Моё "партизанское" детство (главы из книги для детей)

6 1318

Детство, прошло на базах флота, Сибирской красавицы реки Лены в семье с моими любимыми и любящими  родителями - легендарного капитана ЛОРПа Александра Константиновича и Зинаиды Васильевны Бабичевых.
- "Сын собственных родителей. Родился по собственному желанию", - любила шутить моя Мама. Все было сказочно и замечательно. Для моего воспитания и самообразования родители не жалели ни сил, ни средств, потому я не знал ни забот ни печалей.

В 1960 году, когда мне исполнилось 6 лет, отца перевели в Пеледуйскую базу флота, назначили капитаном на пароход "КОМСОМОЛ", а нашей семье, одним из первых выдали ключи от новенькой и шикарной по тем временам квартиры на улице Юбилейной,  состоящую из двух комнат и кухни.

Посредине квартиры стояла огромная беленая печь из красного кирпича, которая топилась дровами, на плите мама готовила обеды, в духовке выпекала торты и пироги, а на краешке плиты стоял "поющий" на разные голоса чайник ,запах маминых пирогов и булок, разносился по всей улице.

Комнаты разделялись тонкими филёнчатыми досками, крашенными белой эмалью. Во дворе был дровенник, который через год, был переоборудован в гараж под двухцилиндровый мотоцикл с коляской "ИЖ ЮПИТЕР".

По началу "ИЖ" конечно же не был таким обшарпанным и блестел, как новенький самовар, отливал новыми красками, никелированными ободами и отражая солнечных зайчиков в стекле на коляске.

Летом, когда отец уходил в навигацию, я конечно же не мог позволить мотоциклу просто стоять без дела и ржаветь. В восемь лет, отец научил меня управлять, а в девять я со своими друзьями уже спокойно ездил в тайгу за грибами и за ягодами.  https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Около двадцати типовых домов, на три и четыре хозяина, часть из которых ещё строилось, было заложено для капитанов, механиков и специалистов флота. 

Вид с крыши нашего дома, перекрёсток улицы Юбилейной и Комсомольской. На нижнем фото, я со своей "Сменой -8" и сосед Сашка в знаменитых воротах. Которые были единственными на всю улицу, с двумя калитками, заваленными дровами и огромными воротинами, которые мы поначалу использовали вместо каруселей, а после и вообще они были сняты, так как никогда не закрывались.

Конечно, назвать это улицей сейчас, просто язык не поворачивается. Выглядело это вот так - новые брусовые дома в два ряда, построенные для бурно развивающейся базы флота – РЭБ на окраине посёлка, а между ними месиво весной, осенью и после дождя. Летом неимоверная пылища, за машиной или за проехавшим мотоциклом. Зимой огромные сугробы снега, который выгребали из дворов прямо на улицу:

Кстати сказать, и двор наш, весной, был то же непролазным и чтобы добраться до дровяника или туалета, ведь все удобства были на улице, нужно было иметь болотные сапоги или обладать навыками управления плотом:

И всё же, для нас это был лучший двор, лучшая улица и лучшие годы беззаботного детства, о которых можно вспоминать только с улыбкой и умилением.

У меня у первого на всей Юбилейной улице появились фотоаппараты

"Смена- 8" который мне подарили в январе 1962 года, когда исполнилось 8 лет. С помощью этого фотоаппарата я отснял километры фотоплёнок и израсходовал ни одну тонну химикатов, на составление проявителей и закрепителей. Этот фотоаппарат служил мне верой и правдой более двадцати лет. Был со мной и на флоте и на китайской границе и в тайге. 

Всё, что попадало в объектив моего фотоаппарата, становилось художественными «шедеврами» после кропотливой работы при свете красного фонаря и бессонной ночи. А утром, во дворе меня ждала ватага друзей, которые со смехом рассматривали фотки и бескорыстно в подарок, получив свои особо понравившиеся портреты, мчались сломя головы домой, показать своим родителям.

Мой отец никогда не жалел денег на приобретение фото принадлежностей. В огромном чемодане у нас всегда было в запасе всё, что требовалось, начиная от плёнок разной чувствительности, запасные кассеты, проявители, закрепители, фотобачки для проявления плёнок, ванночки, красные фонари, фотоувеличители, глянцеватель...

Сегодня у детей в каждом телефоне есть не только фотоаппарат, но и видео камера. Стоит только нажать кнопку и всё готово в лучших цветах. Конечно же, это замечательно, что техника так шагнула вперёд, но она и уничтожила как таковое чёрно-белое фотоискусство, сам творческий процесс, да и самих фотолюбителей. Сегодня мало кто помнит, какое это было увлекательное и полезное занятие. 

Любовь, к фотоделу прививал мне мой отец, у него был свой фотоаппарат «Зоркий-4».

Первый шаг, плёнку в кассету, как и в фотобачок нужно было заряжать в полной темноте и на ощупь. Для этого я спускался в подполье или залазил пол одеяло. Первый вариант мне нравился больше, так как под одеялом было очень жарко и нечем дышать. Позже отец научил меня всовывать руки с обратной стороны в рукава шубы, мне заворачивали руки с кассетой или фотобачком и я заряжал плёнку. Но если в подполье или под одеялом было видно хоть маленькую щель, через которую проходит свет, то в завёрнутом рукаве можно было засветить плёнку и тогда все 36 кадров могли оказаться бесполезными.

Второй шаг, это само фотогравирование. Было такое понятие, как нефотогеничный человек, так вот у меня в детстве был такой человек, это моя старшая сестра, стоило мне щёлкнуть лишь один кадр с ней, как тут же вся плёнка оказывалась засвеченной, бракованной или слеплены кадры про проявлении. Сестра постоянно жаловалась отцу, что я не желаю её фотографировать и специально порчу плёнку. Но я по сей день не могу понять почему так происходило.

Третий шаг – проявление плёнки! Здесь нужна была сноровка по наматыванию плёнки в фотобачок Плёнка не должна была слипаться, для этого её следовало намотать по спирале в бачке при полной темноте. Затем несколько минут в стандартном проявителе, промывка, и 20 минут в фиксаже. Снова промывка и плёнка в негативе готова к просушке в повышенном состоянии.

Четвёртый шаг – фотопечать, это самое главное таинство и проходило оно обычно в ночь с субботы на воскресенье. Мама и сестра уходили спать, а мы с отцом завешивали окна плотными шторами и покрывалами Подвешивали красный фонарь, так как фотобумага не засвечивалась при красном свете. Настраивали фотоувеличитель и выставляли три ванночки. 

В первой был проявитель, во второй вода для промывки и в третьей закрепитель. Отец садился за фотоувеличитель, а я устроившись поудобнее ждал, когда он бросит в первую ванночку чистую фотобумагу, которую несколько секунд держать под лучом яркого света увеличителя.

Процесс проявление длился буквально несколько секунд и как только изображение становилось чётким, я при помощи бельевой прищепки, так как пинцета у нас не было, вытаскивал фото из проявителя и промыв в воде, бросал его в закрепитель. Представьте, что при тусклом красном свете нужно было правильно определить время проявления фото. Если не додержать, то будет бледное, передержать, чёрное. За вечер мы печатали по 150-200 фотографий.

Пятый шаг – сушка и глянцевание. После того, как фотографии закрепились их опускали в таз с чистой водой и тщательно промывали, что бы после сушки не оставалось разводов от химикатов. Расстилали газеты возле печки и раскладывали на них готовые фотографии. Затем отбирали самые лучшие и накатывали их на зеркальные металлические пластины глянцевателя. Готовые фото обрезали специальным фигурным фото ножом и укладывали между страниц толстых книг.   

     

До приобретения электро-глянцевателя. фотографии накатывали на обыкновенные стёкла. Предварительно их промывали с содой и лезвием тщательно выдавливали из под фотографий воздух, что бы глянец был ровным. Иногда фотографии прилипали к стеклу намертво и их приходилось отмачивать водой.   

Чуть позже, мне подарили "Шпионский" фотоаппарат -"Киев-Вега" с узкой плёнкой:

Плёнок для этого фотоаппарата было не достать, но я научился в полной темноте разрезать стандартные плёнки и заряжать в "Киев-Вегу".  Мы с отцом изготовили специальный резак из лезвий для бритья. При помощи которого обрезалась у обыкновенной плёнки на 36 кадров с двух сторон перфорация и сама плёнка разрезалась ровно на половину, что соответствовало нужной ширине, затем плёнка резалась на 3 части, чти соответствовало длине кассеты на 12 кадров. Так что с одной плёнки получалось шесть плёнок для "Киев-Вега" которые тут же заряжались в касеты и хранились в светонепроницаемых футлярчиках.

Для проявки плёнок и печати фотоаппаратов использовалось стандартное оборудование, только в фотобачке была глубокая прорезь, а в фотоувеличитель вставлялась специальная рамочка под узкую плёнку. 

Хорошие фотографии на этом фотоаппарате сделать было не возможно, так как у него не был объектива. Но зато им можно было снимать с близкого расстояния, например документы, или картинки из журналов. 

Но сам вид "шпионского" фотоаппарата, завораживал моих сверстников. Он умещался на моей детской ладони

Когда родители были на работе или уходили в кино на вечерний сеанс, ко мне приходили друзья и мы играли в шпионов, фотографируя флотские лоцманские карты и разные картинки. 

Фотоаппараты "Зенит"

В детстве, в мои руки попадали, как бы по наследству фотоаппараты от отца, когда он покупал себе новый и когда отец купил себе первый Зенит, ко мне перешёл его Зоркий-4. Он сохранился у меня по сей день, как реликвия. Зеркальные Зениты, я покупал уже самостоятельно, так как в 14 лет имел уже свой, хоть и не большой, но стабильный заработок.

-Известны более 40 серийных моделей фотоаппаратов «Зенит». Все они рассчитаны на применение фотоплёнки типа 135 и предусматривают использование сменных объективов. 
Фотоаппарат был настолько популярен, что выпуск перевалил за 13 миллионов штук.

Эти фотоаппараты прочно вошли в нашу семью до появления иностранных зеркалок "Canon", "Samsung" и цифровых "мыльниц" 

Моё партизанское детство

Сергей Александрович Бабичев

Я рос в тайге без егерей и рыбнадзоров,
И даже без инспектора ГАИ.
Не запирались и ни строили заборов,
Ведь в СССР мы были все свои.

Я шёл в тайгу, на промысел за дичью,
Мы угоняли папин драндулет.
И на костре варили тёмной ночью,
Варенье из черники и шербет.

На сутки уходили на рыбалку,
Там запекали рыбу на углях.
Надеялись на снасти и смекалку
И никогда не жили в холуях.

В густой тайге мы строили землянки,
Готовясь к партизанщине с врагом.
Мы твёрдо знали – вражеские танки,
Будут пищать под нашим сапогом.

© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 2018
Свидетельство о публикации №118040303112 

продолжение следует:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • :thumbsup: :smile: :clap:
  • И фотоаппарат шпионский помню стоил 25-30 рублей была мечта купить но с пленкой действительно была проблема.