Кем мне быть?
Что мне делать со своей жизнью?
Это экзистенциальные вопросы, которые люди задают себе на протяжении всей своей жизни. И хотя они потребляют много умственной энергии, когда вам двадцать, и вы делаете свои первые шаги во взрослую жизнь, они продолжают вас преследовать и в 30, и в 40, и в 50, и даже в 60 лет – правда, характер размышлений со временем меняется. С возрастом вы меньше беспокоитесь о том, что вам следует делать со своей жизнью, и начинаете больше задумываться над тем, а правильно ли вы прожили её.
Один философ потратил много времени на размышления об экзистенциальном страхе, который заставал людей врасплох, когда они стояли в очереди в продуктовом магазине или лежали ночью в постели. На самом деле этому мыслителю приписывают реализацию идеи экзистенциального страха.
Речь идёт не о ком ином, как о Сёрене Кьеркегоре.
Кьеркегор был философом, который обладал поистине глубоким пониманием состояния человека, особенно того, что значит быть «самим собой». В своей книге «Болезнь до смерти» Кьеркегор раскрывает свои представления о том, что значит быть самим собой, какие эмоции и отношение мы можем проявлять к себе, почему мы часто так беспокоимся о том, что нам делать со своей жизнью или кем мы должны стать.
Кьеркегор – не самый прямолинейный писатель. Бывают моменты, когда хочется швырнуть книгу через всю комнату, потому что вы понятия не имеете, к чему он клонит. Но когда вы, наконец, осознаете, что он пишет о нашем отношении к себе, это в корне изменит вашу жизнь.
Современный мыслитель, который поможет вам понять и оценить идеи Кьеркегора о личности – это профессор философии Гордон Марино. В своей книге «Руководство экзистенциалиста по выживанию» Марино даёт упрощенное, доступное объяснение того, что Кьеркегор пытался сказать в «Болезни до смерти».
Ниже представлены концепции, выдвинутые Кьеркегором о нашем «Я». Это определённо пища для размышлений.
Три «Я» Кьеркегора
Наша идентичность состоит из трёх «Я»: нашего конкретного «Я», нашего идеального «Я» и нашего истинного «Я».
Конкретное «Я». Конкретное «Я» – это то, кем мы являемся сейчас. Например, вы живёте в Огайо, управляете собственным рестораном, у вас жена и двое детей, вы любите кататься на велосипеде, у вас великодушное сердце, но вы не способны контролировать гнев.
Идеальное «Я». Идеальное «Я» – это то, кем вы хотите быть. Вы хотите стать миллионером. Вы хотите похудеть на 10 килограммов. Вы хотите быть Железным человеком. Вы хотите быть спокойнее. Вы хотите быть мужчиной, у которого всё в порядке. Всё это версии вашего идеального «Я».
Истинное «Я». Истинное «Я» – это, по словам Кьеркегора, «Я», которое «явно покоится в Боге», то есть это то, кем вас видит Бог.
В то время как концепция Кьеркегора об истинном «Я» находится под сильным влиянием христианской веры, Марино утверждает, что она в равной степени применима и к неверующим. Он говорит, что истинное «Я» можно рассматривать как моральный идеал. Или, как говорит католический священник о. Джеймс Мартин, ваше истинное «Я» – это ваше лучшее «Я».
Ваше истинное «Я» превосходит эгоцентризм идеального «Я». Дело не в том, чего вы хотите; дело в том, чтобы понимать, чего трансцендентное хочет от вас, и принимать это. Вы переходите от вопроса «Чего от меня требует мир?» к вопросу «Чего просит моя душа?» Это может стать серьёзным сдвигом. Чтобы стать самим собой, нужно совершить прыжок веры, который Кьеркегор подробно обсуждает в своей книге «Страх и трепет». Но об этом – в другой раз.
Что такое отчаяние?
Итак, согласно философским взглядам Кьеркегора, наше, казалось бы, единственное «Я» на самом деле состоит из трёх «Я».
Затем он описывает состояние человека, который не может обрести своё идеальное или истинное «Я».
Кьеркегор называет это отчаянием. Его концепция отчаяния тонка и многогранна.
Мы часто рассматриваем отчаяние как эмоцию. Вам очень грустно, и вы просто хотите лежать в своей постели с закрытыми шторами и слушать музыку. И Кьеркегор писал о том, что отчаяние определённо способно вызвать такие эмоции.
Но, по словам Марино, лучше думать об отчаянии как о состоянии «Я». Как мы вскоре увидим, в отчаянии можно ощущать как подавленность, так и счастье. Главное здесь – не приравнивать отчаяние к чувствам.
Итак, давайте рассмотрим типы отчаяния, в которые вы можете впасть, согласно Кьеркегору. Это не все виды отчаяния, а самые основные.
Отчаяние от того, что вы не стали своим идеальным «Я»
Давайте начнём с отчаяния от того, что вы не осознаёте своё идеальное «Я». Может быть, ваш идеал – стать хирургом. Вы потратили годы на то, чтобы достичь этой цели, но по какой-то причине ваша мечта не сбылась. Возможно, вам пришлось бросить школу из-за обстоятельств, которые не зависели от вас.
Кьеркегор сказал бы, что в отчаянии пребывает ваше конкретное «Я», которое хотело стать идеальным «Я». Точнее, несостоявшийся хирург пребывает в отчаянии из-за того, что ему приходится быть самим собой, а не хирургом. Он не хочет быть самим собой, и он ненавидит себя за то, что он не хирург. Он в отчаянии.
Я лично на себе испытал отчаяние от того, что не стал своим идеальным «Я». На протяжении всей взрослой жизни я стремлюсь стойко переносить все невзгоды, которые случаются со мной. Дело не в том, что у меня не получается. Наоборот. Мне просто не нравится сам процесс и моя первоначальная реакция на невзгоды. Сначала я делаю из мухи слона. Меня одолевает хандра. Я жалею себя. В конце концов, я начинаю активно и довольно эффективно бороться с невзгодами, и я понимаю, что мог бы обойтись без эмоциональной шумихи.
Таким образом, я поставил перед собой цель перестать слишком остро реагировать на трудности и принимать то, что со мной происходит. Моё идеальное «Я» – это мужчина, который, столкнувшись с невзгодами, позволяет им скатиться, как с гуся вода.
Но мне никогда не удаётся достичь своего идеального «Я». Из-за этого я испытываю к себе нелюбовь. «Почему я должен быть таким?» – вопрошаю я. Я пребываю в отчаянии.
Отчаяние от незнания того, что ваше истинное «Я» существует
А теперь перейдём к отчаянию, связанному с нашим истинным «Я».
Кьеркегор считает, что существуют несколько видов отчаяния, которые вы можете испытывать в отношении этого «Я». Мы рассмотрим только два из них.
Первый тип отчаяния, связанного с истинным «Я» – это не знать, что ваше истинное «Я» существует.
Многие люди пребывают в таком отчаянии. Они не знают, что в жизни есть что-то большее, чем их личные амбиции. Им не приходит в голову, что есть «Я», которым Бог или трансцендентное хотят, чтобы они были. Они не размышляют над важными жизненными вопросами; они сосредоточены только на повседневных делах.
Кьеркегор считает, что люди, осознающие своё идеальное «Я», особенно подвержены опасности впасть в такого рода отчаяние. Представьте себе мужчину, у которого хорошая жизнь. Отличная работа. Любящая семья. Большой дом. У него есть возможность заниматься любимым делом и путешествовать. Жизнь прекрасна. Он счастлив. Он живёт своей мечтой.
Но ему даже в голову не приходит, что, может быть, Бог (или Вселенная) желает, чтобы он стал кем-то большим. Кьеркегор сказал бы, что, несмотря на то, что он формально счастлив, этот человек пребывает в отчаянии (помните, отчаяние – это не эмоция, а состояние); и этот вид отчаяния, проистекающий от незнания того, что вы должны стать истинным, трансцендентным «Я», является более серьёзным, чем отчаяние от неосознания своего идеального «Я», поскольку моральные и экзистенциальные ставки намного выше. Вы не тот, кем хочет вас видеть Бог! Вы живёте ниже своих привилегий, потенциала и обязанностей.
Отчаяние от того, что, осознавая своё истинное «Я», вы ничего не предпринимаете для его реализации
Представим, что мужчина, которого мы описали ваши, осознал, что в жизни есть нечто большее, чем большой дом, хорошая работа и возможность путешествовать. Он понимает, что существует трансцендентное «Я», которым ему нужно стремиться стать. Он на пороге того, чтобы стать самим собой... Однако он ничего не делает с этим осознанием.
Да, он принял существование чего-то высшего, но затем он снова погрузился в экзистенциальный сон. Это может произойти по-разному. В основном мы отвлекаемся на мирские заботы. Возможно, в момент экзистенциального экстаза мужчина из нашего примера отвлекается на текстовое сообщение от коллеги по работе или крики детей в другой комнате. Или, может быть, ему не терпится проверить Instagram. Внутренний голос трансцендентного побеждает какая-то семья, дружно танцующая под песню Fancy Like в его ленте.
Отчаяние.
Ещё одна вещь, которая мешает людям осознать своё истинное «Я» – это страх. Чтобы стать самим собой, часто требуется пожертвовать личными амбициями и желаниями. Может быть, мужчина чувствует, что должен уйти с высокооплачиваемой корпоративной должности и стать учителем средней школы. Это его истинное призвание. Но для этого потребуется отказаться от комфорта, денег и статуса. Это слишком, поэтому он отказывается от своего истинного «Я». «Может быть, я решусь на это через несколько лет, когда накоплю больше денег и подниму детей на ноги», – бормочет он.
Он в отчаянии.
Не обманывайте себя: не путайте идеальное «Я» с истинным «Я»
Вы должны быть осторожны, пытаясь прийти к своему истинному «Я»: важно не перепутать истинное «Я» с идеальным «Я».
Большинство книг по саморазвитию пишут на языке экзистенциальных философов вроде Кьеркегора. Гуру самопомощи на каждом углу кричат о том, что нужно «стать самим собой». Но обычно это подразумевает стать своим идеальным «Я»: похудеть на 10 килограммов, получить лучшую должность или заработать больше денег. Это идеальные «Я». Движимые эго амбиции. В них нет ничего плохого, однако они не являются истинными «Я», о которых писал Кьеркегор. Я бы сказал, что гуру самопомощи, которые выдают идеальные «Я» за истинные, пребывают в отчаянии и торгуют отчаянием.
Как же понять своё истинное «Я»?
Итак, есть истинное «Я», к которому мы должны стремиться. Но как нам его распознать? Кьеркегор, будучи христианином, считал, что мы должны стать теми, кем нас хочет видеть Бог – детьми Божьими, рыцарями веры.
А как понять, какими нас хочет видеть Бог? Читать Библию, молиться, размышлять. Самое главное – делать шаги.
А как насчёт неверующих? Процесс один и тот же. Вместо того чтобы изучать Библию, вы читаете лучшие философские произведения, чтобы понять, как выглядит потенциальный моральный идеал. Вы ищете примеры людей, которые отреагировали на высший призыв. Вы размышляете о том, как бы выглядело и вело себя ваше лучшее «Я».
Как стать самим собой?
Когда вы почувствуете побуждение стать самим собой, делайте шаги, чтобы осознать это! Не медлите. Кьеркегор считал промедление экзистенциальной опасностью. Если вы немедленно не отреагируете в тот момент, когда ваше истинное «Я» постучится в дверь, вас отвлекут повседневные задачи вашего конкретного «Я» и огромные амбиции вашего идеального «Я». И довольно скоро ваше истинное «Я» просто перестанет стучаться, потому что знает, что вы не откроете. И тогда вы превратитесь в ницшеанского последнего человека с картофельной головой, чья единственная цель в жизни – испытывать комфорт и удовольствие. Когда вы умрёте, на вашем надгробии будет написано: «Здесь покоится картофельная голова. Когда трансцендентное постучалось, она выбрала Netflix. По крайней мере, она была счастлива. Наверное».
Так что в следующий раз, когда у вас возникнет желание творить добро, достигать большего, делайте это в тот же самый момент, чёрт возьми! Чтобы не впасть в экзистенциальный сон и глубокое отчаяние.
- Источник
Оценил 1 человек
1 кармы