносить театр «Сатирикон» или какой другой «кон» нельзя? Поносить автохулигана можно, а поносить хулигана на сцене нельзя? Поносить педофила можно, а поносить смакователей педофилии, назвавшихся «мастерами культуры», нельзя?

Поносить любого гражданина России за действия или слова, которые вам, «мастерам культуры», не нравятся или противны вам можно, а ему, гражданину России, делать то же самое применительно к вам нельзя?

Вот я человек неверующий и тоже большой демократ. И я за то, чтобы закон не нарушал никто. Я за равенство — в Конституции, в законе, в человеческих правах и свободах. Либо всем равной долей, либо, если в чём-то есть исключения для одних, то в другом — исключения для других. Если «мастерам культуры» можно покушаться на то, что свято для какой-то части «простых людей», то и «простым людям» можно покушаться на то, что свято каким-то «мастерам культуры».

Я, конечно, не «деятель культуры», а журналист, а потому по определению всегда за свободу печати. Но я ответственный журналист — по крайней мере, в том отношении, что трезво и без излишнего самомнения отношусь к своей профессии. И я знаю, что свобода печати в реальности есть свобода печати для журналистов, политиков и представителей так называемой элиты, а не для всех граждан страны. И поэтому в определённом смысле свобода СМИ есть ограничение свободы слова всех остальных граждан. И даже в тех странах, где свобода печати максимально защищена законом, легально и нелегально сохраняются механизмы противодействия использованию свободы печати журналистами и другими авторами СМИ в ущерб интересам общества, некоторых граждан или даже собственно государственной власти. Такова реальность. И не нужно прикидываться, что она не такова.

Честность в понимании того, что мы (я — как журналист, вы — как «деятели культуры») имеем особые привилегии в обществе, в том числе и привилегии перед законом, что мы фактически узурпировали некоторые свободы, формально данные Конституцией всем гражданам, я и называю ответственностью. В ответственность входит и то, что человек публичной профессии обязан понимать, что на его публичные действия со стороны как общества в целом, так и отдельные его слоёв и даже отдельных граждан может последовать всё, что угодно. Кстати, даже и за пределами закона. За это конкретного человека могут судить, но этого нельзя запретить — что «православным братствам», что антиправославным.

Как часто «мастера культуры» любят повторять, что они «не золотые червонцы, чтобы нравиться каждому». И как часто же они требуют, чтобы те, кому они не нравятся, молчали в тряпочку (если только это не «критики» или «эксперты») и не мешали им «творить». Не слишком ли лёгкий путь «в бессмертие» вы себе выбрали?

А ведь вас, «мастеров культуры», претендующих на «бессмертие», теперь столько, «сколько в Бразилии диких обезьян — и не сосчитать»! Тут вот «мастером культуры» или даже «искусства» «критики и эксперты» объявили человека, прибивающего мошонку к мостовой. И я должен этому верить?

И ваши любимые критики стали слишком лукавы. Отпечаток фотографии называют произведением искусства. А ведь это ложь. Произведением является картина (хорошая или дурная — отдельный вопрос), а фотоотпечаток таковым не является, ибо может быть без всяких искажений воспроизведён с оригинала, каковым является, например, негатив. Вот негатив — это произведение. А фотоотпечаток для выставки — нет. Как и текст, и рукопись «Войны и мира» являются произведением, а книга «Война и мир» — нет.

Посему облить чем угодно фотографию на выставке — это значит нанести материальный ущерб организаторам, но никак не разрушить произведение искусства.

Я против цензуры. Но против цензуры для всех в равной мере, а не только для «избранных», если даже у них есть диплом театрального или киновуза или если они сами себя провозгласили «творческими личностями» и «мастерами культуры». Однако я и не против запретов по некоторым поводам и основаниям, что, строго говоря, может квалифицироваться и как цензура.

Между прочим, цензура (в том или ином виде) чаще всего — в 90 случаях из 100 — появляется тогда, когда общество вполне стихийно, подсознательно приходит к тому, что дальнейшая передвижка границы, отделяющей культуру от варварства, чревата разрушением культуры вообще. Тогда цензура приходит сама. В том числе, и благодаря тем художникам и журналистам, которые не знают, не понимают своей ответственности перед обществом.

Я за право каждого гражданина, не исключая и «деятелей культуры», на своей личной территории (например, в собственной квартире), творить и «творить» что угодно (без уголовщины, конечно). Поэтому я даже не против того, чтобы некоторые индивидуумы прибивали собственную (но не чужую) мошонку гвоздями к полу или к потолку собственной квартиры (но не нарушая покой соседей).

А вот на Красной площади (равно и на Манежной, и на площади Революции, и на площади Белорусского вокзала и даже вокзала Киевского, ныне, кажется, Европейской, если «художникам» это ближе) я категорически против прибивания натуральной мошонки.

Если «современным художникам» этот естественный запрет непонятен или неприятен, то я за то, чтобы в России был принят специальный закон «О запрете прибивания мошонки, включая собственную, и иных подобных акций, даже если они объявляются актами искусства, в любых публичных местах». В конце концов, многие «деятели культуры» любят декларировать, что «художники, как дети». А детям, как известно, многое нужно запрещать. Ради их же и окружающих безопасности.

Я бы и дальше пошёл. За всякий такой акт, если он объявляется «произведением искусства», подвергал бы автора публичной порке, которая в данном случае должна быть объявлена произведением «контрискусства» или «альтернативного искусства». А экзекуторов законом по должности приравнял бы к «деятелям культуры» — чтобы не испытывали угрызений совести и всякий раз имели право на легальный «творческий экстаз».

Наконец, последнее. Тем, кто принципиально и истово выступает за свободу слова, свободу СМИ и свободу творчества, не к лицу негодовать, когда эти свободы опускались и на их головы. Или вы хотите бить ими только по головам других?

Я ещё более не к лицу — жаловаться власти, то есть полицейскому, жандарму, каковой вы власть, в общем-то, и считаете. И во многом — справедливо считаете, ибо всякая власть имеет полицейскую ипостась.

Свободой защищайте свою свободу! А лучше — талантом. Слишком уж многие в нашем искусстве (тем более что оно теперь окончательно стало массовым — масскультом) шедевров никогда не создавали, но при любых для себя неприятностях тут же публично вспоминают, как власть третировала Льва Толстого или Михаила Булгакова.

Провокаторов от искусства было много, а в гении и новаторы история искусств вписала немногих. Может, вы из тех, кого не вписала и не впишет? А вы уже возгордились. Уже требуете своей прижизненной канонизации и неприкосновенности. Прямо как в ненавидимой многими из вас религии. А как же страдания? А как же испытания?

Идите своим путём, даже если это путь мошонки, и не жалуйтесь начальству ни на дуру-публику, ни на свою судьбу. Древние (не глупее и не бездарней вас были) указали же вам рецепт: Per aspera ad astra! Чем же вам тернии не нравятся? Тем более что звёзд в виде орденов, званий, да и бюджетного финансирования вы имеете достаточно. Уж точно больше, чем дура-публика…

Кстати об astra. Вы заметили, что уже давно и без всякого стеснения и даже без самоиронии называете друг друга и сами себя «звёздами», «великими» и даже «гениальными»? Не заметили? А зря. Дура-публика-то заметила и подсмеивается над вами. В большинстве своём. И только единицы из публики идут ломать что-то на выставках или требуют запрета каких-то спектаклей. И — если по гамбургскому счёту — не этих единиц вам нужно бояться, а подсмеивающегося над вами большинства.

Идеалистка

    Роль легитимности Зеленского в судьбе Украины

    Судьбу страны все равно будет решать не онСовет Евросоюза утвердил решение об использовании доходов от замороженных российских активов для поддержки ВСУ. Как сообщили в Брюсселе, 90 про...

    ОКО ГОРА ОБОНЯНИЕ И СВЯТОЙ ДУХ

    Египетский символ "Око Гора" содержит в себе изображение анатомических органов человека, а именно Улитки внутреннего уха и Обонятельной луковицы, каким обрахом это связано с духовным зр...

    ​​«НАТО – Киев – Ракеты. Россия – Белоусов – прощай, Альянс!» Большая война неизбежна?

    Некоторые эксперты сходятся во мнении, что глобальной войны, той самой, в которую официально зайдет НАТО, не избежать. Именно официально, а не косвенно, как сейчас. Делать сегодня какие...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Анна Яблонна 10 марта 2022 г. 05:47

      Размышление о совершенном обществе

      Возможно ли такое общество, если мы, люди, сами далеки от совершенства?Что необходимо человеку?Некоторая оптимальная степень свободы. Это возможность обеспечить себя, свою семью, здоровьем, крышей, защищающей от дождя и холода (а не от дурных поступков).Ни одно регрессивное общество не мешало человеку любить, как свою работу, так и личные увлечения. Разве это плохо?Че...
      411
      Анна Яблонна 6 марта 2022 г. 09:24

      Весна говорит...

      Сейчас почти 6 утра. Идет слабый снег, и он не мешает луне проливать свой божественный свет, вселяя в наши души доброту. Снег не кажется колючим, в нем есть тайна: сегодня зима, завтра лето, снег на грани времен года.Розово-золотистому небу легкие снежинки не помеха. Оно с каждой секундой становится ярче. Весна уже в походе, она проникла своим дневным теплом и в дерев...
      341
      Анна Яблонна 27 февраля 2022 г. 05:36

      Ветер души

      Кто ты, ветреная женщина?Ты так любишь ветер,слышишь в нём мелодию вековили то, как плачут дети?Может, ветер дарит крыльядля полёта в дали необъятныечтоб по возвращениипонять реальное?Кто ты, ветреная женщина?Та, которой нипочёмснег, метель и ураган,что легко деревья сносит?Ты, конечно, легковерная,лишена высокомерия,при тебе всегда краса:в трепетных глазах роса....
      352
      Анна Яблонна 21 февраля 2022 г. 05:37

      Раздевают на работе

      В былые времена, когда в нашей Стране начиналась новая жизнь, я очень бедно жила, магазины были пусты, а мне нравилась красивая одежда. Где взять ее и на что купить?Жизнь заставила меня работать в двух местах. Кроме того, мне приходилось шить себе все, что возможно, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно.Швейное мастерство, как и любое творчество, иногда дарит вд...
      511
      Анна Яблонна 9 февраля 2022 г. 07:12

      Изменник

      Есть у меня жена, хорошая женщина, очень хорошая.Прошло двенадцать лет со дня нашей радостной свадьбы, украшенной взаимной любовью, и мое ненасытное ожидание супружеских ночей исчезло как утренняя роса в лучах теплого солнца. Не осталось ни одной капли интимного влечения к дорогой супруге.Люблю ее - ведь родной, близкий человек. Уважаю как умную женщину и замечательн...
      531
      Анна Яблонна 25 января 2022 г. 07:55

      К дню Татьяны

      По народному поверью,если в день Татьянывыйдет солнце в зимнем оперении,будем ждать раннего прилёта птицтихого, пока без пения,но с теплом весны под перьями.Солнце с каждым днём всё выше,в холодах зимы ранние цветыслышат робкие шаги весны.Подснежники уже не спят,растут, спешат порадовать людей:красота внушает лучшие идеи.Все мы, пусть и не Татьяны,имеем...
      343
      Анна Яблонна 30 декабря 2021 г. 07:18

      Белая ворона. Хокку

      Делай не как все,а по чистой совести,и будет счастье!Мы все разные,и в этом жизни роскошь.Цени красоту!Смеются? И пусть!Это  их долголетие,твой подарок им....
      477
      Анна Яблонна 24 декабря 2021 г. 07:09

      Новогодний оптимизм

      Встречаю Новый Год,с грустинкой вспоминая прошлоекак неминуемый разводс тем временем, как стала взрослой.Встречаю Новый Годкак друга, что прячется в душеи охраняет от невзгод,напоминая какой же век уже!Встречаю Новый Годкак веру в то, что будет лето,и что уйду от тех господ,которые верны дурным приметам.Вам искренне желаювсегда бродить среди цветущих ро...
      380
      Анна Яблонна 23 декабря 2021 г. 06:08

      Мне десять лет, хочу велосипед

      Вспоминая прошлое, всегда думаешь: - Как я была счастлива!Возвращаясь к настоящему, понимаешь, что счастья стало ещё больше, а прошлое украшает его незабываемыми мгновениями судьбы.- Папа, мне завтра будет десять лет.- Дочка, ты уже почти взрослая.- Мне хочется иметь велосипед.- Завтра будешь передвигаться с помощью..., ну ладно, это будет завтра.Настало утро моего де...
      465
      Анна Яблонна 21 декабря 2021 г. 07:36

      Санитарка

      Смущенная, изможденная молодая женщина стоит около дверей госпиталя и не решается войти. Мысли путаются: война, дома остался один трехлетний сын, муж на фронте, ежедневно кто-либо из соседей погибает от голода. Ирина боится одного вида крови, а здесь надо иметь дело с изувеченными солдатами. Как поступить?Женщина делает шаг то назад, то вперед, она сегодня еще ничег...
      402
      Анна Яблонна 23 ноября 2021 г. 05:02

      О биоритмах

      Сейчас прочитала в интернете текст: самая активная жизнедеятельность человека приходится на время с 3 до 15 часов.Ранее тоже встречались подобные статьи на эту тему, но все было менее обоснованно.Самое удивительное в том, что я, оказывается, всю жизнь живу именно по такому биоритму.Всегда прислушиваюсь к своему организму, стараясь не противоречить ему.Е...
      445
      Анна Яблонна 16 ноября 2021 г. 07:16

      Благодарю вас, годы уходящие!

      Благодарю вас, годы уходящие,за все свершения, достижения,подаренные Родиной, моей Россией!Могла ли я мечтать,что буду жить в свободе полявойн интернета?!В разнообразии искаженийсути наших днейпуть к истине ещё милей,он укрепляет пониманиеистинных вещей.Мы все без масок,обман и правда рядом.Жива и совестьв скромных нарядах.Всем желаю счастьяв продолжении путичестных д...
      362
      Анна Яблонна 14 ноября 2021 г. 05:05

      Смелый муравей. Хокку

            *** НаивностьИди навстречуагрессии лишь с добром,тигр будет киской? ***БеспросветностьАкула сильна,в брюхе нет фонаря,но жить хорошо.***Вера в себяДоверяй себе,разум может многое,смелый муравей....
      408
      Анна Яблонна 12 ноября 2021 г. 05:57

      Добрая няня. История из жизни

      У меня маленький ребенок и няня, девушка семнадцатилетняя, деревенская, добрая, наивная душа, как она мне помогает, дает выспаться.Снится мне, как наш попугай хрипло кричит: - Это я, слесарь, это я, слесарь...Сколько можно кричать, да еще среди ночи? Малыш крепко спит. Говорят, что тогда кормящую мать и пушкой не разбудить, а я слышу стук в дверь громкий, зловещий.Не ...
      450
      Анна Яблонна 9 ноября 2021 г. 05:32

      Ночи без сна

      День исчезает быстрее, чем деньги. Дети, уборка, покупки, кухарка - никакого просвета.Опять не успела спокойно красиво одеться к приходу любимого мужа. За пять минут до звонка в дверь преображаю себя. Нарядное платье, губы блестят, глаза улыбаются.Для него? Нет, для себя. Мой муж всегда погружен в поиски научной истины. Замечает ли он меня? Думаю, что нужна ему, поско...
      484
      Анна Яблонна 31 октября 2021 г. 05:58

      Моя Россия

      Как хорошо, что я живу в России,мне нравится различие мненийо нашей повседневной суете,ведь в спорах и рождаются идеи.Какие войны?Русские способны лишь защищатьсвои любимые просторы!И было так во все века.А если будут перемены в Мире,то для России  это единениеразличных российских убеждений.Искусство компромиссавсегда у русского в душе.К друзьям го...
      447
      Анна Яблонна 28 октября 2021 г. 05:26

      Хаос мыслей

      Хаос мыслей не сравнить даже с суетой муравьев, которые в огромном своем доме умеют ориентироваться. Наши думы не только скоротечны и разнообразны, но до утомления навязчивы.Лёгкий сияющий снег, подобно рассыпанным по белому полю кристалликам драгоценных камней, кажется одушевленным, способным понять, запомнить, успокоить.Дурные мысли уходят на короткое время, а пото...
      472
      Анна Яблонна 14 октября 2021 г. 05:57

      Полупроходимое болото. История из жизни

      Экзамены сданы, наступило лето и мы, студенты уже четвертого курса, решили отправиться в поход по Вологодской области.Нас восемь: пятеро ребят и три девушки. Все готово: огромные рюкзаки с палатками и пропитанием, отличное настроение. Сидим в электричке, изучаем карту, по которой будем держать свой интересный путь.Приехали, отошли от станции, идем по высокой траве зел...
      511
      Анна Яблонна 11 октября 2021 г. 05:45

      Ветер всегда прав

      Когда колючий ветер сносит шапки, и свежестью своей уносит нас, всегда спешащих, в объятия бодрости, тогда мы видим чары обновления.Мы начинаем смотреть иначе и на себя, и на предметы бытия, и многое становится контрастным, непредсказуемым, порою, властным.И мы идем другой дорогой, благодаря судьбу за просветление сути, за истину простых мотивов, не понимаемых вчера.К...
      449
      Анна Яблонна 4 октября 2021 г. 05:59

      Ревность в помощь?

      Красивая девчонка уверена в себе:она стройна, одета стильно.Влюбить в себя? Пустяк, ей все по силам.Взгляд на него, а под руку с другим.Улыбка милому танцуя, летит мимо.Победа: они вместе!Ревность душу горячит.Пока порочная легка.Все когда-то затихает,и чувство погибает.Опять измены,теперь уж обоюдные.Вам кажется,любовь жива?Так называетсясия игра?Увлекся милыйизменой...
      544
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика