• РЕГИСТРАЦИЯ

Случайное (?) соседство

5 6931

В подборке архивных документов о строительстве Исаакиевского собора по какой-то случайности оказалось дело о реставрационных работах в древнем Мцхетском соборе в Грузии. Собор этот не имел никакого отношения ни к Исаакию, ни к петербургской епархии, однако вряд ли мог оказаться в этом окружении случайно. Единственный признак родства – это прохождение документов через Канцелярию Синода, но мало ли через нее проходило документов? В самом же деле о Мцхетском соборе освещается довольно сложная проблема – восстановление древней живописи, изувеченной при нашествии персидских войск. Отмечается, что эта живопись обветшала настолько, что на ней едва можно распознать лики Христа, византийского императора Константина, а также… изображение Зодиака с обозначением 12 годичных знаков (весьма интересное соседство). Главная же проблема состояла в том, что на всю Грузию не могли отыскать мастера, который бы не только сумел, но и хотя бы рискнуть взяться на восстановление этой живописи. Как известно, тысячелетний собор в Мцхете (Светицховели) благополучно стоит до сих пор и является главным собором всей Грузии, а также памятником Всемирного наследия. Известно, что первозданный облик был возвращен собору лишь 1964—1965 годах, при этом отмечается, что речь идет о восстановлении изображений XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановленных в XIX веке). Более древних росписей не сохранилось.


//Орфография, пунктуация, а также форматирование и стиль оригинала сохранены//

Ф. 797, оп. 13, д.32974

По Архиву №29

Канцеллярии Обер-прокурора

Святейшаго Синода

111 Отделения 2 Стола

№29

Об открытии Богослужения в древнем Мцхетском Соборе в Грузии

Началось 1843 г. 20 окт.

Кончено 1844 г. 11 Окт.

На 14 листах

__________

Стр. 1

№9349

2 октября

Его Сиятельству,

Господину Обер-Прокурору Святейшаго Правительствующаго Синода, Его Императорскаго Величества Генерал-Адъютанту и Кавалеру, Графу Николаю Александровичу Пратасову,

Прокурора Грузино-Имеретинской

Синодальной Конторы

Рапорт

Честь имею донести Вашему Сиятельству, что в древнем Мцхетском Соборе Грузии, исправление котораго, начавшееся в 1837 году в следствие указа Святейшаго Синода от 25 Апреля №4950 окончено нынешним летом, открыто Богослужение в первых числах сего Сентября. Открытие происходило, по распоряжении Преосвященнаго Экзарха, без особой Духовной Церемонии.

Прокурор Филипп При…(?)

№210

17 Сентября 1843

Тифлис

С донесением об открытии Богослужения

В Мцхетском Соборе Грузии

______________________________

Стр. 2

10,947/ 13 Нояб.

№5105

В Канцелярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из определения Святейшаго Синода 25 Октября/8 Ноября 1843 года.

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушал рапорт Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, полученный 10го октября, следующаго содержания: Прокурорской Конторы Статский Советник Исмайлов в предложении от 30 минувшаго июля изъяснил, что Архитектор Синодальной Конторы Рипард доставил ему описание уцелевшей живописи в Мцхетском соборе, сделанное им по поручению Прокурора, во время командировки в Мцхет для снятия чертежей с ветхаго Самтаврскаго (?) Собора. Описание это предложил Синодальной Конторе с тем, чтобы разсмотрев оное и постановив заключение как поступить с остатками сей древней живописи, дабы с сохранения ея могла быть соблюдена вместе и благовидность во внутренности храма, испросить от Святейшаго Синода разрешение. В описании изъяснено: на двух из четырех в средине столбах, соединенных арками, на 1м, с Западнаго главнаго входа, стоящем к Северной Стороне, изображены к югу, с низу, Царь Константин и Царица Елена в коронах, держащие животворящий крест, каждая фигура в вышину 2 ½ аршина. Выше их на сем же столбе, на две сажени вверх разныя изображения, которых по черноте и ветхости ..сбившейся (?) по стенам живописи, ясно разобрать невозможно, разной величины, одно из них больше других, в два аршина величины. На 2 столбе к востоку от предыдущаго, вровень с Константином и Еленою, никакого по симметрии изображения не находится, кроме простой вновь произведенной штукатурки. Выше оной 1е изображение неясно и непонятно по истории; по показанию же Священнослужителей должны быть изображены Савваов, держащий под утробою Младенца Ииисуса Христа (как видим, при реставрации многих древних храмов некоторые изображения "восстанавливались" не в их фактическом, исходном виде, а согласно видению современников о том "как должно быть, - ред.). По четырем углам сей фигуры изображены в разных видах Евангелисты. Выше сей фигуры 2е изображение омовение ног на вечери Спасителем 12ти ученикам своим, а выше сих двух 3е изображение Св. Троицы у дуба Мамврийскаго (?). На арке между сими столбами, возведенной вверх с уступами изображены на двух уступах Пророки, Херувимы и Серафимы, а на третьих живопись никак нельзя разобрать.

К южной стороне с Западнаго входа между двумя столбами построено, для сохранения в памяти места, где найден Св. Ниною хитон Господень, в виде Царскаго трона с балдахином, поддерживаемым четырьмя столбами и с изображением разных фигур и украшений, которых нельзя разобрать. Строение сие произведено кирпичем на га… (?). На 3м столбе, что к югу, с Северной стороны изображены с низу Царь в короне, держащий корону же обоими руками и Каталикос в литре – оную благословляет. Сии фигуры с низу до колен стерты. Сверх сей фигуры изображен в полукруге у лица Христос благословляющий. Сих фигур нельзя исправить по безобразности их (если их нельзя даже восстановить, то можно ли с уверенностью утверждать, что они собой представляют, - ред.). На северовосток к сему столбу приделано седалище Патриарха. В средине сего седалища, к южной стороне, изображена Божия Матерь, держащая младенца Иисуса Христа, и кругом разныя фигуры и украшения. Строение сие старое и безобразное, произведенное кирпичем на га… (?). По правую сторону сего седалища изображены на востоке Царица с короною и молодой Царевич с короною же; фигура сия в 2 ¼ аршина; виды их остались невредимы. К южной стороне, на стене ниже окон, находится изображение Зодиака с обозначением вокруг онаго 12 годичных знаков (очень любопытное соседство с христианскими изображениями! - ред.), на восток сего Зодиака представлено море и на оном разбитые корабли, внизу преставление света и различный народ мужского и женскаго пола до 50 штук, в вышину 2х аршин. К Западной стороне сей фигуры изображены Св. Давид тоже в два арш. высоты. На фигуре сей между прочим видно барабаны, оконечности труб, кувшины, ведомая многими женщина одна, которую держат оне за правую и левую руки, у некоторых из них в руках четки с крестиками, и цари держащие в руках шпаги. Сия фигура вся на пространстве 7 квадр. сажень, к Западной стороне которой сверху замазана одна фигура штукатуркою, более одной квадр. сажени. Вся живопись на сей фигуре обезображена, как видно, войсками Персидскими, при нашествии на Грузию Аги-Магомед Хана, как то выколоты кинжалами глаза, руки, плечи и по всему стану просверлены кинжалами члены и платье. Штукатурка, на которой изображена сия фигура, кажется выпуклою и полагать должно, она отстала от стены. Приделанная около сей фигуры галлерейка (?) на четырех столбах с балдахином, для стояния Царя, заслоняет живопись, которую лучше бы как ни у места стоящую снять. Изображение сие писано, как показывают Священнослужители, назад тому 300 лет (то есть, возраст изображений определялся порой лишь по словам священнослужителей, которые сами едва ли могли быть очевидцами тех событий 300-летней давности). В алтаре изображены по правую и левую стороны, на каждой по 6ть Апостолов в 5 ½ аршин высоты. Из фигур сих большею частию не видно ни лиц, ни рук, ни полнаго платья. Выше их видно только над первыми, со входа в алтарь к Северной и Южной сторонам; трем Апостолам по одному Ангелу, величиною в две сажени. В верху полуциркули алтаря с Востока, изображен Савваов, у коего выколот левый глаз, и прошибена левая щека; из прочих же его членов видны только благословляющая рука и внизу над окном обе ноги с испорченным платьем, а по левую стороны его видны писанныя скрижали; лице, шея и другие члены войсками Аги-Магомед-Хана изстреляны пулями, поделавшими ямки; от сего белая штукатурка безобразит во многих местах эту фигуру. Сия фигура в 6 квадратных сажен. Под самым сводом, пред Господом, изображены на востоке четыре Ангела, которых живопись ясно представляет вид их в полстана. Как все изображение, как сие Архитектор выше сказал, перепорчены, да и самая штукатурка, на которой удержалась живопись, сделалась выпуклою; при том и живопись вообще неправильна, без всякаго искуства и пропорции, то если будет угодно Начальству произвесть новую живопись, надобно будет сделать таковую только на столбах около иконостаса и напротив иконостаса на столбах же между окном и ниже их на Север и на Юг, также в самом алтаре для изображения Бога, Ангелов и Св. Апостолов. Во всех же прочих местах не нужно будет производить живопись, по темносте Собора. По справке оказалось, что исправление Мцхетскаго Собора, кроме живописи в оном, окончена. Контора мнением положила: Уцелевшую в Мцхетском соборе живопись, как памятник древности, оставить и хранить в том положении, как она есть, только для соблюдения благовидности и в отвращение неблагоприличия, произведеннаго Персидскими войсками, половинныя изображения, где как будет можно, окаймить, а прошибы от пуль и кинжалов исправить под общий стиль живописи. Грузино-имеретинская Синодальная Контора, представляя о сем Святейшему Синоду, испрашивает в разрешение указа. Приказали: Признавая основательным мнение Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы об оставлении в Мцхетском Соборе древней живописи в настоящем ея положении, и исправлении, для благовидности, под общий стиль и тех мест, которыя пробиты некогда пулями и кинжалами Персидских войск, - Святейший Синод предоставляет Его Сиятельству Господину Обер-Прокурору Святейшаго Синода Графу Николаю Александровичу Пратасову доложить о сем Государю Императору на Высочайшее благоусмотрение и разрешение; на каковый конец в Канцелярию его Г. Обер-Прокурора передать выписку из сего определения.

12 Ноября 1843

Петр Нестеров (?)

______________________________

Стр.7

Копия

О дозволении исправить древнюю живопись в Мцхетском Соборе в Грузии

20 Ноября 1843

№191

На подлинной рукою Его Сиятельства Господина

Обер-Прокурора Святейшаго Синода написано:

Его Императоскаго Величества собственною рукою

Написано карандашем: «Согласен».

20 Ноября 1843

Граф Пратасов

Подлинную записку принял для хранения Столоначальник Барсов (?)

Грузино-Имеретинская Синодальная Контора представляя об окончательном исправлении Мцхетскаго Собора, испрашивает разрешения существующую в оном древнюю живопись оставить в настоящем виде, исправив только оную для благовидности под общий стиль в тех местах, которыя были повреждены при нашествии на Грузию Персидских войск.

Святейший Синод не находит с своей стороны препятствий к приведению в исполнение предположения Конторы, но при сем имея в виду Высочайшее повеление, по коему исправления живописи в древних церквах, не иначе могут быть допускаемы, как с Высочайшаго разрешения, поручил мне всеподданнейше представить о сем предположение на благоусмотрение Вашего Императорскаго Величества и испросить на оное Высочайшее соизволение.

/под:/ Граф Пратасов

Верно: Директор Сербинов (??)

______________________________

Стр.8

№8762

22 Ноября 1843

Св. Синоду

Его Импер. Величество, по всепод. докладу моему Высочайше утвердить соизволил предписать Св. Синоду … древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде, исправить только .. для благовидности … общий стиль в тех местах, которыя повреждены были при нашествии на Грузию персидских войск.

О таковом Высоч. Повелении имею честь предложить Св. Синоду, для зависящаго к исполнению от него распоряжения.

Под:/ Обер Прокурор Граф Пратасов

Директор Франк

_______________________________

Стр. 9

№16792/ 9 Декабря

В Канцеллярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из определения Святейшаго Синода 26 Ноября/ 7 Декабря 1843 года.

№16313

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Обер-Прокурора, Графа Николая Александровича Пратасова, от 22 Ноября за № 8762м, коим объявляет о Высочайше утвержденном предположении Святейшаго Синода к оставлению древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде. Но, по справке, Приказали: о Высочайшем соизволении, воспоследовавшем по предположению Святейшаго Синода на оставление древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде и проч, уведомить Грузино-Имеретинскую Синодальную Контору для зависящих к исполнению онаго распоряжений и неотложнаго донесения о том Святейшему Синоду – о чем послать /: и послан от сего Декабря за №16312м,:/ Конторе Указ; а в Канцеллярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода передать, для сведения о том, выписку из определения.

Верно: Секретарь … (?)

8 Декабря 1843

Читал Помощник Секретаря Петр Нестеров

_______________________________

Стр. 10

№10,849/8,54

13 Октября

В Канцеллярию Г. Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из журнала Святейшаго Синода 19го Сентября 1847

№10945

(К указу, - приписано) Святейший Синод слушали рапорт Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, коим на указ Святейшаго Синода от 8го (?) Декабря 1843 года, об исправлении по Высочайшему соизволению древней живописи в Мцхетском Соборе, доносит, что по сему предмету делаему были следующия распоряжения: всех известных в Тифлисе живописцев, контора приглашала к себе (?), предъявляла им описания уцелевшей живописи в Мцхетском Соборе с тем, чтобы потом взять от них отзывы, кто из них и как может исправлять поврежденныя в уцелевшей живописи места с соблюдением общаго стиля оной, составить проект условий для подряда и произвесть между благонадежными из них торги. Из являвшихся живописцев никто не согласился принять на себя подряда, и их них один искуснейший пред другими в живописи Яков Авнатамов (??) отправился в Мцхет и осмотрел уцелевшую живопись; но по возвращении объявил прокурору Конторы, что такового исправления живописи в Мцхетском Соборе взять на подряд нельзя, по невозможности определить количество труда и материалов и предусмотреть успешность в точном исполнении работы; а потому он Авнатамов не иначе согласен приняться за предлагаемые ему дела как из условий платы по денно. Поелику кроме Авнатамова и других являвшихся в Контору живописцев, в Тифлисе занимаются живописью Священник Иосиф Григорьев, Антон Гогеладзев, Антон Коцоцов и другия; то Синодальная Контора предписывала Протоирею Давиду Месхиеву, чтобы он, собравши их и всех известных живописцев, представил в Контору, в том предположении, что бы, по предъявлении им описания о живописи, предложить, не согласится ли кто из них, или все вместе, взять на подряд возобновление живописи, и тем кто отзовется взять показания; но из являвшихся никто не согласился принять на себя дела сего; два же из них Священник Григорьев и Антон Гагеладзев объявляли причины, и именно: во первых потому, что не могут подобрать красок под старую живопись, и во вторых потому, что имеющие быть расходы на исправление живописи будут значительными; за прочность сия новаго исправления они не ручаются и, по мнению их, удобнее вновь сделать живопись, нежели исправлять старую (такой же логикой, должно быть, руководствовались многие реставраторы древних сооружений, а потому мы сегодня можем видеть так мало оригинальных, действительно древних изображений, которые, в основном, были "перекроены" современниками согласно требованиям времени и в этом новом виде выдаваемы за древние, - ред.). За сим Синодальная Контора взять на подряд исправление живописи в Мцхетском Соборе вызывала … чрез опубликование в Закавказском Вестнике и Тифлисскую городскую полицию; но ни в назначенныя для того сроки, ни после в Контору никто не являлся. Чиновник за прокурорским столом Надворный Советник Уосеман (?), которому Синодальная Контора 15го Ноября поручила пригласить в Контору недавно прибывшаго из России живописца для предложения ему исправления старой живописи в Мхетском Соборе от 16го прошедшаго Июля донес Конторе, что он приглашал прибывшаго из России живописца из Армян Россепа (??), для предложения ему исправления живописи в Мцхетском Соборе; но он отказался от сей работы по малому знакомству его с древним стилем Греческой иконной живописи. О сем Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, донося Святейшаму Синоду, присовокупляет, что за не отысканием местных средств к исправлению древней живописи в Мхетском Соборе, она полагает приступить к исправлению живописи тогда, когда со временем найдутся люди, опытные в древней живописи. О чем и будет донесено Святейшему Синоду. По справке оказалось: Святейший Синод, признавая основательным представление на усмотрение онаго, в Октябре 1843 года, Грузино-Имеретинскою Синодальною Конторою мнения, об оставлении в Мцхетском Соборе древней живописи в настоящем ея положении, и исправление для благовидности под общий стиль ея тех мест, которыя пробиты некогда пулями и кинжалами Персидских войск, определением 25 Октября/8 Ноября 1843 года представлял Его Сиятельству Г. Обер-Прокурору Графу Николаю Александровичу Пратасову доложить о сем Государю Императору на Высочайшее благоусмотрение и разрешение и, когда Государь Император высочайше соизволил утвердить это предположение, уведомил о том Грузино-Имеретинскую Контору указом от 8го Декабря 1843го года для зависящих распоряжений к исполнению и донесения Святейшему Синоду о последующем. Приказали: предписать Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, чтобы она для исполнения Высочайше утвержденнаго предположения об исправлении древней живописи в Мцхетском Соборе не оставляла приискивать искусных в том деле художников; дабы в последствии, чрез совершенное повреждение означенной живописи, не лишиться вовсе возможности исправить ее. О чем и послать Конторе указ; а Канцелярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода, передать для сведения о том, выписку из сего журнала.

Верно: Секретарь Н. Осеченский (??)

11 Октября 1847

Читал Помощник Секретаря Т. Смирнов

_______________________________

В сем деле нумерованных листов одиннадцать

Начальник Отделения Франк

Столоначальник Воскресенский

_______________________________

P.S. Вот как Мцхетский собор выглядит в наши дни:


При копировании обязательна ссылка на Фонд поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание»

Источник:  http://1000history.su/news_vie...  

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Украинцы никогда не простят русских......

    Виктор АнисимовУкраинцы никогда не простят русских за миллионы убитых и искалеченных "захистников", говорят нам "миротворцы", если мы в самом скором времени не заключим мир с украиной и...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Verbiager 10 апреля 2018 г. 10:39

      «Найденная рукопись _ фрагменты»_3

      Дневник изслҌдователяЧасть 3Начало - часть 1 и часть 218.05.2017Порылся. Интересным кажется определение слова informe. В словарике Dictionnaire de l'Académie françoise, (пятое издание, том первый, 7 года Республики то есть 1798)нашел на странице 729. Я молодец! Откопал и такое! Точнее Наталья Федоровна приперла из залежей редких книг словарик, а вот в нем как раз тако...
      1946
      Verbiager 7 апреля 2018 г. 11:28

      «Найденная рукопись _ фрагменты» _ 2 Дневник изслҌдователя

      Начало11.05.2017. В рукописи приводится хорошая цитата: «Я понял, насколько было бесполезно проводить доказательство только на уровне феномена, поскольку содержание этого доказательства тут же растворяется из-за механизма забывания, которые относятся к системе самозащиты идей, подвергаемых угрозе. Я понял, что безнадежно только опровергать, поскольку только новое осно...
      1928
      Verbiager 5 апреля 2018 г. 12:12

      «Найденная рукопись _ фрагменты»_1

      Дневник изслҌдователяЧасть 105.05.2017. Праздничные майскиt дни предполагали какой-то хотя бы номинальный труд: решил помочь Андрюхе разгребаться на свежекупленной даче. На чердаке дачного домика нашли странную рукопись. Не старая, похожа на черновик книги. Название утеряно, первые страницы тоже. Вспомнил, как я нашел свой старый дневник. Точнее конспект. Ни даты, ни ...
      2272
      Verbiager 3 января 2017 г. 14:35

      Стройка/перестройка Исаакиевского собора в 1818 году (часть первая)

      Продолжаем представлять вашему вниманию задокументированный процесс строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, в этот раз мы решили осветить довольно спорный вопрос лексики в документах, или почему возведение здания от фундамента так часто называли "перестройкой". При обсуждении этой темы спорящие делятся на две группы: одни утверждают, что си...
      6328
      Verbiager 19 ноября 2016 г. 19:29

      Третий Исаакиевский собор - загадочный предок современного храма

      Согласно известным историческим данным, Исаакиевский собор перестраивался три раза и является четвертым по счету, хотя последняя перестройка была радикальной, и новое здание создавалось практически с нуля, то есть, с фундамента. Предыдущий третий собор, на немногих дошедших до нас изображениях выглядит совсем иначе и значительно уступает современному по архитектурной ...
      3982
      Verbiager 3 октября 2016 г. 17:28

      Художественные работы в Исаакиевском соборе и церковная цензура

      Представляем вашему вниманию еще один документ о строительстве Исаакиевского собора в Петербурге - на сей раз относящийся к оформительным работам 1841-1842 годов. Интересен он, прежде всего, тем, что демонстрирует, сколь щепетильным было отношение Церкви и Синода к различного рода украшениям, барельефам и даже изображениям святых. Это свидетельствует о том, что каждый...
      4191
      Verbiager 1 октября 2016 г. 20:03

      Советская Одесса в 1931 году: уникальные снимки американского путешественника

      Во всех красках город образца 1931 года показал известный американский фотограф и путешественник Брэнсон Дэку. Сделанные им в Одессе 22 слайда с изображением Пальмиры и ее обитателей хранятся в архиве Калифорнийского Университета в Санта Круз.Примечательно, что все фотографии раскрашены вручную. При этом Бренсон при раскраске воспроизводил оригинальные цвета. На подг...
      9376
      Verbiager 28 сентября 2016 г. 15:36

      Туристические плакаты СССР

      Для привлечения иностранных туристов в СССР создавались совершенно потрясающие плакаты, обещающие гостям «рай на земле»... Крым, 1935 год. Ленинград, 1935 год. Летний спорт в СССР, 1936 год. Круизы по Волге. Крым. Путешествуйте по СССР на машине. Москва. Оде...
      5801
      Verbiager 28 июня 2016 г. 18:37

      Скептический обзор архивных документов, или как руководили строительством Исаакиевского собора

      У нее есть много имен: «Комиссия для окончательной перестройки Исаакиевского собора», «Комиссия о перестроении», «Комиссия о перестройке, «Комитет перестроения Исаакиевской церкви», «Комиссия, высочайше учрежденная для окончательной перестройки» и так далее. Все они как бы намекают, что главный управляющий орган на этой грандиозной «стройке» руководил именно переделк...
      10359
      Verbiager 30 апреля 2016 г. 18:32

      Архивы, старь, дела былые (часть вторая)

      Продолжаем публикацию архивных документов о внутренних работах в Исаакиевском соборе за 1849-1954 годы. Первую часть можно прочитать здесь: https://cont.ws/post/257295 и еще более подробно по этим ссылкам: http://1000history.su/news_view.php?id=12 и http://1000history.su/news_view.php?id=13Сразу за техническим заданием князя Волконского в дел...
      2733
      Verbiager 26 апреля 2016 г. 19:27

      Архивы, старь, дела былые (часть первая)

      Сложно судить о том, как дело делалось в далекие времена, как производились работы, как формировались технические задания. Удивительный мир «другой» строительной культуры представляют записки князя Волконского относительно производства работ по Исаакиевскому собору.Пытливый исследователь сможет сам для себя решить, что есть возможное, а что нет при производстве работ...
      5017
      Verbiager 7 апреля 2016 г. 23:05

      Тысяча и один Исаакиевский собор

      По своему призванию историческая наука должна быть точной – как высшая математика. Это значит, что каждая ее задача должна иметь решение, теорема – логичное доказательство, а аксиома – не вызывать сомнений. Однако на практике все выглядит совсем иначе, - масса противоречий возникает при попытке более глубокого и детального анализа первоисточников. Подобная ситуация сл...
      14514
      Verbiager 17 марта 2016 г. 22:57

      Загадка русского Пантеона

      Наиболее известные Пантеоны в мире - это Римский и Парижский. Один из них, по официальной версии, построен в начале 18 века, а другой – в начале нашей эры. Однако в этот ряд можно поставить и еще одно сооружение - не просто схожее внешне, но и на голову превосходящее своих «собратьев» по архитектурному мастерству и загадочности происхождения.Это грандиозный Исаакиевск...
      3789
      Verbiager 16 января 2016 г. 18:49

      Эксперты: Кризис только укрепил отношения России и Италии

      Итальянские дипломаты и представители туризма в один голос твердят, что непростая обстановка в экономике и международная напряженность не вредят стратегическому партнерству с Россией, а напротив – дают множество импульсов для благоприятного развития отношений.Так, закрытие самых популярных у россиян туристических направлений Турции и Египта, автоматически выводит на п...
      1843
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика