Взгляд на женственность - 5. Юности честное зерцало или Показанiе къ жiтейскому обхожденiю, 1717г.

0 1553


«Юности честное зерцало» – книга начала XVIII века, состоящая из двух частей. Первая часть включает азбуку и таблицы слогов, в то время как вторая является собственно «зерцалом», или сборником правил поведения для знатных юношей и девушек. 

http://www.runivers.ru/bookrea...

Здесь я прилагаю отрывок книги непосредственно для женщин:


Девической чести и добродетелей венец.

Состоящей в последующих двадесяти добродетелях. А имянно.

Охота, и любовь к слову, и службе Божеи, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарениe, исповедание веры, почитание родителем, трудолюбие , благочиние, приветливость, милоссрдие, чистота телесная , стыдливость и воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая.

1. Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девце прилична и пригожа есть охота и любовь к слову Божию, и правой вере, охотно ходить в церквы, и в школы, учитца читать, писать, и молитца прилежно, слушать словеса Божия, оное размышлять, и примечать охотно, к исповеди и святому причастию ходить, катихисис просто и со истолкованием с некоторыми псалмами, и притчи святаго писания наизусть уметь, и протчая.

2. Вторая добродетель девицы есть: истинное познание Бога, и слова Его, правое разумение в творении Божии, и в артикулах, или членах нашея православныя веры.

3. Третия добродетель девическая есть, девической страх к Богу, когда человек размышляя гнев Божий за грехи своя, от сердца убоится, и гнева Божия, и страшнаго Его суда устрашится, греха убегнет, Богу и родителем с должным почтением и послушностию покорится, а наипаче по воли Божией, и по слову Его, все свое намерение управлять будет.

4. Четвертая девическая добродетель есть смирение, когда всяк в истинном страсе Божии свою собственную слабость признает, и всем сердцем себя Богу подвержет, как в принадлежащих делах призвания своего, которыя с помощию Божиею зачинает так и наказании, и в приятном кресте, которой с терпением и покорением носит, при том 6лижнему своему надлежащую и должную честь являет.

5. Зде последует пятая девическая добродетель, то есть: молитва и призывание Бога, когда человек от всещедраго Бога, которой в слово Евангелиа своего и в Сыне Своем открылся, всяких вечных и времянных даров просит, и уповает, что услышан будет по обещанию ходатая Господа Ииcyca Xpиcтa.

6. Шестая добродетель есть благодарение во первых к Богу. Когда кто сердцем и устнами исповедует, что всякое благо не от себя, но от Бога получаемо бывает. По том и ко благодетелным людем, когда кто признает и исповедует, что от другова получил благое. И не токмо оному на словах являть себя благодарна, но и делом оное воздать, и наградить должно по возможности.

7. В седмых следует исповедание веры, в котором xpистианин твердую и постоянную волю, и хотение имеет пред Богом, и человеки, чистоe учение Евангелиа исповедать, и при том исповедании и вере оставатися, не смотря ни на каком страхе, эависть, напасть и муку изгнания.

8. Осмая девственная добродетель касается четвертой заповеди, то есть: должное почтение родителем, и оным, которыя вместо их бывают. Сия добродетель весма преизящна, и украшает девиц безмерно лепо. Ибо Соломон сам в притчах, в главе первой, о сей тако глаголет: оное есть предивнoe украшение главе, и яко гривна златая о выи их. Того ради бывают такия дщери родителем своим, и другим, честным людем благоприятны, угодны Богу, и получат милость не токмо родителей своих, но и от неприятелей, яко история свидетельствует о некоеи милосердой дщери, которая матерь свою плененную, юже непрятель хотя гладом в темнице умертвити, тайно посещая, в темнеце сосцами своими гладЪ ея утоляла, и чрез долгое время тако живот ея спасала, что уведав римляне, с великою угодностию матерь ея свободили, и сломав оную темницу, на месте том церковь состроили, которую церковь страха Божия имяновали. И тако сия добродетель есть истинной признак сущаго девическаго смирения, и страха Божия. Так же потребует честь, да бы родителей своих, или оных, которыя вместо их бывают, по повелению Божию за отца и матерь свою почитать. Оных бо само Бог устроил, и уставил, да чрез них и мы действовать будем. Того ради должно им от сердца всякого добра желать, и оных велми почитать, яко вышний дар от Бога на земли честно содержать, честно о них мыслить и гoвopить, оных за мудрых и благочестивых людей почитать, и со особливым почтением и смирением к ним говорить, яко Сирах во главе седмой упоминает: чти отца твоего всем сердцем, и не забуди коль горко бысть матери о тебе. Товия в главе четвертой: Чти матерь твою во вся дни живота твоего, воспомяни колики напасти имела носяи тя во утробе своей.

9. Ныне приступим к девятой добродетели, которая младым девицам пристойна, а оная есть трудолюбие, да бы человек из младости привыкал к работе, и мыслил, для чего оная ему от Бога наложена и определена. И когда кто оное отправляет, что званию и чину его принадлежит, то оной и благословение наследит. При том должно все попечение мысли, и прилежание, к тому устремить, да бы то что в призванном чине делать ему повелено, со всяким прилежанием, верностию, охотою, скopocтию и постоянством исправить мог, Богу в честь и во всенародную пользу.

10. Десятая девическая добродетель называется благочиние, и постоянство, когда человек все свое злoe желание, похоти, и прелести, тако обуздав воздержит, что в речах, в поступках, и в делах всегда всякой усмотрить может, что сердце оного богобоязливо, любяи благочиние и постоянство, а против того ненавидяи всяких злострастий, и легкомыслия бегая. И таким образом обрящет милость от Бога, и от человек получит себе благодать. В протчем имеют младыя девы, и младыя жены, всегда в благочинии обучатца, и где ни будучи, везде, хотя на постеле в доме, на торжище, на улице, в церкве, или в беседе, или в бане, колико можно подражать постоянству, яко о сем Апостол Павел напоминает к римляном во 12 главе: подражайте постоянству пред кииждом: а против того должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песнеи, скверных басней, сказок, песнеи, истории, загадок, глупых пословиц, и ругателных эабав и издевок. Ибо сие есть мерзость пред Богом.

11. Зде пpиcтупим по чину к добродетели приветливости, ей же и другия подобныя добродетели касаются. А имянно: кротость, терпение, приятство, и исхождение,услужливость с благочестными, доброе иметь содружество, никого нарочно, или с умыслу не изобижать. Ко всякому быть услужливу, ближняго сожалеть, терпеть, ласкову и единодушну быть, а не себя представлять весма, и паче других непорочна в повседневной беседе приятливо и тихо обходится. С чуждым говорить учтиво, отвещать ласково, других охотно слушать, и всякое доброжелателство показывать в поступках, словах, и делах, которыя добродетели выше всех мер украшают девицу.

12. По сей добродетели следует милосердие, что человек милосердует о нищем, и со благонравием сожаление и терпение имеет, да бы и ему взаимно помощи рука следовать могла.

13. Третия надесять добродетелЬ пристойная девицам есть стыдливость: когда человек злой славы, и безчестия боится, и явнаго греха бегает, и опасаяся гнева Божия, и злой совести, так же и честных людей, которыя иногда о иных как кто живет: худо или добро разсуждать могут. Вся своя желания и похоти усмиряет, да бы в словах и в делах так себя явить, что оной с натурою правым умом, и с обычаем других людей согласен, что и всякой похвалит.

14. Четвертая надесять девсптвенная добродетель есть чистота телесная, в которой девица умываясь, в честной одежде, и пpистойном убранстве чисто себя содержать имеет. Таким образом; чтоб с одной стороны гордости, а с другой скверной не было поступки, ежели токмо кто право о том разсуждать будет.

15. Зде же ныне последует воздержание и трезвость, когда человек в естве, и питии желание свое, и хотение тако умеренно укращает, что с одной стороны не может в молитве своей и в повседневном труде помешан быть от отягчения телесного, а с другой стороны здравия своего, и спокойства по вседневным истощанием и голодом помешать и разрушить.

16. Шестая надесять добродетель есть девственное целомудрие, когда человек без всякого пороку, или с другими смешения и без прелести плотския наружно, и внутренно душею, и телом, чисто себя вне супружества содержит, и сия добродетель зело удобно равняется и уподоблена, о котором всем и каждому известно.

17. Седмая надесять добродетель есть бережливость и довольство, когда человек в настоящем времяни тем, что ему Бог определил довольствуется. Помогает убогим, и ближняго носит тяготу, и свое имение которое он от Бога честно получил осторожно и бережно хранит, и из оного столко расточает, как потребность позовет.

18. Осмая надесяшь добродетель девическая, есть благотворение, благодеяние и щедрота, когда человек из собственнаго своего нищым уделяет, и оным служит из природной (или натуралной) должности, когда где потребно явится, так, чтоб в том не было скупости или проторжливости имению.

19. Девятая надесять добродетель девическая имеет быть правосердие, верность, и правда, когда человек мнение сердца своего истинно, праведно, ясно, и чисто открывает, и объявляет, и слова и дела других людей со благоволяет: а что сумнително говорено, или сделано бывает к лутчему толкует, и изъясняет. А без крайней, и важной притчины о мысли, и намерении другаго, ради подозрения во зле, не разсуждает и когда кому добра желает, то имеет быть из прямого добраго сердца, а не лицемерно, должно о благополучии, и счастии другаго от сердца срадоватися и веселитися.

20. Ныне приступим к двадесятой и последней добродетели девической, а имянно к молчаливости. Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два. Тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и древния детей своих обучали. Когда приидеш в чуждей дом, то буди слеп, глух, и нем, которое тебе может в молчаливость причтено быть.

Девическое целомудрие.

Потупляет стыдливая девица очи свои, яко Ревекка, егда узре еще из далеча Иакова грядуща, яко книги первыя Моисея глава 24 пишет, что оная закры тогда лице свое: и каждая стыдливая девица закрывает окна сердца своего. Ибо сердце всегда прелестно очам последует. Того ради блюди, да бы девической стыд пристойную красоту, очи в землю потупляя являл. Также и ты, когда на тебя человек взирает покрасневся, очи свои не возвышай, но зрак свой в землю низпущай.

Украснение девиц, и младых невест так же, и замужних, есть достохвалная фарба, или цвет, и о сем Диоген пишет, что украснение, есть признак к благочестию.

Иназианзин увещает, что един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит, в других странах, когда невеста в день замужства своего имеет итти в церковь предъуготовляют, и при ней девицам обретающымся с сахаром и корицею вареное вино, доброй винной суп, подчивают их, да бы кушали. Увещавая: что от того могут быть изрядно красны, когда пойдут в церковь, но ежели невеста от себя сама не может быть со стыду красна, то винной суп не долго может краску в лице содержать, а кроме того говорится принужденная любовь, и притворная краска не долго постоят.

Разсуждается в человеке от стыда в лице бываемая краска за доброй признак, того ради, и Терентий повествует: кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет. Иныяж безумныя побледнеют, которое однако не всегда зло бывает, но краснота есть приятнее и похвалнее.

Стыдливая (зазорная) девица, не токмо в лице краснеет, но и стыдливыя имеет уши. Устрашится, когда что безстудное слово услышит, яко легкомысленный, неискусныя издевки, и скверныя песни, сущая девица потупит лице свое, яко бы она того не разумеет, или востав отходит далее. А которая смеется, и к тому спомогает, такая не лучше иных. Григорий назианзин советуя нам, вопиет: от скверных слов, и соблазных песнеи заключи уши твоя воском, употребляй оныя всегда к честным, и похвалным делам, и вещам. Кто стыдлив, оный отнюд не говорит сквернаго слова, честный стыд возбраняет безчестныя слова, которые не токмо благочинны девицам, но и благочинным мужчинам досадуют, когда кто сквернословит пред женскими персонами, и младыми людми.

Слепаго Aпиa дочь ради легкомысленнаго слова принуждена заплатить денежной штраф. Чистая девица должна не токмо чистое тело иметь, и честь свою хранить, но должна и чистое, и целомудренное лице, очи, уши, устне, и сердце иметь. Некоторыя девицы, правда: для чести, смирны, однако блудными поступками, легкомысленными словами, и знаками подозрителными, сами себя творят.

При знакомых людех можно себя оправдать, и от подозрения свободитися, но не у знакомых может человек вскоре в подозрение приити. На человека не знакомаго, может всякое подозрение пасть. Младая жена которая с молодым мужчиною издеваетца, и с оным неискусно шутит, тайно в уши шепчет, кто такую может от подозрения оправдать.

Антистиус древний дочь свою изгнал того ради, токмо что оной присмотрел, как она с подозрителным человеком, а имянно токмо с служанкою говорила.

Сулпитин галлин, такожде дочь свою от себя изгнал, ни зачто иное, кроме, что она не покровенною главою чрез улицы бегала. Девическая походка свидетелствует о их состоянии и нраве: поступающая павлиною походкою, да бы себя оказать людем, является, и чрез едину улицу прешедши.

Не порядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам, и улицам розиня пазухи, садился к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не cидит. Но поет блудныя песни, веселитца, и напивается пьяна. Скачет по столам, и скамьям, дает себя по всем углам таскать, и волочить, яко стерва, ибо где нет стыда, там и смирение не является. О сем вопрошая говорит избранная Люкрециа пo правде: ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может;

Демадий премудрый глаголет: стыд у девицы есть, преславная красота, и похвала, еще же и Павел глаголет: уповая, что оной весма потерян, кто стыд свой потерял.

Бахилидий зело древней поет, или стихотворец в притчах, и прикладах своих пишет: когда идол изрядную голову имев, а оную голову потеряет, или сронит, то, по том оставшейся болван весма красоты своея и пригожства лишится. Тако и все другия добродетели, ежели не украшены благочинством и стыдом, не имеют похвалы.

Лютер написал: человеку не может быть ничто приятнее и угоднее как благочинная девица. Греческий стихотворец Теогений согласуяся в сем, рече: Нет приятнее девицы благочинного нрава. С богобоязливою, и благочинною девицею приходит щастие, и благословение во дом. И такое целомудренное чистое и верное сердце, может молитвою своею у Бога многую получить милость, понеже Бог есть целомудренное существо, и хощет от целомудренных сердец призываем быть. О чем Стигелий тако пишет: чистое сердце, и целомудренная мысль, Богу зело приятны бывают. Прямая прехвальная добродетель раждается от чистого, и непорочнаго сердца.

Когда сердце чисто молится, тогда и тело будет нескверно, хотя змии сатанински, сетию xpиcтиaн запинает. Когда девица в церковь, на торг, в гости, или на свадбу идет, надлежит и в походке остерегатися. Ибо по тому об них разсуждается. Иназианзин пишет. Ноги ступающия гордо, не любят благочинства. Ибо может в такой походке, и резвость быть.

По платью такожде примечается, что в ком есть благочинства, или неискусства: легкомысленная бо одежда, которая бывает зело тщеславна, и выше меры состояния своего, показует легкомысленной нрав. Ибо, для чего имеет девица, (которая токмо ради чести одежду носит для излишняго одеяния) в убыток и в долги впасть: сего честная девица никогда не делает.

По поступкам, словам, и нраву познавается девической стыд, и благочинство, когда она за столом прилучится сидеть возле грубова невежы, которой ногами несмирно сидит, и она должна встать от стола.

Благочинная девица досадует, когда оную кто искушать похочет. Ибо оная почитает, что такой искус подобным ему невежам приличен, а не ей, по том впредь оной искушать ее покинет.


Девическое смирение.

Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнейшая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит. И того не доволно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себе являть, сладкия слова испущать, сего еще гораздо не доволно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить, и боятися. По том должно свои собственныя слабости, немощи, и несовершенство признавать. Итого для пред Богом себя смирять, и ближняго своего болши себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какого дарования невозвышать, но каждому в том служит, охотну и готову быть: яко и Павел святый к филипписием на поминая во второй главе пишет: смирением почитайте между собою друг друга превыше себе. Писание свидетелствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним смирил, и cиe есть праведно, ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Он есть Отец наш, мы же чада его. Пророк Михей в главе 6 глаголет: смиряй себе пред Богом. Такожде и Петр святый пишет: должна мы силной руке Божией покорятися. Еще же Иаков в 4 главе повелевает да смирим себя пред Богом. По таким доказателствам доволно ясно, что Бог сей добродетели требует, и ему оная благоугодна. И кто той подражает, оный имеет богатого благословения от Бога ожидати, якоже святое писание исполнено такими обетованиями. Иоанн глаголет во главе 22: смиряяйся, от Бога вознесется, и воистину npизиpaeт Бог с небеси на смиренных, яко псалом 113 свидетелствует. Также, и Сирах во главе 3 глаголет: творит Господь велия во смиренных. И Пресвятая Богородица у Луки ва главе 1 воспевает, Бог низложи силныя со престол, и вознесе смиренныя. В томже намерении и Cиpax в 10 главе пишет: довлеет гордых искоренити до конца, и да насадит Бог смиренных вместо их. Господь Иисус Xpистос во главе 22 от Матфея глоголет: смиряяйся вознесется. Кто смиренную жену имеет, оный приобрел coкpoвище выше всякого богатства. Где сия добродетель, тамо и премудрость, яко Соломон во главе 11 глаголет: премудрость обретается усмиренных. Тако и Птоломей пишет, что смиреннее человек, то премудрее. Святый Петр во главе 5 перваго послания пишет: да даст Бог смиреннующим милость, тем разумевается телесная и душевная, (и восхитит их от праху земнаго) и возвысит их Господь Бог во время свое. Того ради глаголет Соломон в притчах во главе 29. Смиренныя почтены будут, понеже оныя достойную честь воздают Богу, и во страсе Его пребывают. Того ради взаимно оных почтить обещает, и хотение исполнит, а наипаче молитву их услышит, яко xpaбрая Юдиф в молении своем рече: никогда благоугодны явишася тебе гордии, но всегда тебе смиренных, и уничиженных молитва благоугодна. Таким же образом и Сирах глаголет: смиренных молитва проницает облака, такожде и Григорий пишет: Создатель наш имеет велия недра любве и милосердия, в которыя объемлет наш плачь. БогЪ, Ангели , и человецы милостивы суть к cмиренным людем, во псалме 113 поем, Кто есть, яко Господь Бог наш, седяй во славе высоце, и призираяй на смиренных в небеси, и на земли. Богородица воспела, Яко призре БогЪ на смирение ея. Златоуст пишет, несть Богу приятнее, кроме когда кто себя менши всех других почитает. Яко и приклады свидетельствуют о Иоанне, Павле, о Сотниже, в Капернауме, и протчих. Гиероним написал: несть нам человекам, и Богу приятнее, кроме когда кто в житии своем заслуженна себя явит, и будучи высоким, смирением себя умалит. Ежели кто хощет гнев Божий, и прещение его укротити, и чистым покаянием Крест его понести, таковый имеет во первых cмирением себе унизить, яко блудный Сын, от Луки во главе 15 свидетельствует. Читаем в 7 главе, Иисуса Навина, и в 3 главе Ионы, также и во многих местах старого завета, что тогда во знаке смирения своего облекались во вретище, и посыпаху пепелом главы своя, постишася и молилися, и тако смирением Божией милости искали, и чрез Xристa получили.

Где смирение есть в сердце, тамо и церковь Святаго Духа. Яко Ориген написал: ежели себя не смириш, то и благодати Святаго Духа не получиш, которой источники своя в такия основания изпущает: Тако и Августин написал: что высоко, то изсохнет, а что низко, то исполнено будет. И чудна дела твоя Господи, горы и вершины их ближе суть к солнцу, нежели долины между горами. Однакож солнце жарчае в долинах, нежели в высоте, для того что должны исполнены долгостми и теплотою, того ради растут древеса, и травы, хлебы, и всякия плоды в долинах лучше и совершеннее, нежели на горах. Подобно тому имеют смиренныя сердца теплоту и мокроту Святаго Духа, того ради пpинeceт плод свой во время свое, и будет яко древо насажденное при исходищих вод, яко псаломник во 1 псалме поет. Кроме того превосходит смирение во всех вещах, и похваляется от всех. Возми две штуки золота, одну добраго, а другую плохова, доброе перевесит на весах, и угодно бывает господину своему. Древо имеющее на ветвях своих добрыя плоды, оныя тягнут, и уклоняются в низ. Ежели кто похощет сосуд почерпсти воды, оной должен наклонитися. Всякия травы толченыя, и всякое корение тертое бывают силняе духом. И подобно как малыя рыбы с трудностию сетью и неводом уловлены бывают, так и смиренных с трудностию может сатана сетью уловить, того ради повествуют в двух прикладах, о двух пустынниках.

О некоем Макарии пишет, яко ходящу ему при потоке, стретеся с ним враг человеческого роду, с великою косою, грозяй его оною разсещи в части. Он же приступи к нему ближе не бояся, но той не можаше пустыннику ничего вредити, токмо вопия: О человече человече! побеждаеши меня смирениемЪ своим, которым ты, и живот свой от меня ныне спасаеш.

