КАЗАКИ РУССКОГО ТРЁХРЕЧЬЯ

4 4737

Трёхречье — территория площадью примерно в 11,5 тыс. км² за берущей начало в горах Большого Хингана рекой Аргунь в бассейне трех её правобережных притоков — Гана, Дербула и Хаула.

История гласит, что служилые люди, вёрстанные в казачью службу, появились в Забайкалье около 1639 года. С 40-х годов XVII века енисейские и другие сибирские казаки основали все первоначальные забайкальские зимовья и остроги, произвели разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура , а предположительно в 1654 году на правом берегу этой реки был поставлен первый русский форпост — Аргунский острог. Правда уже в 1690 году по требованию Цинской империи его перенесли на левый берег. Со временем по пограничной реке и ее притокам с российской стороны появились десятки казачьих станиц, в которых жили и несли службу так называемые «пограничные казаки на китайской границе», 

Все расположенные в Забайкалье казаки подчинялись ведению Троицко-Савской пограничной канцелярии, которая распределяла их по постам, выдавала содержание, производила в чины, разбирала, а также и руководила в военных предприятиях.

К 1802 году на китайской границе состояло собственно казаков 958, бурятов, сведенных в 4 конных полка, 2 400 и тунгусов, служивших в пятисотенной конной команде, 501 человек, а всего на казачьей службе находилось 3 859 душ.

В 1822 году была устроена правильная пограничная линия с Китаем, причем вся охрана ее возложена на казаков и инородцев. Линия разделена на три отделения: Цурухайтуевское, Тункинское и Харацайское, состоявшие под начальством трех сотенных командиров или, как их называли, приставов, подчинявшихся войсковой канцелярии, функции которой исполняла Троицко-Савская канцелярия. В состав казачьих гарнизонов и разъездных отрядов, кроме 8 сотен и одной конной команды Забайкальских казаков, состояли 4 шестисотенных бурятских полка и 1 тунгусский полк, переформированный из бывшей пятисотенной команды.

В 1851 году по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского , Высочайшим указом было сформировано Забайкальское Казачье Войско.

В войну с Японией Забайкальские казаки с честью поддержали свое казачье имя и оказали неисчислимые услуги русскому оружию в различных операциях как своею удальной разведкой и храбростью, так и в особенности, отличительной чертой Забайкальца — стойкостью и упорством в бою. По окончании войны Забайкальские казаки ревностно подавляли преступную смуту, зажженную иностранными и своими доморощенными безумцами, и тем способствовали восстановлению в Восточной Сибири законного порядка и власти...



Практически пустующие на китайской стороне земли, богатые лесными угодьями, заливными лугами, рыбой и зверем, издавна привлекали внимание казаков Приаргунья. Где-то самовольно, а где-то по разрешению китайских властей, они ставили на правой стороне Аргуни заимки, выводили туда на выпас скот, занимались рыболовством и охотились. Редко когда встречались кочевники – немногочисленные тунгусы, орочены, монголы. Они были каплей в море – богатый лесами, травами, зверьём, чернозёмом край лежал пустынным, безлюдным материком…

Первое массовое появление русских здесь было связано с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX века, связавшей русское Приморье (Владивосток) с Забайкальем (Читой). В ту пору эта полоса вдоль железной дороги приняла тысячи русских семей, осевших в пристанционных поселках и начавших освоение прежде совершенно пустынного края. Грянувшая в начале XX века русско-японская война, а затем исход беженцев из России в гражданскую войну сформировали на территории Маньчжурии диаспору российской эмиграции, насчитывавшую несколько сот тысяч человек.

В результате бурных социальных процессов первой половины XX века, русское население в Китае сосредоточилось не только в Маньчжурии, но также в Шанхае, Тяньцзине, Циндао, однако в количественном отношении оно уступало северо-восточным районам.

По материалам, собираемым на протяжении десятилетий, главным образом в устных опросах старожилов, писатель и этнограф А.М. Кайгородов, выросший в трехреченской деревне Дубовая, сумел установить даты основания и имена первых поселенцев почти всех деревень Трехречья. Все они были основаны в период с 1880 г до середины 1920-х годов. Он установил, что первые русские заимки по Хаулу ближайшей к Аргуни реке, появились в 1870 г., и постепенно они разрастались в хутора и маленькие деревни.

К началу ХХ века русские составляли в Трехречье 90% местного населения.

А потом большевики развязали гражданскую войну . Незаконный разгон сторонниками Ленина в январе 1918 года органа официальной власти — Учредительного собрания, послужил началом хаоса и смертоубийства . В том числе это подтверждается напечатанным в 1938 году в главном органе пропаганды Советского Союза — издательстве ЦК ВКП(б) «Правда»[1]   пособии "Краткий курс истории ВКП(б)" под редакцией специальной партийной комиссии : 

[ из статьи «О сталинских жидах (или евреях — кому как больше нравится)»- https://cont.ws/@artads/110591... ]


Приток населения на реку Хаул усилился с началом революции и гражданской войны в России, для этого нужно было переправиться через Аргунь и преодолеть небольшой хребет.

