В чем заключается «внутренняя свобода»?

3 749

Есть такое понятие «внутренняя свобода», в которое каждый вкладывает какой-то свой смысл, и многие считают, что оно означает абсолютную независимость от внешних обстоятельств, полное игнорирование объективной реальности. Но такая «абсолютная свобода» граничит с безумием. И люди творческих профессий (актеры, художники, писатели, поэты… и даже некоторые ученые-теоретики) действительно склонны к отрыву от реальности и психическим проблемам.

Где же проходит эта тонкая грань между творчеством и безумием? Давайте попробуем разобраться в этом.

Прежде всего, человек должен понимать, что есть область материального мира (видимого, физически доступного), которая является не плодом его индивидуальной творческой фантазии, а объективной реальностью, настоящей жизнью, которую невозможно игнорировать, её надо принимать, исследовать и учитывать. Но это весьма ОГРАНИЧЕННАЯ область мира – небольшой её отрезок, доступный нашей памяти, восприятию и осмыслению.

То, что выходит за пределы этой области, недоступно нашему восприятию и осмыслению – например, далекое прошлое и будущее, то, что было до нашего рождения, тысячи и миллионы лет назад, то, что будет после нас через миллионы лет. Это и есть сфера творчества мысли, сознания, в которой мы можем проявлять индивидуальную свободу. Ведь никто не может доподлинно знать, что было и будет, как это можно представить, мы можем лишь предполагать, воображать, строить гипотезы о происхождении, о природе бытия.

Именно эта внутренняя деятельность по воссозданию наиболее полной, целостной картины мира является основной и характерной для человека. Более того, именно она и определяет наше восприятие, понимание материального мира, наше отношение к нему, наше поведение и образ жизни. Пытаясь охватить сознанием весь мир в целом, человек неизменно устремляется к истине, повышая уровень осознанности и расширяя границы восприятия мира.

С другой стороны, именно творчество мысли породило некогда мифологию, религию, различные виды искусств и духовных практик, которые по-разному объясняли «происхождение мира» и формировали очень субъективное отношение к нему. И, конечно же, это не могло не приводить к идеологическим конфликтам и даже к реальным войнам, т.е. физическому истреблению «инакомыслящих».

В свою очередь, попытка полного отказа от субъективного мыслетворчества породила крайнюю степень материализма, которая полностью отрицала «невидимый мир» и его влияние на физическую реальность. С его точки зрения есть только наблюдаемые физические тела, и всё (в том числе само сознание) объясняется их взаимодействием. Есть только эта моя жизнь, а после неё – хоть потоп. Эта концепция очень сильно ограничивает сознание человека, сводя мир только к проявленной в данный момент материи, и лишает целостного восприятия бытия. Но она оказалась очень успешной в достижении практических, краткосрочных жизненных целей, и поэтому стала господствующей в современном мире.

Победа «научного материализма» повлияла не только на мировоззрение людей, но и оказала огромное влияние на социально-экономическую жизнь. Вместо привычного общинного, коллективного образа жизни, возникла частная собственность, конкуренция, рыночные отношения. Это способствовало расколу и раздроблению общества. Вот как об этом пишет историк Александр Пыжиков, описывая Россию 19 века:

«На общинные деньги основывались производства, какая-то коммерция, какая-то торговля, но цель у этого производства была не получение прибыли, как думаем мы. Цель была совершенно иная: обслуживать потребности своих ЕДИНОВЕРЦЕВ… Староверские предприятия возглавляли УПРАВЛЕНЦЫ, а не владельцы. В случае чего их всегда могли сместить и назначить другого, была очень сильная ротация. При Николае I с них потребовали строгого соблюдения наследственного права: если ты хозяин, то ты должен всё передавать по наследственному праву, в противном случае всё отбирается… Тут произошла трещина: вся староверческая модель солидарная, общинная, коллективистская треснула и стала сыпаться со стремительной силой».

Примерно такую же мысль высказывает историк и генетик Жаксылык Сабитов, объясняя раздробление татарских родов: 

«Например, у татар существует такая суперсемья Беханиды (потомки князя Бехана и его родственники), к которой относятся большое количество татар. Фактически по генетике это был один большой род, который жил вместе, и когда их земли присоединялись к Московскому государству, менялась форма собственности. При Золотой Орде форма собственности была родовая, т.е. земли принадлежали роду. А когда вы становитесь частью большого государства западного типа, земля может принадлежать не абстрактному роду, а конкретному человеку. В итоге происходила юридическая «перерегистрация»: первое поколение рода переписывало земли на одного князя, сын этого князя еще терпел своих родственников, а внук уже изгонял всю эту родню».

Конечно, рыночная конкуренция способствовала быстрому экономическому развитию, невероятному научно-техническому прогрессу, но одновременно с этим утратилось то самое чувство единства, которое было сильно при общинно-родовом образе жизни.

Я помню, как в школе (еще в советские годы) мы на уроках рассуждали о светлом будущем, в котором человек будет свободен от рабского труда, всю рутинную работу будут делать машины и роботы, а люди будут заниматься творчеством и саморазвитием. Ради этого светлого будущего наши родители и деды были готовы терпеть лишения, не спать ночами, давать стране угля и металла. И что мы видим сегодня? Самой главной проблемой становится безработица – люди в ужасе от того, что искусственный интеллект отнимет у них работу!

Мы достигли такого уровня развития технологий, что вполне можем освободить человека от «рабского труда» и обеспечить всех жизненно необходимым, но мы утратили то самое чувство «МЫ», которое еще было у наших дедов и прадедов и благодаря которому мы и добились всех этих успехов. Общество, в котором каждый сам за себя, не может дать человеку счастья творческой самореализации и ощущения смысла жизни.

В погоне за «материальной независимостью» многие из нас утратили самое главное – целостное восприятие мира, без которого невозможна истинная внутренняя свобода.

Истинная свобода - не в отрицании реальности, а в наиболее полном и целостном её понимании и принятии. Это не место, в котором человек прячется от действительности, а место, в котором он черпает силы и вдохновение для жизни и творчества.

Развитие киноиндустрии, шоу-бизнеса, виртуальных игр – это попытка бегства от реальности, стремление заполнить внутреннюю пустоту. А человек рожден для реального творчества, требующего максимально правдивого и полного понимания действительности, совершенствования сознания и чувств. И это тот вид творчества, который доступен только живому человеку, а не искусственному интеллекту или роботу. Именно он делает жизнь человека достойной и осознанной, независимо от уровня его материального достатка. 

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...

Обсудить
  • Кратко-Свобода внутри и отвне одновременно,она дух,она же бессмертие.
    • iero
    • 27 мая 2021 г. 13:04
    "люди в ужасе от того, что искусственный интеллект отнимет у них работу" - не. не работу, а средства к существованию. мир слишком сложен и возможно бесчеловечен, в нашем понимании. потому и сложно воспринять. вероятно потому и отказывает разум. мифы проще.