Монголы, которых «не было»

165 11225

В книге Г.В. Носовского, А.Т. Фоменко «Империя», вышедшей в 1995 году провозглашается «новая концепция русской истории» (далее – НКРИ), сводящаяся по большому счету к следующему:

1. Татаро-монгольское иго было якобы просто периодом военного управления в Русском государстве. «Никакие чужеземцы Русь не завоевывали».

2. Верховным правителем «Орды» являлся полководец-хан = царь, а в городах сидели гражданские наместники – князья, которые обязаны были собирать дань в пользу русского «ордынского» войска на его содержание.

3. Древнерусское государство представляется империей, в которой было постоянное войско («Орда»), состоящее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая регулярных войск.

4. Эта «Русско-Ордынская империя» просуществовала с XIV века до Смутного времени начала XVII века.

Вслед за данным опусом эту идею подхватил писатель-беллетрист А.А. Бушков, разродившись произведением с довольно забавным названием «Россия, которой не было». Он предлагает похожие тезисы:

1. Никакие монголы не приходили на Русь из своих степей.

2. Татары представляют собой не пришельцев, а жителей Заволжья, обитавших по соседству с русскими задолго до пресловутого нашествия.

3. То, что принято называть татаро-монгольским нашествием, на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода Большое Гнездо (сына Ярослава и внука Александра) со своими соперниками-князьями за единоличную власть над Русью. Соответственно, под именами Чингисхана и Батыя как раз и выступают Ярослав с Александром Невским.

Как видим, авторы обеих книг отказывают монголам в праве на существование. Причем как первая, так и вторая гипотезы покушаются в том числе и на пересмотр истории российского государства. При всех различиях, эти две концепции имеют общий стержень (Носовский и Фоменко даже обвинили Бушкова чуть ли не в плагиате). Обе гипотезы отрицают традиционный исторический подход. Поэтому, вероятно, стоит разобраться насколько серьезны такие нападки и насколько обоснована идея о том, что никаких монголов «не было».

Источники о монголах

Носовский, Фоменко, Бушков и прочие сторонники НКРИ в своих построениях пользуются почти исключительно отечественными источниками, поэтому у них и получается, что монголы занимаются будто бы только одними русскими делами. Недостаток подобного «источниковедения» вполне очевиден.

Помимо русских летописей и сказаний существуют следующие основные группы источников о монголах:

1. Монгольские

2. Татарские

3. Китайские

4. Персидские

5. Арабские

6. Армянские https://cont.ws/@kamas/387335 и https://cont.ws/@kamas/382362

7. Византийские

8. Европейские https://cont.ws/@kamas/377737

В этой небольшой главе мы затронем лишь некоторые из них, ярко показывающие ошибочность НКРИ. Ссылки на них будут приведены ниже, пока же просто их перечислим.

Плано Карпини (1180-е - 1252)

Иоанн де Плано Карпини, итальянский монах, дипломат, впоследствии архиепископ, посланец папы римского Иннокентия IV к монголам. По итогам этой поездки написал книгу «История Монголов».

Джувейни (1226 - 1283)

Ала ад-Дин Ата-Малик Джувейни, персидский историк. С молодых лет находился на службе у монгольских правителей Хорасана, которым служил уже его отец; несколько раз он ездил в Монголию, Уйгурию и Мавераннахр. С 1256 года находился на службе у Хулагу-хана, который назначил его в 1259 году губернатором Багдада, Ирака и Хузистана; в этой должности он находился и при Абака-хане до 1282 года. По поручению великого хана Мункэ написал книгу «История завоевателя мира».

Рубрук (ок.1220 - 1293)

Вильгельм де Рубрук, фламандский путешественник, монах. В 1253-1255 годах совершил поездку в Монголию во главе посланной французским королем Людовиком IX дипломатической миссии. Рубрук отправился из Франции в Палестину, прошел через Константинополь, Крым, донские степи, по территории современной Средней Азии в Центральную Монголию. В 1254 году достиг г. Каракорум. На обратном пути прошел Кавказ и Малую Азию. По результатам поездки написал книгу «Путешествие в восточные страны».

Рашид ад-Дин (ок.1247 – 1318)

Рашид ад-Дин ат-Тиб Фазлаллах ибн Имад ад-Доула Абу-л-Хайр Яхья ал-Хамадани, персидский историк. В 1265-1282 сановник в государстве хулагуидов, в 1298-1317 везир монгольских ильханов. Создал свод всемирной истории, известной как «Сборник летописей».

Ибн-Батута (1304 - 1377)

Абу-абдаллах Мухаммед Ибн-Батута, арабский путешественник. В 1325-1349 годах посетил Южную Русь, Монголию, Индию, Китай. Автор книги «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий».

