Сфера культуры (к которой относится и кино) по сей день страдает у нас вторичностью, зависимостью от западных "трендов" и, в целом, не соответствуют тем задачам, которые стоят перед русской цивилизацией в период жесточайшего противостояния с Западом. Возьмем хотя бы новый фильм "Праведник". Снят С. Урсуляком по реальным историческим событиям, по теме реального подвига советского офицера Николая Киселева, который вместе с семью партизанами вывел более 200 евреев из Долгиновского гетто на территорию, контролируемую советским войсками.
"Пришли русские и всё у нас (евреев) отняли!"
Это фраза из фильма, от вполне положительного персонажа. Даже конкретизируется, что русские отняли у евреев мельницы. Ирония судьбы, но националисты Зап. Белоруссии и Зап. Украины обвиняли тогда евреев-коммунистов в национализации частной собственности. Кстати, социалистические преобразования вывели большую часть населения этих краев из бедности и нищеты.
А еще от вполне положительного персонажа фильма можно узнать, что русские "сослали миллион евреев на восток". Что-то такое я читал в англоязычной википедии, но там-то писали русофобы бессовестные с польской территории. Это так у них называется эвакуация еврейского населения западных районов СССР летом 1941 года, которая проводилась советским государством в сложнейших условиях, в том числе за счет отказа от вывоза важных грузов и оборудования, и спасла жизнь сотням тысячам людей, среди них моей бабушке и маме. Еще несколько лет назад авторы фильма благодаря таким фразочкам отправились бы гастролировать по международным кинофестивалям, но началась СВО и всё им испортила.
Обвинения в адрес русских, что они, дескать, грабили евреев и высылали их в азиатские пустыни - вполне соответствует западной идеологической схеме, согласно которой Советский Союз надо уравнять с Третьим Рейхом.
Спасаемые евреи, кстати, по ходу фильма неоднократно дают понять русским спасателям, что те, в общем, варвары, которым едва ли дано прочувствовать тонкости еврейской жизни. Киселев долго уговаривает ребе Бакшта дать разрешение евреям на употребление свиной тушенки. Эта сцена выглядит донельзя фальшивой, учитывая, в еврейских гетто во время немецкой оккупации люди умирали от голода и им вряд ли было до соблюдения правил кашрута.
Основных русских персонажей там трое. Собственно Николай Киселев - в фильме он согласился спасать евреев лишь после того, как ему пообещали дать Героя Советского Союза; тут и зажглись глаза, и проснулась энергия. Начальство пообещало ему звезду Героя, он ее отрабатывает. До самого конца фильма ничего про него не известно, никаких ретроспектив; ясно только, что он бывший бухгалтер. То, что он являлся политруком, в фильме не заметно - он никак не реагирует на антисоветские выпады со стороны спасаемых. То, что он пронёс маленькую еврейскую девочку Берту на своих руках значительную часть похода, в фильм почему-то не попало.
Далее уголовник из Свердловской области с погонялом Ферзь, который пытается изнасиловать еврейскую девушку, именуемую Глазастой. А после неудачной попытки изнасилования счастливо сочетается с Глазастой религиозным браком. На что духовный лидер ребе Бакшт (кстати, хасид - привет Нью-Йорку ), который до этого с ветхозаветной строгостью отчитывал Киселева, вдруг дает добро, согласившись подождать годик с обрезанием. И девушка Аня, которая в фильме является переводчиком с идиша на русский и обратно, хотя евреи русский язык понимают и без Ани (что неудивительно на территории Белоруссии). Зачем она выучила идиш - не поясняется.
Зато у еврейских персонажей из сельского гетто разные профессии, хобби, имеются даже семейные реликвии из 14 века. Главгерой с еврейской стороны мальчик Моше очень не хочет отдавать такую золотую штучку даже ради спасения жизни другого ребенка, и на всю свою жизнь затаил злобу на Киселева, поскольку тот всё-таки выманил гольдшмук. Абсолютно задолбал артист Маковецкий с его натужно имитируемым одесским акцентом (который к белорусским евреям не имеет отношения) - ему надо поменьше сниматься в рекламе.
