• РЕГИСТРАЦИЯ

Миф о художниках Ренессанса

36 6658

По официальной версии на рубеже 14-15 веков в живописи произошел резкий перелом — Ренессанс. Около 1420-х годов все внезапно стали значительно лучше рисовать. Почему изображения вдруг стали такими реалистичными и детальными, а в картинах появился свет и объем? Об этом долгое время никто не задумывался. Пока Дэвид Хокни не взял в руки лупу.

Однажды он разглядывал рисунки Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидера французской академической школы 19 века. Хокни стало интересно посмотреть его небольшие рисунки в большем масштабе, и он их увеличил на ксероксе. Вот так он наткнулся на тайную сторону в истории живописи начиная с Ренессанса. Сделав ксерокопии маленьких (примерно 30 сантиметров) рисунков Энгра, Хокни был поражен тем, насколько они реалистичны. И еще ему показалось, будто линии Энгра ему что-то напоминают. Оказалось, что напоминают они ему работы Уорхола. А Уорхол делал так — проецировал фото на холст и обрисовывал его.

Слева: деталь рисунка Энгра. Справа: рисунок Мао Цзедуна Уорхола

Интересные дела, говорит Хокни. Судя по всему Энгр использовал Camera Lucida — устройство, которое представляет собой конструкцию с призмой, которая крепится, например, на стойке к планшету. Таким образом художник, глядя на свой рисунок одним глазом, видит реальное изображение, а другим — собственно рисунок и свою руку. Получается оптическая иллюзия, позволяющая точно переносить пропорции реальные на бумагу. А это как раз и есть «залог» реалистичности изображения.

Рисование портрета при помощи камеры-люциды, 1807 г.

Затем Хокни не на шутку заинтересовался этим «оптическим» видом рисунков и картин. В своей студии он вместе со своей командой развесил по стенам сотни репродукций картин, созданных на протяжении веков. Работы, которые выглядели «реально», и те, которые не выглядели. Расположив по времени создания, и регионам — север наверху, юг внизу, Хокни с командой увидел резкий перелом в живописи на рубеже 14-15 веков. Это в общем всем, кто хоть немного знает об истории искусства, известно — Ренессанс.

Может они пользовались той самой камерой-люцидой? Она была запатентована в 1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Хотя, на самом деле такое устройство описывается Йоханесом Кеплером еще в 1611 году в его труде Dioptrice. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством — камерой-обскурой? Она ведь известна еще со времен Аристотеля и представляет собой темную комнату, в которую сквозь небольшое отверстие попадает свет и таким образом в темной комнате получается проекция того, что перед отверстием, но в перевернутом виде. Всё бы ничего, но то изображение, которое получается при проекции камерой-обскурой без линзы, мягко говоря, не качественное, оно не четкое, для него требуется очень много яркого света, не говоря уже о размерах проекции. Но качественные линзы было практически невозможно изготовить вплоть до 16-го века, поскольку не существовало в то время способов получить столь качественное стекло. Дела, подумал Хокни, к тому моменту уже бившийся над проблемой вместе с физиком Чарльзом Фалко. Однако есть картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».

Ян Ван Эйк «Портрет Четы Арнольфини» 1434 г.

Картина просто блещет огромным количеством деталей, что довольно интересно, ведь она написана только в 1434 году. И подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.

Фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини» 1434 г.

Хокни распирало любопытство. Он раздобыл копию такой люстры и попытался нарисовать её. Художник столкнулся с тем, что такую сложную штуку сложно нарисовать в перспективе. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. При изображении стального предмета очень важно расположить блики как можно более реально, так как это придает огромную реалистичность. Но проблема с этими бликами в том, что они двигаются, когда двигается взгляд зрителя или художника, то есть запечатлеть их вообще непросто. И реалистичное изображение металла и бликов — это тоже отличительная черта картин Ренессанса, до этого художники даже и не пытались этого делать. Воссоздав точную трехмерную модель люстры, команда Хокни убедилась в том, что люстра на картине «Портрет Четы Арнольфини» нарисована точно в перспективе с одной точкой схода. Но проблема была в том, что таких точных оптических инструментов, как камера-обскура с линзой, не существовало еще примерно век после создания картины.

Фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини» 1434 г.

На увеличенном фрагменте видно, что зеркало на картине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. А значит были и зеркала наоборот — вогнутые. Даже более того, в те времена такие зеркала делались таким образом — бралась стеклянная сфера, и ее дно покрывалось серебром, затем все, кроме дна, отсекалось. Задняя сторона же зеркала не затемнялась. Значит вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка могло быть то самое зеркало, которое изображено на картине, просто с обратной стороны. И любой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Вот тут с расчетами и исследованиями и помог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.

Вогнутое зеркало проецирует на холст изображение башни за окном.

Размер четкой, сфокусированной части проекции примерно 30 квадратных сантиметров — а это как раз размер голов на множестве портретов эпохи Возрождения.

Хокни обрисовывает проекцию человека на холсте

Это размер к примеру портрета «Дожа Леонардо Лоредана» авторства Джовании Беллини (1501), портрета мужчины авторства Робера Кампена (1430), собственно портрета Яна Ван Эйка «мужчина в красном тюрбане» и еще множества ранних голландских портретов.

Портреты эпохи Возрождения

Живопись была высокооплачиваемой работой, и естественно, все секреты бизнеса хранились в строжайшей тайне. Художнику было выгодно, чтобы все непосвященные люди считали, что секреты в руках мастера и их не украсть. Бизнес был закрытым для посторонних — художники состояли в гильдии, в ней же состояли самые разные мастера — от тех, кто делал седла до тех, кто делал зеркала. И в Гильдии Святого Луки (Guild of Saint Luke), основанной в Антверпене и впервые упоминаемой в 1382 году (затем подобные гильдии открылись во многих северных городах, и одной из крупнейших была гильдия в Брюгге — городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера, изготавливающие зеркала. Так Хокни воссоздал то, каким образом можно нарисовать сложную люстру с картины Ван Эйка. Совсем неудивительно, что размер спроецированной Хокни люстры точно совпадает с размерами люстры на картине «Портрет Четы Арнольфини». Ну и конечно блики на металле — на проекции они стоят на месте и не меняются, когда художник меняет положение. 

Но проблема все еще не решена полностью, ведь до появления качественной оптики, которая нужна для использования камеры-обскуры, оставалось 100 лет, а размер проекции, получаемой с помощью зеркала, очень мал. Каким образом писать картины больше размера 30 квадратных сантиметров? Они создавались как коллаж — из множества точек зрения, получалось такое как бы шарообразное зрение с множеством точек схода. Хокни понял это, поскольку сам занимался такими картинками — он делал множество фотоколлажей, в которых достигается точно такой же эффект.

Спустя почти век, в 1500-х наконец стало возможным получить и хорошо обработать стекло — появились большие линзы. А их можно было наконец вставить в камеру-обскуру, принцип действия которой был известен еще с древних времен. Камера-обскура с линзой была невероятной революцией в визуальном искусстве, поскольку теперь проекция могла быть любого размера. И еще один момент, теперь изображение было не «широкоугольным», а примерно нормального аспекта — то есть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии с линзой с фокусным расстоянием 35-50 мм. Однако проблема в использовании камеры-обскуры с линзой заключается в том, что прямая проекция из линзы зеркальна. Это привело к большому количеству левшей в живописи на ранних этапах использования оптики. Как на этой картине из 1600-х из музея Франса Халса, где танцует пара левшей, им грозит пальцем леворукий старик, а под платье женщины заглядывает леворукая обезьянка.

На этой картине все левши

Проблема решается установкой зеркала, в которое направлена линза, таким образом получается правильная проекция. Но судя по всему, хорошее ровное и большое зеркало стоило немалых денег, так что было не у всех. Еще одной проблемой была фокусировка. Дело в том, что некоторые части картинки при одном положении холста под лучами проекции были не в фокусе, не четкими. На работах Яна Вермеера, где совершенно очевидно видно использование оптики, его работы вообще выглядят как фотографии, можно также заметить места не в «фокусе». Виден даже рисунок, который дает линза — пресловутое «боке». Как например здесь, на картине «Молочница» (1658) корзинка, хлеб в ней и синяя вазочка не в фокусе. А ведь человеческий глаз не может видеть «не в фокусе».

Некоторые детали картины не в фокусе

И в свете всего этого совсем неудивительно, что хорошим другом Яна Вермеера был Антоний Филлипс ван Левенгук, ученый и микробиолог, а также уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. Ученый стал посмертным распорядителем художника. А это позволяет предположить, что Вермеер изобразил именно своего друга на двух полотнах — «Географ» и «Астроном».

Ян Вермеер - Географ. Ок. 1668—1669

Ян Вермеер - Астроном. ок. 1668

Для того, чтобы увидеть какую-либо часть в фокусе, нужно изменить положение холста под лучами проекции. Но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях. Как это видно здесь: огромное плечо «Антеи» Пармиджанино (около 1537), маленькой голове «леди Дженовезе» Антониса Ван Дейка (1626), огромным ногам крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура.