Такожде читаем о некоем пустыннике Антонии, яко веде оной во сне, что весь свет исплетен сетию. Такому видению удивися оной, с рыданием возопи, О всесильный Боже! Кто может избежати сетей cих! и се ему глас бысть, кто смиренного сердца обрящется, оный спасен быть может от сетей сих.

И тако, кто хотяй пpичacтником быти Царствию Божию, и внити во врата небесная, оной да удалится от всякия гордости, понеже Бог гордость иногда с небес в месте с сатанинским князем испровергнул, и вовеки оных паки в прежнее место не впустит.

И яко прехвалныя врата града Иеросалима, не допустили цесаря Гераклиа, с великою славою внити, явися ему Ангел, глаголя, егда Царь Небесный во врата сия вниде, сотвори оной вход свой во смирении, без всякия славы. Тогда принужден Гераклия все свое тщеславие отложити, егда хотя во врата внити. Коими паче не возможно будет во врата горняго оного Небеснаго Иеросалима беэ смирения внити. Некий Гишпанский Отрок праведно написал: ежели кто хощет в Небеси во дворится, оный сердцем своим, и деянием да смирится. От Бога, гордыня наказана бывает, и адския муки не избегает.

Златоуст написал: кто желает в небе первый быти, оный да будет на земли последний. Тако согласуется изидорий глаголя: являяйся мал воочию людей, оный явится велик во очесах Божиих.

Еще же и Августин написал: творите подобно Ангелом, а не гордитес. Ибо гордость обращает ангела диаволом.

Того ради Нил свидетелствует, яко блажен человек, егоже жизнь высока, а Дух смирен.

Такожде глаголет кесарий во втором своем увещании: благословенна душа от Бога, еяже смирением гордость посрамлена бывает, еяже терпение, ближняго гнев погашает, еяже послунием других леность наказуется, еяже теплота инаго тела не искусство ободряет.

К томуж смиренныя великую пользу имеют. Ибо неимеют оныя жестокого падения опасатися. Кто не высоко подымается, оный не высоко и падает. Овидий пишет, с высоты, высоко и падают. Святый Августин глаголет: кто на земли сидит, оный не может ни како пасти.

Цесарь Фридрих третий, обычайно говаривал: громовыя стрелы розбивают высокая башни, а низкия хижины минуют.

Гордыя не могут пробыть без наказания, смиренныя не останутся без награждения.

Того ради величайший Cтиxoтворец в нынешнем времяни гласит: смирися, Господь бо гордыни не оставит без отмщения. Господь благословит смиренныя сердца, и прокленет гордых.

В древних церковных отцев книгах, многия имянования о похвале добродетели сея обретаются. Оныя бо имянуют тое матерью, содержительницею, и хранителницею протчих добродотелей.

Киприян пишет: смирение всегда было непоколебимый столп святых.

Григорий пишет: смирение есть начало и источник добродетелей. Онже паки глаголет: кто без смирения собирает добродетели, оный подобен яко прах пред лицем ветра. Еще же оный пишет: все что ни делано потеряно, ежели не во смирении совершено будет.

Сему согласуется Златоуст глаголя: тако превосходит смирение похвалу прочих добродетелей, что ежели оной при том не будет, протчия все ни во что.

Августин так же разсуждает, егда пишет, разве что смирение всему. Что мы добра деем, предходит, предстоит, и провождает, а наипаче, ежели возрадуемся сделав добро, то пpищед гордость из рук наших пограбит все.

Единым словом, всякая гордость, хотя в духовном, мирском или в домовном поведении, не служит чести Божией, и не может быть постоянно. Кто летать хощет, не выростя на пред перья, оное неудачно бывает, и срамотою покрывается. Смиренный ожидает время, которое Бог к возвышению его поставил, которое его утешит. Яко Cиpax во главе первой глаголет: и знает оной, что на пред подобает претерпети, пока к чести достигнет яко в притчах Соломоновых во главе 18 пишет: Божие есть токмо строение, гордых низринути, a cмиренных возвысити. Яко и праведный Иов во главе пятой глаголет: Бог возвышает смиренных, и вспомогает печалным. О нем всяк возрадоватися может.


Благодарю за прочтение моей статьи. С любовью и уважением к Вам

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...