Население этого района увеличилось в десятки раз, но и до Хаула добрались «красные партизаны», в первую очередь – карательный отряд Степана Толстокулакова [2]. Кровавые рейды большевиков одно время заставляли население сниматься с уже обжитого места и уходить дальше от границы. Так пошло заселение долин Дербула и Гана и их междуречья, Хаул опустел, русские боялись здесь селиться, остались лишь китайцы, у большинства которых жены были русскими.

Уходили за Аргунь казаки-крестьяне, и те, кто воевал у белых и бежал от красных, и те, кто сражался за идеи красных и бежал от преследования белых. Одних гнали победители, другие не хотели воевать ни за тех, ни за других и скрывались от мобилизации. После поражения атамана Семёнова большое количество казаков вместе с семьями ушли в провинцию Внутренняя Монголия на территорию, получившую в народе название «Русское Трехречье». 

Сегодня это территория городского уезда Аргунь(Эргунь) , находящегося в городском округе Хулун-Буир.

Граница была условной, северо-восток Китая пустынным материком манил к себе, вселял надежду на мирную, привычную жизнь. Казаки начали ставить деревни по берегам Хаула, Дербула, Гана и их притокам, что берут начало на отрогах Большого Хингана.

Застучали топоры в Трёхречье, бежавшие из России казаки стали возводить дома, церкви, школы, обозначая места своего обитания названиями: Драгоценка, Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Караганы, Попирай, Щучье, Покровка, Верх-Кули, Усть-Кули, Лабдарин, Чилотуй, Светлый Колуй, Барджакон, Лапцагор, Верх-Урга, Усть-Урга, Ширфовая и Нармакчи. В девятнадцати посёлках сыны Забайкальского казачьего войска начали жить по традициям отцов и дедов, ревностно храня православную веру, обычаи предков. Работать казаки умели и вскоре зажили лучше, чем в России. Бедным считался казак, у которого меньше двадцати-тридцати голов крупного рогатого скота. Игрались свадьбы, рождались дети, казачата превращались в казаков. Трехречье переживало расцвет.

19 казачьих станиц, объединивших 65 поселков и население всего Трехречья, было сведено в Трехреченскую станицу с центром в поселке Драгоценка. В жизни трехреченцев сохранялись традиционные уклад и культура. Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты.

 ^ Станица Драгоценка

В 1928 году коммунистическое руководство стало все туже затягивать гайки во внутренней политике , пошло сворачивание НЭПа, что усилило антисоветские настроения в стране. В результате нелегальный переселенческий поток в Трехречье заметно увеличился. На границе участились вооруженные стычки при прорыве беглецов на сопредельную сторону.


В трёхреченских станицах жили люди с русским казачьим укладом жизни, традициями, нравами, обычаями. Это очень не нравилось коммунистам, начавшим в 1929 году сталинское околхозивание , которое являлось прямым грабежом с последующей уравниловкой всех сельских жителей практически по нижнему пределу. Сейчас мы уже знаем, что результатом этой необдуманной людоедской политики коммунистов стал голодомор и около 7 млн. жизней советских граждан , земледельцев [3].

Естественно, многим не понравилось изъятие у них коммунистами зерна, домашних скота и птицы — люди бросали свои дома и разграбленные хозяйства и уходили в Трехречье. Советской власти такое не могло понравиться, тем более прогнозировался исход ещё большего количества казаков. Ушедшие за кордон казаки собирались в группы , по ночам переправлялись на советский берег и совершая налёты на колхозы , возвращали свой скот и уводили его в Манчжурию. И тогда руководство СССР приняло беспрецедентное решение -- отправить через границу карательные отряды красных кавалеристов с целью показать всем, что не желавших вступать в колхоз и батрачить на советских коммунистов найдут и в Манчжурии. Рейды карателей ( в акциях участвовало примерно 500 кавалеристов) оставили за собой широкий кровавый след -- красные дьяволы убивали не только мужчин, но и женщин и детей, девушек подвергли насилию и многих увели на советскую территорию :

https://cont.ws/@artads/110866...  - "Трёхреченские жертвы советских коммунистов".


Стрелками на карте указаны направления , по которым в Трёхречье жгли хутора и станицы советские ГПУшники осенью 1929 года во время описываемых в материале «Трёхреченские жертвы советских коммунистов» событий  .  Оставляя нетронутыми некоторые приграничные хутора и станицы, каратели углублялись в Трехречье с единственной целью — разорить самые зажиточные казачьи поселения, ибо хорошая жизнь манила за кордон трудолюдолюбивых жителей СССР .  Даже идейно стойкие партийные чекисты "проявляли слабость", о чём сообщал в докладной записке их начальник Петраков : 

 «Видимость порядка, высокая зажиточность и другие факторы производят деморализующее воздействие не только на местное население, но даже и на некоторых сотрудников. К сожалению, имели место случаи поверхностной, спустя рукава вербовки лиц в приграничных местностях, от которых вскоре после засылки переставали поступать сведения либо приходили известия об их переходе к белоказакам».

После карательных рейдов коммунистов русское население Харбина устроило демонстрацию и потребовало предоставления Лиге Наций фактов о советских преступлениях над населением Трехречья. Пострадавшим стала поступать международная помощь (в частности, поступили пожертвования от американского Красного Креста).
После этих событий часть российских эмигрантов покинула Баргу, переехав подальше от границы. Опустели берега Хаула – ближайшей к границе реке Трехречья. Несколько тысяч человек навсегда покинули эти места. Тогда же большая группа шэнэхэнских бурят перекочевала в глубь Внутренней Монголии, в Шилингол подальше от опасного соседства.

Но несмотря на неспокойные времена , большинство казачьих семейств осталось в Трехречье

На сколько хватало сил, казаки оказывали коммунистам сопротивление. Так, 11 октября 1929 года при налете на поселок Усть-Уровск 11 октября, по свидетельству очевидцев «жители в отчаянии отстреливались от красных партизан из дробовых охотничьих ружей и старых берданок, красные окружили поселок и открыли по нему огонь из пулеметов и из орудий, стоявшей на р. Аргунь советской канонерской лодки».

Атаман Шлыков организовал партизанский отряд в количестве 350 шашек, который противостоял коммунистам , пока в живых не осталась 1/3 часть казаков, а он сам не был ранен в одной из стычек. Позже отряд пополнился молодыми казаками , но сражался уже под руководством Цесаревского 

В архивах сохранилась «Докладная записка по ситуации в Трехречьи» уполномоченного ГПУ Петракова за январь 1934 года :«...части РККА 1-й Дальневосточной Армии не смогли своевременно разгромить банду Шлыкова, возглавляемую уже якобы Цесаревским…...Он [Цесаревский (по некоторым сведениям его настоящая фамилия — Гурьев)] несёт полную ответственность за гибель красных партизан, героев Гражданской войны на Дальнем Востоке тт. Фефелова и Толстопятова с их отрядами, приходивших в Трехречье для устранения опасности белоказачьего удара и помощи сочувствующему СССР населению края». Были уничтожены в засаде все 150 кавалеристов из отряда красного командира Фефелова , возвращавшиеся в Советский Союз после очередного налёта , а мобильный карательный отряд в 50 бойцов Толстопятова порубили во время ночевки , после чего удачливый Цесаревский уничтожил ещё один отряд вторгнувшихся в Трехречье большевиков, на этот раз — примерно батальон пехотинцев .

Пока в СССР нарастал инспирированный Сталиным голод, доводивший некоторых до людоедства [4], в Трехречье люди были сытыми и процветали, что негативно сказывалось на пропаганде коммунизма -- потому и совершались коммунистами вылазки в Манчжурию. Китайские же власти выражали протест Советскому Союзу таким образом : «Уничтожение советскими войсками проживающего на китайской территории мирного населения переносит вопрос о разрешении конфликта (на КВЖД – ред.) в совершенно иную область. Такие действия являются оскорбительными для Китая и дальнейшие переговоры теперь не могут вестись в рамках только тех вопросов, какие обсуждались в Берлине».

Советская агентура, засланная на территорию Трехречья , распускала слухи о том, что причиной погрома 1929 года стали действия Цесаревского (Гурьева), мол тот «бросил край ради защиты китайцев, сражавшихся против их братьев».

Агенты ГПУ вбивали клинья и сеяли вражду между разными группами населения, «беженцами-новоселами» и «недобитыми белогвардейцами», «мирными» и ходившими «за уздечками»( через границу в СССР ), распространялись лживые слухи о руководителях казачьего самоуправления, в результате чего развязали маленькую гражданскую войну — со стычками и сожжением друг у друга хуторов, прекратившимися лишь с приходом в Трёхречье японцев.

Из «Докладной записки по ситуации в Трехречьи» уполномоченного ГПУ Петракова следует, что в Трехречье «самоуправление очень мало бюрократизировано и поддерживается населением, что, в свою очередь, представляет серьезную трудность для агитации и пропаганды в пользу СССР среди казаков...»

С приходом японцев и вхождения Трехречья в состав марионеточного прояпонского государство Манчжоу-Го уровень безопасности края заметно повысился. Неожиданные советские рейды ушли в прошлое, но и повысилась плата за это. Несмотря на то, что японцы не трогали традицонного уклада жизни трехреченцев, они стали обращать повышенное внимание на военную подготовку местного населения и его использование в приграничной борьбе против СССР, а также увеличили налоговый гнет. Однако это не привело к ухудшению его экономики или отъезду местного населения. Напротив, за время японской оккупации Северного Китая продолжался экономический расцвет Трехречья.

Несмотря на неспокойные времена , большинство жителей в Трехречье осталась на месте , пытаясь как и раньше жить своим трудом и видеть и чувствовать результаты этого труда.


Вспоминает Волошина Светлана Ивановна, родившаяся в станице Драгоценка:

«Скачки проводились несколько раз в году. Но особенно интересны скачки были в Алексеев день, казачий праздник, 7 мая...

...В 1932 году Япония оккупировала Маньчжурию, японские солдаты на долгих тринадцать лет пришли в Трёхречье, благом это не было, но и при оккупантах жизнь продолжалась по русским православным и казачьим традициям.

Самым большим и светлым праздником в каждом посёлке считался Канун. В Драгоценке первый канун был в Петров день, 12 июля. Тогда в станице была небольшая деревянная церковь Петра и Павла. Канун праздновался весело, шумно. Организовывались концерты, танцы. Проводились скачки.

Позже церковь Петра и Павла разобрали и увезли в посёлок Барджакон, на его месте поставили небольшую часовню в виде креста с навесом и оградкой. А в Драгоценке построили большой храм Сретения Господня в виде креста. Храм был освящён зимой, кажется, 15 февраля. И Канун стал отмечаться в этот день. В Канун в Драгоценку съезжались священники со всех посёлков. При советских скачек уже не было, а проводились Районные Олимпиады.

На фото из семейного альбома Таисии Андреевны Шароглазовой (Лелековой) Крестный ход вокруг храма Сретения Господня. Весь посёлок, от мала до велика, нарядный, воодушевлённый, шёл крестным ходом. Имя батюшки она не помнит, а вот за батюшкой идёт паренёк Семён, который прихрамывал. Жаль, что остальные лица нечётко видно, и узнать их невозможно. После постройки нового храма 12 июля в Петров день на месте храма Петра и Павла совершался Крестный Ход и служился молебен. Жили в Китае по церковному календарю. Там, в Трёхречье, время как бы остановилось. Жили по законам, по которым жили наши предки в дореволюционной России.

Храм после 1955 года был превращён в клуб, потом в склад. И, наконец, был разобран китайцами на дрова. Массовый отъезд русских из Драгоценки состоялся в 1954-1956 гг.

^ Японское присутствие ( Маньчжоу-го в 1932-1945) жизнь Трехречья особо не изменило : японцы были заинтересованы иметь такую житницу. Здесь появились представительства японских торговых фирм, закупавших аграрную продукцию.


Японские солдаты с трехреченскими детьми


К 1945 г. русское население  Барги составляло , благодаря беженцам из СССР , 20-25 тыс. чел. Численность бурятского населения региона -- 5-6 тыс. чел. Земледельцы обзаводились сельскохозяйственной техникой, многие хозяйства убирали урожай до тысячи центнеров зерновых. Были скотоводческие хозяйства, как, например, П. Морозова в Чилотуе, у которого было 7 тыс. голов овец, И. Бизьянова в Светлом Колуе - более 6 тыс. голов.  В дальнейшем численность русского населения Трехречья уменьшается, а доля китайцев увеличивается ; одни поселки приходят в полный упадок и исчезают, другие же появляются на новых местах.

ШКОЛА в Драгоценке была кирпичная, в форме буквы П. Большая, просторная. В ней учились не только жившие в Драгоценке дети, но и из соседних деревень. Кроме того, при школе был приют.

^ Класс мамы С.И.Волошиной в 1944 году.

Школа работала в одну смену, а после обеда ребятишки занимались в кружках по интересам. Кстати, в школе было пианино, фисгармония (это такой клавишный духовой музыкальный инструмент с мехами). Некоторое время канцелярские товары продавали прямо в школе, где, кстати, можно было купить и сладенькие ириски. Но после 1944-1945 годов всего этого не стало. Тогда вместо чернил стали использовать сок голубики или разводили сажу. С бумагой тоже были проблемы. Писали на всём, на чём придётся. Но потом из Советского Союза привезли учебники. Выдавали их бесплатно, а тетради стали продавать.

Отличное место для состязаний – это стадион около школы. Спортивный инвентарь был достаточно богат. Дети могли играть в баскетбол, в волейбол, футбол. Стояли турники, где школьники подтягивались. Лёгкая атлетика была в почёте, занимались даже бегом с барьерами. Детей учили рубить шашками, метать копьё, бросать гранаты. Чётко просматривается стремление казаков вырастить детей готовыми к «труду и обороне». Так и было на самом деле. Молодёжь в основной своей массе была в отличной спортивной форме, умела и любила работать, готова была встать на защиту родины, как это делали казаки из века в век.

В Драгоценке были ещё японская и китайская школы. Китайская – располагалась рядом с русской. А стадион был общий для двух школ.

^ В Канун устраивали гулянья и игрища , например ставили большие качели , на них садилась девушка, а парни вставали по бокам и вместе с ней раскачивались  


Это было очень сложное время. И дети, конечно, до конца не понимали трагичность жизненной ситуации, когда власть часто менялась. Трёхреченцы жили в непосредственной близости от коммунистического СССР. Отряды НКВДэшников нападали на посёлки и арестовывали (без суда и следствия) самых крепких и энергичных мужчин. Но казаки по возможности оказывали сопротивление. Крёстная мама вспоминала одно Рождество. Праздник был в разгаре. И вдруг началась какая-то суматоха, дети услышали, что советские перешли границу и движутся к Драгоценке! Позже взрослые рассказывали, что в очень короткое время 12 пар лошадей помчались к границе. И не пустили непрошеных гостей в посёлок. Мама говорила, что взрослые мужчины всегда были готовы взяться за ружьё. И мальчики-подростки умели обращаться с оружием. О физической подготовке я написала чуть выше.

Особенно беспокойно было где-то с осени 1945 года.

...Советские войска уже были в Трёхречье. И уверенно продвигались к Драгоценке. Японцы придумали хитроумный план расправы над русскими. У казаков колокольный звон (в будний день или неурочный час) всегда означал сигнал к сбору в церкви. Этим и хотели воспользоваться японцы – заманить людей в церковь, закрыть и сжечь. Но среди японцев оказался один порядочный, добрый человек – ХИ-ГО-САН, который незаметно обежал людей и передал весть о страшной задумке соплеменников. На другой день, когда зазвонили колокола, никто не пришёл в церковь. Эта история меня потрясла! Ведь по сути этот человек дал возможность многим из нас увидеть свет божий! Как много может даже ОДИН человек!

Когда в 1945 году советские войска освободили Трёхречье от японцев, простые солдаты, которые в основной своей массе имели крестьянское происхождение, были потрясены зажиточной жизнью казаков. Некоторые к тому же нашли родственников здесь. Им не захотелось возвращаться в голодный Союз. И отдельные солдаты настойчиво просили разрешения остаться в Трёхречье. Но им отказали в категоричной форме и стали даже преследовать. Один солдат по фамилии Филимонов в конце концов покончил с собой (зарезался).

***

С приходом советских войск в августе 1945 года был нанесён сильный грабительско-репрессивный удар по казакам , от которого станичники не смогли уже оправиться. Удар русскому Трехречью был нанесен войсками НКВД: громадное количество скота и иной собственности было реквизировано, и, главное -- была арестована и отправлена в ГУЛАГ четвертая, самая трудоспособная, часть мужского населения Трехречья. Такая же участь постигла и несколько сот мужчин Шэнэхэна( соседнего района).

***

При японцах многих ребят заставляли служить в отряде АСАНО. Это была своего рода военная служба. Солдаты состояли на государственном обеспечении (японском). Но ребята всё равно сохранили любовь к своей большой и желанной Родине-России.

Но после установления своей власти советские репрессировали многих асановцев. Их методично вылавливали и увозили в СССР. Как позже выяснилось, на лесоповал. И многие сгинули, не выдержав нечеловеческих условий жизни. Другие вернулись искалеченные физически и духовно. Через годы эти люди получат справки о реабилитации. Но жизнь, здоровье загублены. НАВСЕГДА. Страшное слово.


Осенью 1949 года в Трёхречье началось ещё одно бедствие –- РАСКУЛАЧИВАНИЕ. Комитеты бедноты образовывались по инициативе бедняков (а это были, в основном, пьяницы и лентяи). Этих людей, конечно, научили, что надо отобрать у богатых односельчан скот и технику, дома и… поделить всё среди своей братии.

Комитеты бедноты выносили постановления об изъятии скота и об обобществлении его. Отнимали коров, лошадей, овец, после – отводили эти большие стада на заимки. А вот кормить, ухаживать, доить бурёнок просто забывали. И начался падёж скота. Для сельского жителя каждая коровушка, каждая скотинушка как родной член семьи. И даже трудно до конца представить, что творилось на душе того человека, у которого отняли (незаконно!!!) да ещё и загубили животинку!!!

Тогда те, у кого ещё не «экспроприировали» скот, просто пустили его под нож. Мяса было огромное количество! Все ледники (это деревенские холодильники) были забиты. Люди вынуждены были готовить только мясные блюда.

Потом был случай, когда в очередной раз заставили всех собраться на собрание по раскулачиванию. И в разгар оживлённого деревенского ора подъехал на машине консул Советского Союза Борис Петрович Введенский. Он стал объяснять людям (комитетчикам в первую очередь), что больше раскулачивать нельзя. И, действительно, грабежи и беспредел бедняцких комитетов закончились».


Воспоминания П.В.Шахматова, уроженца Трехречья, эмигрировавшего в Австралию :

«Наступил 1949 год - Китай при помощи Советского Союза устанавливает коммунистическую власть… Для начала русской части населения выдали особые советские паспорта. В образовательной сфере ввели программу советских школ…

До разрыва отношений СССР с Китаем, мы находились полностью в распоряжении  советских "секретарей". Они могли арестовать тех, кого они считали им неугодными. По указке "старшего брата" решено было провести эксперимент над русским населением села, загнав его в колхозы . Началось "раскулачивание", как это было в тридцатые годы у нас на Родине…

Не прошло и года китайские власти увидели, как катастрофически снижается поголовье скота и они распускают колхозы. Вновь начал труженик восстанавливать хозяйство и за десять лет снова Трехречье ожило. Но...»


^ На правой карте — территория городского уезда Аргунь(Эргунь) , находящегося в городском округе Хулун-Буир [на левой карте] , который включает в себя 1 район городского подчинения, 5 городских уездов, 4 хошуна и 3 автономных хошуна. https://ru.m.wikipedia.org/wik...

Трехречье — один из районов Барги (западная часть бывшей Хэйлудзянской провинции Северной Маньчжурии), расположенный в долинах рек Гана, Дербула и Хаула, впадающей в реку Аргунь.

^ На левой карте --внизу КВЖД, а севернее железной дороги по правую сторону границы --Трёхречье. На правой карте красным выделена китайская провинция Внутренняя Монголия в современных границах, на западе северной части которой — Трёхречье.


На самом же деле инициативу советского консульства по раскулачиванию и организации колхозов не поддержали китайские власти, уведомленные многими очевидцами этого беспредела. И по инициативе китайских властей весной 1950 года было приказано все, что осталось, вернуть прежним хозяевам. Тем не менее, общая политика китайцев, вероятно, по высшему межгосударственному соглашению с СССР, неуклонно шла к депортации русского населения из Маньчжурии. И эта депортация началась в 1954 году под видом репатриации на освоение новых земель.

Русская эмиграция в Китае была иной, чем в европейских странах и в Америке. Такие факторы, как присутствие большого числа советских специалистов, работавших на КВЖД, юридическое бесправие, выражавшееся в отсутствии паспортов у подавляющего большинства русских, пропагандистская работа советских представительских органов и других, способствовали развитию среди значительной части эмигрантов в Китае радужных представлений о жизни в СССР. И конечно людей обрадовало известие о смерти главного ненавистника казачества — Джугашвили/ Сталина . Именно поэтому предложение уехать в Советский Союз, на историческую родину, приняло большинство русской диаспоры.

Также в конце 1950-х годов после известной речи Н.С.Хрущева на съезде партии о культе личности Сталина , произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР и пришло время когда казаки ощутили на себе "заботу"  «китайского тов.Сталина» — Мао Цзедуна. Казаков, не имевших китайских паспортов депортировали в Советский Союз. Советскую экономику переводили с  гулаговских рельсов и стране нужны были рабочие руки. В основном вывозили молодых и сильных, действуя как заселявшие Палестину евреи[5]. Но были случаи ,что грузили и увозили даже немощных беспаспортных стариков . 

Оставшиеся после депортации основного населения Трехречья примерно 3 тыс. человек в 1959 году подверглись еще одному раскулачиванию, на этот раз -– китайскому. Но уже через несколько лет хозяйства оставшихся казаков снова начали возрождаться.

С 1962 года китайские власти стали выпускать русских из Трехречья в Австралию, Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину. Большинство из них уехало в Австралию (80% – 225 семей), но некоторые казаки держались своих родных мест, хотя уже были уничтожены православные храмы, распаханы китайцами русские кладбища, а бревенчатые избы покинутых поселков заселены южанами-китайцами, неспособными, ни к скотоводству, ни к земледелию в этих суровых для них условиях. Последние трехреченцы, дожив до начала 70-х годов в родных поселках (Дубовой, Усть-Урге, Покровке, Верх-Кулях), все-таки выехали в Казахстан.

Но не всем повезло покинуть ставший таким жестоким красный Китай.

Смешанные семьи и полукровцев из КНР практически нигде не принимали. При этом, как следует из рассказов респондентов, «чисто» русские муж или жена могли, расставшись со своей половиной и бросив детей, уехать в СССР или, к примеру, в Австралию. Так, между прочим, и происходило, если русским был муж. Если же русской была жена, то она оставалась со своим супругом и детьми в Китае. Известна история, когда русский мужчина, женатый на тунгуске, эмигрировал с семьей из Китая в Новую Зеландию — её рассказал В.И. Патрин, трехреченец, живущий сейчас в Сиднее. Он пояснил, что в СССР тот ехать не хотел, в Австралию его не пустили из-за «небелой» жены, а вот Новая Зеландия, которая испытывала большую нужду в рабочей силе и где были менее жесткие расистские ограничения по отношению к мигрантам, приняла.

Как таковое русское Трехречье фактически перестало существовать, хотя русская речь еще звучит здесь в начале XXI века. среди старшего поколения полукровцев, родители которых никуда не смогли или не захотели уезжать.

Русские деревни Трехречья пустовали недолго. Сюда были переселены, как говорят в Трехречье, южане — выходцы из южных районов Китая, а именно — дунгане, исповедовавшие ислам, и имевшие совершенно иные представления о «правильном» укладе жизни. Рассказывают, что они, к примеру, не могли понять, зачем в русских домах деревянный пол. А потому ломали его и использовали в качестве дров, объясняя, что пол должен быть земляным, а деревянный скользкий и на нем можно разбиться. Кроме этого, с окон снимали ставни и значительно расширяли размер оконных проемов. Навыков строительства бревенчатых домов не было. Лишь со временем русский культурно-хозяйственный опыт, веками проверенный в суровых климатических условиях Сибири и Забайкалья, был воспринят и адаптирован новыми жителями Трехречья.

 ^ Дом постройки 1960-х гг  


Облик русского Трехречья резко изменился в годы культурной революции — в 1966 году в провинцию Внутренняя Монголия были привезены тысячи китайских «красных охранников» (хунвэйбинов), которые стали вербовать сторонников среди школьников и студентов. Началось искоренение русских традиций, национального самосознания и религии. Русский язык был заменен китайским. Параллельно насилию , обыскам и унижениям подвергались монголы — происходило массовое закрытие и уничтожение буддийских монастырей, религиозного искусства и утвари. У русских жителей также были разрушены церкви, часовни, уничтожены кресты на могилах русских кладбищ, обетные  и поклонные кресты на горах — практически возле каждого русского поселения Трехречья, как и за Аргунью в России, были так называемые крестовые горы, куда совершались крестные ходы с молебнами по большим православным праздникам, обычно на Вознесение. Респонденты рассказывают, что из домов под страхом ареста забирались и тут же сжигались иконы, женщинам запретили сарафаны и юбки — их заменили китайские робы. Преследовалось любое напоминание о русском прошлом, вплоть до использования русского языка, фактически родного для большинства полукровцев Трехречья. Население в массовом порядке заставляли учить цитаты Мао Цзэдуна. Велась массированная пропаганда против МНР и СССР. В ходе беспорядков в 1967—1969 годах было убито более 20 тысяч монголов и более 300 тысяч ранено. Многие из молодых мужчин, метисы в первом поколении, были репрессированы — русская кровь, которая текла в их жилах, была «веским» основанием обвинения в шпионаже в пользу СССР. И, конечно же, все названия русских поселений были заменены на китайские: Драгоценка стала Санхэ, Олочи — Тиралин, Верх-Кули — Шанкули, Щучье — Сучин, Ключева — Сяхулин, Дубова — Шанхулин, Караванная — Энхэ и т.д.


В настоящее время на этой территории существует специальная административная единица – Русская национальная волость. Она входит в состав городского уезда Аргунь-Юци (Эргуна) округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия. Центр волости – село Шивэй расположен на берегу реки Аргунь, напротив российского села Олочи. Всего в волости проживает 4072 жителя, из них русских – 1774 человека, еще 694 русских проживает на остальной территории уезда.

Трехреченцы сегодня – это потомки от браков русских с китайцами. Не смешавшихся с китайцами остались единицы.

Современное состояние деревень свидетельствует о том, что русская идентичность существует и сохраняется за счет православия и традиционного хозяйства. Некоторые деревни имеют русский облик с китайскими чертами и население в русских деревнях живет более богато, чем в китайских. Старшее поколение еще говорит по-русски, но для их внуков и детей родным является китайский язык.

Бывшая трехреченская казачья станица Караванная -- теперь китайский городишко Эньхэ. О том, как живут там потомки забайкальских казаков , в фильме «Русские в китайском Трёхречье. Взгляд из России» (2017 год) : https://youtu.be/ElMBRbS-OqU (30 мин. ) ;  на фото — метис дядя Ваня и одна из немногих оставшихся в Техречье русских — баба Лиза


В своё время Забайкальские казаки не только выполняли роль пограничников, но и принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, принимали участие в Великой войне ...

В эпоху советской Перестройки началось возрождение забайкальского казачества.

В 1990 году в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска.

В 2010 году в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров ( говорят — полковник ГРУ в отставке) , который поспособствовал открытию в 2011 году Посольского Австралийского отдела Забайкальского казачьего войска , правда зарегистрированного в Австралии не в виде официальной структуры Забайкальского КВ, а как историко-культурное общество  Zabaikal Cossack Society of Australia ( иначе австралийские власти не разрешали). На казачьем кругу атаманом австралийских казаков был избран эмигрант из Трехречья в 5 поколении Семен Бойко , выросший в семье священника и в 2008 году поступивший в Москве в Сретенскую духовную семинарию , где на него оказал влияние отец Тихон Шевкунов , известный среди верующих как духовник Путина.

В Австралии находится одна из самых больших диаспор — там проживает более 10 тыс. потомков забайкальских казаков. Из них примерно 150 человек состоят в казачестве. Они издают свою газету , можно сказать — пророссийскую, в которой публикуют материалы с пророссийскими взглядами ; когда Путин приезжал в Австралию, они организовывали акцию поддержки . Говорят, что таким образом служат России, любовь к которой у них в крови.

Но вот только с российскими забайкальскими казаками не заладилось.

Новый атаман забайкальского казачества и по совместительству Российский чиновник Геннадий Чупин в марте 2017 года отстранил Бойкова от должности атамана :

_____________________________________________________________

«Нас не устраивает формат международной деятельности, которую Семен осуществляет с нашим войском, и поэтому за систематическое нарушение Устава, за неправильное взаимодействие с правлением и за взаимодействие со СМИ Семен освобожден от должности».

Однако юридической силы это решение не имело, т.к. официально в структуру российского казачества австралийцы не входили, а их общество функционирует по законам своей страны.

«Как меня могут отстранить от должности атамана, если я гражданин Австралии и официально в войске не состою?» — задается вопросом Бойков.


 ^ Атаман Семён Бойко сидит рядом с портретом атамана Семёнова


«В начале девяностых, во время возрождения казачества в России, многие из наших дедов ездили в Россию и вступали в союзы казаков, чтобы наконец-то стать казаками юридически, официально», — рассказывает Бойков.

Однако массового возвращения в Россию все же не было. По словам Бойкова, это связано с юридическими трудностями получения российского гражданства.

 «Это очень наболевший вопрос. Мы обращались к Путину, Медведеву, Лаврову, даже к патриарху… С трибун все говорят: "Да, да, да, мы будем давать гражданство всем русским". Но до сих пор этот вопрос никак не решается. Мы не можем этого понять. Власти предоставляют гражданство России каким-то боксерам, неграм, французским актерам, тем, кто убегает от европейских налогов. А наши деды умирают и не могут получать российское гражданство. Нам больно на это смотреть» , — говорит Бойков.

Проблема при получении российского гражданства состоит в том, что сначала австралийским казакам надо предоставить отказ от имеющегося гражданства Австралии.

«Да, это звучит очень патриотично — давайте откажемся от австралийского паспорта и станем гражданами России, — продолжает Бойков. — Но у нас здесь могилы предков, собственность, имущество, бизнес, источники доходов. Мы не можем просто так взять и отказаться от всего этого. Вот, например, в Израиле все очень просто — достаточно, чтобы у тебя бабушка была еврейкой и все, тебе сразу оформляют гражданство. И в Советском Союзе с этим тоже было легко».

13 августа 2018 г. https://www.yuga.ru/articles/s...

____________________________________________________________


Еще с могилами предков не везёт забайкайкальцам — в Трехречье русские погосты разрушали коммунисты-маоисты, а в Австралии психически неуравновешенный фанатик ислама в злобном порыве навеянном религией , набросился на русское кладбище Руквуд в Сиднее в декабре 2015 года и порушил более 50 надгробий с крестами. Но ничего, уже восстановили. Как, впрочем, и в Трёхречье:..

Примечания :

[1].  В 1917 году газета "Правда" выпускалась в Петрограде на деньги , поступавшие из-за границы . Тираж — около 200 тыс. экземпляров. Большевики ежемесячно на ее издание расходовали 150-200 тыс. рублей./ ГАРФ, ф. 1826, д. 5, л. 56.

[2]. Толстокулаков Степан Иванович : Род. в 1888 г., с. Нижняя Верея Нерчинско-Заводского уезда Забайкальской обл., русский, житель г. Читы. Красный партизан. Командир 4-го кавалерийского полка [май 1919-октябрь 1920]. Участвовал в коллективизации и подавлении крестьянских восстаний, организации тайных карательных рейдов в район Трехречья в Маньчжурии.  Награжден Грамотой ВЦИК за участие в партизанском движении. Делегат XII Всерос. (1925) и III Всесоюзного (1925) съездов Советов, канд. в чл. ЦИК СССР.  Арестован 16.4.1937, приговорен Особым совещанием при НКВД СССР [по ст. 58-1а, 58-2, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 23 сентября 1938 г.] 22.8.1938 к расстрелу. Реабилитирован 30.8.1957. [военным трибуналом ЗабВО. Жена Мария Владимировна, дети: Василий, Ким, Фрол, Петр, Ирина].  Источник : Архив РУ ФСБ РФ по Чит. обл., д. П-8744.

Учтен в «Книга памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье»  https://bessmertnybarak.ru/books/person/767570/

[3]. https://cont.ws/@artads/935754  -"Сталинское раскулачивание-околхозивание. Голод в СССР 1929-1934 гг."

https://cont.ws/@artads/102577...  -"Это был голодомор, а не голод. Трагедия 1929-34гг."

[4]. После гражданской войны в опустевшие хаты донских, терских, кубанских и др. казаков большевики заселяли бывших красноармейцев и жителей иных регионов— Чувашии, Коми и тд., как бы "размывая" казаков. Когда начался голодомор , то среди переселенцев появились людоеды. А пострадали от нехватки еды большей частью казаки — так, в кубанской станице Старощербиновской за одну зиму осталось меньше 1/5 от всех жителей : https://cont.ws/@artads/865700 . И касаемо людоедства — в качестве примера можно привести архивный документ за подписью сталинского чекиста Г.Люшкова о зафиксированных случаях каннибализма, в том числе и осуществлённом комсомолкой в станице Новощербиновская :

[5]. В статье «Жидовский треугольник» рассказывается , как , сколько и с помощью кого и каких механизмов происходило переселение евреев из Европы в Палестину и какое отношение к этому имели Гитлер и Сталин :  https://cont.ws/@artads/107945... 


Документальные кадры почти столетней давности в фильме Владимира Кляуса «Трехречье...Русский мир Китая» : https://youtu.be/n7273EEPD4Q


Источники :

https://www.proza.ru/2012/08/1...

https://sibac.info/conf/social...

http://www.synologia.ru/a/Трех...

http://burnews.ru/russkie-v-ki...

http://www.bilingual-online.ne...

https://www.proza.ru/2014/03/0...

http://www.jp-club.ru/dragotse...

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Забайкальские_казаки

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аргунь_(городской_уезд)

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Эньхэ-Русская_национальная_волость


Рекомендуемая литература :

Кормазов В.А . Трехречье. Обычаи и суеверия // Очерки стран Дальнего Востока. Вып. 2. Харбин, 1931. С. 193.

Кайгородов А.М . Трехречье // Казачья доля. Чита, 1995. С. 105.

Тарасов А . Русские в приграничном Китае //  http://asiapacific.narod.ru/countries/china/russians_in_china_1.htm

Кляус В.Л . Старообрядцы Трехречья по рассказам «местных русских» Маньчжурии // Актуальные проблемы русской диалектологии и исследования старообрядчества. М., 2009. С. 109–112.

Старосельская Н.Д. Повседневная жизнь «русского Китая». М., 2006.

Л.Л.Масянов. https://cont.ws/@artads/822749 - "На русско-японской войне" 

SS. 30.10.2018.

63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

Обсудить