Как прошёл "Праздник топора – 2017"

6 2681


Фильм о Х Международном фестивале-конкурсе "Празднике топора 2017"


Текстовая версия..

От Латинской Америки до Азии – география фестиваля-конкурса «Праздник топора» с каждым годом всё шире.

200 мастеров из 22 стран мира приехали в Томск, чтобы из обычного бревна создать произведение деревянного искусства.

Сельский парк «Околица» площадью 17 га разделился на поляны по интересам. В этом году их стало больше: к резчикам по дереву прибавились кузнецы, печники и гончары. Впереди у умельцев 6 конкурсных дней.

Не в облаке опилок, а в клубах дыма колдует над деревом Аслан Оздоев. Томичам и гостям «Околицы» мастер хочет показать эксклюзивные вазы. Придумал он их дома в Грозном в прошлом году.

В Томске же впервые показывает технологию изготовления своего «ноу-хау».

Аслан Оздоев: - Я вообще не знаю, как оно называется, потому что это народное. В народе прозвали «выжигание струной», «выжигание нихромом», «выжигание проволокой». Для ребёнка вот этот способ, мне кажется, самым безопасным. Почему? Если он даже обожжется, то будет небольшой микроожог, он даже не чувствуется, а если сравнить с тем, что может быть после стамески, то это самый безопасный способ.

Таким способом делают шкатулки, посуду, предметы мебели.. да всё, что угодно. Интересную технологию Аслан Оздоев передаёт детям, ведёт уроки труда в школе. Говорит - и сам многому учится у них, ведь если своим мастерством не делится, а прятать его, то в изделии не будет жизни.

А вот у мастера из Санта-Доминго в Томске случился двойной дебют. Он впервые представляет свои скульптуры из дерева на широкую публику, а ещё никогда раньше не работал с кедром - в Доминикане это редкость.

Ванди Касилья: - У нас все мастерят скульптуры из дерева вручную. Когда я впервые увидел в Интернете, что делают резчики с пилой, я был в шоке. Решил, что хочу также. Учился только по Интернету. Получается, что сейчас я единственный в Доминикане скульптор с пилой. Здесь я делаю карибскую русалку, это у нас популярный персонаж. А вот как она должна выглядеть, я понял, когда увидел русских девушек.

По соседству с новичками на поляне парка «Околица» трудятся мастера пилы и топора. Один из них Адриан Бойс, чемпион Аргентины в резьбе по дереву. На сибирский фестиваль он предложил три варианта: футболиста Месси, пару, танцующую танго или гаучо, свободолюбивого аргентинца. Организаторы выбрали третий вариант.

Адриан Бойс: - Я участвовал во многих чемпионатах и знаю, чего хотят аргентинские члены жюри, а вот, что надо сделать здесь, чтобы удивить?. Это непредсказумо. Тут столько участников из разных стран, столько школ и техник, я такого никогда не видел. Очень интересно за ними наблюдать.

Дома чемпион Аргентины делает скульптуры из альгарробо, южноамериканской акации. Древесина у неё очень твёрдая. Мягкий, податливый кедр стал для Адриана открытием, как и для его коллеги из Словении Миро Резмонда.

Шеф-повар по профессии обожает большие деревья, работает в основном с дубом, а мечтает о секвойе, огромном дереве из северных лесов.

Миро Резмондо: - У меня сейчас кружевной период. Я сделал кружево из дерева дома, в Словении, изо льда в Китае, а сейчас делаю томское кружево. Почему кружево? А вы пробовали его рассматривать? Оно состоит из таких мелких частей, каждая из которых сама по себе очень слаба, а в целом, когда готова вся работа, это смотрится шикарно. Моя мечта – собрать целое кружево мира.

Пила, для изготовления кружев, одуванчиков, получения соблазнительных женских форм и роскошных причёсок – самый подходящий инструмент – единогласно считают деревянных дел мастера.

Работа с ней – самое что ни на есть женское дело. Доказательство тому, количество участниц прекрасного пола, которое растёт из года в год.

На десятом юбилейном фестивале собралось 27 дам, которые по качеству скульптур и количеству опилок у ног не уступают мастерам мужчинам.

Галина Кафтаненко: - Это раньше там надо было сходить в лес, притащить бревно.. а сейчас что – инструменты, краны.

