Парадокс смысла: жизнь вращается вокруг вас или других людей?

1 435

Представьте себе выбор между двумя жизненными путями. Они разные, они отличаются и вместе с тем дополняют друг друга. Это пути, которыми мы все следуем тем или иным образом.

Первый вариант – вам даётся процесс, вам даётся ответственность, и результат, который возникает, когда они сталкиваются – это чистое удовлетворение. Единственный недостаток? Вы одиноки на этом пути. Второй – перед вами тот же самый путь, но ответственность и процесс никогда не сливаются полностью, таким образом, никогда не достигается чистого удовлетворения – от неудовлетворённости не убежать. Вместо этого в вашей жизни есть люди, с которыми вы можете разделить эту неудовлетворённость, в конечном итоге она наполняется глубоким чувством смысла, которого в противном случае не было бы в вашей жизни.

В направлении буддизма махаяне существует идеальный архетип, известный как бодхисатва. Общая буддийская доктрина утверждает, что жизнь полна страданий. Она также обещает, что, следуя древнему процессу медитативных техник, описанных Буддой, это страдание можно преодолеть и достичь блаженного состояния чистой радости и просветления. Итак, бодхисатва – это существо, которое взяло на себя ответственность и прошло через процесс просветления, однако затем решило вернуться к страданиям, чтобы помочь другим людям, застрявшим в этом цикле.

Первый из гипотетических путей — это путь мудрости, по которому идёт каждый, кто стремится понять свою жизнь и проблемы, и это путь, который действительно можно пройти только в одиночку; путь просветлённых. Второй из гипотетических путей — это путь сострадания, по которому идёт каждый, кто ищет смысл жизни, и это путь, который вынужден принимать страдания и неудовлетворённость из-за сложностей, возникающих, когда другие люди находятся рядом; путь бодхисатв.

В повседневной жизни большинства людей эти пути пересекаются и взаимодействуют, они бросают вызов и противоречат друг другу. Иногда мы обнаруживаем, что обращены внутрь себя, мы смотрим на свои желания и потребности, влечения и отвращения, пытаясь удовлетворить их или противостоять им, мы работаем над собой за счёт внешнего мира, чтобы продвинуться немного вперёд. В других случаях мы чувствуем ответственность перед другими людьми. Их проблемы становятся нашими проблемами, их радости – нашими радостями, и часто мы работаем над ними за счёт самих себя, потому что без этих людей вся внутренняя работа казалась бы пустой.

Если всё это кажется несколько абстрактным, давайте перейдём к конкретике: жизнь – это, по сути, однопользовательская игра, и единственное, что действительно делает её стоящей, каким-то образом связано с нашими отношениями с другими людьми; и этот парадокс лежит в основе того, что значит быть человеком.

Прямо или косвенно, любая из глубоких проблем, с которыми мы сталкиваемся, возникает из-за конфликтов нашего «Я». Когда мы нуждаемся в чём-то, помимо самых насущных потребностей, таких как еда и кров, эта нужда незначительная, потому что таковы законы физики. Но больше всего это связано с тем, что наше глубоко обусловленное «Я» либо жаждет чего-то, либо испытывает отвращение к этому. Теперь, деконструируя это «Я» и реконструируя его привычные паттерны, мы можем избавиться от возникающих проблем. Это происходит естественным образом через опыт и осознание, и это также является целью большинства медитативных практик. В этом смысле жизнь — это решение проблем, и она полна проблем, которые никто другой не может решить за нас, потому что это внутренние проблемы, требующие изменения восприятия. Другие могут помогать нам, направлять и ободрять, но по сути своей эта игра по-прежнему остаётся только нашей.

В то же время, чем больше мы деконструируем это «Я», тем дальше мы удаляемся от других людей, их «Я». Это происходит потому, что «Я» — это социальная концепция, которая рождается на пересечении наших отношений с нашими культурами, племенами, семьями и другими пространственными и временными связями, ограничивающими и обусловливающими нас в каждый момент жизни. И чем больше внутренних проблем мы решаем, тем дальше уходим от этой обусловленности, и чем дальше мы уходим от других людей, тем более одинокими мы себя чувствуем на предстоящем пути. Кажется, другие люди — это одновременно и причина наших проблем, и, как бы парадоксально это ни звучало, окончательное, спасительное решение.

В романе писателя Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка» есть эпизод, в котором группа героев, которые помещают теннисную академию для одарённых детей, страдают после долгой, изнурительной тренировки. Их доводят до бессмысленных страданий, чтобы они улучшали навыки и поддерживали репутацию академии.

В какой-то момент во время коллективных страданий они начинают задаваться вопросом, почему им всегда выделяют время на то, чтобы они посидели вместе и обсудили то, насколько сильно им досталось. Конечно, организаторы знают, что они заставляют их страдать, и они также знают, что эти дети мало что могут сделать, кроме как сидеть и жаловаться друг другу. Почему же тогда им всегда предоставляют такую возможность, несмотря на жёсткий график, призванный превратить их в роботов?

Ответ, к которому они, в конце концов, приходят, заключается в создании чувства общности – общей цели. Все они проходят через ад, и все они делают это индивидуально, не имея возможности облегчить бремя других. Тем не менее, у них есть общий опыт, к которому они могут обратиться, и этот опыт обеспечивает более глубокий смысл там, где его нет, и это, возможно, делает детей менее одинокими, даже если они по-прежнему фундаментально одиноки.

Решение проблем — дело индивидуальное, а смысл — коллективное. Там, где проблемы, там есть страдание. Без них нет никакого смысла. Таким образом, «Я» — одновременно и конечная проблема, и конечное решение, и этот танец, в котором мы оказываемся, достигает своего предела в точке, где мы самостоятельно решаем свои проблемы, а затем делимся ответами с другими, которые проходят через то же самое, но по-другому.

Одна из ключевых вещей, которую следует отметить об архетипе бодхисатвы, заключается в том, что он не связан со слепым даянием или слепым состраданием. Это не просто существа, которые бездумно посвящают себя другим людям и их страданиям, не понимая, что это такое, откуда они берутся и чему они способствуют. Нет, их первая и самая главная задача — следовать по пути, как это делал Будда, чтобы обрести мудрость, и только затем они переходят к отношениям с другими. Они могут идти на жертвы и ставить внешние интересы выше собственных, но они делают это только в том случае, если готовы — если они выполнили работу, необходимую для того, чтобы заслужить право отдавать.

Аналогичным образом, цель нашей индивидуальной ответственности всё ещё находится внутри каждого из нас — мы должны играть в эту игру для себя, и мы должны научиться хорошо справляться с ней. Тем не менее, как только мы победили некоторые части этой игры, вместо того чтобы сразу же пробиваться вперёд — даже если проблемы никуда не делись — стоит сделать паузу, перевести дух и выбрать время, чтобы поделиться своим опытом с другими. Нужно принять, что жизнь — это однопользовательская игра, чтобы продолжать двигаться к более высоким уровням, но если мы не идём на компромиссы, чтобы выйти за пределы этого, мы пренебрегаем смыслом.

В большинстве отношений между людьми, особенно романтических, если люди делят друг с другом много времени и пространства, они начинают сливаться, и это ещё одна крайность. Вместо того чтобы делать собственный путь главным приоритетом, они надеются, что другой человек заполнит пустоту, которую они оставили открытой. Это избавляет от большей части одиночества, которое присуще любому индивидуальному путешествию, и это может создавать и создаёт смысл, пренебрегая, однако, тем фактом, что существует множество нерешённых проблем, которые рано или поздно подавляют и разрушают любой общий смысл.

Следовательно, нужно стремиться к балансу: преследовать то, что вы должны, осознавая, что только вы можете это сделать, а затем, по мере продвижения вперёд, делиться этим с другими, чтобы вы могли превратить ваш опыт в нечто большее, признавая, что он всегда будет оставаться несколько незавершённым.

- Источник

Постсоветское пространство, пересборка!

Вторичные санкции США и ЕС, применяемые к России, не способствуют развитию экономики стран Прибалтики и постсоветских республик. Напротив, все эти ограничения только ухудшают их эконом...

Мобилизация в России. Чего ждать?

Первый заместитель председателя Оборонного комитета Совета Федерации РФ Виктор Бондарев заявил, что в России не планируется новая волна мобилизации, так как страна справляется с имеющим...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить