2. Простые люди и управление

1 924

Продолжение темы, начатой тут

    В прошлые времена было чёткое расслоение: была аристократия и были простые люди. Простолюдины, плебеи, холопы, смерды, чернь – модификации/названия разные, смысл примерно одинаковый: низший класс, который составлял основную массу населения. Аристократия была более-менее образованной, простые люди нет, и аристократия считалась разборчивой во всяких тонкостях, а простые люди грубыми и неотёсанными. Они так и назывались: простыми людьми, а про аристократию говорили: «О, да это не простой человек! это вона кто – граф/князь/прЫнц (и т.п.)…». И это расслоение как бы автоматически каждого ставило на место в вопросе кто он есть, и чего его суждения весят.

Проблемы у такого разделения были примерно следующие. Во-первых, чтобы выделиться среди других, по-настоящему выдающемуся человеку искусственные титулы не нужны – он своей личностью и так выделяется. Они нужны больше всего тем, кому больше нечем выделиться (а хочется). Во-вторых, совсем не факт, что если аристократия отделяется, то это только потому, что она вынуждена-де ограждать себя от неучей. У многих людей есть потребность приподняться самим, и опустить, по возможности, других (так ими легче управлять). Т.е., целенаправленно заставлять простых людей пребывать в состоянии, где они ничего не знают и ничего не значат. И от них требовалось быть такими не потому, что они такие от природы, а потому, что какими бы они не были, их таковыми делали. Поэтому аристократия часто была против того, чтобы давать народу образование. И в-третьих, настоящее благородство по наследству не всегда передаётся (так же, как не всегда передавалось и неблагородство). И в семье простых людей мог родиться великий человек, а в семье аристократа полное ничтожество, ни на что не годное, кроме как чваниться своим происхождением. Поэтому истинное благородство со временем перемешивалось, развитие общества требовало переоценки ценностей, и естественно, титулованная аристократия в достаточном количестве была в этом не заинтересована. Так что возможность поставить кого-то на место, ткнув его в установленное обществом положение, не так часто несла в себе справедливость. В основной своей массе она была орудием укрепления несправедливости, на которой паразитировала аристократия, в большинстве своём способная лишь на интриги и праздность, в то время, как создавать что-то по-настоящему великое способны были лишь немногие из них.

Вышесказанное, впрочем, совсем не означает, что чернь – всегда бедные затурканные люди, которым просто не дают внутренне развиваться. Среди неё полно личностей из разряда «не хочу учиться, а хочу жениться» (причём жениться – это ещё самое приличное из того, что они могут хотеть), и живут они в соответствующем своему уровню режиме. И имеют соответствующее ему развитие, и соответствующие ценности, и когда положение таких зафиксировано в их официальном статусе, вот тогда их на место проще всего поставить при помощи окрика: «Куда прёшь, чернь? Пошёл вон с дороги – не видишь, барин едет!» (что, кстати, они понимают куда доходчивее, чем вежливые и структурные рассуждения, кто и где кому должен уступить дорогу). Что тоже способствовало укреплению соответствующих устоев, в которых виновата оказывалась не одна только аристократия. А если вдруг чернь поднимала восстание, так она могла понести на гильотину всех аристократов без разбору. И чернь почти всегда означает толпа, а толпа всегда менее сознательна, чем отдельно взятый среднестатистический индивид из неё же.

Так что справедливости от черни ждать стоит не больше, чем от аристократии, и последняя это знает (и конечно же использует это в своих оправданиях), когда для увеличения надёжности своего положения приучает простых людей не подымать голову. Поэтому в таких вопросах всё сложнее, чем кому-то было бы удобнее для разбора, а несправедливости в каждом деле обычно оказывается больше, чем видит каждая из сторон. И иногда иная чернь кое-где даже и заслуживает, чтобы её на место поставили традиционным для такой системы способом. И это совсем не отменяет того факта, что барин зачастую внутри своей сущности и есть такая же чернь, только разодетая, натасканная в манерах, и зачванивашаяся.

Сейчас в цивилизованных странах всё в прошлом, все вроде как изначально равные в правах и достоинствах, все образованные, все умеют читать и, конечно же, писать свои комментарии. И у каждого своё, (обычно самое важное и единственно правильное – с его точки зрения) мнение. Но по большому счёту ничего не изменилось – сменилась форма, а содержание осталось прежним: есть верх и есть низ, и есть те, кто едут, и есть те, кто везут. И когда едут те, кто любят, когда их возят, они всегда считают чернью тех, на ком они ездят.

Причина разделения какой была, такой и остаётся: одни люди готовы напрягаться столько, сколько потребуется, чтобы докопаться до сути, а другие предпочитают довольствоваться теми объяснениями, которые им проще усвоить, и ждать от жизни, чтобы правда подстроилась под их понимание. И когда те, кому может быть хорошо только тогда, когда кому-то плохо, делают всё так, чтобы им самим было хорошо, а те, кто не хотят напрягаться, не напрягаются настолько, насколько нужно, чтобы этому противостоять, то получается всё не так, хотят последние, а так, как нужно первым.

Классический вид заблуждения – сведение всего к одной простой дилемме «ты за одно или за другое?», где третьего не дано. Почему не дано – потому, что для некоторых, это оказывается, слишком сложно. Удобно рассуждать «ты за наших или за ихних?», и, если критикуешь наших – значит враг, а если критикуешь ихних – значит, свой. Всё просто: увидел критику в адрес своих – поставил минус, увидел критику в адрес врагов – поставил плюс. Зачем думать, когда можно не напрягаться, а сэкономленную энергию потратить на разборки?

Возникает вопрос: а что делать, если я против такого подхода? Не против «наших» или «ваших», а против упрощения там, где оно необоснованно? Вот если против титулованной аристократии, ярлыки на лоб каждому лепящей, что если родословной не вышел, то и ничего достойного в тебе быть не может, и против толпы, идущей жечь дворцы и громить произведения искусства? Вот если своя, третья позиция? Тогда никак – или ты за наших, со всеми ихними от и до, и или против. Максимализм градаций не любит. Так что, три сосны иногда слишком много, чтобы не заблудиться; вот две – в самый раз.

Писать для таких людей правду – занятие неблагодарное. Статьи они читают примерно так (утрирую): если написано «я вообще-то против погромов ценных произведений искусства», у слишком простого может запросто сработать «Ага, значит, ты буржуев защищаешь... Значит, ты хочешь, чтобы нас угнетали, чтобы мы страдали, а ты жрал их подачки! Сколько они тебе заплатили за это?» (чем уже струя, тем сильнее напор – закон узколобости, и чем меньше кругозор, тем дальше идут выводы. И всё, человек сформировал позицию. Дальше воспринимать текст статьи будет через этот фильтр. И даже если дальше там будет написано «…потому, что искусство развивает внутренний мир человека. А человека с более развитым внутренним миром легче просвещать, а просвещёнными труднее манипулировать. А кем нельзя манипулировать, того нельзя не уважать, и с тем приходится считаться…», у него уже не сработает «А, значит, ты всё же нам помочь таким способом хотел…». Он же своё мнение сформировал. У него теперь ход мыслей: «Автор – враг. Значит, ничего хорошего он по определению нам желать не хочет. А значит, если что-то и покажется хорошего, то это обман. А потому, надо вглядываться в его слова и высматривать всякие хитрости». И вот его реакция: «Ты тут нам свистишь, какой ты умный искусствовед, а мы типа тупое быдло, которое ни в чём не разбирается, да? А я вот думаю, что это ты говно!». И если в конце будет «И я против привилегированности бездарей и паразитов, которыми ряды аристократии просто кишат…», он до этого скорее всего не дочитает, а если и дочитает, то будет: «Ну вот ты сам себя и опроверг! (ты же против нас начинал, а теперь против них оказался, и твоя противоречивость доказывает твою глупость...». Короче, «Статья – говно, автор – дебил», ставим его на место и занимаемся дальше идейным вандализмом.

Если же наоборот, статья будет начинаться сразу с «Я против привилегированности бездарей и паразитов…», у простого человека сразу сработает «Вот, это свой человек!», и он кинется с упоением читать. Но только внимать будет, насколько хватит этого импульса, а когда упрётся в строки «…но я так же против скотства и погромов дворцов…!», у него сработает «Что-то я тебя не понимаю – сначала одно говоришь, потом другое…», и «А, так ты двурушник!», и давай мстить за то, что сначала тебе поверил.

Если сразу начать мысль с расставления всех точек над «И», что есть мол, одна проблема, и есть другая, и нам надо учесть обе, то реакция будет «Что-то ты слишком сильно грузишь… Ты проще скажи: ты за наших или за ихних?» И всё, если такового ответа не будет, значит, ты что-то темнишь (надо быть поосторожнее), и вообще: зачем им тратить время на того, кто пишет не то, что он хочет услышать, когда полно вокруг тех, кто пишет то?

Управлять простыми людьми просто: достаточно просто оставлять их в состоянии, при котором любое объяснение выше определённого уровня сложности они встречают в штыки. И все объяснения, которые им требуется иметь, давать им ниже этого уровня, а всю ложь, при помощи которой ими манипулирует, выше. И тогда любой борец с системой встретит в лучшем случае игнор с их стороны. А классическое использование их в своих целях опирается на то, что только настоящая правда не может конфликтовать между собой, а ложь конфликтует и с правдой, и друг с другом. И в рамках этого конфликта достаточно использовать какую-то однобокую правду для разоблачения своего конкурента, чтобы простые захотели поддержать очередного оппортуниста. И им не нужно доказывать, что он по-своему тоже не лжёт; достаточно только доказать, что лжёт противник. Остальное слишком сложно, а зачем вдаваться в сложности, когда можно просто идти бить тех, кому показали другую однобокую правду?

Порасшибаться друг о друга простых людей иногда можно заставить и просто так – ради профилактики. Чтобы не забывали, как больно иногда бывает. Чтобы поняли, почувствовали, усвоили, что ни на что сами не способны, кроме как делать себе больно, и чтобы ценили, что есть над ними те, кто могут ими управлять, ибо сами они управлять собой не могут. Это такой способ «поставить их на место» и научиться кланяться тем, кто держит их за расходный материал.

Если же им начать объяснять, что всё сложнее, чем им думается, то они от этого отвернутся (как отвернутся от этой статьи), и это будет такая форма отказа от того, чтобы ни в коем случае не выбраться из системы, в которой за счёт их простоты на них можно ездить. Всё это непростые люди знают, и институты власти имеют соответствующую практику. И вот паны дерутся, у холопов чубы трещат, все счастливы, но только одна простая истина никуда не девается: кого используют, того не уважают, и как высшие низших не уважали, так и будут не уважать, и не перестанут, пока им понятным для них способом не покажут, что теперь не уважать людей не получится. Это тот случай, когда, чтобы под кое-чем подписаться, никуда не нужно идти, и ничего делать; а достаточно просто оставаться на своём месте и быть в своём репертуаре.

Продолжение следует...

В Троицке создали ускоритель плазмы, который выведет Россию на новый уровень покорения космоса
  • pretty
  • Вчера 10:04
  • В топе

Пока что космические корабли с Земли не «бороздят просторы Вселенной», а лишь перемещаются в пункт назначения, обычно не очень далекий. Да и это происходит редковато. Скоро же всё может измениться, и ...

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Сумасшедший Белый дом выдал сенсационную версию Второй Мировой войны. Присядьте, чтобы не упасть...

Такого вы никогда не слышали, но надо сделать поправку на американскую систему образования и англосаксонскую манеру воровать чужие победы, переписывать историю под потребности текущего момента. Эти пе...

Обсудить
  • КОНТ Бронислав Элита Элита - инструмент глобального паразита. Элита - результат тысячелетней селекции. Главное свойство элиты - элита полностью лишена способностнй к управлению. У элиты повышенная способность к укривлению в свой карман. Элита освобождена от ответственности перед народом! В голове у элиты вместо мозгов иудейка избранности и козлиная иудейка отпущения грехов.