• РЕГИСТРАЦИЯ
Азербайджан обвинил Армению в применении тактического ракетного комплекса

Как выглядели русы и славяне... до христианства

0 392

Описание внешнего облика и «прически» русов, самым ярким из которых является описание внешности великого князя Святослава Игоревича у Льва Диакона (кн. 9, гл. 11):

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне ее свисал клок волос – признак знатности» (Лев Диакон. История. М., Наука, 1988, с. 82)

В эпоху эпоха иконоборчества изображения Христа с девственно чистым лицом ангела (Христос Добрый Пастырь, Христос Диоген пр.) (См., напр., Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991. Т. 1, илл. на с. 503. Семенов Ф. Ф., Кириллова А.А. Альбом по истории средних веков. М., ГУПИМП РСФСР, 1960, с. 17 и т. д) были большей частью уничтожены и сменились по ее окончании иконами ближневосточной, сирийской школы, где Христос был представлен с бородой и усами. И средневековые христиане, свято помнившие слова Библии об «образе и подобии» (Быт. 1:26) и ориентируясь на новые иконы, стали отпускать бороды и усы. Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X–XI вв.: «… пришел в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего» (Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., Молодая гвардия, 1997, с. 173.). 

Из этого ясно видно, что «ращение бороды» для русов Х в. был «обычай греческий», пришедший вместе с христианством. До того русы, очевидно, брились.

Обычаи русов

Святослав не был исключением среди русов. Лев Диакон прямо говорит, что обликом князь «ничем не отличался» от своих приближенных. Как намек на отличие можно вспомнить лишь одинокий «клок волос – знак знатности рода».

Сохранились прижизненные изображения русских князей X–XI вв. – на монетах Владимира I – сына Святослава – и его внука Святополка I (Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. (Сводный каталог русских монет X–XI вв., Л., Искусство, 1983, с. 61.) Авторы прямо проводят параллель между изображениями на монетах и описанием Святослава у Льва Диакона.). В Новгороде найдена печать Ярослава Мудрого с портретным изображением князя (Янин В. Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси Х – XV вв. М., Интрада, 1998, с. 19, илл. на с. 259.). Сохранился барельеф, где изображен Изяслав Ярославич (История искусств народов СССР. М., Изобразительное искусство, 1973, с. 391.). Его брат Святослав запечатлен на миниатюре носящего его имя изборника (Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., Наука, 1988, цв. вкл., л. 1.).

Монеты с именем Святополка

На монетах невозможно разглядеть прическу, очевидно одно – это не длинные волосы (что изобразить их было в силах чеканщиков, становится ясно, стоит перевернуть златник Владимира, на реверсе которого изображен Христос с длинными волосами и бородой). Волосы не выбиваются из-под короны или шапки. Бороды также нет, видно лишь длинные усы, обрамляющие голый круглый подбородок.

Впечатляет внешность Ярослава Владимировича. На печати мы видим – перед нами типичный европейский рыцарь X–XI вв., в коническом шлеме с наносьем, из-под которого торчат в стороны длинные усы. Бороды нет, волосы не видны из-под шлема.

На киевском барельефе мы видим прическу византийского образца – расчесанные на пробор волосы с локонами на уровне ушей. Принадлежит ли эта прическа реальному князю или иконописному канону св. Димитрия, совершенно неясно. Одно можно смело признать портретной чертой Изяслава – выбритый подбородок и загнутые книзу усы. Византийцы той эпохи бород не брили!

Князь Изяслав Владимирович 

Наконец, в Изборнике Святослава видим: волосы ни у князя, ни у его пяти сыновей не видны из-под шапок, открывающих уши. Лица княжичей голые. Подбородок князя покрыт щетиной (но не бородой!). Под носом – небольшие, густые, загибающиеся книзу усы. К изображениям стоит добавить описание. В «Сказании о Борисе и Глебе», составленном, как предполагают, в XI веке, можно прочесть описание старшего из братьев-мучеников: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был» (Памятники литературы Древней Руси XI – начала XII века. М., Художественная литература, 1978, с. 303). В этом описании, вероятнее всего, восходящем к воспоминаниям очевидца, описаны усы князя, но ни слова про бороду, ни про волосы, в отличие от позднейших икон, написанных уже под влиянием византийских мод и иконописных канонов.

Итак, по обозрению имеющегося у нас материала можно уверенно сказать: облик князя Святослава Игоревича отнюдь не был его личной причудой. Русы IX–XI вв. брили бороды, а до XI в. – и головы, что говорит о славянском, а не норманнском происхождении Руси, поскольку норманны были бородастые, волосастые, нечёсаные, небритые и вонючие.

Арабские авторы, описывая русов, редко говорят об их прическе. Этому есть два объяснения: во-первых, снимать головной убор вне дома противоречило обычаям русов. Выражение «опростоволоситься» по сей день сохранило неодобрительный смысл. Русские князья XI в. даже в церкви (!) стояли с покрытыми головами (Иловайский Д.И. Указ. соч., с. 366.). Во-вторых, бритоголовым мусульманам бритые головы русов могли показаться чем-то обыденным, само собой разумеющимся и недостойным упоминания. Впрочем, ибн Хаукаль положительно сообщает о бритье голов у русов (Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб., 1876, с. 365.). У него же, Идриси и Димешки узнаем, что часть русов бреет бороды, другие же отпускают их, завивая «наподобие гривы», или красят шафраном (Иловайский Д.И. Указ. соч., с. 174.). Следует обратить внимание, что бородачи в сообщениях арабских авторов неизменно следуют после бреющихся: возможно, потому, что последние составляли большинство среди русов.

Обычаи тюрок

Обычно, комментируя внешность Святослава, некоторые невменяемые предполагают «связь с обычаями степняков» «тюркскую прическу». Если бы это было так, то выглядело бы весьма странно. Мы установили, что облик Святослава был не исключением, а правилом среди русов, и говорить надо не о единичном случае подражания чужому обычаю, а о всенародном перенимании его.

Однако каким же был внешний облик восточноевропейских тюрок первого тысячелетия новой эры? Какую, конкретнее, прическу они носили? Это, как правило, коса – одна (на половецких идолах (Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., Наука, 1981, с. 264–265.), на ободе хазарского жертвенного ковша (Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. Смоленск, Русич; М., Гнозис, 1995 с. 187.), в византийских описаниях авар (Иловайский Д.И. Указ. соч., с. 173. Мерперт Н.Я. Авары в Восточной Европе // Очерки истории СССР. М., Издательство АН СССР, 1958. Т. 2, с. 571.)) или несколько (лука хазарского седла (Плетнева С.А. Хазары. М., Наука, 1986, с. 25)). Петрухин пишет: «Косы – этнический признак средневековых тюрок. Особая же прическа – распущенные волосы – призвана подчеркнуть исключительность статуса правителя» (Петрухин В.Я. Указ. соч., с. 187). О какой «тюркской прическе» Святослава может, в свете этого, идти речь? Что до лиц половецких и хазарских идолов – они или полностью безволосы, или снабжены, наряду с усами, и бородкой.

Но, может быть, это действительно специфически печенежский облик? О прическе печенегов – буде она действительно отличалась от общетюркской – у нас нет никаких данных, но как выглядело лицо печенега, известно: Абу-Дулеф в X в. говорит о длинных бородах и усах печенегов (Плетнева С.А. Печенеги // Очерки истории СССР. Т. 2, с. 726). Эпос родственных печенегам огузов «Китаби дадам Коркут» часто упоминает длинные бороды героев: «Тебе не понравится седина моей бородищи? Души многих белобородых и чернобородых джигитов я забирал!», «Твой белобородый отец», «За бороду Бейрека схватился» (Книга отца нашего Коркута. Баку, Язычеч, 1989, с. 114, 118, 213 и др.) и т. д.

