Противостояние на идеологическом и информационном фронте ничуть не менее важно, чем на полях сражений. Удивительно, но Германия, давшая прибежище Степану Бандере после войны, наносит России серьезные удары глубоко в тылу. Давайте сравним две идеологизированные выставки возле новосибирского кинотеатра "Победа".
Текущие события на Украине и в мире являются, безусловно, историческими. По степени эмоционального воздействия на граждан России они не имеют себе равных в новейшей истории России. Вероятно до этого событием такого масштаба был только распад СССР.
Как можно охарактеризовать государственную информационную кампанию по освещению спецоперации на Украине? Похоже решение о начале спецоперации было неожиданным не только для граждан России, но и для элиты страны. После затишья первых дней региональные власти Новосибирской области начали активно реагировать на украинскую повестку. Несмотря на всю правильность высказывания поддержки нельзя не отметить проблемы с содержательной частью этой реакции.
Возле главного городского кинотеатра "Победа" появилась фотовыставка, рассказывающая о конфликте на Украине, начавшегося в 2014 году. Выставка призвана рассказать жителям города о преступлениях украинской армии и национальных батальонов в Донбассе.
Для сравнения возьмем скандальную выставку немецкого консульства, авторы которой, напротив, хотели показать преступления советской стороны в послевоенной Германии. Мы делали подробный разбор ее тенденциозности и антиисторичности, тиражировании многократно опровергнутой либеральной мифологии, приравнивающей коммунизм и фашизм (вообще, у нас в стране это уголовно наказуемо).
Руководство кинотеатра Победа дистанцировалось и от прошлой и от нынешней выставки. Степень дистанцирования, впрочем, была разной. Про реакцию кинотеатра на прошлую выставку в СМИ можно найти лишь скудное:
"В кинотеатре «Победа» сообщили, что не могут помочь, а человек, который занимался выставками, уволился, и сейчас «его нет вообще, в принципе".
А вот про выставку нынешнюю кинотеатр разместил пространный текст в своих социальных сетях:
"Дорогие друзья, наша команда работает для вас уже 15 лет.
Мы всегда старались быть окном Новосибирска в большой мир и окном большого мира — в Сибирь. Всё то, что мы делаем, построено на открытости границ и человеческой солидарности. Так же, как и большинство из вас, сегодня мы чувствуем лишь боль и горечь.
Мы одними из первых подписали обращение кинопрокатчиков России о категорическом неприятии того ужаса, который происходит на наших глазах.
Кинотеатр «Победа» не имеет никакого отношения к содержанию выставки, расположенной в эти дни на городской территории у входа в кинотеатр.
Есть вещи, на которые мы не в силах повлиять, но мы сделаем всё возможное, чтобы пространство ВНУТРИ «Победы» было территорией совести, свободной мысли и общечеловеческих ценностей."
Так что симпатии кинотеатра нам понятны, как и его псевдокультурная деятельность. Важнее сравнить эти выставки как два примера госпропаганды и понять, как местные власти и власти Германии сражаются за умы жителей Новосибирска.
Немецкое консульство просвещает новосибирцев
Начнем с немецкой выставки. Представленный фоторяд ставит задача показать ГДР как жестокое преступное государство.
Выставка с самой первой фотографии не оставляет надежды на объективность. Только жесточайшая пропаганда, как можно больше детей на фото, подтасовки фактов и расставленные в нужную сторону акценты.
Концлагеря отдыхают.
Нужно больше детей! Правда не из блокадного Ленинграда, а немецких.
В этой серии фотографий показаны даже трупы.
Как будто настоящая война не в Донецке, а в ГДР.
Поражает наглость в подаче материала и интерпретации исторических фактов. Фотографию советского танка в 1953 году создатели выставки назвали "облик диктатуры". Господа, вы денацификацию то прошли к тому времени, чтоб такое заявлять?
Фотография со справляющим нужду пограничников уже просто на грани какого-то расчеловечивания оппонента. Политического смысла в ней нет, а есть плохо скрываемая ненависть к русским. Дополняют фотографии и безапелляционные заголовки: "зачистка", "тяжелое кровопускание", "блокада", "беспомощная ярость".
В многочисленных текстах используются ярко негативные оценочные эпитеты и сравнения, причем, повторимся, без всяких попыток показать картину объективно. Например, не обошлось даже без классического "у нас разведчики, у них шпионы". На одном из фото показан известный эпизод обмена агентами на мосту между СССР и США. Русский разведчик Рудольф Абель подписан как "шпион", а меняют его просто на "пилота U2".
В общем немцы не постеснялись и не поскупились на шок-контент в лучших традициях своего известного соотечественника. Чтобы в ложь поверили, ее должно быть много, поэтому выставка получилась объемной. В ней даже приводится список литературы (естественно "правильной") для подробного изучения вопроса.
Дополнительно полный разбор немецкой выставки вы можете прочитать в наших предыдущих статьях тут и тут.
Наш ответ Берлину
А теперь разберем текущую выставку про операцию на Украине.
Одним из организаторов выставки стало Российское военное историческое общество. Организация скандальная, "прославившаяся", например, установкой мемориальной доски Маннергейму, принимавшему участие в блокаде Ленинграда. После общественного возмущения доску вскоре убрали.
Одним из источников фотографий для выставки стал фотоконкурс Intarget Photolux Award, проводящийся в Италии. В 2019 серия фотографий о войне в Донбассе фотокорреспондента Валерия Мельникова получила на конкурсе Гран-при. Однако, если перейти на сайт этой организации, то окажется, что в данный момент она внезапно собирает деньги на помощь Украине.
Заявляется, что это гуманитарная помощь, но тем не менее, разве нельзя было выбрать другой источник для фотографий? Даже в такой маленькой детали оказывается заложена некая двусмысленность. Что это, глупость конкретного исполнителя?
Ключевой тезис, который пытается оспорить западная и отечественная демшиза, старательно не замечая бандеризации Украины. В выставке не представлено фактов, которые бы рассказали гражданам правду.
Главной боевой силой майдана стали ультранационалисты, преимущественно с западных областей. Которые затем интегрировались в армию и во власть, фактически подмяв их под себя, а также соединились с частью власти, поддерживающей бандеровскую идеологию. Фото никак не раскрывает эти факты, оно скорее иллюстрирует либеральную версию о "революции достоинства".
Про переименования советских улиц, в том числе и в самом Новосибирске, говорить явно не нашей власти. Регулярные поползновения по поводу выноса Ленина из мавзолея, блокировка восстановления памятника Дзержинскому в Москве, запрет Бессмертного полка под предлогом пандемии (где она, кстати?). А еще один важнейший тезис про русский язык опять никак не обоснован.
В чем смысл этой фотографии - понять сложно.
Мирные жители страдают на любой войне. Но в ЛДНР Украина осуществляла систематичный обстрел городов и населенных пунктов, что было вообще не целесообразно с военной точки зрения. На время Минских соглашений Украина должна была отвести свои войска и прекратить обстрелы, однако этого сделано не было.
Что хотели сказать авторы этими фотографиями непонятно.
Разительное отличие от запоминающихся эмоциональных фото немецкой выставки (есть даже подозрение, что часть из них постановочные, уж больно "киношный" стиль в них чувствуется).
Неутешительные итоги сравнения
Подведем итог - немецкая выставка получилась гораздо серьезнее и содержательнее. В ней присутствовал большой фактологический материал, яркие негативные образы ГДР и их интерпретация с точки зрения современной Германии. Выставка помимо прочего представляла рядовому новосибирцу много новых фактов, о которых он вероятно даже не слышал. Таким образом создается впечатление достоверности, экспертного подхода к делу (хотя на самом деле это образец оголтелой западной пропаганды).
В нашей же выставке подробного содержания нет. Есть серия несвязных фотографий с примитивными лозунгами. При взгляде на них складывается ощущение, что ее создатели - фанаты минимализма и что-либо разъяснять не стремились от слова совсем. Если посмотреть две выставки одну за другой, то может сложиться впечатление, что на Донбассе происходит что-то невнятное, ни в какое сравнение не идущее со страданиями людей ГДР.
С обществом в информационную эпоху нужно серьезно разговаривать, а формальный подход здесь недопустим. Люди могут шарахаться от политики с ее грязью, быть пассивными при защите своих гражданских прав, но тонко чувствуют бюрократическую показуху.
В случае с немецкой выставкой государство проигрывает не пресловутым оппозиционным блогерам, у которых всегда будет преимущество в скорости выпуска контента, ореоле "независимости" и отсутствия ответственности за достоверность информации. На примере выставки мы проигрываем именно как государство государству.
Кстати, о превосходстве той же украинской медийки над российской пишут некоторые вполне патриотичные, но объективные русские журналисты и блогеры. На Украине в СМИ молодежно, свежо, у нас же по телевизору выступают, как правило, степенные государственные мужи. Безусловно, в этом есть и плюс - политический стиль России гораздо более серьезен и опирается на мощную государственную традицию. Но работать нужно на разную аудиторию, ведь на майдане и митингах Навального мы во многом проиграли собственную молодежь. Формирование политических взглядов как правило происходит именно в молодом возрасте, а изменить взгляды зрелого человека потом гораздо более сложная задача.
Власть привыкла действовать без включения широких слоев населения в общественные процессы, но нам предстоят суровые годы, а заливать потребителя деньгами как в 2000е уже не получится. Люди будут ждать от власти образа будущего и его реализации на деле. Это вопрос сохранения нашего народа и государства.
Оценили 10 человек
16 кармы