Вырубить кельтскую лодочку из бревна Галине помогает дочь Яна. Оно и не удивительно, девочка практически выросла на этом фестивале: из десяти праздников присутствовала на девяти.

Яна Кафтаненко: - Мне очень нравится работать с деревом, выдумывать, где как поставить, чтобы получился рисунок всякий-разный.

Леонид Усов, председатель жюри: - Китайцы по своему совершенно работаю, от них сильные мастера приехали. И вот они в своей традиционной скульптуре, с их глубокой философией работают.

Латинская Америка несколько по-другому работает: у них другие образы, не философские, а чувственные. Ну а у нас как вседа, широко, глубоко, далеко и необъятно.

Самая масштабная работа десятого праздника топора вот эта необычная беседка. Но интересна эта стройка не только идеей.

На лесах вокруг совы внушительных размеров все пять конкурсных дней не стихают философские беседы. Здесь работает сборная «Рождённые в СССР».

Райво Перанди, Эстония: - У нас команда, как начало хорошего анекдота: собрались русский, хохол и эстонец, и что там дальше будет, это потом видно будет.

Дарья Лисицина, Пенза: - Хотели какой-то маленький детский домик сделать, одноэтажный, а потом посмотрели, что материала много, места много, ребята все работящие..

Николай Мантлер, Томск: - Может, на фестиваль растягивать на побольше, беседы устраивать, философские клубы, чтобы успеть поделиться тем, что накопилось. А здесь концентрация людей творческих неимоверная, со всеми поговорить хочется.. а некогда..

В Советском Союзе рождён и один из самых именитых участников юбилейного конкурса, чемпион мира по резьбе бензопилой Игорь Лоскутов. Живёт он в Германии. За своё искусство имеет с дюжину наград со всего мира.

Но томский конкурс произвёл на него впечатление, особенно место его проведения.

Игорь Лоскутов: - Я никогда не видел, чтобы на маленьком участке так остервенело резали мои коллеги.. и очень высокий уровень. И что я ещё хочу сказать? У европейских резчиков, как и американских (очень сильна американская школа) нет духа в фигурах. Там есть форма, детали, доведённые до перфекционизма, но там нет таких вещей, как здесь.

А на соседней поляне рёв бензопил разбавляет звон молота по наковальне. Тяжёлые инструменты и массу высокохудожественных вещей привезли с собой в «Околицу» 15 участников первого межрегионального конкурса кузнецов «У каждой наковальни свой голос».

Ни один любопытный зритель не прошёл мимо печи Виктора Хохлова, уж очень он и его напарник напоминают сказочных лепреконов, которые берегут свой горшочек с золотом, только вместо драгоценного металла они ценят горячий.

Виктор Хохлов: - Железо мне нравится. Когда оно нагрето, оно как пластилин. А для того, чтоб кузнецом стать, нужно на что положить, чем ударить и чем нагреть.

В домашней кузнице Виктора частый гость внук Саша. Молотом по наковальне он стучит с шести лет. Будет ли профессиональным кузнецом, как его дед, пока не решил, но то, что навык этот полезный и в жизни пригодится, понял сразу.

Карьеру инженера променял на жар печи Вячеслав Колба из Томска. Полтора года поработал в офисе и понял – не моё. Пошёл в ученики кузнеца. А что, работа физическая, отсюда и силушка богатырская. Благодаря ежедневным тренировкам с молотом и горном Вячеслав чемпион по рукопашному бою Томской области. А что касается творческой составляющей, то тут фантазия не ограниченна.

Вячеслав Колба: - Все наши высокохудожественные вещи несут также утилитарность, они полезны. Вот сейчас мы на конкурс делаем топор, из хорошей стали, с правильной термической обработкой, причём со скульптуркой медведя, красиво и практично.

Судит конкурсантов Валентин Воробьёв, кузнец в третьем поколении и один из лучших мастеров художественной ковки в мире. В Подмосковье у него собственный музей, где помимо своих скульптур собраны самые оригинальные кованные работы со всей России.

Давняя мечта Валентина построить город мастеров, где работали бы целые династии. Оказавшись впервые в «Околице» он понял, такой город уже существует.

Валентин Воробьёв: - Когда я работаю, я влюбляюсь в собственную работу, тогда она получается. И я заметил, такие же вокруг меня, они с такой любовью это делаю, вы только их не трогайте.

Пожалуй, самая не шумная компания собралась на конкурсной площадке «Глиняный сказ». 20 гончаров и керамистов со всей России и стран ближнего зарубежья на «Празднике Топора» собрали впервые.

Судейскую коллегию на первом конкурсе гончаров возглавил Алишер Назиров, один из известнейших мастеров Узбекистана.

Он с детства восхищён бесконечными творческими возможностями глины. Считает, что его судьба была предопределена, потому что родился и вырос в городе Риштан, где есть красная глина, уникальная по своей пластичности.

Работы риштанских мастеров с 9-го века славились своей красотой и экологичностью. При их изготовлении используются только вода и глина: никакой химии на любом этапе.

Институтов Алишер Назиров не заканчивал. Он, как большинство узбекских мастеров, народный мастер. Это значит, что 12 лет провёл в учениках у гончара. Мастер считает, что столько времени нужно для того, чтобы понять всю цепочку: от отмучивания глины до обжига.

Алишер Назиров: - Самое поразительное в нашей школе изготовление глазури, изготовление красок. Ты, как технолог, должен знать, какой окисл металла какой даёт цвет и как можно его сопоставить. У нас используют три цвета: бирюзовый, синий и коричневый, такой охристо-жёлтый. Они рядом друг с другом конфликтуют. А мастер, зная технику, передаваемую из покон веков, так их разводит, что они становятся друзьями и глаза от этих красок никогда не устают.

Путь народного мастера в 12 лет и даже дольше прошёл томич Андрей Салтан. Начинал с сувениров, сейчас увлечён предметами быта и кухонной утвари древней Руси. И никогда глина его не подводила.

Андрей Салтан: - Когда глина податливая, глина удачная, которая слушается и вам с ней комфортно, она действительно позволяет поймать такое яркое впечатление, когда вы владеете ситуацией, когда вы с ней не договариваетесь, а вы ей рулите, она с вами танцует так, как вам хочется. И это здорово, потому что позволяет делать какие-то неожиданные вещи, раскрывает новые возможности фантазии и просто само удовольствие от процесса огромное.

Задания в конкурсе гончаров и керамистов самые разнообразные: вылепить вслепую предмет, увиденный лишь на ощупь, из 4-хкилограмового куска глины сваять шедевр, который удивит не только зрителя, но и жюри. Время везде строго регламентировано.

Михаил Бывших: - Есть два фундаментальных понятия, в жизни тоже: быстрая работа и спешка. Спешку вообще жизнь не терпит, если человек торопится жить, то быстро и умрёт, я так считаю. Надо делать со своей скоростью, если скорость превысит твои возможности, то у тебя ничего не получится.

Если к глине обычной добавить шамотную – это уже керамика, другие возможности материала и своя технология работы.

Екатерина Гуляева из Новосибирска считает, что сюжеты для лепки есть на каждом шагу, надо только их видеть и развивать тему.

Екатерина Гуляева: - Если глазки есть, она уже смотрит. Это как на промысле, бабушки когда лепят рассказывают: Вот мишку слепила, глазик ему ткнула, ротик разрезала, все, мишка заорал, в лес пошёл, корзинка ему прилеплена.. То есть все время себе что-то рассказываешь, что происходит, что герой делает, почему он здесь, кто он такой, или герой рассказывает, а ты это слышишь, чувствуешь..

А на этой поляне нет места экспромту, тут работают по расчётам.

Впервые за всю историю топора здесь расположились печных дел мастера. 10 бригад из семи регионов России должны сложить уличный барбекю-мангал за 4 дня. Все в равных условиях: 500 кирпичей, 12 мешков раствора. А дальше кто во что горазд.

Чтобы добавить своей печи художественных элементов максим Герасимов и его бригада из Иркутска привезли с собой несколько станков, которые сами изобрели.

Максим Герасимов: - Благодаря нашему станочку мы делаем аккуратный внутренний радиус, у нас получается ровный край, элементы практически заводские. Изначально на сухую обрабатываем болгаркой, чтобы легче снимался радиус и прогоняем через этот станочек.

Изначально такие штуки с кирпичом Максим и компания проделывали вручную, но когда объёмы работ приняли большие масштабы, мастера из Иркутска из подручных инструментов собрали станок. Себестоимость – 3 копейки, результаты – безценны.

Вадим Алексеенко из Кемерово – потомственный печник. Своё детство он провёл не на речке, а на печке: с шести лет у отца в подмастерьях. Это позволило ему не только освоить азы профессии, но и понять психологию мастерства.

Вадим Алексеенко: - Надо это понимать, что человек отдаёт душу своим печам-произведениям, и чтобы она у него хорошо получилась, как песню пел, он эту печку ставил, надо и к нему относиться с душой.

Работу мастеров из регионов оценивает Андрей Бовыкин, председатель гильдии печников из Санкт-Петербурга и, по совместительству, председатель жюри. Он лично поставил 300 печек и ему достаточно взгляда, чтобы оценить качество кладки и способности самого печника.

Андрей Бовыкин: - Никогда печник не скажет, что он знает всё. Я никогда не думал, что такой сильный уровень ребят в регионах.

За 6 дней конкурса деревянных дел мастера использовали 150 кубометров пиломатериала, ещё 30 кубометров пошло на искусство, только уже театральное.

Впервые в рамках праздника топора прошёл региональный фестиваль кукольных театров. В сельском парке «Околица» построили театральную площадку с балаганчиком скомороха. Сказки детям и взрослым показывали под открытым небом кукольные театры из 5 регионов.

В этом году полюбившаяся многим горожанам мини-ферма увеличилась в два раза. На её территории появились новые архитектурные объекты. Посетители «Околицы» знакомились с новыми жителями подворья, а также покупали сибирские продукты и сувениры ручной работы в многочисленных лавочках на выставке-ярмарке «Город мастеров».

Приятный бонус во всех номинациях – денежные призы. Но гораздо важнее для самих мастеров – несколько дней в мире искусства, сотни новых произведений столярного и плотницкого, кузнечного и гончарного, а также печного мастерства украсят парк «Околица», а также будут радовать посетителей ежедневно.  


Набор текста, коллажи - Василий Лычковский.





Р.S.

Материал из "параллельной вселенной", как я называю культуру Русского мира.

Добро пожаловать в параллельную вселенную..


Вашему вниманию представляется общественный флэш-медийный журнал «Это всё моё родное..» за сентябрь 2018 г. в трёх частях с эффектом перелистывания страниц, где можно читать публикации, слушать аудиотреки и смотреть видеофильмы, ролики, клипы, причём книга в двух вариантах: для ПК с ОС Windows - расширение .ехе (исполняемый файл) и .html (в архиве zip), и для IPhone & IPad (Андроид) - расширение .html (в архиве zip).

СКАЧАТЬ СВОБОДНО

Это всё моё родное №1, часть 1, сентябрь 2018 г..zip

Это всё моё родное №1, часть 1, сентябрь 2018 г..exe

Это всё моё родное №1, часть 2, сентябрь 2018 г..exe

Это всё моё родное №1, часть 2, сентябрь 2018 г..zip

Это всё моё родное №1, часть 3, сентябрь 2018 г..exe

Это всё моё родное №1, часть 3, сентябрь 2018 г..zip



Группа ВКонтакте "Это всё моё родное.."


С уважением — В.Л.

«Я даже не знаю их имен»
  • Nikkuro
  • Вчера 10:53
  • В топе

Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

Допикадиллилась. «Кормилицу всея СССР» выгнали с позором: Вайкуле на Западе настигла карма

В советское время Лайма Вайкуле была одной из самых любимых исполнительниц в СССР. Зрители смогли в полной мере оценить и необычный внешний вид певицы, и ее оригинальную манеру исполнения, и легкий пр...

"50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...

Обсудить
  • Это Политический Топор. Сталинский... Такова должна быть Цена Топора в России: Отлитая в Металле - 1 рубль 50 коп. И это Реально исполнимая в России Экономика, если послать туда, куда куда Макар Телят не гонял, весь этот мировой глобализм вместе с Америкой и Гейропой и их зёлёными бумажками......
  • Красотища. Горжусь тем, что я русского рода.
    • вал
    • 6 сентября 2018 г. 14:07
    спасибо. в прессе практически не упоминалось
  • :thumbsup:
  • Наши русские умельцы! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: