57 МузЧас (Fritz Kreisler)

5 6175

Фриц Крейслер — последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки, широко популярные на эстраде.

Крейслер родился в семье врача, скрипача-любителя. С детства он слышал в доме квартет, возглавляемый отцом. Здесь бывали композитор К. Гольдберг, 3. Фрейд и другие видные деятели Вены. С четырех лет Крейслер занимается у отца, затем у Ф. Обера. Уже в 7 лет он поступает в Венскую консерваторию к И. Хельбесбергеру и в 9 лет оканчивает с золотой медалью. С успехом проходят его концерты. Но отец хочет дать ему более серьезную школу. 

Несмотря на большой успех маленького вундеркинда, отец настаивает на полном гуманитарном образовании. Крейслер оставляет скрипку и поступает в гимназию. В восемнадцатилетнем возрасте он выезжает на гастроли в Россию. Но, вернувшись, поступает в медицинский институт, сочиняет военные марши, играет в тирольском ансамбле с А. Шенбергом, знакомится с И. Брамсом и участвует в первом исполнении его квартета. Наконец, Крейслер решается держать конкурс в группу вторых скрипок Венской оперы. И — полный провал! Обескураженный артист решает навсегда бросить скрипку. Кризис миновал лишь в 1896 г., когда Крейслер предпринимает второе турне по России, ставшее началом его яркой артистической карьеры. Затем с огромным успехом проходят его концерты в Берлине под управлением А. Никиша. Здесь же произошла встреча с Э. Изаи, во многом повлиявшая на стиль Крейслера-скрипача.

В 1905 г. Крейслер создает цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных как подражание классическим произведениям XVIII в. Крейслер, в целях мистификации, скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции. Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов — «Радость любви», «Муки любви», «Прекрасный розмарин», которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь в 1935 г. Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние.

Фриц Крейслер - Эмиль Орлик

Крейслер совершает многочисленные турне по всем странам света, много записывается на пластинки. 

Перу Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера — его скрипичный концерт «Вивальди», стилизации старинных мастеров, венские вальсы, такие пьесы, как Речитатив и Скерцо, «Китайский тамбурин», обработки «Фолии» А. Корелли, «Дьявольской трели» Дж. Тартини, вариаций «Ведьме» Паганини, каденции к концертам Л. Бетховена и Брамса — широко исполняются на эстраде, пользуются огромным успехом у слушателей.




Fritz Kreisler - Prelude and allegro "In the style of Pugnani" for violin and piano

Fritz Kreisler - Prelude and allegro "In the style of Pugnani" for violin and piano

Ноты: Piano part, Violin part

Альтернативное исполнение Prelude and allegro - David Garrett palys Fritz Kreisler. 

https://www.youtube.com/watch?...

Рассматриваемый материал в МузЧасе это - 11 диск - Полных записей Фрица Крейслера, выпущенных RCA Victor Gold Seal в 1995. 

Запись Фрица Крейслера всегда можно узнать по навязчивой, баритональной звучности скрипача, неповторимому портаменто и коммуникативному теплу. Большая часть репертуара здесь состоит из коротких пьес на бис, которые преобладали в эпоху записи 78 оборотов в минуту, многие сочиненные или аранжированные Kreisler, который всегда был в поиске незабываемых мелодий. 


Знакомые классики, такие как дуэты с Джоном Маккормаком и совместные сонаты Шуберта, Бетховена и Грига с Рахманиновым, появляются вместе с редкими альтернативными дублями и одинокой записью Крейслера в качестве фортепианного солиста в Юмореске Дворжака. Надо наслаждаться этими музыкальными конфетами небольшими порциями, а не проглатывать каждый диск хронологическими глотками. Переводы Уорда Марстона выше всяких похвал.

Fritz Kreisler - The Complete RCA Recordings (1995)


Итак слушаем..

Fritz Kreisler - The Complete RCA Recordings. Disc 11

Fritz Kreisler - The Complete RCA Recordings. Disc 11

Tracklist:

1. Caprice viennois, Op.2 - 0:00
2. Tambourin chinois - 4:19 
3. Liebesfreud - 8:19
4. Liebesleid - 12:04
5. La gitana - 16:23
6. Schon Rosmarin - 19:40
7. Concerto In C Major (In The Style Of Vivaldi): Allegro energico ma non troppo - 21:32
8. Concerto In C Major (In The Style Of Vivaldi): Andante doloroso - 26:26
9. Concerto In C Major (In The Style Of Vivaldi): Allegro molto - 30:34
10. Rondino On A Theme By Beethoven - 33:22
11. The Old Refrain - 36:22
12. Londonderry Air - 39:51
13. Der Opernball: Im Chambre separee: Midnight Bells - 43:30
14. Marche miniature viennoise - 47:17
15. Rondo all'ongarese, Trio H.XV, No.25: Hungarian Rondo - 50:20
16. Chanson Louis XIII And Pavane (In The Style Of Couperin) - 53:40
17. The Rosary - 58:38
18. The King Steps Out: Stars In My Eyes - 1:00:44
19. RCA Victor Orchestra: Viennese Rhapsodic Fantsietta - 1:03:50 

Фриц Крейслер - "Китайский Тамбурин"Чудесная классическая мелодия ожила благодаря волшебному искусству анимации!

Фриц Крейслер - Китайский Тамбурин (1994)

В музыкальном искусстве первой трети XX века не найти фигуру, подобную Крейслеру. Создатель совершенно нового, оригинального стиля игры, он оказал влияние буквально на всех своих современников. Мимо него не прошли ни Хейфец, ни Тибо, ни Энеску, ни Ойстрах, многому «научившийся» у великого австрийского скрипача в пору формирования своего таланта. Игре Крейслера удивлялись, ей подражали, ее изучали, анализируя мельчайшие детали; перед ним преклонялись величайшие музыканты. Он пользовался непререкаемым авторитетом до конца жизни.

Искусство Крейслера-композитора и исполнителя сложилось из слияния венской и французской музыкальных культур, слияния, давшего действительно нечто покоряющее своеобразное. 

Биография Крейслера подробно изложена в книге Лохнера. 

По натуре Крейслер был живым, общительным человеком, склонным к шутке и юмору. В 1900—1901 годах он совершил турне по Америке с виолончелистом Джоном Джерарди и пианистом Бернгардом Поллаком. Над пианистом друзья постоянно подшучивали, так как он все время нервничал из-за их манеры появляться в артистической в последнюю секунду, перед выходом на эстраду. Однажды в Чикаго Поллак обнаружил, что обоих нет в артистической комнате. Холл был связан с отелем, где жили все трое, и Поллак ринулся к апартаментам Крейслера. Он ворвался туда без стука и обнаружил скрипача и виолончелиста лежащими на большой двуспальной кровати, с натянутыми до подбородков одеялами. Они храпели fortissimo ужасным дуэтом. «Эй, вы оба сошли с ума! — закричал Поллак. — Публика собралась и ждет начала концерта!».

— Дайте мне уснуть! — взревел Крейслер на языке вагнеровского дракона.

— Здесь мое успокоение! — простонал Джерарди.

С этими словами оба повернулись на другой бок и захрапели еще более немелодично, чем раньше. Рассвирепевший Поллак сдернул с них одеяла и обнаружил, что они во фраках. Концерт начался всего на 10 минут позже и публика ничего не заметила.

Разоблачение мистификации вызвало бурю. Эрнст Нейман написал разгромную статью. Разгорелась полемика, подробно описанная в книге Лохнера, но... по сей день «классические пьесы» Крейслера остаются в репертуаре скрипачей. Более того, Крейслер был, конечно, прав, когда возражая Нейману писал: «Имена, которые я старательно выбрал, были для большинства в строгом смысле неизвестны. Кто когда-нибудь слышал хоть одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, Падре Мартини или Стамица до того, как я начал сочинять под их именем? Они жили лишь в списках параграфов документальных трудов; их произведения, если таковые существуют, медленно превращаются в прах в монастырях и старинных библиотеках». Крейслер своеобразно популяризировал их имена и бесспорно содействовал возникновению интереса к скрипичной музыке XVII — XVIII веков.

Крейслер был образованным человеком — великолепно знал латынь, греческий, читал в подлинниках «Илиаду» Гомера, Вергилия. Насколько он возвышался над общим уровнем скрипачей, мягко говоря не слишком высоким в ту пору, можно судить по его диалогу с Мишей Эльманом. Увидев на его столе «Илиаду», Эльман спросил Крейслера:

— Это по-еврейски?

— Нет, по-гречески.

— Это хорошо?

— Очень!

— Это имеется по-английски?

— Конечно.

Комментарии, как говорится, излишни.

Крейслер всю жизнь сохранял чувство юмора. Однажды,— рассказывает Эльман,— я спросил его: какой из скрипачей, слышанных им, произвел на него самое сильное впечатление? Крейслер ответил не задумываясь: Венявский! Он со слезами на глазах тут же стал ярко описывать его игру, причем так, что и у Эльмана навернулись слезы. Вернувшись домой, Эльман заглянул в словарь Грова и... убедился, что Венявский умер, когда Крейслеру было всего 5 лет.

В другой раз, обращаясь к Эльману, Крейслер стал совершенно серьезно, без тени улыбки уверять его, что когда Паганини исполнял двойные флажолеты, то одни из них играл на скрипке, другие же насвистывал. Для убедительности он продемонстрировал, как это делал Паганини.

Крейслер был очень добр и щедр. Большую часть состояния он роздал на благотворительные цели. После концерта в Метрополитен-опера 27 марта 1927 года все вырученные деньги, составившие солидную сумму в 26 000 долларов, он передал американской лиге по борьбе с раком. После первой мировой войны он заботился о 43 сиротах своих товарищей-соратников; приехав в Берлин в 1924 году, он пригласил на рождественский праздник 60 самых бедных детей. Явилось 85. «Мои дела идут хорошо!» — воскликнул он, хлопая в ладоши.

Он был очень прост, любил простоту в других и совершенно не чуждался простого народа. Он страстно желал, чтобы его искусство доходило до всех. Однажды, рассказывает Лохнер, в одном из английских портов Крейслер высадился с парохода, чтобы продолжать свое путешествие на поезде. Ждать пришлось долго, и он решил, что хорошо убьет время, если даст маленький концерт. В холодном и печальном помещении вокзала Крейслер вынул из футляра скрипку и сыграл для таможенников, угольщиков, докеров. Закончив, он выразил надежду, что его искусство им понравилось.

Благожелательность Крейслера по отношению к молодым скрипачам можно сравнить только с благожелательностью Тибо. Крейслер искренно восхищался успехами молодого поколения скрипачей, считал, что многие из них достигли если не гения, то мастерства Паганини. Впрочем его восхищение, как правило, относилось лишь к технике: «Они способны легко играть все, что написано самого трудного для инструмента, и это большое достижение в истории инструментальной музыки. Но с точки зрения интерпретаторского гения и той таинственной силы, которая является радиоактивностью великого исполнителя, то в этом отношении наш век не очень отличается от других веков».

Крейслер унаследовал от XIX века щедрость сердца, романтическую веру в людей, в высокие идеалы. В его искусстве, как хорошо сказал Пеншерль, были благородство и убеждающий шарм, латинская ясность и обычная венская сентиментальность. Конечно, в сочинениях и исполнительстве Крейслера многое уже не отвечало эстетическим требованиям современности. Многое принадлежало прошлому. Но нельзя забывать, что его искусство составило целую эпоху в истории мировой скрипичной культуры. Вот почему известие о его кончине 29 января 1962 года повергло в глубокую печаль музыкантов всего мира. Из жизни ушел великий художник и великий человек, память о котором останется в веках.

Источник: использованы статьи В. Григорьева и Л. Раабен

СЛУШАТЬ ОНЛАЙН МУЗЫКУ Fritz Kreisler МП3 +


«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить