Эмоционально-образная педагогика
Кого учить, чему учить, как и когда учить?
Всякого ли можно научить?
Как организовать эффективное самообучение?
Как сделать процесс обучения интересным и даже увлекательным?
Обучению "все возрасты покорны"?
К этим вечным вопросам вновь и вновь возвращаются в течение всей истории педагогики. Каждый из преподавателей, основываясь на личном опыте, по-своему отвечает на эти вопросы. Иногда эти ответы бывают совершенно неожиданными, даже невероятными.
Таковы некоторые ответы ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА КИРЮШИНА - автора эмоционально-образной педагогики, с которым беседует наш корреспондент доцент И. В. ЧЕПУРА.
В. В. Кирюшин - педагог-музыкант по образованию. Он окончил институт им. Гнесиных в 1963 году и аспирантуру в 1965 году. Более 35 лет преподавал в самых различных учебных заведениях: от института Гнесиных до детского сада и даже групп новорожденных (!). За эти годы он обучил более четырех с половиной тысяч учеников, а его семинары по всей стране прослушало около 8 тысяч педагогов.
- Владимир Викторович, мне приходилось слышать мнение, что из ЛЮБОГО, самого, казалось бы, обделенного музыкальными (и дате ОБЩИМИ) способностями ребенка Вы сможете сделать "сверходаренного", и тот поступит в Центральную музыкальную школу при консерватории или в десятилетку имени Гнесиных. Так ли это? С каким контингентом детей Вам приходилось работать?
- Мой опыт привел меня к выводу, что результат обучения зависит не столько от одаренности, сколько от методики обучения. За тридцать лет я встретил очень мало по-настоящему способных детей (да и взрослых) - лишь пять человек из 4,5 тысяч.
А ведь мне приходилось обучать детей всех возрастов, среди которых было много детей высших руководителей страны, профессоров, академиков, выдающихся представителей культуры. И каждому ученику, а не только этим пятерым за год, полтора я смог развить абсолютный слух, технологическое, образное мышление, эмоции.
И эти обыкновенные дети смогли поступить в учебные заведения "для особо одаренных". Причем абсолютный слух удавалось развить даже у таких детей и взрослых, про которых говорят, что им "медведь на ухо наступил".
- В чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические и физико-математические дисциплины?
- Музыка имеет два языка: технологический и эмоционально-образный.
Один воздействует на разум, другой - на чувства.
Технологический язык музыки - как и любой вербальный язык (язык, связанный с понятиями, выраженными словами), может быть "свернут" в определенные формулы-блоки.
Их алгоритмы я разрабатывал около двадцати лет. Эти формулы-блоки имеют вид специальных мелодий или ритмических структур. Чтобы облегчить и ускорить усвоение технологического языка, была сформирована система образов -эмоционально-образный язык.
На основе этой системы образов создана "Библиотека музыкального мифа" в виде 62 книг-сказок в стихах и в прозе с цветными иллюстрациями и звукозаписями.
Интересно, что образы были рождены четырьмя с половиной тысячами моих учеников, т. е. являются продуктом коллективного творчества. Причем оказалось, что каждое средство музыкальной выразительности рождает у различных детей примерно одинаковые эмоциональные характеристики, переводимые потом в конкретные образы.
Из этих образов можно создавать игрушки, рисунки, сказки-мифы, спектакли, художественные компьютерные программы и даже обучающую обувь и одежду.
Вместо обычного нудного урока обучаемые участвуют в интересном спектакле, смотрят специальный мультфильм, рисуют, лепят или создают фантастические произведения. Учитель из урокодателя, пересказывающего учебник, превращается в создателя и постановщика ежедневных уроков-спектаклей. Такую же работу можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.
- Сколько учеников должно быть в группе? Что делать с отстающими?
- Отстающих практически не бывает при этом методе обучения.
Во-первых, потому что занятия становятся увлекательными.
Во-вторых, потому, что эмоционально-образная педагогика рассчитана на первоначальное восприятие информации через правое полушарие.
А деятельность этого полушария даже у людей со значительными отклонениями менее затрагивается болезнью, чем правое полушарие мозга. Вот потому-то педагог, обращающийся только к логике, только через слово, терпит в этом случае неудачу.
Такого не может быть при эмоционально-образном подходе. Здесь ни способности, ни даже возраст не помеха. В одной группе могут находиться дети трех и двенадцати лет. Лишь бы к занятиям они приступали одновременно. При эмоционально-образном обучении группы могут оставаться большими: не менее 25 человек. Именно в таких группах учащиеся чувствуют себя наиболее раскованно.
- Насколько ускоряется изучение материала при Вашем методе обучения?
- Курс предмета "Сольфеджио" в нашей стране осваивают за 19 лет! При индивидуальных занятиях по эмоционально-образному методу (уроки два раза в неделю) удавалось осваивать этот курс за три-четыре года.
Сейчас "создано пособие в виде аудиокассет для самообучения, которое позволяет освоить программу 19 лет за полгода - год. Причем в моей практике были случаи, когда это делали обычные, очень средние взрослые, не имевшие музыкального образования.
- Как реагируют выдающиеся деятели науки и культуры, органы народного образования на Ваш метод?
- Многие из тех, кто познакомился с системой моего обучения, дали о ней хорошие отзывы. Письма в ее поддержку в адрес министерства культуры и просвещения писали многие. Под ними, в частности, подписи академиков Александрова, Велихова, Мигдала, Колмогорова, Дубинина, Амосова, таких известных деятелей культуры, как Айтматов, Бондарчук, Пахмутова, Ульянов, Царев, Долуханова, Рождественский, Минин, Нестеренко, Райкин, Никулин и другие. Но... чиновники оказались сильнее, и до сих пор школа, за которую я ратовал, так и не создана.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Занимаюсь созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным языкам, основам менеджмента и т. д.
- Вы хотите переложить вузовский материал на детский уровень? Это те потрясающе! Не обратили ли на Ваши работы внимание за рубежом?
- Обратили. В США, Германии, Японии. Но прежде надо запатентовать способ обучения. Заявка на приоритет в США уже послана.
- Где можно приобрести Ваши пособия для самообучения?
- Как раз сейчас проводится подписка на музыкальные мифы-сказки, грампластинки и нотные пособия по этому методу. Подписаться можно в Библиотеке иностранной литературы. Центральной детской библиотеке, в Правлении Всероссийского музыкального общества.
И. В. Чепура
«Аудитория», 12 мая 1992 г.
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 1
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 2
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 3
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 4
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 5
Уроки сольфеджио В. В. Кирюшина. Кассета №12. Занятие 6
Материалы из архива группы ВКонтакте "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА".
Вся имеющаяся информация о В.В.Кирюшине и его наследии в одной книге (формат .PDF), в которую вошли восстановленные публикации с неработающего сайта В.В.Кирюшина, а также вся «Библиотека музыкального мифа», сказки, плакаты, фотоколлажи с нотами и нотонаписанием интонационно-слуховых упражнений, плюс структурированные активные ссылки на просмотр/прослушивание/скачивание аудио- и видеофайлов на Ютубе, электронных журналов с эффектом перелистываемых страниц.
Получился своеобразный Пульт Управления от группы ВКонтакте и его архива на Ютубе и файлообменнике Яндекс-диск.
Объём - 383 мб, почти 2000 страниц.
Оценили 13 человек
30 кармы