Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №12, занятие 1-6

1 1003

Эмоционально-образная педагогика

Кого учить, чему учить, как и когда учить?
Всякого ли можно научить?
Как организовать эффективное самообучение?
Как сделать процесс обучения интересным и даже увлекательным?
Обучению "все возрасты покорны"?

К этим вечным вопросам вновь и вновь возвращаются в течение всей истории педагогики. Каждый из преподавателей, основываясь на личном опыте, по-своему отвечает на эти вопросы. Иногда эти ответы бывают совершенно неожиданными, даже невероятными.

Таковы некоторые ответы ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА КИРЮШИНА - автора эмоционально-образной педагогики, с которым беседует наш корреспондент доцент И. В. ЧЕПУРА.

В. В. Кирюшин - педагог-музыкант по образованию. Он окончил институт им. Гнесиных в 1963 году и аспирантуру в 1965 году. Более 35 лет преподавал в самых различных учебных заведениях: от института Гнесиных до детского сада и даже групп новорожденных (!). За эти годы он обучил более четырех с половиной тысяч учеников, а его семинары по всей стране прослушало около 8 тысяч педагогов.

- Владимир Викторович, мне приходилось слышать мнение, что из ЛЮБОГО, самого, казалось бы, обделенного музыкальными (и дате ОБЩИМИ) способностями ребенка Вы сможете сделать "сверходаренного", и тот поступит в Центральную музыкальную школу при консерватории или в десятилетку имени Гнесиных. Так ли это? С каким контингентом детей Вам приходилось работать?

- Мой опыт привел меня к выводу, что результат обучения зависит не столько от одаренности, сколько от методики обучения. За тридцать лет я встретил очень мало по-настоящему способных детей (да и взрослых) - лишь пять человек из 4,5 тысяч.

А ведь мне приходилось обучать детей всех возрастов, среди которых было много детей высших руководителей страны, профессоров, академиков, выдающихся представителей культуры. И каждому ученику, а не только этим пятерым за год, полтора я смог развить абсолютный слух, технологическое, образное мышление, эмоции.

И эти обыкновенные дети смогли поступить в учебные заведения "для особо одаренных". Причем абсолютный слух удавалось развить даже у таких детей и взрослых, про которых говорят, что им "медведь на ухо наступил".

- В чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические и физико-математические дисциплины?

- Музыка имеет два языка: технологический и эмоционально-образный.

Один воздействует на разум, другой - на чувства.

Технологический язык музыки - как и любой вербальный язык (язык, связанный с понятиями, выраженными словами), может быть "свернут" в определенные формулы-блоки.

Их алгоритмы я разрабатывал около двадцати лет. Эти формулы-блоки имеют вид специальных мелодий или ритмических структур. Чтобы облегчить и ускорить усвоение технологического языка, была сформирована система образов -эмоционально-образный язык.

На основе этой системы образов создана "Библиотека музыкального мифа" в виде 62 книг-сказок в стихах и в прозе с цветными иллюстрациями и звукозаписями.

Интересно, что образы были рождены четырьмя с половиной тысячами моих учеников, т. е. являются продуктом коллективного творчества. Причем оказалось, что каждое средство музыкальной выразительности рождает у различных детей примерно одинаковые эмоциональные характеристики, переводимые потом в конкретные образы.

Из этих образов можно создавать игрушки, рисунки, сказки-мифы, спектакли, художественные компьютерные программы и даже обучающую обувь и одежду.

Вместо обычного нудного урока обучаемые участвуют в интересном спектакле, смотрят специальный мультфильм, рисуют, лепят или создают фантастические произведения. Учитель из урокодателя, пересказывающего учебник, превращается в создателя и постановщика ежедневных уроков-спектаклей. Такую же работу можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.

- Сколько учеников должно быть в группе? Что делать с отстающими?

- Отстающих практически не бывает при этом методе обучения.

Во-первых, потому что занятия становятся увлекательными.

Во-вторых, потому, что эмоционально-образная педагогика рассчитана на первоначальное восприятие информации через правое полушарие.

А деятельность этого полушария даже у людей со значительными отклонениями менее затрагивается болезнью, чем правое полушарие мозга. Вот потому-то педагог, обращающийся только к логике, только через слово, терпит в этом случае неудачу.

Такого не может быть при эмоционально-образном подходе. Здесь ни способности, ни даже возраст не помеха. В одной группе могут находиться дети трех и двенадцати лет. Лишь бы к занятиям они приступали одновременно. При эмоционально-образном обучении группы могут оставаться большими: не менее 25 человек. Именно в таких группах учащиеся чувствуют себя наиболее раскованно.

- Насколько ускоряется изучение материала при Вашем методе обучения?

- Курс предмета "Сольфеджио" в нашей стране осваивают за 19 лет! При индивидуальных занятиях по эмоционально-образному методу (уроки два раза в неделю) удавалось осваивать этот курс за три-четыре года.

Сейчас "создано пособие в виде аудиокассет для самообучения, которое позволяет освоить программу 19 лет за полгода - год. Причем в моей практике были случаи, когда это делали обычные, очень средние взрослые, не имевшие музыкального образования.

- Как реагируют выдающиеся деятели науки и культуры, органы народного образования на Ваш метод?

- Многие из тех, кто познакомился с системой моего обучения, дали о ней хорошие отзывы. Письма в ее поддержку в адрес министерства культуры и просвещения писали многие. Под ними, в частности, подписи академиков Александрова, Велихова, Мигдала, Колмогорова, Дубинина, Амосова, таких известных деятелей культуры, как Айтматов, Бондарчук, Пахмутова, Ульянов, Царев, Долуханова, Рождественский, Минин, Нестеренко, Райкин, Никулин и другие. Но... чиновники оказались сильнее, и до сих пор школа, за которую я ратовал, так и не создана.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Занимаюсь созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным языкам, основам менеджмента и т. д.

- Вы хотите переложить вузовский материал на детский уровень? Это те потрясающе! Не обратили ли на Ваши работы внимание за рубежом?

- Обратили. В США, Германии, Японии. Но прежде надо запатентовать способ обучения. Заявка на приоритет в США уже послана.

- Где можно приобрести Ваши пособия для самообучения?

- Как раз сейчас проводится подписка на музыкальные мифы-сказки, грампластинки и нотные пособия по этому методу. Подписаться можно в Библиотеке иностранной литературы. Центральной детской библиотеке, в Правлении Всероссийского музыкального общества.

И. В. Чепура

«Аудитория», 12 мая 1992 г.

источник


Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 1

Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 2

Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 3

Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 4

Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 5

Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 6


Материалы из архива группы ВКонтакте "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА".

В.Лычковский (составитель). Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА. pdf

Вся имеющаяся информация о В.В.Кирюшине и его наследии в одной книге (формат .PDF), в которую вошли восстановленные публикации с неработающего сайта В.В.Кирюшина, а также вся «Библиотека музыкального мифа», сказки, плакаты, фотоколлажи с нотами и нотонаписанием интонационно-слуховых упражнений, плюс структурированные активные ссылки на просмотр/прослушивание/скачивание аудио- и видеофайлов на Ютубе, электронных журналов с эффектом перелистываемых страниц.
Получился своеобразный Пульт Управления от группы ВКонтакте и его архива на Ютубе и файлообменнике Яндекс-диск.
Объём - 383 мб, почти 2000 страниц.

Три года СВО: «Попомни мои слова — они с нами будут драться насмерть»

За семьдесят «с гаком» прожитых лет мало какое утро запомнилось как то, что грянуло над всеми нами 24 февраля 2022 года.Ни свет, ни заря позвонил близкий друг, сослуживец по центральном...

Обсудить