В целом, рассмотрев обычаи средневековых тюрок, смело можно заключить: прическа Святослава и русов IX–XI вв. вообще не могла быть тюркским заимствованием хотя бы потому, что тюрки такой прически не носили! Зато есть указания на то, что подобный облик могли иметь славяне VI в.

Обычаи славян

У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесемкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов – Б. Васильев «Вещий Олег», Ю. Никитин «Ингвар и Ольха» – бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки «а-ля Иван Грозный». Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных ученых.

Начнем с облика богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать – идолография?) практически не знает длиннобородых богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно, русы IX–X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого «ус злат» (Памятники литературы Древней Руси. С. 94–95.) На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчетливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху (Радзивилловская летопись. СПб., Глагол; М., Искусство, 1992. Т. 1, с. 16, 26, 45.). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабженный серебряными усами Черноглав с Рюгена (Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб, Алетейя, 1995, с. 29.). Основной кумир этого острова, Святовит, имел «волосы и бороду, острижены кратко» (в других переводах – «обриты» (Цит. по Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., Прогресс, 1986, с. 358) в соответствии «с обыкновением руян» (Фаминцын А.С. Указ. соч., с. 27.).

Фигурки антских времен из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых (Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., Фонд археологии, 1995, с. 77.). Что до Руси, то «представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич – лицо должностное – также без бороды)» (Рабинович М.Г. Указ. соч., с. 202.). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые (Древняя Русь. Быт и культура. М., Наука, 1997, с. 197, Таб. 113 на с. 359, илл. 25–57.).

Мартыновские фигурки. Как известно, антропоморфных божеств люди обычно стараются изображать по своему образу и подобию. Так вот среди самых древних изображений славянских богов почти никогда не встречаются длиннобородые персонажи, а длинноволосых и вовсе нет. То, что окладистых бород у самых древних славян обычно не было, подтверждают и найденные археологами в районе Поднепровья фигурки антских времен (так называемый Мартыновский клад), представляющее собой безбородых, но усатых мужчин с короткими волосами.

В русских былинах есть любопытный эпизод. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:

У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:
В три-ряд вились вкруг верховища (макушки?)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!

(Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж, Центрально-Черноземное изд-во, 1987, с. 124.

А.В. Журавлев, зам. директора Центра дистанционного обучения по ИТ Национальная академия государственного управления при Президенте Украины (НАГУ), указывает на упоминания в украинских преданиях о трижды обернутой вокруг головы «чуприне» лучших запорожских бойцов – «характерников». То есть именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала! Не известно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и ее свойства (зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус (Гедеонов С.А. Указ соч., с. 363) и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус (Памятники литературы Древней Руси. С. 36–37.), не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка «перевести» его как «Син хауз» (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманнистов (Петрухин В.Я. Комментарии // Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., Прогресс, 1985, с. 275). Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный «ответ» Торвальду Синей Бороде исландских саг.

Еще Гедеонов утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения, да и то, как мы видели, далеко не сразу. Московские бояре брили головы (Валишевский К. Иван Грозный. М., ИКПА, 1989, с. 110.), а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах, изображавших московских послов. Стоглавый собор, запрещая бритье бород и голов, как признак «ереси», тем самым свидетельствует о распространенности этого обычая (Стоглав. СПб., Изд. Котанчинова, 1863, с. 124.). Но и после этого многие русские брили бороды, как, например, Борис Годунов – современные изображения снова рисуют нам далекий от хрестоматийного бородача образ. Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритье бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание «бесовских» песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей, и т. п. пережитками языческого прошлого (Грамата царя Алексея Михайловича // Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. М., Художественная литература, 1990, с. 388–390.).

Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар (Иловайский Д.И. Указ. соч. с. 173.). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может. На миниатюре Ватиканского менология изображен болгарин с обритыми бородой и головою (Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, илл. на с. 254. (Известен у болгар и обычай отпускать клок волос наподобие оселедца на бритой голове – «чембас» (Вълчев Й.Т. Две изречения на Исус Христос. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 1998, с. 65).

Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» – «как козел» – отразило отрицательное отношение этой части славянства к бородам поздних московитов и постпетровских великороссов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено (Гедеонов С.А. Указ. соч., с. 363). Моравы брили головы и бороды (Нидерле Л. Указ. соч., с. 259. (Автор отчего-то считает такую прическу неславянской, заимствованной. Данные источников показывают, как видим, обратное.)). Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове (Гедеонов С.А. Указ. соч., с. 361.). «Великая хроника», описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле – Котышко, – смененного выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке – полная аналогия со Святославом («Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. М., Изд-во МГУ, 1987, с. 62. (Комментатор (с. 208) особенно отмечает сходство с прической Святослава.).

Схожая прическа у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи (Нидерле Л. Указ. соч. Илл. на с. 190, 247.). Западные авторы отмечают, что верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению (Фаминцын А.С. Указ. соч., с. 52.) . В летописных статьях IX–XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам: «потергаше браде ю» (Памятники литературы Древней Руси, с. 190–191.). Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей (Гильфердинг А. История балтийских славян. М., ВНИИОНЭГ, 1994, с.). Любопытно, что если скандинавы рассматривали как позорную черту обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали как позорный, «бабий», обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить «женские» прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора (Гильфердинг А. История балтийских славян. М., ВНИИОНЭГ, 1994, с.).

Родственные славянам балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. В литовских легендах рыцари-крестоносцы скандо-германского происхождения носят устойчивый эпитет «бородачи», «бородатые злодеи» (Дайны. Народные литовские песни. М., Гослитиздат, 1944, с. 28), что подразумевает безбородость подчеркивавших эту черту сказителей и их слушателей. На средневековых изображениях пруссов видим обритые бороды, длинные усы и коротко остриженные волосы (иногда угадываются чубы) (Мифы народов мира. Т. 1. Илл. на с. 156. Петрухин В.Я. Славяне. М., РОСМЭН, 1997. Илл. на с. 91.). В иконографической традиции Литвы изображение Ягелло (Ягайло) очень походит на князя Святослава. Таков же был и общий облик литовской шляхты того времени. Итак, мы видим, что полярно противоположный скандинавским обычаям и не имеющий аналогий в тюркских облик Святослава вполне укладывался в балто-славянские традиции.

ИСТОЧНИК

дьявол кроется в деталях.

    Навальный tool

    Новичок - инновационное средство для похудения Хочется поздравить Алексея Анатольевича Навального, он доигрался. Из мелкого коррупционера и вора на доверии Навальный окончательно превратился в...

    Если завтра война. Как это будет

    ✔ Этот текст встретился мне в те далёкие времена, когда страны Прибалтики только вступили в НАТО, и на их территории не было войск альянса, когда Украиной руководил президент, выступавш...

    «250 деятелей культуры» мощно сели в лужу

    Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Анатолий Белый, Александр Збруев, Константин Райкин, Ксения Раппопорт, Алика Смехова, Константин Хабенский, Инна Чурикова, Иосиф Райхельгауз, Александр Архангельский,...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      water 28 сентября 04:30

      Евгений Спицын: «Хрущевскую «оттепель» на самом деле впору называть слякотью»

      Нынешнее торжество бандеровщины на Украине — результат политики Хрущева Никита Сергеевич Хрущев во время визита в Америку. Фото: ТАССРуководство СССР Никитой Сергеевичем Хрущевым закончилось 55 лет тому назад. В традиционной советской и постсоветской истории принято считать, что правление Хрущева было первой попыткой либерализации внутренней политики в ...
      450
      water 26 сентября 04:54

      Андроиды 18 века, как это возможно?

      Когда хочется уверенно заявить, что мы все знаем о нашем прошлом, можем отследить всю человеческую цивилизацию от первобытных людей до наших дней, полезно перед глазами держать некоторые факты. Те, на которые историки просто закрывают глаза, или отмахиваются идиотскими объяснениями, как от назойливых мух. И это хорошо, что они их игнорируют. Иначе просто уничтожили бы...
      1065
      water 25 сентября 09:25

      Предатели родины

      Что толкает их на измену, сколько получают шпионы и как заканчивают свою жизнь... ФБР США разместило в социальных сетях объявление на русском языке, призывающее русскоязычных граждан к сотрудничеству в качестве информаторов. Ранее с таким же объявлением выходило ЦРУ. Очевидно, что подобные способы вербовки вряд ли могут быть успешными, хотя, если верить ...
      994
      water 20 сентября 05:59

      Руки прочь от Миллера!

      Подлинное лицо Руси Археологических памятников нет там, где их не ищут…(Александр Андреевич Спицын, советский археолог)В современной академической истории стало правилом хорошего тона сказать хоть что-нибудь дурное об академике Фоменко. Мало кто читал его работы самостоятельно, но многие ничтоже сумняшеся заявляют: «Не читал, но осуждаю». Это мракобесие....
      1240
      water 18 сентября 17:40

      Как фирма Philips решила "побрить" СССР, и что из этого вышло...

      В 1967 году уфимскому заводу №40 дали задание начать производство товаров народного потребления, а именно электробритв. Основной продукцией завода являлись приборы и электронное оборудование для авиационной и космической техники. Чтобы быстрее начать выпуск, чертежи и оснастку взяли с Харьковского завода электробритв на недавно разработанную модель. Все...
      2830
      water 14 сентября 15:58

      Парадоксальные экспонаты в военно-историческом музее С-Петербурга

      Когда исследователи истории со взглядами, отличающимися от официальных, посещают музеи и делают свои заметки, снимают ролики – история начинает играть не только новыми красками, но и пестрить парадоксами, тайнами и загадками. Предлагаю ознакомиться с некоторыми экспонатами Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи в С-Петербурге и в конце посмотр...
      552
      water 14 сентября 12:27

      Историк Евгений Спицын о Наине Ельциной.

      Праздновали 85-летие Наины Ельциной в шикарной обстановке, Кремль превратили в замок Наины. На юбилее присутствовали все герои 90-х чубайсы, волошины, абрамовичи, юмашевы и т.д., легче сказать кого не было, чем назвать всех. Вели данное мероприятие также представители либерального лагеря: Швыдкой, Ширвиндт, Волчек. Там не только присутствовали, но и при...
      3271
      water 9 сентября 18:56

      Мастер, который придумал и сделал

      Когда в 1996 г. в Москву приехал легендарный Майкл Дебейки, чтобы подстраховать наших врачей, которые делали шунтирование сердца Ельцину, он сказал журналистам, что хотел бы поклониться Мастеру. Ни один из журналистов не знал этой фамилии, тогда Дебейки повторил по слогам, полагая, что его просто не понимают. Дебейки жалел, что Мастер — не врач, а биоло...
      3016
      water 9 сентября 18:09

      Подлог истории. Где этот монстр?

      Пока вы чешетесь в нерешительности здесь, там решаются судьбы мира. Здесь, лишь жалкое эхо настоящих свершений.В альтернативной истории, в попытках докопаться до реального прошлого человечества есть одна проблема, которая на мой взгляд мешает и дальнейшим расследованиям, и приобщению к этой гипотезе остальных здравомыслящих людей. Многие из них даже шарахаются от тебя...
      1833
      water 8 сентября 18:51

      Кто построил Москву?

      Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Народная поговорка, конечно, не об изучении исторических аномалий, а о нежелании воевать, без особой надобности и приказа «Ни шагу назад» за подписью Сталина. Тем не менее вчитываясь в реалии совсем недавнего прошлого под нестандартным, по отношению к официальной истории, углом, партизан сомнения тоже жиреет и креп...
      1287
      water 8 сентября 16:39

      Военная реформа Павла I

      Преобразования в армии, затеянные императором Павлом I, очень часто рассматриваются весьма однобоко. Мол, ввел шагистику и парики, за что был осмеян полководцем А.В. Суворовым. Между тем, за недолгое правление императора были проведены ряд действительно важных и очень полезных преобразований. Некоторые из них сохранились до сих пор. Реформу императора п...
      1696
      water 7 сентября 18:03

      Бесславный удел палача Часть 2

      Поворот судьбы Разгромные поражения гитлеровских войск под Сталинградом и на Курской дуге заставили многих скептиков пересмотреть свои взгляды на, казалось бы, очевидный исход войны. У союзников нацистской Германии, ранее не сомневавшихся в быстрой победе ее непобедимой армии, стали закрадываться смутные сомнения. Сводки с фронта звучали весьма не ...
      1804
      water 7 сентября 17:39

      Бесславный удел палача Часть 1

      Какие тайны скрывает человеческая душа? За приветливой улыбкой случайного прохожего может таиться жгучая ненависть ко всему живому, а дружеское рукопожатие хранит кровавые следы невинно убиенных жертв. У каждого есть свой «скелет в шкафу», но чей-то мрачный интерьер напоминает кладбище. Отголоски памяти Обычные серые будни советской столицы. Э...
      1532
      water 6 сентября 05:24

      Как британская королевская семья стала Виндзорами

      В начале XX века Европа застыла в состоянии неустойчивого равновесия. Монархии еще держались, но призрак перемен уже активно бродил по городам и весям. Последним парадом уходящей эпохи стали похороны британского короля, сына королевы Виктории Эдуарда VII 20 мая 1910 года.Конец эпохи Траурный кортеж Эдуарда VII на улицах ЛондонаВ траурном к...
      1342
      water 4 сентября 14:29

      «Тьма кромешная»

      Слово «опричнина» знакомо практически всем, закончившим среднюю школу, но смысл его понятен далеко не каждому. Даже профессиональные историки понимают его по-разному. Для кого-то это выделенная государем в личное владение территория, для других — семилетний исторический период, третьи понимают под этим термином отряды головорезов с метлами и собачьими г...
      791
      water 3 сентября 14:08

      Неизвестный Ермак

      Ещё одна версия про Ермака... Ермак Тимофеевич — российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его ...
      340
      water 3 сентября 04:26

      За что работницу советского общепита приговорили к расстрелу

      Берта Наумовна Бородкина (девичья фамилия – Король) начала свой путь к успеху с должности простой буфетчицы в Геленджике. Когда ее супруг скончался через несколько лет после свадьбы, женщина с головой окунулась в работу. Успешная карьера Бородкиной, у которой не было даже полного среднего образования, в геленджикском общепите началась в 1951 году в долж...
      1417
      water 2 сентября 05:39

      Демидовы. Кровь и железо.

      315 лет назад, 4 июня 1705 года, Петр I издал указ, разрешающий Никите Демидову строить новые металлургические заводы на Урале. Территория на столетия вперед стала всероссийской кузницей оружия и поставщиком ценных ископаемых. А строчка «Урал! Опорный край державы» из стихотворения Александра Твардовского превратилась в лозунг этих мест, закрепив за ними образ ресурс...
      242
      water 2 сентября 04:41

      Гигантские корабли Калигулы

      Жил да был Калигула, который правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея сред...
      878
      water 1 сентября 10:21

      Что вы могли не знать о Бастилии

      А вот вам еще несколько интересных фактов об этом сооружении.В 1789 году граждане Парижа и мятежные солдаты ворвались в французскую Бастилию, освободив заключенных и захватив склад с боеприпасами. Это событие быстро стало символом Французской революции, которая привела к свержению абсолютной монархии. До этого же Бастилия имела страшную репутацию. Об уж...
      258
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика