Давайте поговорим о мифах. Обожаю мифы, особенно потому, что мне нравится их разбивать. И именно поэтому я боготворю факты, которые, как известно, вещь упрямая. Но и мифы просто так не сдаются. Например, самый устойчивый из них миф о немытой Европе, населённой сплошь грязнулями – от королей до простого виллана включительно. Дескать, вот упал Рим, мир праху его, как сразу по мановению волшебной палочки варвара Мерлина исчезли бани. Да и бог с ними с теми банями. Предполагается, что и практический разум у европейцев исчез начисто вместе с естественной брезгливостью. Миф этот необычайно популярен в России, что не вызывает удивления. Но он же популярен и в Европе, что уже настораживает. Вон даже великий Зюскинд в романе «Парфюмер» показал нам насколько же она грязная эта Европа!
Я не Зюскинд, то есть не великий писатель, потому опровергать его стану не словесно, а изобразительно. Посмотрите на эту картину памятную всем по школьному учебнику истории – убийство французского революционера Марата в (Sic!) ванной. Напомню, что во времена Революции существуют такие неприятные эксцессы как перебой продуктового снабжения, например, и дефицит материальных благ вообще. Такая уж она Революция, её обратная медаль. И если Марат позволял себе такую роскошь не в самый лучший период французской истории, то смеем предположить, что при Ancien Régime с этим делом обстояло получше.
И таки да, чтобы вы себе думали! Исторический документ по налогообложению города Парижа за 1249 год сообщает нам, что в городе существовало 26 общественных бань работающих 6 дней в неделю. «Регистры ремёсел и торговли города Парижа» доносят до на следующие факты в статуте LXXIII:
«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.»
Итак, судари, на дворе страшный 13 век, как раз разгар Первой Инквизиции, а эти европейцы мыться удумали! Скептики могут возразить, те кто добросовестно не пропускали курс лекций по Средним векам: ну, господин хороший, это уже 1249 год, 150 лет ужепрошло с начала Первого Крестового похода. Посмотрели на чистюль арабов, устыдились своей нечистоплотности и решили перенять себе. А до Крестовых Походов таки и не мылись. Вот и опять, дескать, культурная победа Азии над Европой. А вот и снова нет!
Епископ франков знаменитый Григорий Турский оставил нам такую заметку родом из VI века: «Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы.»
Если не удовлетворяет свидетельство времён 6 века, когда мол ещё была сильная связь с Античностью, вот вам свидетельство составленное пятью веками позже другим епископом Титмаром Мерзебургским:
«В старости, когда зрение его резко ухудшилось, он стал монахом. О бедняках он ежедневно заботился собственноручно. Для тех из них, кто был болен, носил из долины на вершину горы воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром.»
Краткая справочка: Титмар Мерзебургский родился в 975 году, умер в 1018 году. То есть уже слишком далеко от Античности, но и задолго до Первого Крестового похода, во времена вообще мрачные и лютые. И я не зря привёл свидетельства именно церковных деятелей, разбивая, попутно ещё один миф о том, что Церковь запрещала мыть своё тело ибо грешно. Спору нет, такие запреты могли бы быть, такие епископы пропагандирующие подобные вещи уж точно были, как вот есть же в наше время идиоты вроде Милонова или Чаплина. Тем не менее, РПЦ не спешит каждый их возглас выполнять, не говоря уже о простом богобоязненном народе.
Итак, Средневековая Европа мылась. Да, они не имели современного водопровода, они вынуждены были подолгу нагревать воду на дровах и от того процесс мытья был более трудоёмким нежели в наше время. Но чтобы совсем уж не мыться такого не было. Но всё таки миф на пустом месте родить трудно. Действительно, начиная с 17 века, ситуация с личной гигиеной несколько ухудшилась чем она была в Средние века. Не только низшие кластеры населения, но и знать стала реже мыться. Основной причиной этому, самой объективной, я считаю существенное подорожание топлива. Развитие промышленных мануфактур, стахановские темпы строительства боевых и торговых флотилий стали приводить к дефициту лесов в Европе. На этом фоне, естественно, Россия могла и позволяла себе роскошь мыться хоть каждый день с нашей неиссякаемой и по сей день обширной тайгой. А вот Европа вынуждена была затянуть пояса. К тому же «Революция Цен» существенно нанесла урон по мыловарённой промышленности. Плюс беспрерывные войны 17 и 18 веков, которые существенным образом отличались от рыцарских поединков с их долгими осадами. Войны 17-18 века, с каждым новым конфликтом, вовлекали в себя всё больше некомбатантного населения, покуда не эволюционировали до тотальных Первой и Второй мировой.
Именно в это Новое Время и родился этот миф, среди всех прочих, как-то «поясов верности», «право первой ночи» и много другой чепухи. Объяснить можно это тем, что история как наука тогда только зарождалась и очень часто историки были слишком категоричные в оценке прошлого. Они исходили из того, что раз нам сегодня так плохо живётся, то во времена древлего благочестия людям жилось ещё хуже. Также сознательное очернение прошлого с целью обелить настоящее. Вот ведь как раньше жили плохо, а теперь прошла зима, настало лето – спасибо Просвещению за это.
В средневековой Европе много было того что сейчас исчезло как страшный сон: чума, проказа, Инквизиция, перманентный войны всех против всех, банальный голод, но вот что железно так то, что всё таки «немытой» Европа не была.
Источники где можно прочитать про бани, при должном усердии и усидчивости:
1. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Беда Достопотчённый.
2. Vita Karoli Magni. Эйдхард.
3. «Хроники Альфонса Великого» -- сказание про Астурийского короля, годы жизни 868 – 910.
4. Bjarkoaratten – общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18.
5. Sachsenspiegel – «Саксонское зерцало», старейший правовой кодекс Германии, статья 89.
Оценили 13 человек
30 кармы