Есть такая наука – сопромат называется. Это раздел механики, изучающий сопротивление материалов разным воздействиям. Например, создаёшь ты механизм для выполнения каких-то задач – нужно рассчитать его прочность: какую максимальную нагрузку он сможет выдержать, как долго он сможет работать на износ, при какой температуре он сможет работать безотказно, и т.п.. Всё это изучается в разделе сопротивления материалов.
Есть так же и тема сопротивления материалов обработке. Вот хотите вы вырезать статуэтку из эбенового дерева, а нож его не берёт. Вы давите изо всех сил, а он ломается. Есть пила по металлу, и она возьмёт, но пилой красиво не вырежешь. То ли дело из липы резать, но только вот изделия из липы не оценят. И вот здесь наблюдается расширение понятия сопротивления материала из технической области на творческую: есть идея и есть материал воплощения, и он не всегда позволяет полноценно выразить суть произведения.
Вот хотите вы сделать статую балерины, стоящей на одном мыске с распростёртыми руками, а материал у вас прибрежный песок. Из него можно строить замки, но вот с фигурой человека проблема: всё, что слишком сильно в сторону выдаётся – осыпается. Песок можно, конечно, намочить, и возможности расширятся, но всё равно не выдержит. Да и вечно мокрым он не будет.
Тогда компромисс – делаем фигуру солдата, стоящего по стойке смирно. Делаем покоренастее, ничего не выступает, мокрый песок вроде держит. До сильного ветра.
Допустим, материал – цемент. Бетон форму будет держать чуть ли не любую, но это когда засохнет, а пока не затвердел, он растекается. Нужно бы арматуру задействовать, но её нет. И отливочных форм нет. Что делать, руками держать, пока не затвердеет? Можно пойти на хитрость: делать детали по отдельности, потом склеивать, с учётом нагрузок на каждом этапе. Теоретически возможно, но это если времени и терпения хватит, а если столько нет? А вообще лучше лепить из глины, или тесать из дерева или камня.
Ещё пример: хотите вы исполнить органную фугу, а материал у вас балалайка. Вы в точности повторяете все ноты, но как-то не совсем то… Тогда ну его, этого Баха, играем «Светит месяц в поле ясный» – идёт на отлично.
Вот в этом расширительное значение понятия «сопротивление материала»: ты пытаешься что-то сделать, а материал сопротивляется. И вместо того, чтобы гора шла к Магомету, приходится Магомету идти к горе.
Ещё может быть много вариантов того, что можно называть сопротивлением материала. Хочешь нарисовать идеальный круг, а материал – квадратные пиксели. Хочешь повести бойцов в матёрую атаку, а материал – необстрелянные новобранцы. Хочешь из общества сделать носитель сознательности и адекватности, а материал – аудитория, которую приучили жить по лжи и стоять по стойке «смирно» перед системой.
Большая часть такой аудитории выше определённого уровня сложности соображать не хочет. А та демагогия, которой система обрабатывает их сознание, продумана так, что разоблачение её потребовало бы выхода на тот уровень, на который они никогда не полезут. И уже по одному только этому никакая настоящая правда широкой публике оказывается не нужна. И любая работа, разоблачающая ту ложь, на которой стоит система, пройдёт в лучшем случае без внимания. В то время, как любой ширпотреб, состряпанный в рамках последней, но при этом яркий и легко понятный привыкшей к ней аудитории, пойдёт на ура у, как минимум, половины оной. И в силу этого автор встаёт перед выбором: или пишешь то, что никому не надо, или гонишь то, что все плюсанут. Вот только работать, как расписано, не будет. Но ложь, знаете ли, такой материал…
Оценили 28 человек
40 кармы