Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.1)

0 696

По крайней мере так считали китайские книжники времен Чингисхана. Конечно, тогда они не знали про маньчжуров, ведь это название появилось значительно позже, когда чжурчжэньский род Айсинь Гиоро сумел в XVI в. стать гегемоном среди прочих родов чжурчжэньского происхождения и племен, говоривших на родственных им наречиях. Вот тогда богдыханы Айсинь Гиоро и приказали называться им всем как маньчжуры. А объявленную ими династию Цин (1644 - 1912), которая стала править всем Китаем, стали называть маньчжурской.

Поэтому сейчас в литературе закрепилось название "тунгусо-маньчжурские" языки, например. Для простоты понимания оставим за чжурчжэнями и родственными им этносам это общее название, т.е. маньчжуры. Кстати, это похоже на историю с монголами, так как "монголы" стало общим понятием для родственных племен и родов только со времен Чингисхана.

Вернемся к китайским книжникам XII-XIII вв. и их убеждению в общности происхождения монгольских и маньчжурских племен. Южносунский автор Ли Синь-чуань (1167 - 1243) в своем трактате подытожил изыскания своих предшественников по данной теме. Свои выводы он изложил в специальной главе «Клятвенные посещения пограничных застав татарами (О государстве монголов – главное и дополнительное)», где рассказывает о происхождении монголов (их он не отделяет от татар, о чем говорит само название главы вместе с его подзаголовком-пояснением). Там сразу же сообщается:

«Предки татар были одного рода с чжурчжэнями, ведь те и другие – это потомки мохэ. Их государство во времена [династий] Начальная Вэй , Ци и Чжоу называлось Уцзи, а ко временам [династии] Суй – называлось Мохэ... Племена носили такие имена как хэйшуй, байшань и другие. Байшань изначально были подданными Корё и, когда [государство] Тан уничтожило Корё, их остатки все вместе вошли в состав [государства] Бохай. Только хэйшуй сохранили свои силы [нетронутыми]. Ко временам расцвета [государства] Бохай все мохэ были уже подчиненными ему. Позднее, когда си и кидани напали на него, племена [мохэ] разделились и рассеялись. Те, что проживали в верховьях реки Хуньтунцзян – назывались нюйчжэнь (Хуньтунцзян – это как раз река Ялу ). Это потомки хэйшуй. Те, что проживали в горах Иньшань , именовали себя татарами... Когда [Ли] Цзицянь предал клятвы, то вследствие этого [татары] разорвали отношения и не приходили. По этим причинам [они] стали служить киданям».

Итак, о чем же сообщает тут Ли Синь-чуань. В частности о его периодизации: упоминаемая им династия Юань Вэй (Начальная Вэй) или Северная Вэй, она же Тоба-Вэй (по правящей фамилии из сяньбийского рода Тоба), существовала в 386–535 гг. Она оказала огромное влияние на историю Китая, в частности на его разделение за Север и Юг (период так называемых «северных династий»). Ввиду своего изначально сяньбийского (протомонгольского) происхождения, в период Северной Вэй правящим домом оказывалось значительное внимание связям с северными и северо-восточными кочевыми племенами. Северная Ци существовала в 550 – 577 гг., а династии Северная Чжоу — в 557 – 581 гг.

Теперь, что касается приведенных им этнонимов. Мохэ – тунгусо-маньчжурские племена (точнее прототунгусские племена), жившие на территории Маньчжурии, южной части Приморского края и северной части Кореи. В китайских источниках периодов Суй и Тан (581 – 907 гг.) этим именем также называли конкретно чжурчжэньские племена, с которыми сталкивались китайцы (нюйчжэнями-чжурчжэнями их стали называть только с времен Ляо). Начиная с династии Северная Вэй, тунгусо-маньчжурские племена, которые с древности назывались в китайских источниках как илоу, стали называться уцзи/уги. Позднее, в китайских источниках различные тунгусо-маньчжурские народы региона стали называться мохэ – под этим политонимом тогда стали называть такие племена как гуда, фунэ, аньчэгу, гуши и, упоминаемые далее, хэйшуй (т.е. «чернореченские») и байшань («белогорские») мохэ. Эти племена являлись предками многих современных тунгусо-маньчжурских народностей – таких как нанайцы, ульчи (нани), удэгэ, орочи, чжурчжэни/маньчжуры.

«Чернореченские» (хэйшуй) и «белогорские» (байшань) мохэ – эти названия считаются китайскими кальками соответствующих чжурчжэньских слов. В частности, среди маньчжурских родов (потомков чжурчжэней) есть род сахалян-мохэ, который в переводе с маньчжурского и означает «чернореченские мохэ». Государство Бохай (существовало в 698 – 926 гг.) было создано тунгусо-маньчжурскими племенами (мохэ и др.) на землях, которые теперь находятся на территории современного Приморья (юг Приморского края, Россия), юго-восточной Маньчжурии (провинция Хэйлунцзян в КНР) и северо-востока Кореи (Бохай на юге граничил с корейским государством Силла). В состав Бохая вошли также когурёские земли с их населением – после гибели государства Когурё в 668 г. Соседями его на севере были шивэйские и сиские племена, на западе и юго-западе – кидани. Последние и завоевали Бохай в 926 г., включив его в в состав своей империи Ляо.

Современные представления об этногенезе монголов, конечно, не тождественны предложенной китайскими средневековыми книжниками схеме. Но тем не менее в ней есть рациональное зерно.

 

Из цинского альбома народов, изображение тунгусо-маньчжурской народности хэчжэ

Учителей заставили ставить «лайки» мэру Мытищ, которая выдала мигрантам сертификат на 24 млн

Мытищи продолжает трясти после того, как глава города, Юлия Купецкая, вручила мигрантам сертификат на 24 миллиона рублей. Причём события творятся какие-то непредсказуемые, удивительные!...