Ошибки в пропорциях

Безусловно, все художники использовали линзы по-разному. Кто-то для набросков, кто-то составлял из разных частей — ведь теперь можно было сделать портрет, а все остальное дописать с другой моделью или же вообще с манекеном. Почти не осталось рисунков и у Веласкеса. Однако остался его шедевр — портрет папы Иннокентия 10-го (1650 г.). На мантии папы — очевидно шелковой, — прекрасная игра света. Бликов. И чтобы написать все это с одной точки зрения, нужно было очень постараться. А ведь если сделать проекцию, то вся эта красота никуда не убежит — блики больше не двигаются, можно писать именно теми широкими и быстрыми мазками как у Веласкеса.

Хокни воспроизводит картину Веласкеса

Впоследствии камеру-обскуру смогли позволить себе многие художники, и это перестало быть большим секретом. Каналетто активно использовал камеру для создания своих видов Венеции и не скрывал этого. Эти картины, благодаря своей точности, позволяют говорить о Каналетто как о документалисте. Благодаря Каналетто можно увидеть не просто красивую картинку, но и саму историю. Можно увидеть, каким был первый Вестминстерский мост в Лондоне в 1746 году.

Каналетто «Вестминстерский мост» 1746 г.

Британский художник Сэр Джошуа Рейнольдс владел камерой-обскурой и, очевидно, никому об этом не говорил, ведь его камера складывается и выглядит как книга. Сегодня она находится в Лондонском научном музее.

Камера-обскура, замаскированная под книгу

Наконец в начале 19 века Вильям Генри Фокс Тэлбот, воспользовавшись камерой-люцидой — той самой, в которую надо глядеть одним глазом, а рисовать руками, выругался, решив, что с таким неудобством надо покончить раз и навсегда, и стал одним из изобретателей химической фотографии, а позднее популяризатором, сделавшим ее массовой. С изобретением фотографии монополия живописи на реалистичность картинки пропала, теперь фото стало монополистом. И вот тут наконец живопись освободилась от линзы, продолжив тот путь, с которого свернула в 1400-х, и Ван Гог стал предтечей всего искусства 20 века.

Слева: Византийская мозаика 12 века. Справа: Винсент Ван Гог «Портрет господина Трабука» 1889 г.

Изобретение фотографии — это самое лучшее, что случилось с живописью за всю ее историю. Больше не нужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников в понимании визуальной музыки и перестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». При этом художники стали активно пользоваться фотографиями в качестве «справочного материала». Потом уже появились такие люди как Василий Кандинский, русский авангард, Марк Ротко, Джексон Поллок. Вслед за живописью освободилась и архитектура, скульптура и музыка. Правда русская академическая школа живописи застряла во времени, и сегодня до сих пор в академиях и училищах считается позором использование фотографии в помощь, а высшим подвигом считается чисто техническое умение рисовать как можно более реалистично голыми руками. Благодаря статье журналиста Лоуренса Вешлера, присутствовавшего при исследованиях Дэвида Хокни и Фалко, выясняется еще один интересный факт: портрет четы Арнольфини кисти Ван Эйка — это портрет итальянского купца в Брюгге. Мистер Арнольфини — Флорентиец и более того, он представитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени в Италии). А это говорит, о чем? О том, что он запросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки — зеркало — с собой, во Флоренцию, в которой, как считается в традиционной истории, и начался Ренессанс, а художников из Брюгге (и соответственно и других мастеров) считают «примитивистами». Вокруг теории Хокни-Фалко множество споров. Но зерно истины в ней, безусловно, есть. Что касается искусствоведов, критиков и историков — даже представить трудно, сколько научных трудов по истории и искусству на самом деле оказались полной ерундой, это же меняет всю историю искусства, все их теории и тексты. Факты использования оптики нисколько не умаляют талантов художников — ведь техника — это средство передачи того, что хочет художник. И наоборот, то что в этих картинах есть самая настоящая реальность, только добавляет им веса — ведь именно так выглядели люди того времени, вещи, помещения, города. Это самые настоящие документы.

Теория Хокни-Фалко подробно изложена ее автором Дэвидом Хокни в документальном фильме BBC David Hockney’s «Secret Knowledge», который можно посмотреть на YouTube (часть 1 и часть 2 на англ. яз.):

ИСТОЧНИК - https://www.kramola.info/vesti...

дьявол кроется в деталях.

    "Я русских ставил на колени": После этих слов ученика в Батайске в школу пришли члены общины

    Конфликт произошёл на одном из уроков 4-й школы в Батайске. Один из учеников заявил, что занимается спортом, чтобы отвечать обидчикам.  Только вот выделял он обидчиков по национальн...

    Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

    Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

    Мобилизация в России. Чего ждать?

    Первый заместитель председателя Оборонного комитета Совета Федерации РФ Виктор Бондарев заявил, что в России не планируется новая волна мобилизации, так как страна справляется с имеющим...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      water 11 октября 2023 г. 16:27

      А.К. Толстой. «История России»

       ПОДАРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ ЗНАМЕНИТОЙ ИСТОРИИ ГРАФА А.К. ТОЛСТОГО, ЛУЧШЕЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РФ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО НАШИХ ДНЕЙСоставил граф Алексей Толстой в 1868году.Продолжил и иллюстрировал в 1975 году разночинец Евгений Чернявский.♦ ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ1. Послушайте, ребя...
      263
      water 7 октября 2023 г. 06:41

      Варшавское восстание 1944 года. Против кого восстали поляки?

      1 августа в Польше отмечается день памяти жертв Варшавского восстания, которое началось в первый день августа 1944 года. Официально заявляется, что это было героическое выступление жителей Варшавы против немецких оккупантов. На самом деле - это еще одна позорная страница польской истории - авантюра и волюнтаризм "польского правительства в Лондоне", в ре...
      1335
      water 6 октября 2023 г. 12:43

      Иллюзия обмана в истории С.-Петербурга

      Античные фигуры женщин верхней цивилизации под крышей Зимнего дворца Петербурга. Почти все старые здания Петербурга пронизаны античным мотивом, а потому говорить о некоем всеобщем античном стиле построек всего города просто несерьёзно. Петербург однозначно достался в наследство России (в лице Новгорода и Пскова) от западной верхней цивилизации.Академиче...
      2449
      water 4 октября 2023 г. 15:10

      Тобольск - столица Тартарии?

      Именно здесь переплелись многие значимые нити русской истории: первопроходец Ермак, картограф Семен Ремезов, Тартария… Здесь находится единственный в Сибири каменный кремль, проектированный и построенный все тем же Ремезовым. Он же создал и первую русскую карту — Чертежную книгу Сибири, он же написал летопись о покорении Сибири Ермаком. Так чем же является этот город ...
      1805
      water 1 октября 2023 г. 14:18

      Тибет – результат не древней катастрофы?

      Взято у SIBVED Недавно летел самолетом. Маршрут пролегал в предгорьях Тибета, хотя по карте маршрута, которую регулярно показывали на экранах в самолете, короче было пролететь над ними. Но из-за возможной сильной турбулентности – маршрут проложен в облет высоких горных массивов и они остаются немного в стороне. И даже в этом случае, турбулентность и потряхивание ...
      3702
      water 24 сентября 2023 г. 09:21

      Древние города на дне Аральского моря

      Начну с комментария у chispa1707: в году 72-76 друг отца, механизатор-мелиоратор, работавший в Элликалинском районе Каракалпакии на освоении целинных земель (кажется под рисосеяние)вернувшись с вахты рассказывал: "Бархан снимаем бульдозером, а там грядки! Выходит раньше люди жили и вода была! Пустыня, получается, надвигается."В то же примерно время капи...
      2432
      water 23 сентября 2023 г. 17:20

      Колонизация русскими Сибири?

      Западные историки, в том числе и те, которые были наняты Романовыми для выдумывания той самой «истории России», которая на самом деле является заказной политической историографией этой прозападной династии, описывают в учебниках истории, как шло освоение и «колонизация» якобы всегда «неисторической и малозаселенной» Сибири казаками и русскими во времена...
      1621
      water 22 сентября 2023 г. 16:09

      Задорнов...

      Да, я не русский! Я — хохолВражда меж нами всё сильнейЯ мордой бью себя об столЧтоб было русскому больнейДа лучше мне лежать во рву,Кричать: «Горилочки налей!»Я газопровод подорву —Чтоб было русскому больней!Эй, русский! Ты меня не трожь!Европа ближе и милей!Я геем буду там и, что ж?Чтоб было русскому больней…Да, я не строю, не кую,В Европу тянет всё си...
      2541
      water 22 сентября 2023 г. 04:16

      «Не ищи палача, а ищи латыша»

      Маэстро ответил на обвинения в свой адрес в том, что он «продался русским» и является предателем латышского народа. Прямо-таки огорошил местных националистов выдающийся латвийский композитор Раймонд Паулс, заявив, что главными «убийцами» в 1917-1918 годах были отнюдь не русские, а латыши. Так он прокомментировал газете Neatkarīgā обвинения в свой адрес ...
      3579
      water 21 сентября 2023 г. 05:06

      Английский народ создали древние русы

      Автор – Борис НовицкийКак бы ни был сей факт прискорбен для британской элиты, но основали т.н. англосаксонский народ потомки русов – венеды, руги, вильцы и др. Да и имя нынешней правящей королевской династии Виндзоры – славянского происхождения...Часть населения Британии по свидетельству Беды Достопочтенного в его время имела венедское происхождение. Венеды – потомки ...
      1392
      water 17 сентября 2023 г. 18:44

      Мобила есть? А, если найду?

      В качестве реплики. Респектабельный слой городских буржуа побулькивает третьи сутки как, узнав «сенсационную новость»: согласно Разъяснениям Европейской Комиссии, каждый гражданин России, попадающий на территорию «райского сада» Борреля – может лишиться подсанкционных товаров на европейской таможне. Автомобиля с гос/номерами РФ, мобильного телефона, фот...
      1008
      water 16 сентября 2023 г. 16:41

      Зачем придумали Путину двойников?

      Всем привет, друзья. Думаю, уже каждый из вас встречал информацию о том, что у Путина есть двойники. Да для кого-то эта информация покажется смешной, но данную тему так начали раскручивать, что уже не до смешного, т.к. огромное количество людей в подобные утверждения начинает верить. Эту информацию, особенно сейчас, раскручивают западные СМИ, многие либ...
      412
      water 14 сентября 2023 г. 16:49

      Теракт, которого не было.

       Кто убил 11 Сентября три тысячи американцев? Прошло 22 года с того самого дня, с «Девять-Одиннадцать», когда в Нью-Йорке рухнули три небоскреба. Нет, я не ошибся. Не два, а именно три, но о третьем почему-то предпочитают не вспоминать. И когда третий самолет врезался в ремонтируемое крыло Пентагона, и странным образом почти самоуничтожился, а еще о...
      4343
      water 11 сентября 2023 г. 18:01

      "Будущее жизни"

      Недавно в социальных сетях вихрем пронеслись однотипные сообщения о том, что, якобы, Жак Аттали (Jacques Attali) в далёком уже 1981 году в книге "Будущее жизни" (l'avenir de la vie) предположил, что в будущем в качестве эффективного средства по принудительному сокращению населения Земли будет использована пандемия. Которая будет убивать, в первую очередь, пожилых и по...
      2334
      water 26 августа 2023 г. 05:45

      Когно-ментальщики и суровая правда войны

      Это было за два года до начала событий по «демилитаризации», «денационализации» Украины, по защите истерзанного, мыслящего по-русски населения. Советник Министерства Обороны Андрей Ильницкий сказал главное о сути войны. И не на кухне, а в Совете Федерации! Первое, о чем поведал докладчик, это о планах американского аналитического центра Rand Corporation...
      1664
      water 25 августа 2023 г. 17:40

      Русские не способны к творчеству. Это— подражатели...

      «Мы начнем с освобождения Украины». «Русский народ не способен возвыситься до понятия чести. Он способен только на бескровную любовь». «В России можно проверить правильность расовой теории — существование России представляет смертельную опасность для северной, то-есть германской расы».Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается п...
      491
      water 21 августа 2023 г. 16:38

      Властители мира...

      В своей статье, представляющей видеофильм под названием Covid Lie (ковидная ложь) американский журналист и защитник прав потребителей Билл Сарди пишет: «Если вам интересно, как и кто захватил мировую экономику, а человечество взяли в заложники, то прекратите свои поиски и просто посмотрите это видео нидерландского видеографа».Только случилась «печалька»...
      5277
      water 19 августа 2023 г. 16:06

      Лукашенко и воры в законе...

      Многие помнят ситуацию в России в 90-е годы: разруха, нестабильность, нет зарплат и вовсю бушуют преступные группировки. А вот в Белоруссии время «лихих 90-х» жителей миновало. А все потому, что постарался президент этой страны – и до сих пор Белоруссия входит в число самых безопасных государств постсоветского пространства. Конечно, в самом начале 90-х г...
      2579
      water 13 августа 2023 г. 13:55

      О рагулях... от Дианы Панченко (видео)

      ...
      1064
      water 1 августа 2023 г. 17:15

      Сколько заработали США на крови и войне...

      В пекло контрнаступа бросаются тысячи украинских солдат. Горят танки и другая натовская техника. Из-за океана звучат громкие угрозы и слова о скорой победе. Но секрет в том, что победа никому не нужна. И воевать с Россией НАТО не готово. И не только потому, что страшно умирать. Война коллективного Запада против России оказалась огромным прибыльным бизнесом. Скрытые пр...
      605
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика