Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Неисповедимы пути -Покровский храм (глава-10) - "История и быт"

1 543

начало здесь:  https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

У наших предков был хороший дивиз:

«Умирать собираешься, а рожь сей!»

ИСТОРИЯ

Дорогой читатель, не буду особо заострять ваше внимание на исторических датах и событиях. В наш век, цифровых технологий и информационного взрыва, историю настолько переврали, что любую дату можно оспорить и переврать по своему. Напомню вам лишь основные события, которые с умным видом перепечатывают из википедии наши профессора-историки.

Первая деревянная Покровская церковь возведена в Ельце в конце 16 века. Храм служил приходом для Кузнецкой, Александровской и Казачьей слободам, при нём же было кладбище. В 1660-1670 гг. старый храм был заменён новым также деревянным.

В середине 18 века прихожане решились на строительство каменного храма, о чем и попросили разрешения в Воронежской духовной консистории.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

В марте 1751 года Указ о строительстве был получен. Прихожане и купец Никита Криворотов приступили к возведению новой церкви.

И в 1759 году строительство завершилось, и храм был освящён.

В конце 18 столетия между колокольней и храмовой частью была построена трапезная.

С 1874 года к приходу Покровской церкви относилась городская больница. В середине 19 века назрела необходимость капитального ремонта.

В марте 1852 года после получения разрешения прихожане и причт приступили к работам. Изношенность была такова, что было принято решение о строительстве новой храмовой части. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и другие.

Проект был заказан брату знаменитого К.А. Тона, архитектору Андрею Андреевичу Тону. Который к 1853 году предоставил проект нового храма в стиле позднего классицизма и по образу Исаакиевского собора в Петербурге. Но всё же елецкие строители отошли от классического стиля в пользу барочного.

В 1854 году Покровская церковь была разобрана (кроме трапезной), а

к 1867 году была окончательно выстроена и освящена. Хотя колокольня и трапезная были в хорошем состоянии, после освящения храмовой части было принято решение о их перестройке.

И к 1869 году работы были закончены (хотя колокольня была перестроена лишь частично).

В нескольких метрах от церкви с 1770 года действовала «Покровская богадельня». Также к храму Покрова были приписаны Мужская и женская гимназии и начальное училище.

В Покровской церкви служил о. Василий Никитин друг епископа Воронежского и Елецкого Тихона. Еще одним другом святителя Тихона Задонского был ктитор Покровского храма блаженный Косьма Иванович Студеникин. Именно у Студеникина останавливался св. Тихон, при посещении Ельца. В церковном хоре Покровской церкви пел юный Тихон Хренников.
После революции храм продолжал действовать ещё несколько лет.
В 1921 и 1922 годах из храма изъяли церковные ценности.
В 1933 году церковь закрыли, и
к 1937 году она числилась как хлебный склад.
В 1965 году с купола бульдозерами был скинут крест. В этом же году рух-нула колокольня, подмытая грунтовыми водами и ослабленная прорытой в непосредственной близости траншеей. (это спорный вопрос,есть версия, что её взорвали)
В 1997 году Покровский храм был передан РПЦ, но работы по её реставрации начались только в 2010 году.
Нынешний настоятель церкви архимандри приступил к расчистке нижнего храма и ныне он уже действует.
Использован перередактированный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец.» - Липецк, 2006.

Продолжу свой незамысловатый рассказ одного года жизни и работы при этом великолепном храме. Года, которого мне, как исследователю человеческих судеб хватило, что бы столь красочно пережить и написать целую повесть. Без пафоса и громких заявлений, без бахвальства и самобичевания, скромно от первого лица используя повседневные дневниковые записи именно того года. 

Ведь можно сочинить историю из знаменательных дат в своей жизни и тогда лет эдак через сто, потомки скажут вот какой мой прадед был успешный, да удачный князь Русский. Всем будут ставить тебя в пример и гордиться твоими земными заслугами и подвигами. 

Но на мой взгляд, об этом пусть рассказывают те напыщенные историки, которые раздувают щёки показывая себя профессионалами и знатоками точных дат. Если послушать попа нашего храма, его выступления на телеканалах, на исторических кафедрах, почитать ответы на вопросы в интернет форумах, то он просто ангел во плоти, здоровый и жизнерадостный человек, который светит словно солнышко и я ничего не имею против этого. Это его право рассказывать сказки и своей добродетели. 

Не понятно мне лишь одно, а причём здесь вера и церковь? Когда ты говоришь одно, делаешь другое, а в уме у тебя непонятно что. Насколько я понимаю если человек был отлучён или на него патриархом наложены какие-то "санкции", анафема, то снять эти "запреты" может только тот же самый патриарх и никто другой. Но в 90-х когда церкви разрешили заниматься торговлей и при этом не платить налог государству, вдруг все уволенные ранее и даже отлучённые стали вновь священниками. Откуда вдруг появилась такая тяга к вере у опытных и прожжённых торгашей? Неужто прозрели?! Эти вопросы не дают покоя многим...

Меня же влечёт повседневная жизнь глубинки, самое её нутро, самая изнанка бытия. Как известно, "истина таится в мелочах". И для того что бы понять суть, нужно внедриться в ту сферу, которая интересует и побывать в шкуре простого обывателя. 

И так внедрение моё можно сказать прошло успешно. Я влюблён в этот храм, в это искусно выложенное сооружение из песка и глины. Меня всю глубже затягивают в болото бытия, но дна я пока так и не ощущаю. Того твёрдого дна, от которого можно было оттолкнуться ногами и начать подъём вверх, к свету.

Очень жаль, что светлые праздники быстро кончаются, и мы вновь погружаемся в серые будни…

Начинаю привыкать к мысли о том, что для меня храм открыт лишь, как для работяги, но не молитвенника и исповедника. Стоит мне переступить порог нижнего храма, в котором проходят богослужения, в выходные дни, как у попа находится уйма вопросов, наставлений и распоряжений не связанных с молитвенным обращением к Богу. 

Подготовившись к исповеди и причастию, придя в воскресный день в храм, я вдруг в последний момент узнаю,
- что ковер, принесённый жертвователями необходимо расстелить именно так, а не иначе.
- Что необходимо натопить печь в вагончике, накипятить и заварить чай, сбегать в магазин за пряниками, накормить певчих, убрать после них со стола и помыть посуду. Но если я всё приготовил заранее - натопил, натаскал, наколол, перемыл и сбегал в магазин и пришёл на исповедь и причастие, то и в этот момент, поп придумывал новое задание. Это в воскресный день, когда даже в святом писании сказано - "Один день в неделю отдай Богу"! В Покровском храме, я причащался лишь один раз, во время празднования престольного праздника.  В остальные воскресенья в ходил в Казанский храм. (Я не ропщу, а констатирую факты, не в суд и не в осуждение, а в назидание и поучение).

Такое ощущение, что некоторые члены попечительского Совета Покровского храма, а так же певчие молодые девицы, поставлены на какую-то воображаемую ступень выше всех остальных людишек, которые должны на них работать и их обслуживать. Откуда у людей эта мания к величию и собственной значимости. 

Мне хотелось понять их психологию. Как мне казалось, они приходят ни к Богу, ни к Богородице, не для того чтобы выполнить какую-то определённую работу, оказать посильную помощь в возрождении из руин святилища, а поживиться дарами - пожертвованиями и плотно пообедать на халяву, оставив после себя кучи мусора и полные вёдра с помоями.

Прихожане, те что по выходным работали во славу Божию - начальники частных фирм, служащие правоохранительных органов, работники банков, и тп... приходя в воскресенье постоянно задавали мне вопросы:

–Что делают за трапезой в Покровском храме девицы сомнительного поведения? Как воскресенье, они уже тут.
Кто-то из коммерсантов  пожертвовал вещи вышедшие из моды, девицы уже их примеряют. Вместо того чтобы раздать дары действительно нуждающимся, или отправить в один из интернатов города, они сумками тащат тряпки по домам.

Когда поп уезжал лечиться в Москву, а это он делает практически два- три раза в месяц. Регент, считала себя главой Покровского храма. Слава Богу, она не лезла в верхние пределы храма где шли восстановительные работы, но зато без тени смущения, могла пропускать воскресную службу, сославшись на занятость. 

– Закрой после отца Александра храм, а то мне некогда, нужно на рынок съездить, - заявляла девица и уходила покачивая бёдрами. Никаких обязанностей, никакой ответственности, лишь бы день прошёл.

Отец Александр, часто заменял нашего попа, необыкновенной души человек. Он прямая противоположность нашему суетливому, вечно куда-то спешащему, вечно чем-то недовольному. Все бабульки из окрестных домов шли к нему на службу. Он никогда не выглядывал из за шторки, не подбегал к певчим и не одёргивал их за неправильный слог или ударение, в отличие от некоторых... Он практически никогда не оставался на трапезу и поэтому девицам с клироса ничего не оставалось делать, как идти домой не обсудив за столом последние сплетни.

Пропавшие вёдра

Как-то раз, после воскресной службы, ко мне подошла мама попа. Она конечно же была главнее какой то там регентши, когда поп уезжал в Москву. Ей достаточно было метнуть молнию в сторону певчих, как они начинали трепетать осиновыми листиками на ветру. 

– Крупы и макаронные изделия, вы отдайте женщине, которая  готовит обеды для рабочих по выходным. Сахар оставьте в вагончике, а хлеб можно отдать в двух-этажный дом через дорогу. Там очень бедные пожилые люди,- сказала она и, попрощавшись, пошла домой.

Девицы как вороны кружились вокруг столов заваленных дарами прихожан. Смотреть на это было противно и я, подбросив в печку дров, отправился домой. Время уже было позднее. Город окутали густые сумерки.Открывая дверь квартиры, я услышал телефонный звонок

– Сергий, вы где, - спросил поп.
– Дома, - ответил я.
– А где ведро, в котором мы носим воду с колонки.
– Когда я уходил, оно стояло на столе.

– На столе стоит эмалированное ведро, а у нас были пластмассовые ведра с крышками. Где они? Ладно, раз уж вы дома, то поговорим завтра - сказал поп и в телефоне раздались прерывистые гудки. 

Я вспомнил, что около месяца назад, когда поп принёс эмалированное ведро, он сам предложил убрать пластмассовые вёдра в склад.

–Эмалированное ведро и размером больше, и вода в нем хранится дольше, - сказал он.

– Действительно пластмассовое ведро покрывается, какой-то слизью от воды, - добавил я, убрал эти вёдра в летний храм и забыл про них, так как они больше ни кому не требовались.

На следующий день, в воскресенье, когда после службы, в тёплом, натопленном мною вагончике собрались все певчие, а так же посторонние люди, поп с нескрываемым раздражением вновь набросился на меня с этими, злополучными вёдрами.

– Куда делись вёдра? Если из вагончика пропадают вещи, то закрывайте его на замок. Иначе у вас тут всё вынесут.

– Да не волнуйтесь вы так батюшка. Кому нужны какие-то старые вёдра. А на счёт того, что у меня вынесут, вы не правы. Я в вагончик захожу утром, чтобы переодеться и растопить печь, захожу на обед и вечером когда иду домой, в остальное время здесь проходной двор, так как ключи от вагончика не только у меня но и у певчих. А последние три недели я работал, как вы знаете на алтарной крыше и сюда вообще не заходил.

– Да причём тут крыша? Сергей Александрович, вы же взрослый человек, а рассуждаете ей богу, как ребёнок, - краснея от возмущения, произнёс поп своё любимое изречение, когда хотел особо унизить меня перед окружающими, - я спрашиваю, где вёдра?

Певчие были в восторге! Особо радовалась регентша.

…В глазах регентши я видел нескрываемые огоньки счастья. Она готова была хлопать в ладоши и даже вышла из-за стола, чтобы лучше слышать, как поп меня распекает за пропавшие вёдра. Не зря гласит старая поговорка:

«Если хочешь поссорить двух мужчин, поставь между ними женщину», - подумал я.

- Батюшка, прекратите истерику и вспомните, что было месяц назад. Вы стояли на том же месте, что и сегодня.

- Хватит мне загадывать свои дурацкие ребусы. Немедленно говорите, куда вы дели вёдра и верните их на место, - скороговоркой пролепетал поп и лоб его покрылся испариной. 

Взяв ключи, я вышел из вагончика. Через минуту вернулся с "пропавшими" вёдрами.

– Ваши раздражения батюшка, не стоят выеденного яйца, вспомните, как вы сами дали распоряжение убрать эти вёдра и я при вас их вынес в летний храм,–сказал я и поставил вёдра на стол.

Из-за стола услужливо выскочил Семён. Схватив ведро, стал переливать в него воду из эмалированного ведра. И тут случилось маленькое чудо. Семен попытался поднять ведро с водой, в этот момент у ведра обрывается жиденькая пластмассовая ручка и оно с грохотом и брызгами падает, заливая весь пол и обливая моих обидчиков.

Теперь уже на моём лице была нескрываемая улыбка. Матерь Божия услышала мою молитву. Регентша мокрая с ног и почти до головы, с испугом сев на скамейку начала креститься, а следом за ней и все девки находившиеся в вагончике.

– Жаль, что ведро опрокинулось не на голову, тому, кто затеял этот скандал и нашептал батюшке,что я украл вёдра, – вёдра эти здесь не нужны, так как на улице уже холодно и ночью вода замерзает, – сказал я и вышел из вагончика.

Персидский кот на крыше

Воскресенье. Время обеденное. Приходит в вагончик мужик и говорит:

– Я ваш сосед. Мой кот на крыше храма третий день сидит спуститься не может. Вы не поможете нам снять его. А то ведь с голоду сдохнет.

– Нам тут больше заняться нечем, как вашими котами, - раздраженно фыркнул поп.

– Жалко животину, я слышал, что где-то кот орёт, но не предал этому значения– сказал я и, собрав косточки и рыбьи шкурки, не задумываясь вышел из трапезной.

Огромный рыжий персидский кот действительно сидел на подоконнике, на уровне четвёртого этажа и хрипло орал. Спуститься он не мог, так как ему мешали колонны. Мы с соседом поднялись на крышу трапезной. Я взял длинную доску, положили на неё косточки и протянул коту. Тот, схватив пищу, как по трапу осторожно спустился по доске на крышу и дал дёру. Толпа зевак, наблюдавшая за операцией спасения, трясли мне руку, а хозяин кота благодарил и предлагал свою помощь в восстановлении храмы:

– Если что будет нужно, обращайтесь, я вам всегда помогу, но не попу, злой он какой-то, наверняка не русский.

Когда я вернулся в храм, поп, дождался, чтоб вокруг собралось, как можно больше народа и с горящими от ярости глазами набросился на меня:

– Кто тебе позволил чужих людей пускать на крышу? Может они присматривают, что бы украсть? Или поджечь!? Да как ты посмел? Разве ты не знаешь, что на всё надо брать благословение у настоятеля храма? я здесь за всё отвечаю! Чтоб это было в последний раз. Совсем распустились

Вид у попа напоминал разъяренного маньяка, готового наброситься на очередную жертву с кулаками.

Разные люди

Много разных людей перебывало в храме в тот год. Однажды поп привёл двух узбеков. Мы в это время занимались расчисткой алтаря в трапезной.

– Дайте им фронт работы, пусть занимаются, – с видом грозного начальника заявил поп.

– Может дать им работу на улице? Там кирпичи надо убрать. Мне кажется, в алтарь пускать не знакомых, да к тому же мусульман, как-то не по христиански, – сказал я.

начало здесь: https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

продолжение следует:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить