Кое-что о мастере-порфирщике Ферручи и герцоге-новаторе Медичи

1 1351

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема обработки порфира оказалась заманчивой и обширной, потому продолжаем углубляться в историю этого дела :о)

Представляю вам возможность увидеть портрет великого флорентийского резчика порфира 16-го века.

Терракотовый автопортрет Франческо Ферруччи дель Тадда, Лондон, Музей Виктории и Альберта.

О нём, как об искусном резчике невероятно твёрдого камня, упоминали многие авторы нескольких предыдущих веков, в числе которых и Джорджо Вазари, с книгой которого мы частично уже познакомились. Этот автопортрет - не единственный. Он был моделью для порфирового, который был помещён на могиле мастера.

Можно сравнить оба портрета, чтобы понять, насколько "упрямее" порфир в работе

После упадка Римской империи, владевшей искусством закалки стальных инструментов, с помощью которых ваяли порфировые колонны, саркофаги и статуи римские резчики камня, наступили времена забытья созданных технологий. Обрабатывать порфир не прекратили, но дело ограничивалось применением абразивов, потому что железные долота не справлялись с твёрдым характером императорского камня. Так продолжалось до 1555 года, пока не были созданы новые закаливающие составы (закалки) для инструментов.

С цитирования этого текста, автором которого является французский писатель-искусствовед - Антуан Катрмер-де-Кенси, начинается статья Филиппа Мельгоуе (Philippe Malgouyres), посвящённая начальной странице истории возобновления тонкой обработки порфира в 16-м веке.

Пропаганда и преданность: о порфирных рельефах Франческо ди Джованни Ферруччи дель Тадда (1497-1586 гг.)

Я привожу сокращённую версию перевода статьи Филиппа (желающие одолеть её всю и оценить великолепие авторского текста, могут прочитать в первоизточнике). Попутно дополняю статью найденными сведениями и картинками, выделения текста и краткие пояснения - также мои. Ещё раз напоминаю, что переводчиком не являюсь (образование иное), а потому возможны ляпсусы, надеюсь, не существенные. Просьба поправочные замечания оставлять в комментариях. Буду благодарна.

"Во времена Медичи, к которым относится так много современных новшеств, был открыт секрет закалки стали и придания ей такой твёрдости, что стали изготовливать инструменты, которые с лёгкостью резали порфир. Это открытие, датированное 1555 годом, стало важным, поскольку его приписали великому герцогу Тосканы Комо I, любившему отвлечься от великих занятий, экспериментами по физике и химии.

Косм (или Комо) I Тосканский, он же - Козимо I 'Медичи, родился 12 июня 1519 года во Флоренции и умер 21 апреля 1574 года на вилле ди Кастелло, недалеко от Флоренции, являлся герцогом Флоренции с 20 сентября 1537 года по 21 августа. 1569, а затем - первым великим герцогом Тосканы до самой его смерти в последние годы Возрождения.

Не имея возможности самому создавать скульптуры, он сообщил секрет закалки стали Франческо дель Тадда Ферруччи, скульптору из Фьезоле, чтобы тот реализовал его, и сначала на его глазах были выполнены небольшие барельефы из порфира, которыми он наслаждался, делая подарки.

Однако, если обратиться к выражениям некоторых публичных актов (публикаций) и эпитафии Ферруччи, в которых его называют изобретателем или реставратором (возобновителем) искусства резания порфира, то возникает соблазн полагать, что именно он был автором открытия тайны, которая долгое время сохранялась в его семье."

Так выражается в статье про порфир энциклопедия, и нельзя быть ни более точным, ни более конкретным. Действительно, Вазари сообщает об этой чудесной работе, которая не упоминается ни в одном другом современном источнике, даже среди шпионских послов Венецианской республики, которые упоминают о других изследованиях Козимо (о плавке кристаллов, размерах драгоценных камней, изготовлении фарфора, лекарственного масла, фейерверков).

Катрмер-де-Кенси также подчеркивает авторство фигуры этого государя, который способствовал научному и технологическому прогрессу своих владений не только благодаря мудрому своему правлению, но и личным применением механического искусства. Следует подчеркнуть новаторскую роль Косме в этой области и ранний его интерес к технологиям, отношение, которое впоследствии будет принадлежать классическому образцу просвещённого самодержца. (Как тут не вспомнить нашего Петра Алексеевича с его токарней и множественными новшествами?)

Джорджо Взари. Козимо (I) Медичи в окружении его архитекторов, инженеров и скульпторов 1555 г.

Козимо не отказал себе в прямой и символической претензии на изобретение этих новых закалок для стали, хотя, скорее всего, главным секретом вырезания порфира было упорство Франческо Ферруччи - уникального художника, к которому уместно вернуться.

Несмотря на профессиональную среду скульпторов, в которой он вырос, первая половина его карьеры остаётся неясной. Он родился в 1497 году и впервые упоминается как папский бомбардир во время осады Рима в 1527 году, эпизод, к которому мы ещё вернёмся.

В начале 16-го века на службе Козимо Медичи находился скульптор и архитектор Николо Триболо (Niccolò Tribolo). Бывший помощником в мастерской Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), занимавшегося украшением Дома Богородицы в Лоретто (Санта-Каса-де-Лоретте), он после его смерти в 1529 г с началом возобновления работ стал руководителем группы скульпторов. Вазари, перечисляя их имена - Симоне Моска, Рафаэлло да Монтелупо, Франческо да Сангалло, Симоне Чоли и Раньери Неруччи (Simone Mosca, Raffaello da Montelupo, Francesco da Sangallo, Simone Cioli, Ranieri Nerucci), упоминает и имя Ферручи. По словам Вазари, тот был частью команды скульпторов.

Сохранившиеся архивы стройки, которые сообщают нам имена каменщиков, возчиков и лодочников, подтверждают часть утверждений Вазари. На самом деле, в 1531 году, затем в 1532 году, Триболо сопровождали скульпторы Рафаэлло да Монтелупо, Франческо да Сангалло и Раниеро Неруччи скальпеллино. Описываются приходы и уходы следующих лет: прибытие в 1533 году Симоне Моска и Симоне Чоли, отсутствие последнего в 1534-1535 годах. Позже (1536-1538) группа была сокращена до Моска и Нерруччи, затем, (до момента возвращения Чоли) - до одного Неруччи. Единственный, кто не фигурирует в этих документах, - это Франческо дель Тадда.

Фонтан Венеры в садах виллы Медичи по проекту Николо Триболо

Если сведения Вазари точны, то отсутствие у Ферруччи бухгалтерских документов должно свидетельствовать о том, что его задача там была весьма скромной, скорее всего он занимался выполнением трудов простого каменотёса. Именно в этой роли мы встречаемся с ним в 1537 году и в последующие годы: скульптор, которому уже исполнилось сорок лет, нанят другими: Монторсоли (Montorsoli), с которым он работал в молодости во Фьезоле, а затем Пьерино да Винчи (Pierino da Vinci), пославшим его съездить и выбрать мраморные блоки в Карраре.

Пьедестал Персея из мрамора, в изготовлении которого участвовал Ферручи

Головы козлов здесь не случайны, они символически связывают статую с созвездием козерога, символика которого в память о военной победе имеется в палаццо Козимо и в его эмблеме.

В 1551 году он получил вознаграждение от Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) за работу над мраморным пьедесталом Персея.

В качестве скульптора (по документам) он действительно появился только в 1557 году, когда под руководством архитектора Бартоломео Амманнати и художника Джорджо Вазари во дворе Палаццо Веккьо был установлен путто де Верроккьо (амурчик с дельфином Андреа Веррокьо). Он изготовил для фонтана с путто чашу из порфира, которая сохранилась до наших дней.

Порфировый бассейн работы Ферручи

Работа поражает лишь твёрдостью своего материала. Поразительно также то, что это был уже пожилой человек (будучи ремесленником, он сегодня вышел бы на пенсию), который решает эту тяжёлую задачу и, тем самым, оставляет своё первое задокументированное произведение. Начиная с этой даты (ему исполнилось шестьдесят лет), он изготовил несколько серий медальонов из порфира (некоторые из них подписаны), которые вместе с монументальной статуей Справедливости (Юстиции) составляют основу его работы. Мы хотим подчеркнуть относительную краткость его творческой карьеры, несмотря на его долгую жизнь (он умер в 1585 году в возрасте 88 лет). Его подписанные работы, в которых преобладают профильные медальоны, демонстрируют мастера-скульптора в мраморе и терракоте, а также - в порфире.

После выставки работ Ферручи в 2003 году, к изледованию жизни и работ мастера искусствоведы почти не обращались, за изключением повторного открытия важного мраморного медальона с изображением Бенвенуто Челлини (на картинке выше), опубликованного в 2007 году. Мы полностью убеждены в том, что авторство принадлежит Ферруччи, но гораздо более сомнительна идентификация того, кто изображён. У известного скульптора длинный, тонкий и прямой нос, конец которого вульгарно называют «на дне котелка» (что означает нос уточкой или нос картошкой) если верить немногим сохранившимся нарисованным портретам. Совсем иначе обстоит дело с опубликованным мраморным профилем, где у мужчины короткий орлиный нос.

Автопортрет Бенвенуто Челлини

Должно быть, Ферручи создал ряд работ из мрамора, хотя его личная карьера действительно начинается с работ из порфира. Однако, это не слишком радикально, у нас сложилось впечатление, что скульптуры, которые он создал из других материалов, в основном предназначены для изпользования в качестве моделей для работ из порфира. Это, несомненно, относится к автопортрету скульптора в терракоте (первая иллюстрация в статье), возпроизведенному в порфире на его могиле (картинка 2). Мы также сделали то же самое для рельефа, изображающего Козимо Медичи.

Этот мраморный рельеф, публикация которого осталась незамеченной, точно соответствует порфировому рельефу, хранящемуся в Музее Виктории и Альберта. При смене скульптором материала значительно уменьшаются энергия, податливость, текучесть барельефа. И наоборот. Высокое качество скульптуры контрастирует с посредственностью изпользуемого мрамора, что объясняется подготовительной, промежуточной работой (сначала модель из терракоты или мрамора, затем - окончательная версия в порфире).

Статуя Справедливости, венчающая гранитную колонну, возведённую в 1566 году на площади Санта-Тринита. Порфир. Ферручи.

Это также относится к изящному мраморному профилю Христа в Берлине, с которого существует так много копий и вариантов из порфира. Такая процедура способствовала получению идеально разборчивой и точно вылепленной модели, которая в конечном итоге позволяла передавать помощнику часть утомительного труда над обработкой порфира: маловероятно, чтобы семидесятилетний Франческо дель Тадда возился над Статуей правосудия до тех пор, пока в конце своей жизни он мог делать все эти медальоны из порфира также без посторонней помощи.

= = =

Далее автор статьи сообщает об обстоятельствах изготовления порфирового портрета Савонаролы. Я нашла книгу с письмами, где описан этот случай, и решила привести текст из неё.

Рассказ о случае, который произошел со скульптором Франческо Ферруччи, известным как Тадда (1).

Однажды я, Отец Тимотео Перуджи (и отец Тимотео Боттонио - автор предыдущего отчёта), проезжая во Флоренцию в 1575 году священного юбилея, направлялся вечером во Фьезолу, то есть в наш монастырь. Меня сопровождал один скульптор из Фьезолы по имени Чекко дель Тадда (Checco del Tadda - Франческо ди Джованни ди Таддео Ферруччи из Фьезоле по прозвищу Тадда), около 70 лет, который уже был моим знакомым. И в наше время он обнаружил истинное искусство резьбы по порфиру, которое никогда не было известно со времён древних римлян: поэтому он сделал много выдающихся превозходных работ для счастливой памяти великого князя Козимо, и особенно несколько профилей голов с низким рельефом в натуральную величину, ... нашего Спасителя Иисуса Христа, некоторых римских императоров и особо некоторых древних из дома Медичи (предков?), которые все считаются редкими, действительно замечательными работами, не столько по их форме, сколько порфиром, который на протяжении многих сотен лет ни разу не вырезался скульптором. И за многие годы из-за большой сложности работы, которая требует много времени, он сделал не более 14 или 15; и эти элементы как редкие и новые вещи были представлены королю Филиппу и ещё Папе Римскому.

Поэтому, когда я начал разсуждать с ним об этих работах и его порфировых головах, и я неожиданно спросил его: а почему бы вам однажды не сделать одну из таких работ - (образа) отца фра Джироламо (Савонаролы)? На что он ничего не ответил, кроме того, что у него есть его красивый естественный портрет на гипсовой медали, сделанный талантливым человеком. И более мы об этом не говорили. Затем в этом году, в апреле, я вернулся во Флоренцию по случаю тяжелой болезни моего дяди епископа из Имолы; Оказавшись однажды, примерно в конце мая, в этом монастыре Санта-Мария-новелла, отец Августино дель Риччио (1), флорентинец, с большой радостью сказал мне, что в тот день он увидел прекрасную вещь.

Франческо Ферруччи дель Тадда, Джироламо Савонарола, порфир, белый мрамор, черный мрамор, autrefois Paris, commerce d’art.

На мой вопрос об этом; он ответил, что видел в мастерской Чекко дель Тадда прекрасную голову отца св. Джироламо, сделанную из порфира; добавив, что хозяин сказал ему, что сделал её по убеждению одного из наших отцов. Этим я был очень доволен, вспоминая, что произошло между нами около трёх лет назад. И я пошёл с упомянутым отцом Августином в мастерскую Тадды, сбольшим удовлетворением я увидел упомянутую работу. Тадда подумал и сказал, что он совершил это за великое чудо, которое явил Джироламо, когда он был молодым.

Замок святого Ангела. Рим (иллюстрация к книге 1727 года). В нём в 1527 году укрылся папа Климент VII, когда в Рим вторглись войска императора Карла V. Там же в это время находился Бенвенуто Челлини, принимавший участие в отражении атак.

И это произошло в те времена, когда Ферручи был в Риме в 1527 году, когда был мешок (осада?); и был там в Кастель Сант-Ангело бомбардиром Папы Климента. Случилось так, что в следующем августе после разграбления он заболел (в то время в Риме - чума) так, что одновременно у него было три чумных бубона. Поэтому, будучи очень больным и находясь в большой опасности, он сам отправился к группе больных, которая находилась недалеко от церкви Сан-Джованни Латерано; куда он ехал на телеге, по его словам, стоя, держась за высокий борт руками. По пути, когда он проезжал немного дальше Торре Сангиньи, где можно было спускаться по склону, он увидел двух доминиканских монахов, идущих по этой дороге к к телеге. Когда они поравнялись с телегой, Тадда, движимый каким-то внутренним инстинктом, преклонил колени, словно прося их благословения. Затем один из упомянутых отцов подошел к телеге, взял одну из небольших коробочек и, приложив к ней большой палец, крестным знамением помазал лоб Тадды. Когда он совершал это, он сказал такие слова: "немного веры в фра Джироламо".

И, ничего не сказав и не сделав (более), упомянутые отцы ушли. Тадда, почувствовав, что его лоб смазан, и ему казалось, что эта мазь ещё осталась. Он прикоснулся прямо к ней рукой, а затем нюхал эту руку, после чего он всю жизнь чувствовал утешение и прекрасно всё возстановил. Короче говоря, другой болезни у него не было. И когда я в конце его повествования спросил его, какую веру он впервые возложил на фра Джироламо, он сказал, что никогда не уделял больше внимания своим вещам, но что, работая скульптором в Санта-Мария-дель-Фьоре в компании другого человека, чью сестру он взял себе в жены, часто упрекал этого его товарища за то, что, работая, тот проклинал фра Джироламо. Ибо он не мог вынести кощунства.

Он ещё раз особенно отметил, что когда он взял этот кусок порфира, чтобы обработать его; раздумывая, что он должен с этим сделать, он, получил в свои руки ту прекрасную медаль, слепок которой у него был, и увидеть которую за несколько лет ему и в голову не приходило. Поэтому, помня наши рассуждения и чудесным образом полученную благодать, он решил сделать свой портрет изображённым в естественном виде; и что он выполнял его с такой любовью, что это усилие не показалось ему ничем, и что за целый месяц его работа была только в форме глаза головы, который, по его словам, не стоил пятидесяти скуди."

Подлинность рассказа Ферручи о случившемся чуде завизирована подписями монахов, в присутствии которых произходил разговор.

"Я, фра Агостино дель Риччио, упомянутый выше, я заверяю своей рукой, что я слышал, как и выше, упомянутое чудо, и что все остальное, к чему я был привязан, истинно.

Я, фра Николо Сермартелли, собственными руками заверяю, что слышал чудо, рассказанное вышеупомянутым скульптором."

Замечательна также информация одного из примечаний:

"То, что он затем нашёл способ обработки порфира, очень хорошо известно, и, благодаря этому открытию, он получил славу, которой пользовался в своё время. Он перестал жить 30 апреля 1585 года: и в его завещании мы читаем: "Prudens vir magnificus Franciscus quondam Ioannis Taddei de Fesulis, scultor porphidi, et ipse inventor, seu renovator talis sculpturae el artis porfidorum incidendi. " Балдинуччи, Новости профессоров дизайна и др. Том I, части III, IV, с 1580 по 1590 год.

О-о-очень приблизительный перевод с латыни: "Искусный человек великолепный Франциск некогда Иоанн Таддей фьезолец, скульптор по порфиру, и он же изобретатель или реставратор такого искусства, как гравировка порфира, который нужно вырезать."

Возвращаюсь к тексту статьи.

Скульптор понял, что его вылечило чудесное явление Савонаролы, умершего в 1498 году. Короткая фраза, произнесённая Боттонио (Bottonio) во время его предыдущего визита, побудила скульптора выразить свою благодарность и взяться за эту долгую и мучительную работу, потому что, по его словам, чтобы просто вырезать глаз, нужно не менее месяца.

Giovanni delle Corniole Гемма из сердолика и золота. Бюст Джироламо Савонаролы, 1498-1516 гг. Галерея Питти, Флоренция (Из коллекции «Сокровищница Медичи»)

Повторное появление этого профиля, в связи с его переходом на рынок Парижского искусства, позволяет понять, что «гипсовый медальон искусного ремесленника», которым обладал скульптор, был отпечатком или копией знаменитой работы гравера драгоценных камней Джованни ди Лоренцо, известного как «Делле Корниоле».

На этом позвольте сегодняшнюю статью завершить :о)

Предыдущие публикации по теме:

Порфир - камень императоров

О трудностях обработки порфира

Порфировый саркофаг как лакмусовая бумажка

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Достойный персонаж! О резчиках порфира прежде читать не приходилось. Италия как-то больше с мрамором ассоциируется.