Кто такие татаро-монголы?

В исторической литературе довольно часто встречается термин «татаро-монголы». Сторонники НКРИ толкуют его как обозначение русской национальности. Но есть ли этому серьезные обоснования? Посмотрим, что говорят по этому поводу источники.

Вот например, мнение Рашид ад-Дина о происхождении монголов:

«Указатель названий тюркских кочевых народов, которые все происходят от потомства четырех сыновей Диб-Якуя. Последний был сыном Абулджа-хана, сына пророка Ноя, - да будет мир ему! – который послал его, а также Кара-хана, Ор-хана, Гур-хана и Коз-хана в стороны: северную, северо-восточную и северо-западную. Вследствие того что сын Кара-хана, по имени Огуз, стал исповедовать единобожие и к нему присоединились некоторые [его] родственники, то стали две части [одного народа]. Объяснение всего этого последует [дальше], дабы [это] стало [всем] известно.
<…>
Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Каплы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри.
Подразделение народов, [происшедших от] дядей Огуза: Ор-хана, Кох-хана и Гур-хана, его братьев и их детей, которые не присоединились к Огузу. Эти народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях неизвестно; другая часть, - о родах которой [все] известно в подробностях.
Народности, о происхождении ответвлений которых за давностью времени в подробностях не известно, [имеют два следующих подразделения].
Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако вначале их название не было таковым, потому что это название появилось спустя некоторое время после них. Каждое ответвление этих народов [разделилось] на множество ветвей и каждое [из них] получило определенное название: джалаир, суннит, татар, меркит, курлаут, тулас, тумат, булагачин, кэрэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами, урянка, куркан и сукаит.
Второе подразделение. Народы же обитатели равнины подобны [выше]упомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; названия некоторых из таких племен и их ветвей, поскольку они стали известны, приводятся полностью, [в дальнейшем] будут объяснены и обстоятельства их жизни, это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы.
О [названных] народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун [р. Аргунь]; путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят [теперь] на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения сего слова [с другими народами] произошло с эпохи монголов, - последние же были одним из тюркских народов. Так как к ним была [проявлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [племена] в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков [теперь] называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех [других] стали называть татарами. И [поныне] еще татары пользуются известностью в Аравии, Хиндустане и Хитае. Коренные монголы постепенно разделились на две части [или подразделения].
Подразделение первое. [Составляет ту] ветвь, которая произошла от тех настоящих монгольских народов, кои были на Эргунэ-куне, и [где] каждый получил [свое] специальное имя и прозвище. [Впоследствии] они удалились оттуда. [Это были племена]: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут и кингит.
Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан-Гоа, [уже] после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.
Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.
Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле [они объединяют роды]: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингис-хана и имеет [поэтому] родственное отношение [к роду Чингис-хана и его отца].
[Таким образом] поскольку [теперь] оказались подробно перечисленные названия тюркских народов, из которых каждый имеет [свое] определенное имя и прозвище, а также народ монголов и многочисленные ветви, происшедшие от них, и каждый род, ставший почитаемым [и известным], - то теперь будут изложены повествования в отдельности о каждом племени и роде, на основании того, что известно [о них], в том порядке, который приведен в указателе [этих племен и родов].
[Все это будет сосредоточено], между прочим, в нижеследующих четырех разделах.
<…>
Раздел четвертый. Упоминание о тюркских племенах, прозванием которых в давнее время было монголы, от которых появилось много племен, как то будет подробно изъяснено [ниже].
Часть рассказов о них будет приведена в истории о Добун-Баяне и Алан-Гоа. Эти племена монголов состоят из двух отделов: монгол[мугул]-дарлекины и монгол[мугул]-нируны. Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще, а под [монголами] нирун – те, которые происходят из непорочных чресел, то есть из рода и чресел Алан-Гоа, предание о чем известно и распространено среди монголов.
Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун, [где] размножились. Были они [еще] до времени Добун-Баяна и Алан-Гоа.
Глава вторая о тех, которых называют монгол-нирун. Они – те племена, которые произошли из рода Алан-Гоа после кончины ее мужа, Добун-Баяна.
Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение [слова] нирун есть чресла. Указание на эти чистые чресла в том, что они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света.
Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:
Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.
Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [таифэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.
Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана.
Глава первая четвертого раздела. Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа.
Согласно тому, что подробно изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою. Весь этот народ ведет [свой] род от Яфеса, сына пророка Нуха, - да будет над ним мир! – которого называют Булджа[Абулджа]-хан и который был общим предком тюркских племен. Но так как прошла отдаленная эпоха и [миновало] длительное время, а протяженность дней является причиной забвения обстоятельств, у тюрков же не было ни книг, ни письменности, то они не смогли записать летописи четырех-пяти тысяч лет и [потому] не имеют установленной и достоверной старой летописи, кроме нескольких сказаний, которые [будучи] ближе [всего] к настоящему времени, дошли до них путем изустной передачи, и они внушают их [своим] детям.
У этих племен – смежные друг с другом юрты места [кочевий] и местности, и определенно установлено, откуда и докуда был юрт у каждого племени.
Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ в тех областях, которые ныне называют Могулистан. Упоминание этих местностей и подробности о них изложены выше. Примерно за две тысячи лет до настоящего [времени] у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, [редаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились.
Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и названием и стала отдельным обаком, а под [термином] обак [имеются в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду. Эти обаки еще раз разветвились. В настоящее время у монгольских племен так установлено, что те, которые появились от этих ветвей, чаще всего состоят между собой в родстве, и монгол-дарлекины, – суть они. Слово же монгол сперва звучало [букв. было] мунгол, то есть, «бессильный» и «простосердечный». По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият – множественное слово от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият.
Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство [занимаемой им] земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным [по выполнению] путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И [вот] они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножия того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи. Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно также раздувало [мехи] и то племя, которое известно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям.
Несколько других племен претендуют на [участие в] раздувании мехов, но вышеупомянутые племена не признают за ними [этого] и утверждают, что племя кунгират, состоящее из стольких [отдельных] ветвей, подробности о котором приведутся ниже, а равно и то [племя, что] появилось от этих Нукуза и Кияна на Эргунэ-куне, прежде других, без совета и обсуждения, вышли [из ущелья], потоптав ногами очаги других племен. Те племена убеждены, что получившая известность болезнь ног [племени] кунгират обусловлена тем, что оно, не сговорившись с другими, вышло [из ущелья] прежде [всех] и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по этой причине племя кунгират удручено.
Группа монголов, живущая в настоящее время здесь и видевшая Эргунэ-кун, утверждает, что хотя это место [для жизни] тяжелое, но не до такой степени, [как говорят], целью же расплавления ими горы было [лишь] открытие иного пути для [своей] славы.
Так как Добун-Баян, который был мужем Алан-Гоа, происходил из рода Кияна, а Алан-Гоа из племени куралас, то родословная Чингиз-хана, как было изложено [выше], восходит к ним. Вследствие этого [люди] не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, и у рода Чингиз-хана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом нового года, приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскаляют немного железа и, положив [его] на наковальню, бьют молотом и вытягивают [в полосу] в благодарность [за свое освобождение].
Не смотря на то, что по той причине, которая была подробно изложена выше, в древние времена это племя называли кият, однако после Добун-Баяна, поскольку от него появились многочисленные племена, ветви и колена [кабилэ], то каждое колено было отмечено каким-нибудь [особым] именем и прозванием, а прозвание кият исчезло.
После того потомок в шестом колене Алан-Гоа, по имени Кабул-хан, породил шесть сыновей. Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием. С той поры некоторых детей [Кабул-хана] и его род называют кият, и в частности называют кият детей одного из его сыновей, Бартан-бахадура, бывшего дедом Чингиз-хана. В то время у Бартан-бахадура был старший сын, имя его Мунгэду-Киян: Мунгэду же значит «человек, у которого много родимых пятен», у него же на шее было большое родимое пятно. Был он великим бахадуром, и многие кияты, которые ныне находятся в стране Дешт-и-Кипчак, происходят из его рода, его двоюродных братьев по отцу и родичей. Несмотря на то, что Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к племени кият, однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они – и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. Цвет [кожи] их впадает в желтизну. Они были очень отважны и весьма смелы, так что их мужество вошло в пословицу. Когда у других племен случалась друг с другом война, они искали у них [бурджигинов] обязательства [в поддержке своей стороны], прибегали и осыпали [их] подношениями и дарами и обращались к помощи их силы и могущества. С их помощью и поддержкою они покоряли и поражали [своих] сильных врагов. То, что известно у монголов о положении их, это – то немногое, что [было] изложено».

Эта обширная цитата в комментариях не нуждается. Так почему же среди татаро-монгол Носовский и Фоменко никак «не могут отыскать» собственно монголов? Бушков тоже возмущен: «Ни один современник тех событий (или живший во времена довольно близкие) не в силах отыскать монголов! Их попросту нет - черноволосых, раскосоглазых людей, тех, кого, не мудрствуя, антропологи так и именуют «монголоидами».

Так уж и «ни один современник»? Да вот хотя бы что пишет Плано Карпини:

«Внешний вид лиц [монголов] отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На маковке головы они имеют гуменце наподобие клириков, и все вообще бреют [голову] на три пальца ширины от одного уха до другого; эти выбритые места соединяются с вышеупомянутым гуменцем; надо лбом равным образом также все бреют на два пальца ширины; те же волосы, которые находятся между гуменцем и вышеупомянутым бритым местом, они оставляют расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляют длинные волосы, обстригая их более чем наполовину; остальным же волосам дают расти, как женщины. Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом. Ноги у них также небольшие.
[…] Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом. Они не имеют ни плащей, ни шапок, ни шляп, ни шуб. Кафтаны же носят из букарана, пурпура или балдакина, сшитые следующим образом. Сверху донизу они разрезаны и на груди запахиваются; с левого же боку они застегиваются одной, а на правом – тремя пряжками, и на левом также боку разрезаны до рукава. Полушубки, какого бы рода они ни были, шьются таким же образом, но верхний полушубок имеет волосы снаружи, а сзади он открыт, но у него есть один хвостик, висящий назад до колен. Замужние же женщины носят один кафтан очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиною в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником, и снизу доверху этот [убор] все увеличивается в ширину, а наверху имеет один длинный и тонкий прутик из золота, серебра или дерева или даже перо; и этот [убор] нашит на шапочку, которая простирается до плеч. И как шапочка, так и вышеупомянутый убор покрыты букараном или пурпуром, или балдакином. Без этого убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины. Шапочки у них иные, чем у других народов; описать, понятно, их вид мы бессильны.
Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведен огонь. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой».

Заранее можно предвидеть реакцию сторонников НКРИ: «это все средневековые подделки» и т.п. Однако помимо письменных свидетельств имеются и материальные следы присутствия татаро-монголов на территории русских и сопредельных земель. Например, в Южной и Юго-Восточной Руси, на Кавказе, Западной Сибири, степях Киргизии известны так называемые «каменные бабы», вытесанные из серого известняка или песчаника идолы. Эти фигуры представляют собой изображения людей обоего пола с ярко выраженной восточной внешностью: плоские круглые лица, раскосые глаза. У мужских фигур из-под шлемов на спину спускаются длинные волосы заплетены в косы, концы которых связаны между собой, передняя половина головы и виски выбриты. О существовании таких идолов уже в XIII веке пишет Рубрук: «Команы [кипчаки-куманы] насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке пред пупком чашу».

Правители Монголии

Сторонники НКРИ называют Русь Золотой Ордой (якобы «метрополия Монгольской империи»), а русских князей отождествляют с монгольскими ханами, считая их «дубликатами».

Воспроизведем эти соответствия по таблице из книги Носовского и Фоменко «Русь и Орда» (2007):


 Эта таблица производит довольно странное впечатление: не до смешного ли мало монгольских ханов знают Фоменко и Носовский? А если присмотреться, то увидим и вторую странность – вдруг оказывается, что хан Тахта является дубликатом Чингисхана и одновременно (!) дубликатом Тохтамыша, еще больше сокращая татаро-монгольскую историю и внося дополнительную путаницу: так когда же по НКРИ правил Чингисхан (он же якобы Тохта=Тохтамыш) – до Батыя или после него? Хаос, учиненный Фоменко и Носовским, дополняется фарсом в виде приводимых ими «дат правления», большая часть которых «взята с потолка».

Бушков предлагает считать Батыя Александром Невским, а Чингисхана его отцом Ярославом. Хана Джанибека – Иваном Калитой. Темника Ногая объявляет ханом и кажется готов отождествить его с Даниилом Московским. Далее он путает узбекского эмира Тамерлана с золотоордынским ханом Тимур-Кутлугом, так и не решив какому русскому князю эти оба «соответствуют». На этом его познания о монгольских ханах, похоже, исчерпываются.

Трагикомичная участь НКРИ усугубляется еще и тем, что Золотая Орда (Улус Джучи) – это вполне рядовой улус Монгольского государства, но никак не метрополия. Ставка великого хана никогда не находилась в Улусе Джучи, а золотоордынский хан был в подчинении у великого хана. Ведь из приведенных выше ханов правителем Монголии являлся лишь Чингисхан, все остальные татаро-монголы из таблицы – это золотоордынские ханы.

Дилетантизм создателей НКРИ вполне объясним: в отечественных школах историю Монголии не преподают, а о монгольских ханах, главным образом золотоордынских, в учебниках сообщается лишь постольку поскольку в этом нуждается история Руси. И то, что гипотеза НКРИ затем была подхвачена малограмотными массами объясняется все теми же обычными школьными познаниями, в данном случае недостаточными.

Впрочем, возможно мы ошибаемся относительно неосведомленности Носовского, Фоменко и Бушкова в монгольской истории, но в таком случае зачем они скрывают информацию о правителях Монголии от любознательного читателя? Восполним этот пробел:

Чингисхан (1206-1227)

Первоначальное имя – Тэмуджин, из рода Кият-Бурджигинов. Родился около 1155 года. Коренной юрт Чингисхана, согласно Рашид ад-Дину, находился в районе рек Онон и Керулен (в этом месте пытливый читатель должен снять с книжной полки географический атлас и посмотреть где они протекают). В 1206 году на курултае монгольских племен было принято решение о создании единого Монгольского государства и избрании Тэмуджина великим ханом. Новый глава Монголии принял имя Чингис. В правление Чингисхана были покорены тангуты, ойраты, киргизы, уйгуры. Завоеваны Южная Сибирь, большая часть Северного Китая, Дальний Восток, Корея, Кара-Кидан, Туркестан, Афганистан. Нападениям подверглись Южная Русь (в 1220-1223 годах), половецкие земли, Волжская Булгария, Грузия, Азербайджан. Умер Чингисхан в августе 1227 года.

Толуй (1227-1229)

Толуй, младший сын Чингисхана. После смерти отца правил в качестве регента до избрания великим ханом Угэдэя.

Угэдэй (1229-1241)

Угэдэй, третий сын Чингисхана, родился в 1186 году. Был избран великим ханом на курултае 1229 года. При Угэдэе было завершено завоевание монголами Северного Китая, завоеваны Армения, Грузия и Азербайджан. Предпринят поход в Восточную Европу. В 1236-1237 годах татаро-монголы покоряют кипчаков, булгар и другие народы Поволжья. В 1237 году начато завоевание Руси. Умер в декабре 1241 года.

Туракина-хатун (1241-1246)

Вдова великого хана Угэдэя. Исполняла обязанности правительницы Монголии до избрания великим ханом ее сына Гуюка. Предотвратила созыв курултая, на котором должны были избрать великим ханом Ширэмуна, сына Куджу (третий сын Угэдэя). Сумела предотвратить попытку захватить монгольский трон Тэмугэ-отчигином, братом Чингисхана.

Гуюк (1246-1248)

Сын Угэдэя, родился в 1205 году. На избрании Гуюка великим ханом в 1246 году присутствовал францисканский монах Иоанн де Плано Карпини, направленный папой Иннокентием IV. Гуюк продолжил завоевательную политику монголов, в основном на индийском направлении. Враждовал с золотоордынским ханом Бату (Батыем), по пути в лагерь которого скоропостижно скончался.

Огул-Гаймиш (1248-1251)

Вдова Гуюка. Исполняла обязанности правительницы до избрания великим ханом Мункэ. По ее инициативе столица Монголии временно была перенесена на Имиль, в родовые владения Угэдэидов. Как сообщает Джувейни, против нее выступили сыновья Наху и Ходжа, каждый из которых объявил себя правителем.

Мункэ (1251-1259)

Мункэ, сын Толуя, четвертого сына Чингисхана, родился в 1208 году. Выдвинут Батыем на золотоордынском курултае 1250 года. Утвержден в качестве великого хана на курултае 1251 года в Каракоруме. Завоевал Иран и начал покорение Южного Китая.

Хубилай (1260-1294)

Хубилай, сын Толуя, родился в 1215 году. Провозглашен великим ханом в 1260 году. Перенес столицу из Каракорума на территорию Китая: в 1260 году в Кайпин, в 1264 году в Чжунду (будущий Пекин). Вел длительную борьбу с другими претендентами на престол – своим братом Ариг-Бугом и Хайду, сыном Кашина (сын Угэдэя). Хубилай отменил традицию избрания великих ханов на курултае, установив наследственный принцип престолонаследия, и объявил своих потомков китайской династией Юань.

Династия Юань

Тимур Олжайт [Чэн-цзун] (1294-1307)

Кулук-хан [У-цзун] (1307-1311)

Буйянту-хан [Жэнь-цзун] (1311-1320)

Шоди-Бала [Ин-цзун] (1320-1323)

Есун-Тимур [Цзинь-цзун] (1323-1328)

Раджапика [Тянь-шунь-ди] (1328)

Туг-Тимур [Вэнь-цзун] (1328-1329)

Кусала [Мин-цзун] (1329)

Туг-Тимур [Вэнь-цзун] (2-й раз) (1329-1332)

Ринченпал [Нин-цзун] (1332)

Тоган-Тимур [Хуэй-цзун] (1332-1370)

Аюушридар Билигту [Чжао-цзун] (1370-1378)

Тэгустэмур Усхал (1378-1388)

В 1368 году монголы были изгнаны из большей части Китая повстанческим императором Чжу Юаньчжаном, захватившим Чжунду и объявившим об основании им новой династии Мин. Тоган-Тимур бежал в Кайпин, затем был вынужден отступать далее на север. Он погиб в битве на реке Шарамурэн в 1370 году. Его сын Аюшридар спасся и бежал в Каракорум. Монголы пытались отвоевать потерянные территории, но безуспешно. Усхал-хан погиб в одной из битв с китайцами, а его брат отказался от имперского мандата.

Правители Руси

Итак, мы убедились, что Носовский, Фоменко и Бушков о собственно монгольской истории не могут сообщить читателю ничего вразумительного. С историей Руси, как мы увидим чуть ниже, ситуация у них ничуть не лучше. Напомним, согласно НКРИ традиционная русская история якобы «удлиннена» и будто бы состоит из трех «экземпляров одной и той же летописи», склеенных посредством двух «хронологических сдвигов»: 100-летнего и 400-летнего.

Для начала рассмотрим так называемый «четырехсотлетний сдвиг», в котором аннигилируется история Киевской Руси. Воспроизведем его по таблице из книги Носовского и Фоменко «Русь и Орда» (2007):

Сейчас мы не будем обращать внимания на некоторые странности данной таблицы: суммирование и деление правителей, пропуски правителей, вставки вымышленных правителей, неверные годы правления, хронологические «налезания» одних правителей на других или «пустоты» между ними.

Пока просто отметим очевидную нестыковку – эти «параллельные династии» не равны друг другу по общей длительности правлений. Действительно, временной охват для левой колонки составляет от 862 до 1174 года, то есть 312 лет, а для правой колонки – от 1318 до 1598 года, то есть 280 лет. Нестыковка 32 года.

Кроме того, левая колонка («первый экземпляр летописи») заканчивается 1174 годом, а правая колонка («третий экземпляр летописи») начинается с 1318 года. Логичным было бы предположить, что промежуток времени от 1174 по 1318 год целиком покрывается «вторым экземпляром летописи», однако это не совсем так.

Вот теперь самое время взглянуть на так называемый «столетний сдвиг». Ниже он приводится по книге Носовского и Фоменко «Русь и Орда» (2007):

Правая колонка данной таблицы фактически повторяет начало «третьего экземпляра летописи» (см. правую колонку предыдущей таблицы). Левая колонка по сути является искомым «вторым экземпляром летописи». Вот только он охватывает несколько меньший промежуток времени, чем ожидалось: всего лишь от 1238 по 1294 год. В результате этого в гипотезе НКРИ возникают две «хронодырки» – от 1174 по 1238 год (64 года) и от 1294 по 1318 год (24 года). Никаких разъяснений по поводу указанных дыр Фоменко и Носовский не приводят.

Суммарно обе хронодырки составляют 88 лет. Поскольку новохронологи не нашли в них «дубликатов», то эти годы просто вычеркиваются из русской истории в версии Фоменко и Носовского. Уже одного данного факта достаточно, чтобы понять несостоятельность НКРИ. В этом свете подробный разбор прочих странностей новохронологических «экземпляров летописи» теряет смысл.

Тем не менее, будет небезынтересно свести эти три «экземпляра одной и той же летописи» воедино, разумеется, без использования новохронологических подтасовок. Для этого сформируем таблицу из трех колонок (от 862 до 1174 года, от 1174 до 1318 года, от 1318 до 1598 года), где приведем всех правителей Русского государства с указанием общепринятых дат правления. Совмещение строк произведем по тройке князей, считающихся в НКРИ одним и тем же лицом, в составе: Святослав Игоревич, Дмитрий Александрович Переяславский, Дмитрий Иванович Донской (для наглядности выделены курсивом).

В результате получается следующая таблица:

Как видим, если не прибегать к новохронологическим подтасовкам, то эти три исторических отрезка не производят впечатления похожести. Пытливому читателю предлагается самостоятельно сравнить реальные годы правления русских правителей  http://www.arhimed007.narod.ru/rus_rus.pdf 
с теми данными, которые приводятся в НКРИ.

Остается только пояснить каким образом Носовский и Фоменко создают иллюзию «идеального совпадения» цепочек «параллельных династий», то есть примерного совпадения длительностей правления «дубликатов». Это достигается достаточно грубыми и ненаучными методами: «лишние» правители просто выбрасываются из «династий» НКРИ, а оставшиеся подгоняются друг к другу.

Улус Джучи – Золотая Орда

Вернемся к монголам.

Около 1208 года Чингисхан выделил своему сыну Джучи несколько областей, населенных «лесными людьми» (ойраты, киргизы и другие народы, жившие к западу от Байкала), которые тот сам же и завоевал.

Позднее, в 1224 году, Чингисхан поделил Монголию на улусы, правителями которых назначил сыновей:

Толуй получил центральную часть Монголии.

Угэдэй получил Джунгарию.

Чагатай получил бывшее царство Кара-Кидан.

Джучи получил западные земли.

После смерти Джучи (1227) Чингисхан назначил правителем западного улуса своего внука Батыя, сына Джучи.

Это деление фактически и положило в дальнейшем границы по разделу Монгольской империи. Надо отметить, что в связи с новыми завоеваниями границы эти менялись. Но в любом случае Улус Джучи (будущая Золотая Орда) не являлся метрополией империи, как ошибочно полагают сторонники НКРИ. Коренной юрт достался Толую, именно он стал преемником Чингисхана.

Деление Монгольской империи Чингисханом

Наименование «Золотая Орда» Улус Джучи получил не ранее конца XIV века, когда окончательно распалась Монгольская империя. Например, в русских исторических источниках название «Золотая Орда» появляется только около середины XVI века.

В книгах по НКРИ относительно слова «орда» существует множество самых нелепых «гипотез». Причем выдумывать их без особых причин не следовало, достаточно было обратиться к историческим источникам.

Ибн-Батута:

«Я направился в султанский лагерь [Узбека], который тогда находился в области, известной под именем Биш-Таг [Бештау] или Пятигорье; мы прибыли на место, где султан только что расположился со своим двором. В этот лагерь, называющийся Урду [Орда], мы приехали в первый день месяца Рамадана. Тут мы увидели подвижный город с его улицами, мечетями и кухнями, дым от которых поднимался по мере их движения. Но, когда был дан знак остановиться, все это сделалось неподвижным».

Плано Карпини:

«Но вод и ручьев там немного, а реки редки, откуда там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон, но мы его не видели, а были почти за полдня пути до него, когда находились в Сыр-орде, каковая является главным двором их императора.
[...] Отсюда, когда мы были в Орде (так называются у них становища императора и вельмож), то от силы ветра лежали распростертые на земле и вследствие обилия пыли отнюдь не могли смотреть».

Рубрук:

«...Двор на их [монголов] языке называется ордой, что значит «середина», так как он всегда находится посередине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора».
.

На этом фоне довольно забавными выглядят попытки Носовского и Фоменко вывести происхождение слова «орда» из русского языка. Не говоря уже о Бушкове, который с той же целью «закопался в глубины польского языка»

Расширение Монгольской империи

Земли «Булгар, Ас и Рус» согласно воле Чингисхана предназначались Джучидам, но сил Батыя для покорения Поволжья, Кипчакской степи и Северного Кавказа было недостаточно. Начиная с 1232 года войска Улуса Джучи неоднократно вторгались в пределы Волжской Булгарии, однако завоевать ее в одиночку не смогли. Батыю оставалось рассчитывать лишь на то, что великий хан объявит общемонгольский Западный поход. Остальные Чингизиды в этом случае могли рассчитывать на земли за пределами новых границ Улуса Джучи.

В 1235 году состоялся курултай на котором было принято решение об организации военной кампании одновременно по четырем направлениям: против восставшей Кореи, против империи Сун (Южный Китай), на Ближний Восток (Ирак, Сирия, Сельджукский султанат, Транскавказ), и на Запад.

Угэдэй издал указ о введении налогов для обеспечения войска – копчура (одна голова скота с сотни) и тагара (один тагар зерна с десятка), а также указ о создании ямской почты («таян ям»). Следующим указом предписывалось собрать войско, причем каждая семья подданных великого хана должна была послать на войну старшего сына.

Во главе Западного похода Угэдэй поставил Батыя.

Джувейни:

«Когда каан [Угэдэй] во второй раз устроил большой курилтай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он [Угэдэй] назначил (следующих) царевичей: (сыновей Толуя) Менгу-хана и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату-Хорду и Тангута - и несколько других царевичей, а из знатных эмиров (там) был Субатай-бахадур».

Интересно, а как бы прокомментировали эту цитату сторонники НКРИ?

Хроника Западного похода

1236 – Вторжение в Волжскую Булгарию.

1237 – Покорение Волжской Булгарии, Дешт-и Кипчака. Нападение на Рязанское княжество, взятие и разорение Рязани.

