• РЕГИСТРАЦИЯ

О так называемой «библейской морали». Часть 1: десять заповедей.

344 8608

Иногда от верующих, и даже от некоторых атеистов, можно слышать такие слова в защиту Библии: ладно, пусть там много несоответствий научной картине мира, много мифов и откровенных баек, но ведь это не главное! Как же духовность? Как же высокоморальные библейские законы, как же десять заповедей?

Давайте же разберемся с духовностью и моралью библейских заповедей.

У меня есть такое развлечение: всем, кто упоминает десять заповедей, я задаю вопрос: а вы помните эти десять заповедей, можете их перечислить? Редко кто может правильно назвать хотя бы половину. Обычно начинают "не убей, не укради...", пропуская при этом первые, самые важные заповеди. И это не удивительно: первые заповеди ВООБЩЕ никакого отношения к морали и нравственности не имеют!


1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Там, где в синодальном переводе написано Господь, в еврейском оригинале стоит «Яхве» (הוה). То есть, единственным законным богом для поклонения является только Яхве, а никак не Иисус, а значит все христиане уже автоматически нарушают эту заповедь (а за ее нарушение положена смерть — Втор., 17:2). Христиане, вы понимаете, что согласно первой же из десяти заповедей, на которые вы любите ссылаться, вас следует побить камнями?

Кроме того, из текста ясно видно, что заповедь эта относится к евреям, и только к евреям: ведь это их Яхве вывел из египетского рабства. С какого перепугу остальные народы должны поклоняться Яхве? Он им ничего хорошего не делал, и даже не обещал.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

То есть, любые изображения запрещены. Библия не делает разницы между статуей и идолом, с библейской точки зрения единственная цель любого изображения — это только поклонение. Но если про памятники христиане еще могут с горем пополам отмазаться, что это не идолы, то распятия и иконы, висящие в каждом храме — это самые настоящие идолы, которым именно поклоняются и служат. Так что христиане нарушают и вторую заповедь. «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом» (Втор 27:15). Христиане, это про вас!

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Тут вроде все чисто, христиане имени Яхве обычно не произносят (тупо потому что не знают). Только где в этой заповеди высокая мораль и духовность, непонятно. Может быть, имя Яхве это что-то сродни матерщине, что в приличном обществе и произнести нельзя?

4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его].

Суббота — это отнюдь не просто выходной, это день, посвященный Богу. В этот день запрещено выходить из дома, зажигать огонь, готовить пищу, и многое другое. За работу в субботний день полагается смертная казнь: «соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего» (Исх. 31:14).

Особенно умилительно в этой заповеди упоминание рабов и рабынь. Ни здесь, ни в каком другом месте, Библия ничего не имеет против рабства. Более того, в книге Исх. 21:7 сказано, что отец может продать в рабство свою дочь. 

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Ну наконец-то хоть что-то, имеющее отношение к морали! Конечно, почитать отца и мать — дело хорошее. Но, согласитесь, «почитать» — это как-то слишком расплывчато сказано. Что конкретно под этим подразумевается? Матом при родителях не ругаться? Не сдать их в дом престарелых? Не забыть поздравить с днем рождения? Почаще навещать? Второзаконие 21:18 уточняет, что скрывается под этим словом: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их,  то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти». То есть, почитать — означает, беспрекословно подчиняться. Наказание за непослушание родителям — смерть!

6. Не убивай.

Хорошая заповедь, только довольно странно смотрится в книге, где на одно «не убивай» приходится штук двадцать «убей, истреби, побей камнями, порази мечом».  Кроме того, заповедь эта относится только к своим соплеменникам (евреям). Как следует поступать с другими народами, сказано во Втор. 20: «в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой».  Господь одобряет геноцид!

7. Не прелюбодействуй.

В других главах уточняется, какое наказание за это следует. Если девушка вышла замуж, и оказалась не девственницей — ее следует побить камнями до смерти (Втор. 22:20). Если мужчина изнасилует замужнюю женщину, то его следует убить, но если женщина не кричала — то считается, что это было по обоюдному согласию, и тогда надо убить обоих (Втор. 22:22). Но если мужчина переспит с незамужней девушкой, то он всего лишь обязан выплатить штраф отцу, и взять ее в жены без права на развод.  Непонятно, что делать, если у мужчины уже есть жена. Видимо, взять вторую: ведь Ветхий Завет нигде не осуждает многоженство.

8. Не кради.

Хорошая заповедь, но опять же, распространяется она только на своих соплеменников. Другие народы можно истреблять, а их имущество разграблять: «жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой» (Втор. 20:14). Господь одобряет не только геноцид, но и грабеж!

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Опять же — на ближнего. А не на ближнего — можно?

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего.

Самое забавное в этой заповеди, что жена перечисляется тут в одном ряду с движимым и недвижимым имуществом. В принципе, ничего удивительного: в патриархальном обществе считалось, что жена и дети — собственности главы семьи, наряду с домом, волами и ослами. Опять же, заповедь относится только к соплеменникам — другие народы можно истреблять, а жен и имущество забирать себе (см. выше).

Смысл заповеди непонятен: первая часть «не желай жены» — по сути, дублирует №7 — «не прелюбодействуй», а вторая часть дублирует №5 «не кради». Если же смысл заповеди именно в том, что пожелать этого нельзя даже в мыслях — то заповедь тем более бессмысленна, т.к. человек не может управлять собственными желаниями. Единственное разумное объяснение — заповедь специально составлена так, что бы ее невозможно было выполнить. Ведь тогда придется замаливать грех, а для этого занести жрецу денежку (вы же не думаете, что он вам на халяву грехи отпускать будет?).

Итог.

Итого, из 10 заповедей, первые 4 вообще не имеют отношения к морали и нравственности. От них больше вреда чем пользы, т.к. 3 из них  предусматривают смертную казнь за действия, которые не несут никакого вреда для общества. Впрочем, в современном обществе никто и не собирается их выполнять, и сами же христиане плюют на них с высокой колокольни. Последняя заповедь — простое повторение двух других. Остальные заповеди в принципе неплохи, но несколько смущают драконовские наказания — смерть за проступки, которые сейчас и за преступления-то не считаются, что кстати прямо нарушает одну из заповедей — «не убивай», а также применимость этих законов только к «своим». Тем не менее, если оставить за скобками излишнюю кровожадность и расистскую избирательность, пять заповедей из десяти в принципе можно применять на практике.

Но давайте задумаемся: а что, без Библии человечество и не подозревало, что убивать, воровать, клеветать, не слушать родителей и изменять супругам — это плохо? Разумеется, нет. Довольно сложно представить себе общество, в котором убийство не считается преступлением. Уважение к родителям — основа любого патриархального общества (совсем не случайно в Библии она стоит даже раньше, чем «не убивай»). Отрицательное отношение к супружеской измене характерно для любого общества, в котором вообще есть институт брака (иначе зачем он вообще нужен?). В Кодексе Хаммурапи, который древнее законов Моисея на добрую тысячу лет, предусмотрены наказания и за воровство, и за лжесвидетельство, и за супружескую измену, и за неуважение к родителям.  При этом Кодекс Хаммурапи не только намного подробнее и продуманнее Второзакония, но и гораздо гуманнее. Если во Второзаконие за супружескую измену предусмотрена смерть без всяких вариантов, то Кодекс Хаммураппи не столь категоричен: муж имеет право пощадить свою жену, и тогда любовник тоже автоматически считается помилованным. Если по Второзаконию отец имеет право отвести «буйного и непокорного» сына к старейшинам, что бы побить его до смерти камнями, то по Кодексу Хаммурапи человеку, ударившему отца, следует отсечь руку. Конечно, по современным меркам Кодекс Хаммурапи все равно чрезмерно жесток, но все же он гораздо мягче совсем уж людоедского Второзакония. В нем нет призывов к геноциду.

Наконец, надо заметить, что Библия вовсе не ограничивается 10 заповедями. Кроме перечисленных, там есть множество высказываний, от довольно гуманных, вроде «не суди превратно пришельца, сироту и вдову», до откровенно людоедских, вроде процитированных выше призывов к геноциду. Есть запреты, основанные на каких-то древних дикарских суевериях (например, запрещено почему-то засеивать поле двумя видами семян, носить одежду из тканей, сотканных из двух видов нитей и т.д.).  При этом Библия исповедует расистскую идеологию и откровенно делит людей на сорта: высший сорт, понятно, евреи, сорт похуже — египтяне и идумеяне, только третье поколение от них может войти в общество Господне (Втор 23:8),  а амонитяне и моавитяне — третий сорт, и десятое поколение их не может войти в общество Господне (Втор. 23:3). Отсюда такие прелестные заповеди, вроде «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего» (Втор. 14:21), «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор. 15:2), «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор. 23:20), и т.д.

Для тех же, кто решил, что можно соблюдать заповеди выборочно, есть специальное уточнение: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Втор. 12:32).

    Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. - The Latins' perversion of the true veneration of the Most Holy Theotokos in the newly invented dogma

    Святитель Иоанн (Максимович)Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда сла...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Arsenic 9 октября 2020 г. 19:17

      О так называемой «библейской морали». Часть 2: Нагорная проповедь.

      В первой части мы разобрали десять заповедей, и убедились, что половина заповедей вообще не имеет отношения к морали, а относится исключительно к сфере религии, а вторая не содержит ничего, чего не было бы в своде законов Хаммураппи, то есть даже на момент написания в них не было никакого божественного откровения. Как я и ожидал, в ответ несколько челов...
      6751
      Arsenic 28 декабря 2017 г. 21:42

      Крах евроцентризма

      Вот уже несколько столетий существует стереотип, что Европа олицетворяет прогресс, в противоположность Азии — символу ретроградства и отсталости. В одной соседней стране это вообще возведено в ранг национальной идеи.  Действительно, если посмотреть историю человечества за последние лет 300-400, то почти все величайшие открытия и изобретения делались в Европе (и С...
      21977
      Arsenic 10 января 2017 г. 22:38

      Почему считается, что монотеизм прогрессивнее политеизма?

      Почему-то, общепринятым считается мнение, что монотеизм чем-то лучше и прогрессивнее политеизма. Я много раз сталкивался с тем, что даже атеисты считают монотеизм хоть и заблуждением, но шагом вперед по сравнению с язычеством. Например, многими атеистами христианизация Руси считается благом, т. к. это, якобы, прогресс. Причем, церковная пропаганда так глубоко вьелась ...
      17418
      Arsenic 8 января 2017 г. 01:18

      На Украине построено общество «1984»

      Был когда-то такой анекдот: наши политики, когда строили в России капитализм, взяли за образец книгу «Незнайка на Луне». Как говориться, в каждой шутке есть доля шутки. Но «Незнайка» это далеко не самый худший вариант: украинские патриоты, похоже, за пример взяли книгу Оруэлла «1984». Недавно перечитывая ее, я испытывал постоянное чувство дежавю. Иногда так и хотелось...
      13796
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика