Голливуд и картинки в школьных учебниках истории Древнего мира сформировали у нас устойчивое представление, как должен выглядеть великий полководец и политический деятель дохристианского Рима Гай Юлий Цезарь. Но чем дальше мы будем уходить в глубь веков, и ближе, как говорится, к оригиналу, тем сильнее будет меняться привычная нам с детства картинка, прочно закрепившаяся в нашем сознании такими фильмами как "Клеопатра" 1963 года или "Астерикс и Обеликс" для тех, кто помоложе:
Киношные цезари и их окружение по любому поводу, даже в жару, постоянно носят металлическое и кожаные доспехи в сандалиях на босу ногу. Да еще и на голове у них обязательный медный шлем (вы никогда не пробовали на пляже загорать в кожаной куртке с медным тазом на груди и кастрюлей на голове?). Ну а что делать, если костюмерам другие картинки Цезаря не показывали, разве что кроме вот этой:
Вот и приходится почти весь фильм использовать одни и те же костюмы.
А между тем, на картинах, фресках, книжных миниатюрах и гобеленах художников эпохи Возрождения Цезарь одевался куда разнообразней.
Например, вот так:
- это Цезарь и Помпей, Таддео ди Бартоло. Никого не напоминает? Может быть вот этого с усами?:
Или вот такой Цезарь:
- Цезарь с помощниками, гобелен, Метрополитен, Нью-Йорк.Обратите внимание на двуглавых орлов, их еще будет много. Художники разных школ живописи из разных стран Европы рисуют Цезаря с бородой и двуглавым орлом. А все потому, что они не читали Википедию: Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.
Представляете, аристократы Древнего Рима не имели своих родовых и фамильных знаков и гербов! Даже вождь племени мумба-юмба имел отличительные знаки на своем теле - символы власти - чтобы все племя, а заодно и чужаки, видели и сразу понимали кто тут самый главный. А вот у Юлия Цезаря, как считают историки на зарплате, своего герба не было.
Но что возьмешь с наших историков - работа у них такая: нельзя народу рассказывать как было на самом деле, иначе вопросы неудобные появятся. Поэтому надо сразу: "фоменковщина"... и на костер.
А дальше картинки еще интересней:
- Юлий Цезарь принимает германское посольство, Жан Фуко.
И Пересечение Цезарем Рубикона того же Жана Фуко:
А вот такого Цезаря представлял себе Аполлонио ди Джовани, когда писал монументальное полотно "Битва при Фарсале". Именно с этого сюжета начинается голливудский фильм "Клеопатра" 1963 года (обязательно пройдите по этой ссылке, чтобы посмотреть всю картину целиком. И обратите внимание на крест на лодке Гнея Помпея. Ниже я выскажу версию на этот счет). Цезарь и отрубленная голова Помпея в чаше:
Ну а эта картинка сражает наповал (Цезарь справа):
- Цезарь и Антипатр, немецко-швейцарский художник Конрад Витц: во время войны Цезаря с Помпеем Антипатр в решающий момент перешел на сторону Цезаря, хотя изначально воевал за Помпея. Ну, а что такого - ясно же стало, что Помпей проиграет. Потом он верно служил Цезарю, но враги обвинили его в предательстве. Тогда Антипатр разорвал одежду на груди и сказал Цезарю, что вообще не собирается оправдываться и не скажет более ни слова, а свидетельствовать за него будут 27 ран, полученных в боях за Цезаря. - http://agritura.livejournal.co...
Ну и чтобы уже окончательно добить неподготовленного читателя:
- да, и это тоже Юлий наш Цезарь - в папской тиаре, как и на предыдущем фото, с двуглавым орлом и державой с крестом (!). Maestro della Manta. 1416-1426. Castello della Manta. Фотки лучшего качества не нашел. Ну а разве можно такое вообще гражданам показывать!
........................................................................
Ну а теперь переходим к выводам (и это еще не все интересные картинки, которые я уже выложу как-нибудь в другой раз):
1. В начале 63 года до н. э. умер великий понтифик Квинт Цецилий Метелл Пий, и высшая должность в системе римских религиозных магистратур стала вакантной... Кредиторы Гая с пониманием относились к тратам на престижную, но неприбыльную должность: успешное избрание свидетельствовало бы о его популярности в преддверии выборов преторов и консулов. По преданию, уходя из дома перед оглашением результатов, он сказал своей матери «или я вернусь понтификом, или совсем не вернусь»... - это из вики.
2. Юлий II (Julius), в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) (1443-1513), папа Римский с 1503, всегда отличался воинствующим характером. Даже имя он себе выбрал в честь полководца Гая Юлия Цезаря.
Рекс Харрисон в "Клеопатре" 1963 в роли Юлия Цезаря, и тут же, в 1965 году - "Муки и радости" в роли Папы Юлия II. Папа- воин, папа всадник, папа закованный в латы... Юлию Второму приходилось много воевать со своими соседями. Именно таким себе Цезаря и представляли художники конца 15-го - начала 16-го веков:
И опять двуглавый орел и знаменитая аббревиатура S.P.Q.R. - http://www.heraldique.org/2012...
Чтобы продолжить наши выводы, отвлечемся на еще одно изображение Цезаря:
- это "Триумф Цезаря" Паолло Уччелло (пройдите по ссылке, там вы рассмотрите все фрагменты этой картины... лучшего качества не нашел). Первое, что тут бросается в глаза, это шут перед Цезарем с лентой S.P.Q.R.А слева у самого края фрагмента - три белых пера на красном:
- как вы уже догадались - это герб Козимо Медичи.
А вот еще один фрагмент этой картины:
- на флаге все та же надпись S.P.Q.R., на спине слуги - эмблема с тремя кольцами с бриллиантами, и на головном уборе с поднятыми полями встречающего Цезаря аристократа та же эмблема:
- это герб Лоренцо Медичи Великолепного.
Где Медичи и где Гай Юлий Цезарь! Между ними полторы тыщи лет!..
А теперь продолжим наши выводы:
3. С конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир (вики).
И какое же оно было "не такое" христианство? - А вот такое:
Или такое:
- кто-нибудь тут "христианство" заметил? По всей Европе савонаролы и мартины лютеры народ христианскими проповедями баламутят, а папа Юлий II потолки и стены Ватикана обнаженкой расписывают. Не, ну конечно, до Савонаролы у папы руки дотянулись. Повесили гаденыша на кресте с двумя единомышленниками, а потом еще и сожгли :
А что делать с остальными, например, с Мартином Лютером, который находился под надежной защитой императора Священной Римской Империи?:
... который в 1527 году организовал "Разграбление Рима" и запретил Папе, судя по всему, использовать символ римской империи двуглавого орла, который теперь уже перелетел из Рима в Вену, новую столицу Империи:
Чтобы сохранить хотя бы духовную власть, пусть не во всей Европе, но хотя бы в ее части, папскую власть нужно было срочно укрепить. Как, если военно-политическая власть перешла к немцам?.. Значит нужно бороться за умы и сердца новых поколений европейцев с помощью всех доступных средств, в том числе и с помощью истории.
Очевидно, что Гай Юлий Цезарь - это литературный образ реального героя папы Юлия II, которого Римская католическая церковь перенесла в "античную" дохристианскую эпоху. Вся история античности - это литературные труды писателей 16-18-го веков. В противном случае реальная короткая история христианства не добавляла авторитета ни одной европейской церкви. Поэтому, с новой длинной версией все согласились.
...............................................................
... в католической церкви было ФОРМАЛЬНО ЗАПРЕЩЕНО ЧИТАТЬ БИБЛИЮ, причем запрет был отменен ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ. А именно, известно, что "буллой папы Григория IX в 1231 году ЗАПРЕЩЕНО ЧИТАТЬ ЕЕ (Библию - Авт.), причем запрет формально был отменен только Вторым Ватиканским Собором" [204], с.67. Историки сообщают: "Церковь ЗАПРЕЩАЕТ распространение книг священного писания среди мирян и считает ТЯЖЕЛЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ переводы этих книг с непонятной латыни на народные языки" [698], с.24. В постановлении собора в Безье якобы 1246 года сказано: <<"Что касается божественных книг, то МИРЯНАМ НЕ ИМЕТЬ ИХ ДАЖЕ ПО-ЛАТЫНИ; что же касается божественных книг на народном наречии, то НЕ ДОПУСКАТЬ ИХ ВОВСЕ НИ У КЛИРИКОВ, НИ У МИРЯН". В эдикте Карла IV конца XIV века говорится: "мирянам обоего пола по каноническим установлениям НЕ ПОДОБАЕТ ЧИТАТЬ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО ИЗ ПИСАНИЯ, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение">> [698], с.25.
Известный историк церкви А.В.Карташев писал: "ПЕРВОЙ ДЛЯ ВСЕГО ВОСТОКА рукописной (еще до появления печатного станка) явилась Библия 1490 года, созданная архиепископом Новгородским Геннадием... Такая РАННЯЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ в овладении полным библейским текстом явилась на Руси в XV веке" [372], с.600. Таким образом, если в самом конце XV века пробуждение интереса к полной Библии расценивается специалистами как ОЧЕНЬ УЖ РАННЕЕ, то что говорить о XIV или XIII веках? В то время, как мы видим, никто Библией на Востоке даже и не интересовался. А на Западе не читали, потому что "запрещено". Спрашивается - кто же ее читал в те века? ДА И СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ОНА ТОГДА ВООБЩЕ?
Самой древней рукописью Библии является Ватиканская, названная так потому, что обнаружилась она в Ватикане. Случилось это во второй половине XV века, и откуда она там взялась, никто не знает. Далее идет Александрийская Библия, проследить историю которой удается только до первой половины XVII века, когда ее получил в подарок от Александрийской церкви английский король Карл I. Александрийский период жизни этой рукописи неизвестен. И, наконец, – Синайская рукопись, которая «всплыла» вообще лишь в XIX веке.
Приведенные три рукописных Библии считаются древнейшими, потому что они были написаны еще якобы в IV веке. Однако достоверных фактов, свидетельствующих об этом, нет. Ранее XV века судьба их не прослеживается, и то, где и как они хранились более тысячи лет – загадка.
........................................................................................
Ну и в завершение. Скульптурный портрет Юлия Цезаря:
Bust of Julius Caesar, 1512. Andrea di Pietro di Marco Ferrucci (1465–1526) - 1512(!) год - не с живого ли "Цезаря" бюст ваялся? (орел еще на месте).
Ну и сам Папа Юлий II кисти Рафаэля:
- очевидцы восхищались этим портретом, и говорили - "как живой!".
Оценили 15 человек
20 кармы