1238 – Вторжение во Владимиро-Суздальские земли. Битва у Коломны. Взятие Москвы. Осада и сожжение Владимира, убийство семьи Юрия Всеволодовича. Захват Торжка. Гибель великого князя Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить. Осада и взятие Козельска. Начало правления Ярослава Всеволодовича (якобы «хан Батый»).

1239 – Взятие и сожжение Переяславля-Южного. Вторжение на Северный Кавказ. Покорение половцев. Бегство половецкого хана Котяна в Венгрию. Осада и взятие Чернигова. Вторжение татаро-монгол в Крым.

1240 – Осада Киева. Убийство монгольских послов. Взятие Киева. Татаро-монголы обложили русские земли данью. Этот период с 1240 по 1480 годы обычно называют татаро-монголским игом.

1241 – Разорение Галицко-Волынской Руси. Вторжение в Польшу, Силезию, Венгрию и Трансильванию. Разгром польско-немецких войск у Лигницы. Поражение армии венгерского короля Белы IV. Смерть великого хана Угэдэя.

1242 – Смерть Чагатая, последнего сына Чингисхана. Богемский король Вацлав отбросил один из небольших отрядов татаро-монгол при Кладно. Поражение монголов от баварского герцога Отона IV. Неудачная попытка вторжения в Германию. Геноцид венгров при отходе монголов. Завершение Западного похода.

Монгольская империя в 1240-х годах

Отметим для себя, что хронология и география завоеваний в рамках Западного похода позволяют достаточно хорошо определить откуда и в каком направлении двигались войска татаро-монгол (читатель может сделать самостоятельные выводы, вооружась географической картой). В свою очередь это делает несостоятельными попытки сторонников НКРИ изобразить данное завоевание как якобы поход русских дружин.

Всего вышесказанного вполне достаточно, чтобы не рассматривать далее гипотезу НКРИ ввиду ее несерьезности. Полагаем, что у непредвзятого читателя сложилось аналогичное мнение.

Андрей Новиков. Крах Новой Хронологии. Глава 4. Монголы, которых «не было»
Новиков А. Крах новой хронологии (Антифоменко-16). Санкт-Петербург: Super Издательство, 2016. Издание второе, переработанное. 380 с. - ISBN 978-5-00071-991-6.

___________________________________________________________________
Дополнительно. 

Разбор вранья в книге Фоменко"Калиф Иван" (Монголы и Плано Карпини)

Альтернативно одаренная публика, ведущая войну против русской истории и русской исторической науки, под знаменами "новой хронологии" и неоязычества, очень любит обвинять "официальную историю" в подлогах и фальсификациях. Это тактика жулика и вора, пойманного с поличным, пытающегося выставить себя правым за счет жертвы "мол, это жизнь такая несчастливая, а что делать, если все кругом воруют, один я честный". Даже пойманные на подлогах и вранье адепты альтернативной истории начинают оправдывать своих гуру-проходимцев: мол, Фоменко с Носовским (далее ФиН) не утверждают, что пишут правду, мол, ошибаются они на 50%, а в остальном у них святая правда, и даже, что они своими книгами заставляют задуматься над неправдой и подлогами "официальной истории" (аргументы я не выдумал, это дословные цитаты альтернативщиков). Мне странно видеть людей, которые верят лжецам, пусть даже наполовину. В народе таких людей называют просто и ёмко - лох. В этой статье, я буду критиковать Фоменко и Носовского на основе их книги "Калиф Иван" (М., 2010). Так вот тираж книги 5000 экз., цена 220 руб, или 6 долларов по тогдашнему курсу. Итого ФиН с издателями поимели своих адептов на 30 тыс. долларов за один тираж. Не знаю, как науку и историков, но своих альтернативных адептов они поимели на довольно солидную сумму.

1. https://cont.ws/@kamas/560040

2. https://cont.ws/@kamas/565619

3. https://cont.ws/@kamas/568598

4. https://cont.ws/@kamas/571700

5. https://cont.ws/@kamas/578815

6. https://cont.ws/@kamas/586463 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • Vad
    • 16 июня 2018 г. 11:03
    :thumbsup:
  • А вообще интересно в официальной истории есть подлоги и фальсификация или это невозможно в принципе? Безупречна априори? )
  • Вы за четверть века поставили российскую историю с ног на голову. У вас за 25 лет фашисты и предатели стали героями. Почему считаете, что в прошлом было не так?
  • Жаль только одного - вот уже 12 лет альтернативщина бродит в масссознании - и её всё не выблюют. Особенно ту её часть, что после 12 века.
  • Смотрю я как хорошо изучена авторами монгольская история. Где гарантия, что она, как наша, тоже не переврана