Главгерой с немецкой стороны с фамилией Шмюклер (в переводе "декоратор") явно списан с Амона Гёта из "Списка Шиндлера". Обслуживающая его еврейская девушка Люба, которая должна была выдавать ему евреев (такие персонажи в истории действительно были) с легкостью преодолевает десятки километров по лесистой местности от этого штурмбанфюрера до скрывающихся в лесах партизан и евреев, словно пользуется разведывательными дронами, пока ее не убивает очередью в спину доселе добродушный Киселев.
Батальные сцены сняты вопиюще плохо - типа, для российского фильма и так сойдет - толпа до зубов вооруженных немцев несколько раз сталкивается с толпой евреев, у которых одна винтовка на троих, но всё заканчивается благополучно. Хотя в реальности никаких боев с эсэсовцами у этой группы бегущих людей быть не могло - их задача была пройти максимально незаметно и быстро путь более чем в 800 километров до существовавших тогда на линии фронта Суражских ворот. Произошло столкновение с немцами в начале похода у партизан Киселева 26 августа 1942, но беженцы, среди которых было много женщин, детей и стариков, в это время прятались в лесу. Однако идеологические установки требовали от режиссера Урсуляка показывать не столько подвиг Николая Киселева и его маленькой группки советских партизан, сколько выдумывать нацистско-еврейские сражения для западных кинофестивалей. Что, в общем, также соответствует западной идеологической схеме - преуменьшить роль СССР и русского народа в борьбе против нацизма.
Можно было снять отличный фильм и про спасение евреев действительно героической личностью - политруком Киселевым. Но создатели фильма этого не захотели, потому что у них другие задачи.
Могли они снять фильм и про битву за освобождение Новороссии (СВО). Но этого российские кинематографисты боятся, как черт ладана, не только Урсуляк, но вроде и патриотически настроенные Шахназаров, Михалков, Бортко, Хотиненко. Хотя заметим, СВО длится уже больше года, а бои на Донбассе за жизнь русского мира идут уже 9 лет. Но ничего, кроме малобюджетного "Солнцепека", от всего российского кинематографа за это время мы так и не увидели. А вот укронацисты сварганили уже немало фильмов на эту тему. Скоро и Голливуд подтянется с его бюджетами и компьютерными эффектами. Не сомневайтесь, снимет десяток фильмов про то, как храбрый американский волонтер вместе со свидомой панночкой - не забывая естественно о горячих постельных сценах - мочит кровожадных злодеев-орков, которые пожирают украинских младенцев. И это будет прокатываться по всему миру, в том числе и у нас - если не в кинозалах, так на торрентах. А что у нас в противовес? Ничего. А молодежь, между прочим, обучается картинками, а не заумными текстами. И если скрываться за фразами "Серебренников уехал, зато Урсуляк остался", и ничего не менять, то у нас будут плодиться потенциальные Даши Треповы.
Гуманитарная интеллигенция, к числу которых относятся режиссеры и актеры, не относится к производящим группам населения. Она продает услуги. Это обслуживающая группа, ее задача продать свои услуги тем, кто по ее мнению обладает силой и деньгами. На данный момент она и в нашей стране, в значительной своей части, обслуживает гегемонию Запада и западного капитала. Или, по крайней мере, боится против него выступить.
Сегодня, когда производительные силы уходят с Запада в Китай, Индию и т.д, западное идеологическое доминирование, в виде господствующей неолиберальной идеологии, отнюдь не ослабевает. И пока что не дает оформиться собственной идеологии ни в одной стране, пытающейся избавиться от западной гегемонии. В том числе и у нас. Думаю, что российские воины, которые сейчас сражаются на фронте, хотели бы, чтобы у них был крепкий тыл. В том числе, сфера культуры и кинематограф, которые должны служить своей стране, а не желанию номинироваться на Оскара и съездить на фестиваль в Канны.
Оценили 23 человека
29 кармы