Про рецидивы детского мировосприятия на уровне Общества

3 902

Оригинал статьи - как всегда, у меня в ЖЖ.

Опять вступлю на скользкую дорожку ковыряния в азах психологии - при том, что никоим образом не ракетчик. Не раз писал про подростковость сознания современного общечеловека, сегодня ещё поглубже занырнём - попробую потормошить ещё более глубокие корни неадекватности поведения современников, навязанные массовой квази-культурой. Ведь на пустом месте ничего не появляется, надо искать причины возникновения проблемы, дабы лечить её, а не последствия.

Современная масс-культура - выражающаяся не только в песенках-танцульках, но вообще в фоне, окружающем общечеловека со всех сторон - удерживает человечка в состоянии вечного подростка, намеренно взвинчивая темп жизни, и тем самым атомизируя сознание, не давая выстроить окружающее в виде связной системы. Человечку кажется, что его окружает хаос, и поделать с этим ничего нельзя; остаётся только как-то выживать самому - вот вам и истоки успеха пропаганды соперничества, хотя сызмальства нас приучают в общем-то к морали сотрудничества. На самом-то деле разруха понятно где, и этот хаос - в основном в голове запаренного обывателя, и вполне можно привести мысли в порядок и жить собственным умом даже в мегаполисе, хотя это, конечно, сложновато - Человеку Разумному в человейнике не место; впрочем, это уже другая тема.

Один из методов удержания взрослого человека в состоянии тинейджера - апелляция к детской морали, весьма популярная среди психологов. Все мы были детьми, и ничего плохого в этом нет, кроме, собстно, попыток использовать наше собственное подсознание нам же во вред. Сегодня рассмотрим минимум один из ходовых приёмов такой пропаганды "детскости" - культивацию эгоизма.

В прошлом писал статью про дедский эгоцентризм; некоторые мысли будут пересекаться.

Может показаться, что пропаганда эгоизма - это какой-то оксюморон, и такого не бывает; ага, пропаганда гомосятины бывает, а эгоизма не-не-не. Пропаганда - это всегда немного ложь, но немножечко и правда, так что дыма без огня не бывает. Как говорил в прошлой статье, корни национализма есть в каждом человечке; точно так же в каждом из нас есть частичка эгоизма; вопрос лишь в том, как мы к этому относимся. Нормальная человечья культура и система ценностей воспринимает и то и другое как Зло; но в современном "культурном" фоне понятия Добра и Зла заменило понятие Выгода (понимаю, звучит по-идиотски, и, тем не менее, так оно и есть), и на данный момент (кому-то) выгоднее быть эгоистом, чем бессребренником - потому что мы живём в мире легализованной концепции Богатства. Выглядит сложновато и коряво, но ссылочки стоят не просто так, там всё популярно раскрыто.

Ещё разок - двигателем "прогресса" нонче является стремление к Богатству, которое суть разность потенциалов между богатыми и бедными; и, дабы ничего не мешало на пути к "успеху", людям необходимо культивировать в себе "здоровый эгоизм", то бишь упомянутую выше мораль соперничества. Для того, чтобы Общество не свернуло с этой кривой дорожки на какой-то другой путь, подразумевающий мораль сотрудничества (и тем самым более эффективный), необходимо удерживать людей в состоянии эгоизма, чтобы даже в мыслях не было мыслить не в категориях Выгоды. И для этого все цели хороши; тем более, что под рукой есть такая замечательная вещь, как дедский эгоизм, который есть в каждом, но который вменяемые психологи (и родители) эффективно забарывают, а невменяемые - культивируют, травмируя человечка на всю его трижды никому не нужную жизнь.

К сути статьи. Практически в каждом из нас есть частичка детского эгоизма, который является обратной медалью... родительской любви. Возможно, это кого-то может покоробить, но это совершенно нормальный процесс воспитания человечка, и через стадию детского эгоизма проходят практически все, у кого есть мама/папа. Детский эгоизм отличается от взрослого не только тем, что он примитивен и наивен, но и первопричинами - он естественен, в отличие от задержавшихся в развитии личности взрослых эгоистов.

Детский эгоизм появляется в ответ на безусловность родительской любви - тебя любят потому, что ты есть, и всё. Неважно, что ты делаешь, как себя ведёшь - всё равно тебя будут любить. Конечно, есть и границы терпения, но никакие проделки и никакие наказания не заставят родителей разлюбить собственное чадо - пока то не повзрослеет, как минимум. Соответственно, ребёнок это понимает и чувствует, и ведёт себя соответственно, пытаясь расширить рамки собственной свободы, которая на 146% зависит от границ терпения (и возможностей) родителей. И тут уже от них, от родителей, зависит, кто победит - либо возлюбленное чадо привыкнет получать всё себе, не отдавая ничего взамен (а дети в городе практически ничего не отдают родителям зачастую до конца жизни), и вырастет эгоистом, либо же родители победят и приучат киндера уважать не только свои собственные интересы, но и чьи-то ещё.

Эгоизм - подсознателен; альтруизм - сознателен, но закладывается также в глубоком дедстве, как ответ родителей (и общества) на эгоизм и не-уважение чьих-либо интересов, так что его сознательность также вполне может быть на уровне подсознания. А может и не быть, и с этим всё значительно сложнее, ибо взрослый человек воспитуем сложнее, чем ребёнок; но если долго мучиться, что-нибудь получится. (с)

Для противодействия детскому эгоизму критически важна социализация с малых лет. В городских семьях с этим постоянно возникают проблемы, ибо жизнь атомизирована, и зачастую дети общаются только в кругу семьи, продолжая вариться в родительской любви (пусть и с ограничениями) чуть не до седых волос. Детские сады - неплохая, хотя и несколько неполноценная замена старорусской общине, где дети постоянно клубились в общей компании, и где с младых ногтей приучались к равноправию, обратной связи, и ответственности за свои дела; опять же, сельская трудотерапия - это не плохо, а наоборот. Но ведь сейчас, несмотря на нарастающий вал демографической ямы, места в детских садах по-прежнему многим недоступны; так экономика влияет на самосознание целых поколений.

В итоге во взрослую жизнь выстреливаются особи, уверенные, что все им должны просто по факту того, что они есть. Естественная реакция общества на это скотство воспринимается ими как "несовершенство мира" (и при желаниями канализируется специально обученными пассажирами куда надо). И в дальнейшем такие повзрослевшие недоросли ищут себе соответствующее окружение - чтобы ценило и уважало не за дела, а просто по факту наличия такой великой и незаменимой Личности. Некоторые находят - есть люди с материнским инстинктом, которые относятся к объекту обожания как родители, безусловно, что бы этот объект не творил. Но чаще застарелый эгоизм приводит к одиночеству в долгосрочной перспективе - вместе потусить и провести время ещё можно, но вот что-то серьёзное замутить, с обоюдной ответственностью - это не про то.

Не уверен, что взрослый эгоизм непременно родом из детства - вполне возможно, что значительная его часть формируется не в родительской среде, а по вине окружения, смотрящего на офигевающего детинушку снисходительно и не критично. Например, сильно развращает власть, практически любая, и, наверное, каждый может привести примеры перерождения граждан после вхождения в горние круги. Бывают и семейные отношения, с тем самым материнским инстинктом, применяемым не по адресу - это также может приводить к формированию эгоизма там, где его изначально могло и не быть. Но подсознание-то помнит, поэтому опасность сваливания в эгоизм есть практически у каждого.

Вот такой вот получился наброс на вентилятор. Как обычно, предлагаю думать собственной головой, и не верить на слово никому (мне можно); следите за делами и логикой происходящего. Сейчас в культурном пространстве отрицательные черты психики - такие, как эгоизм - выдаются за положительные; кто про что, а я всё про то же, про Добро и Зло; без определения, что это такое мы не поймём, что хорошо, а что плохо. Если считаете, что Добро и Зло - там, где Выгода, кто же вам Буратино. Не надо потом удивляться, что "молодое поколение какое-то не такое" - оно такое, каким его сделали мы.

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • "В прошлом писал статью про дедский эгоцентризм" - "дедский" эгоцентризм особо привлекает  :stuck_out_tongue_winking_eye: